Приём драматизации и инсценированиия
статья (английский язык) по теме

Сурина Наталья Алексеевна

В данной статье рассказывается о приёмах драматизации и  инсценированиия, которые выступают в качестве эффективного средства реализации программы раннего обучения английскому языку и повышения мотивации к овладению иноязычным общением.

    Драматизация и инсценирование способствует достижению следующих целей:

     Образовательная: расширение лексического запаса, постановка произношения и отработка фонетических трудностей; применение полученных знаний при общении на иностранном языке.

     Развивающая: развитие навыков устной речи, формирование личности, способной к межкультурному общению через коммуникативные умения; развитие мышления, памяти, внимания, актерского мастерства; развитие интеллектуальной, эмоциональной и речевой активности детей.

     Воспитательная: воспитание умения работать в команде дружного коллектива, ознакомление с культурой и обычаями англоязычных стран (воспитание социокультурной компетенции); всестороннее развитие личности ребенка средствами иностранного языка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приём драматизации и  инсценированиия

Эффективность любой деятельности, в том числе и  педагогической, зависит не только от ясного  понимания целей и задач, но и от того, какие средства мы выбираем для их достижения.

Приём драматизации – одно из  эффективных средств раннего обучения иностранному языку. У учащихся развивается коммуникативная, творческая и культурная компетенция, способствующие формированию умений социального общения, формируются актёрские навыки, что способствует преодолению их стеснительности, повышается самооценка.

Родоначальники использования данного приёма П. Слейд и Б. Уэй  считали, что традиционные школьные упражнения «разрушают непосредственность и творчество детей». Применение в процессе обучения драматизации развивает у детей критическое и интуитивное мышление, способствует большей сосредоточенности. У них увеличивается словарный запас, развиваются умения говорения на иностранном языке, что вызывает эстетическое переживание.

Драматизация улучшает качество речи учащихся ещё и фонетически, так как тон голоса и выразительность являются важными компонентами устной презентации.

Являясь педагогически направленной деятельностью, драматизация нацелена на эффективное усвоение материала.

       Драматизация как элемент театрального искусства близка и понятна детям, ведь в основе театра лежит игра, которая является ведущей деятельностью детей младшего возраста. Театр обладает необходимым потенциалом эстетического развития детей, что отвечает целям обучения на начальном этапе, а именно способствует развитию их эмоциональной памяти, воображения и т.д. Театр учитывает специфику детского восприятия, направляет фантазирование ребенка, помогает его развитию и перерастанию в творческое воображение. Элементы театрального искусства предоставляют возможность воспринимать материал не только рационально, но и эмоционально. Драматизация является сильнейшим средством обучения иностранному языку, отвечающим возрастным особенностям детей младшего школьного возраста. При умелом педагогическом творческом подходе данный прием может повысить эффективность раннего обучения.

      Именно  драматизация и  инсценирование, как средство создания игровых ситуаций,  дает возможность учителю оправдать требование общаться с ребенком на иностранном языке, помогает сделать коммуникативно-значимыми фразы, построенные по простейшим моделям, помогает сделать эмоционально привлекательным процесс повторения речевых моделей и стандартных диалогов.

Такие виды художественной самодеятельности как драматизация и инсценирование  (постановка на английском языке различных сценок как предложенных преподавателем, так и придуманных детьми совместно с учителем) очень привлекают детей 6 лет, отвечая внутренним потребностям учащихся в творческой активности: дети знакомятся с англоязычной литературой и фольклором.

Многие учителя воспринимают драматизацию как постановку серьёзных спектаклей, требующих высоких актёрских способностей от детей, режиссёрских навыков от учителей и долгих репетиций, поэтому сознательно не используют этот приём в своей деятельности.   Другими причинами         отказа от драматизации являются: боязнь учителя потерять контроль над дисциплиной в классе (подобные формы занятий всегда вызывают всплески эмоций, непредсказуемые реакции детей, эта форма работы занимает слишком много времени - от этого страдает основная учебная программа);  для реализации обучения иностранному языку через театральное искусство нужны особые  условия и учебные материалы (под условиями здесь понимается наличие свободных аудиторий для репетиций, свободное время у учителя и учеников, методические материалы для педагогов по применению драматизации именно для обучения иностранному языку). Таким образом, учителя с осторожностью относятся к приёму драматизации, так как либо не видят его значимости, либо до конца не знают, как с ним работать.  Самая главная причина неиспользования драматизации – нехватка времени  даже на её элементы в урочной деятельности.

