Логопедическое занятие-игра. Драматизация сказки "Репка" Тема: «Слоговой анализ и синтез»
методическая разработка (5 класс) по теме

Вашему вниманию представляется театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у школьников с нарушениями речи. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка. Театрально-игровая деятельность способствует интенсивному развитию эмоционально-личностной сферы ребёнка. Она помогает умению выразительно говорить, вести диалог, разыгрывать стихи, сказки, рассказы; владеть куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра.

Цель: создать условия для коррекции речевых нарушений детей  и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.

Задачи:

· развитие речи детей и коррекция её нарушений;

 

· развитие мотивационных устремлений ребёнка на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность и специально-организованные речевые праздники-конкурсы;

 

· обеспечение понимания детьми способов коррекции речи;

 

· развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-личностной сферы;

 

· развитие эстетического вкуса.

  Как говорил Л.С.Выготский, драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentaciya_k_uroku.ppt1.33 МБ
Microsoft Office document icon Logopedicheskoe_zanyatie.doc63 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие-игра.

Драматизация сказки "Репка"

Тема: «Слоговой анализ и синтез»

Цель: предупреждение специфических ошибок чтения и письма.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Закрепить понятие детей о слогообразующей роли гласных.
  2. Закреплять навыки слогового анализа и синтеза.
  3. Закрепить понятие «родственные слова».
  4. Учить детей вслушиваться  в звучащее слово.
  5. Учить отслеживать ход излагаемого материала, уметь вовремя вступить в логический ход событий.
  6. Помогать детям находить выразительные средства игрового образа персонажа, пользуясь для этого движением, мимикой, жестом, выразительной интонацией.

Коррекционно-развивающие: 

  1. Развивать орфографическую зоркость, речь учащихся.
  2. Развивать фонематический слух и слухоречевую память, внимание, мышление.
  3. Развивать артикуляцию.
  4. Совершенствовать просодическую сторону речи с помощью дыхательных упражнений;
  5. Развивать у детей устойчивый интерес к театральной игровой деятельности.
  6. Развивать творческие способности каждого ребенка, воспитывать интерес к общению друг с другом через драматизацию и культуру поведения в театре.
  7. Развивать эстетический вкус.

Коррекционно-воспитательные: 

  1. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение слушать партнера.
  2. Воспитывать нравственные качества (отзывчивость, желание помогать другим).
  3. Воспитывать положительную мотивацию к учению.

Ход игры

  1. Самоопределение к деятельности.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнём

И сейчас урок начнём.

  1. Эмоциональный настрой на урок

Каждый новый день нужно начинать с хорошим настроением. Выберите то настроение, с каким вы сегодня пришли на урок. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла, что живёт в вашем сердце. Улыбнёмся и пожелаем друг другу радостного настроения. Пусть оно сопровождает вас весь урок.

  1. Актуализация опорных знаний.

       Давайте представим, что мы с вами не в школе, а в театре. Вы все расположились в зрительном зале, а на сцене будут выступать актеры. Но для того, чтобы стать хорошими актерами нам, нужно выполнить несколько упражнений.

Психогимнастика.

-Посмотрите на эти лица (Детям показываю пиктограммы).

-Какие они разные!

-Ребята, назовите, какие эмоции здесь изображены.

(радостный, огорченный, печальный, сердитый)

Мимические упражнения:

1. Сморщивание всего лица и растягивание его в длину с раскрытием рта.

   2. Поднимание и опускание бровей.

   3. Одновременное закрывание и открывание обоих глаз.

   4. Попеременное закрывание правого и левого глаза.

5. Расслабить мышцы лица, закрыть глаза, нижнюю челюсть слегка опустить.

      А теперь изобразите злую Бабу-Ягу, доброго волшебника, печальную Алёнушку, огорченного Ивана-Царевича.

- Ребята, а с какой целью мы выполняли эти упражнения?

(Подготовить мышцы лица для работы на сцене, развивать мимические мышцы лица)

  1. Постановка учебной задачи

Речевая зарядка

-Вспомним правило речи.

                           Каждый день, всегда, везде,

                           На занятиях, в игре

                            Верно, чётко говорим,

                           Никуда мы не спешим.

- Что нужно сделать, чтобы речь была чёткая?

  • Биоэнергопластика.
  • Дыхательная гимнастика.

Погладить нос от кончика к переносице – сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами.

Сделать по 3 вдоха и выдоха через правую ноздрю, затем через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.

  • Упражнения для развития голоса

-Теперь, давайте потренируем наш голос.

Игра «Чудо-лесенка»

Читаем, поднимаясь по ступенькам повышая голос,  а спускаясь, понижаем голос.

- Что мы сейчас читали? Значит, что мы будем делать сегодня на уроке?

(продолжаем учиться делить слова на слоги, инсценируя  сказку)

- Для чего надо уметь делить слова на слоги?

- Чтобы правильно делить слова на слоги необходимо хорошо знать гласные. Назовите их.

       -На выдохе произнесём гласные (речевая зарядка).

А, о, у – песенку пою

А, ы, о – как мне хорошо,

А, ы, у – губки я тяну

А, ы, и – песенка, замри (буквы даны в виде символов).

  1. Обобщение имеющихся знаний 

-И так, ребята, мы подготовились к выступлению на сцене. А сейчас приступим к инсценировке сказки. А какую, догадайтесь сами. Сказочные герои спрятались в ряду букв:

првровнучкаолпе

рарпвбабкабшнга

отмгвшакгрпдедка

сипажучкатаолмр

ркошкатмолавртрт

нглгнпнмышкаиро

-Ребята, но для начала давайте повторим правила поведения в театре.