На этот счёт методисты Мэйли и Дафф в своей книге «Drama Techniques in Language Learning» (CUP (the 2nd Edition), 1982, стр.32) пишут: «Драматизация – это то, что мы делаем каждый день. Это наше бытие. Это настолько обычная вещь», поэтому никаких специальных умений от учителя не требуется. Просто нужно быть самим собой.

- Драма близка ребенку, так как динамична, действенна и напоминает мир игры, в котором он живет. Это то, во что мы вовлечены в повседневной жизни, когда сталкиваемся с разными ситуациями. Деятельность, которая стимулирует наше воображение, пробуждает чувства и воодушевляет нас играть разные роли, может называться драмой. Соприкосновение с игрой и искусством делает общение ученика с учителем ярким и запоминающимся. Занимаясь одним общим делом, учитель и его ученики становятся единомышленниками, а значит:

  • разрушается непонимание между учителем и учеником;
  • учитель становится менее доминантным;
  • создается атмосфера доверия, и улучшаются отношения учителя с учениками;
  • дети становятся свободнее, раскованнее, увереннее в себе;
  • дети учатся работать в команде, терпимо относиться друг к другу;
  • формируется чувство взаимопомощи и ответственности за свои знания;
  • ситуация успеха побуждает ребенка к дальнейшей деятельности;
  • игра будит творческую фантазию.

       - Драма помогает развить у учеников языковую компетенцию, даже если языковая подготовка детей находится не на самом высоком уровне. Участвуя в спектакле, дети слушают, слышат и понимают друг друга. А ведь аудирование - один из самых важных и сложных видов речевой деятельности. Именно поэтому любая дополнительная возможность в практике аудирования может быть полезна ученикам. Ведь сценическое действие помогает понять смысл происходящего, и в результате у зрителей развивается языковая догадка.

      Учителя не должны бояться показаться непрофессиональными с точки зрения режиссуры и драматургии, так как конечная цель постановки не создание театрального шедевра, а вовлечение детей в творческий процесс обучения языку. 

Прием драматизации основывается на развитии сюжета. Наиболее удачными и удобными для выбора сюжета являются сюжеты сказок. Сказка по своей природе родственна игре, она погружает детей в чудесную атмосферу, где переплетаются вымысел и реальность, где есть место воображению и фантазированию. Под впечатлением сказочных образов у ребенка возникают эстетические и интеллектуальные чувства, которые побуждают к активной мыслительной деятельности, под впечатлением которых ребенок учится мыслить словами. За миром сказки легче воспринимается лексика, так как благодаря сказочным образам до ребенка можно донести слово или даже фразу. Сказка неотделима от красоты, благодаря ей ребенок познает мир не только умом, но и, как говорил В.А.Сухомлинский, - сердцем. И не только познает, но и откликается на событие или явление этого мира, выражая свое отношение. Сюжет, в основе которого лежит сказка, способствует развитию воображения. «Без сказки, без игры воображения ребенок не может жить, без сказки окружающий мир превращается для него в красивую, но все же нарисованную на холсте картину; сказка заставляет эту картину оживить. Сказка – это, образно говоря, свежий ветер, раздувающий огонек детской мысли и речи». Сказка способствует развитию речи и мышления, потому что сказочные образы ярко эмоционально окрашены, а дети остро воспринимают яркие образы и глубоко хранят их в памяти. Сюжет включает в себя персонаж и жизненную ситуацию. У персонажа есть свой имидж, своя история, он имеет определенный образ и характер. Такой персонаж является неотъемлемой частью драматизации, так как он выступает как «носитель языка», который не умеет говорить по-русски и понимает только иностранную речь. Участвуя в развитии сюжета, персонаж выступает как своеобразный партнер ребенка в общении, который помогает ему осваивать язык. Вместе с ним и для него дети проделывают сюжетные задания. Наряду с постоянным героем могут существовать несколько «сквозных» героев, активно действующих в происходящих событиях. Своим появлением они создают на занятии новую учебную ситуацию и стимул к диалогу-расспросу.

Куклы являются прекрасным средством организации внимания учащегося, помогают учителю наладить с учеником контакт в определенной ситуации. В такой ситуации учащийся становится ее непосредственным участником. Куклы можно использовать для создания всевозможных ситуаций,  при обучении разным видам речевой деятельности:

1. При введении фонетических и лексических единиц.

2. Для активизации лексического и грамматического материалов. С их помощью организуются вопросно-ответные упражнения.

3. Для создания ситуаций при обучении диалогической речи. Дети приучаются задавать вопрос и реагировать на вопрос, давая ответную реплику.

4. При осуществлении самостоятельных связных высказываний.

5. При организации фонетической или речевой зарядки.

6. При проведении языковых и речевых упражнений.

Учащиеся младшего школьного возраста всегда с удовольствием наблюдают за действиями кукол, слушают, стараются почувствовать образ. Обыграть можно любую игрушку. Итак, с учениками работают сказочные персонажи. Именно они в русле сюжета создают благоприятную атмосферу, сохраняющуюся в течение всего занятия. Дети вместе с учителем и куклами «творят», выстраивая сюжет. Творческая атмосфера позволяет учителю ненавязчиво и незаметно воспитывать учащихся, корректировать их поведение. Следовательно, драматизация создает такие условия, когда ребенку хочется слушать иноязычную речь, говорить на иностранном языке, когда он вовлечен в деятельность и испытывает чувство удовлетворения от того, что он делает, что он может делать на иностранном языке. Организация занятия с использованием кукол, сказочного сюжета способствует увлеченной работе учащихся, побуждению их к активности. Это позволяет исключить использование дополнительных приемов активизации.

        Сказки – замечательное средство приобщения детей к культуре народов. Работа над драматизацией литературных произведений, соответствующих возрастным особенностям первоклашек, способствует развитию творческого воображения учащихся, расширению словарного запаса, развитию индивидуальных способностей, креативности, повышению их эмоциональной отзывчивости, стимулированию фантазии, образного и ассоциативного мышления, самовыражения, обогащению внутреннего духовного мира ученика.

        Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях: - творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета); - исполнительское (речевое, двигательное); - оформительское (декорации, костюмы и т.д.).

Драматизация может помочь учителю преодолеть сопротивление ребёнка изучению иностранного языка, делая процесс изучения английского языка увлекательным, приносящим удовольствие; ставя перед учеником реалистичные цели, успешно достигая которых, он будет хотеть двигаться дальше; связывая опыт ребёнка по изучению языка с его жизненным опытом.

      Каждый ученик может развиваться в языке в соответствии со своими способностями. При распределении ролей  большие, со сложными текстами отдаются детям с лучшей языковой подготовкой, более слабые ученики получают роли с небольшим количеством реплик.  Однако все ученики получают большую пользу от участия в сценке и удовлетворение от своей работы, ведь каждая роль значима для успешного представления пьесы.

    При обучении иностранному языку посредством театрализации успешно реализуются принципы:

  • принцип коллективного взаимодействия;
  • принцип доступности и посильности;
  • принцип активности;
  • принцип максимального сближения, координации в овладении разными видами речевой деятельности;
  • принцип наглядности;
  • принцип прочности усвоения лексического материала.

       Содержание языкового и страноведческого материала, используемого при подготовке и проведении театрализованных мероприятий, должно соответствовать возрастным и психологическим особенностям учащихся, отражать их реальные потребности и интересы в общении и познании.

            На начальном этапе у детей прекрасно развита долговременная память. Учащиеся быстро заучивают простые рифмовки и песенки, даже спустя многие годы они отлично помнят речевые образцы и лексические единицы, выученные в начальной школе. В шестилетнем возрасте происходит постепенный переход от игровой деятельности к учебной. При этом игры сохраняют свою ведущую роль. Поэтому дети легко включаются во внеурочную деятельность, примеряя на себя роли Вини - Пуха или Колобка, Репки или Трех медведей.