-  Как нельзя себя вести?

(Нельзя разговаривать, кушать, шуметь, вставать, ходить)

-Правильно!

-Начинается спектакль. (Дети разбирают куклы).

Ведущий:

Жил в одной деревне дед

Вместе с бабкой много лет.

Захотелось как-то деду

Репы пареной к обеду…

Рассердилась бабка крепко:

Бабка:

Кашу ешь! Ну, нету репки!

Хочешь репку – так поди.

В огороде посади!

Итак, дед идёт в огород. Давайте проложим ему дорогу.

 Графический диктант. ( 3 кл. вправо, 1 кл. вверх, 1 кл. влево, 1кл. вверх, 3кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 1 кл. вниз, 3 кл. вправо……..)

Ведущий:

Репку дед посадил,

Он старался что есть сил.

Репка выросла на диво!

Так вкусна и так красива.

Дед:

Надо репку уже рвать,

Бабку надо бы позвать.

Ну-ка, бабка, не ленись

И за мною становись.

- Бабка пойдёт помогать, если вы выполните её задание.

Самомассаж. Потираем руки, засучиваем рукава, « очки».

В огороде много гряд:

Тут и репа, и салат.

Тут и свёкла, и горох.

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород

Нас прокормит целый год.

-Названия овощей разделите на слоги.

Ведущий:

Тянут эдак, тянут так,

Да не вытянут никак…

Бабка:

Надо внучку бы позвать

Так нам репку не сорвать!

Очень выросла большая,

А тяжелая какая!

Самостоятельная работа.

-Внучка пойдёт помогать, если вы справитесь со следующим заданием.

Самостоятельно составьте схемы этих слов.

Физминутка

Я превращаю вас в маленькие семена репки. Присядьте. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Пошел дождик, ожили растения, тянутся к солнышку!

Ведущий:

                                              Стали внучку вместе звать

А потом тянуть опять…

Вот все трое что есть силы

Дернут эдак, дернут так –

Но не вытянут никак.

Внучка:

Нет, не справимся опять,

Надо Жучку нашу звать.

Ну-ка, Жучка, не ленись,

За подол скорей берись.

Развитие мелкой моторики.

-Жучка предлагает вам потренировать ваши руки. Обведите рисунок Жучки не отрывая руки от линии.

Ведущий:

Жучка к внучке подбежала

И за юбку тянуть стала

Только репка все на месте,

Нет, не вытянуть им вместе!

Жучка:

Гав – гав – гав, что за беды?

Нужно Мурку звать тогда!

Мурка! Кошка!

Подсоби-ка нам немножко

Живо, кисонька, беги,

Репку дергать помоги!

- Расколдуйте слова и запишите к себе их в тетрадь, подчеркните гласные.

ва, тык                  ковь, мор              во, о, щи             ми, дор, по

Ведущий:

Тут и Мурка подоспела,

И они взялись за дело!

Тянут славно, но беда.

Ни туда и ни сюда!

Мурка:

Кликнуть мышку не мешало б,

Только что вот тут бежала!

Все:

Мышка, мышка, не ленись,

С нами вместе потрудись!

Мышка:

Потрудиться я бы рада,

А какая ждет награда?

Мурка:

    Репки маленький кусочек

    Ты получишь, мой дружочек.

- Если вы справитесь с последним заданием, то мышка обязательно поможет.

Расположите слова в порядке уменьшения количества слогов.

Подруга, друг, дружба, подружились

- С любым делом можно справиться, если действовать вместе, сообща.

Ведущий:

Станем вместе, скажем «ух»

Вытащили репку вдруг.

На здоровье, кушай, дед,

Долгожданный свой обед!

Угости и бабку с внучкой…

Косточкой попотчуй Жучку,

Молочка дай миску кошке,

Мышке зерен дай немножко

И закатим целый пир

Развеселый на весь мир!

Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

Все актеры выходят, кланяются, прощаются со зрителями!

  1. Рефлексия.

-Ребята вам понравилась сказка?

-Кто вам больше всех понравился из героев?

- Что мы сегодня учились с вами делать?

- Для чего необходимо это умение ?

  1. Самооценка. Мишень настроения.

- С каким настроением вы уходите с этого урока? Прикрепите кружочки на мишень в зависимости от того, как вы работали: На зелёный цвет, если сегодня вам было всё понятно, на жёлтый – если  в чём-то не разобрались, красным, если на занятии было трудно.

- Я тоже испытала радость от того, что мы дружно справились со своей задачей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слоговой анализ и синтез слов.

Данная презентация может быть использована на индивидуальных и групповых корррекционных занятиях. Логопед может усложнить или упростить задания в зависимости от возраста обучающихся ( презентация...

Слоговой анализ и синтез слов.

Закрепление практического умения детей дифференцировать слог и слово....

Методическая разработка логопедического занятия "Развитие навыка звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слов"

Темы:- Коррекционная - развитие навыка звуко-буквенного и слогового анализа и   синтеза слов;- Грамматическая - деление слов на слоги, правила переноса слов;- Лексическая – «Во...

Конспект логопедического занятия "Звукобуквенный, слоговой анализ и синтез"

Конспект занятия с  группой учащихся 1-го класса, имеющих  фонетико-фонематическое  и нерезкое общее  недоразвитие речи (ФФНР, НОНР)....

Логопедическое занятие. Слоговой анализ и синтез слов. Деление слов на слоги. Правила переноса

Логопедическое занятие,  в кортором раскрывается работа над слоговым анализом и синтезом слов, отрабатываются навыки деления слов н а слоги и перенос слов на базе лексической темы "Деревья&q...


 

Комментарии

Это занятие предназначено для детей 1 класса.