        На начальном уровне обучения постановочные мероприятия проводятся в виде инсценировок. Дети дошкольного и младшего школьного возраста хорошо и быстро запоминают то, что интересно и вызывает у них эмоциональный отклик. В процессе увлекательного взаимодействия ребят создаются условия для непроизвольного усвоения материала.

           Использование в настоящее время таких коллективных форм работы (обучение   в сотрудничестве) способствует реализации воспитательных целей раннего обучения: школьники становятся субъектами общения, учатся воспринимать, осмысливать и оценивать позицию другого человека, регулировать свое поведение согласно условиям общения. В данном виде деятельности формируется человек культуры — творческая личность.

        Каждое инсценирование представляет собой творческую работу и предусматривает следующие этапы:

  • знакомство детей со сказкой, которую им предстоит поставить.

Знакомство может проходить разными способами, не обязательно называя саму сказку. Это может быть показ презентации с главными героями, отгадывание музыкального сопровождения, либо постановка картинок к сценке в нужной последовательности.  

  • знакомство с произведением; разбор его лексического и грамматического материала.

Учащимся не дается сам текст сказки (чтение еще не сформировано), а   текст обыгрывается на основе конкретной  темы. Например, при прохождении темы «Животные» детям предлагается пофантазировать, попытаться изобразить персонажей данного произведения: как они говорят, ходят (передвигаются в пространстве), едят, спят, одеваются.

 Желательно, чтобы все дети пробовали исполнять разные роли, благодаря этому инсценирование может быть поставлено в нескольких вариантах, а учащиеся получат максимум возможностей для самовыражения. Также не должно быть незадействованных учащихся. Желательно добавлять  в текст сказки других животных, если даже таковых нет в сказке. Уже на первых этапах репетиций можно включать импровизацию. Дети вольны сами выбрать, что ответить, при этом в следующий раз они могут ответить по-другому. Для этого на занятиях по английскому языку младшим школьникам необходимо предлагать игры и ситуации, аналогичные ситуациям постановки.

•        распределение ролей и разучивание текста;

На данном этапе формируется конечный текст сказки, распределяются роли.

•    разводка (первые репетиции, во время которых исполнители ролей вместе с режиссером придумывают мизансцены (расположение актера и необходимого ему реквизита на сцене в определенный момент времени), передвижения, физические действия персонажей);

•     наработка (дети вместе с режиссером начинают наполнять свои роли смыслом и эмоциями с помощью интонаций, смысловых пауз, мимики и жестов). Этап наработки разбивается на эпизоды – каждый из них репетируется отдельно.

•    отработка (репетиция спектакля от начала и до конца, со всеми спецэффектами, хореографическими, спортивными и вокальными элементами). Особенность  - педагог время от времени может останавливать действия, делать замечания, вносить уточнения, какие-то моменты проигрывать заново.

•        генеральная репетиция;

•      премьера (официальное представление инсценирования зрителям: родителям детей, педагогам и всем желающим);

В процессе работы над постановкой в рамках творческих групп происходит специализация каждого участника. Режиссеру (педагогу) на каждом этапе следует отмечать и записывать все интересные и оригинальные «находки» детей с целью дальнейшего их использования. Приступая к подготовке спектакля,  учитель должен  точно продумать тему, идею и жанр инсценировки; продумать оформление сценического пространства, декорации, реквизит, возможные костюмы персонажей и т.д.

     Грамотные постановки на иностранном языке приводят, как правило, к следующим результатам:

•        у детей повышается интерес к занятиям английским языком, быстрее формируются речевые навыки и умения;

•        многие начинают активнее использовать иностранный язык в игровой (внеучебной) деятельности;

•        театральная деятельность позволяет корректировать некоторые отклонения в поведении младших школьников (агрессивность, излишняя застенчивость); повышает самооценку; формирует социальную уверенность;

•       использование в театральной деятельности на английском языке элементов лингвострановедческих представлений позволяет формировать основу будущего межкультурного общения.

       Прием драматизации позволяет овладевать основами всех видов речевой деятельности, так как создает базу для обучения аудированию, чтению, говорению и письму; он предоставляет условия для становления творческой, эмоционально-волевой, интеллектуально развитой личности; способствует положительному влиянию на формирование психических процессов детей младшего школьного возраста. Данный прием можно использовать как средство мотивации и повышения интереса к изучению иностранного языка.

Так как занятия проводятся в непринужденной и дружелюбной атмосфере, дети приобретают уверенность в себе, коммуникативные навыки, новых друзей и убеждаются в том, что учиться очень увлекательно и интересно.

Используемые на занятиях инновационные методы обучения способствуют развитию творческого мышления, воображения, памяти, познавательного интереса, логики, координации рук, внимания, самостоятельности, организованности.

      Таким образом, можно сделать вывод, что драматизация способствует достижению следующих целей:

     Образовательная: расширение лексического запаса, постановка произношения и отработка фонетических трудностей; применение полученных знаний при общении на иностранном языке.

     Развивающая: развитие навыков устной речи, формирование личности, способной к межкультурному общению через коммуникативные умения; развитие мышления, памяти, внимания, актерского мастерства; развитие интеллектуальной, эмоциональной и речевой активности детей.

     Воспитательная: воспитание умения работать в команде дружного коллектива, ознакомление с культурой и обычаями англоязычных стран (воспитание социокультурной компетенции); всестороннее развитие личности ребенка средствами иностранного языка.

        Драматизация во внеурочной деятельности выступает в качестве эффективного средства реализации программы раннего обучения иностранному языку и повышения мотивации к овладению иноязычным общением. Именно драматизация помогает детям «окунуться в язык», преодолеть речевой барьер.

Драматизация способна вызвать у учеников желание изучать язык и совершенствоваться в нём, так как большая часть ответственности перекладывается с педагога на обучающегося. Ребёнок понимает, что он не вправе подвести своих друзей, а поэтому более серьёзно подходит к работе с текстом  постановки:  участвуя в драматизации,  ученик часто попадает в ситуацию «творческого напряжения», требующую принятия незамедлительного решения. Например, если ребёнок забыл текст, то чаще всего он активизирует все свои силы и начинает говорить спонтанно, так как хорошо представляет предмет разговора, понимает ситуацию общения, имеет наработанную лексику.

Педагоги, использующие драму, как методический приём, отмечают у своих учеников повышение уровня мотивации к изучению иностранного языка на разных этапах, повышение самооценки детей, способности к эмпатии, снятие скованности и стеснения, избавление от страха допустить ошибку. Благодаря драматизации развивается эмоциональная сфера ребёнка. Всё это способствует созданию психологического климата, благоприятного для изучения иностранного языка.

Таким образом, процесс обучения иностранному языку средствами драматизации способствует социальному, эмоциональному, интеллектуальному и лингвистическому становлению личности ученика. Использование драматизации мотивирует учителя на то, чтобы максимально считаться с интересами и потребностями учеников. Драматизация позволяет учителю наиболее полно осуществлять личностно-ориентированный подход. Каждый ученик может развиваться в языке в соответствии со своими способностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие-игра. Драматизация сказки "Репка" Тема: «Слоговой анализ и синтез»

Вашему вниманию представляется театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у школьников с нарушениями речи. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании в...

Использование игр- драматизаций в логопедической работе

Театрализованные творческие игры являются частью воспитательно-образовательного процесса.Они имеют большое значение для развития личности ребенка, его сознания. В коррекционной работе игры - драматиза...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА «ДРАМАТИЗАЦИИ» ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Использование приема «драматизации» при обучении иностранному языку...

Описание технологии гражданского и патриотического воспитания посредством драматизации литературных произведений

 В работе автор знакомит читателя с историей создания школьного театра,рассматривает вопрос о основах  театральной педагогики, делится опытом о созданиии драматического кружка в школе.  Говоря о причи...

Игра-драматизация "Репка на новый лад"

Введите в мир театра малыша, И он узнает как сказка хороша, Проникнется и мудростью и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной тропой. ...

Игра-драматизация "Репка на новый лад"

Введите в мир театра малыша, И он узнает как сказка хороша, Проникнется и мудростью и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной тропой. ...

Игра-драматизация "Репка на новый лад"

Введите в мир театра малыша, И он узнает как сказка хороша, Проникнется и мудростью и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной тропой. ...