Статья "Проектная технология как средство формирования языковых компетенций школьников (на примере иностранного языка)".
статья (английский язык) по теме

Александрова Людмила Григорьевна

Статья "Проектная технология как средство формирования языковых компетенций школьников (на примере иностранного языка)" была опубликована в сборнике статей "Школа в условиях модернизации: от идеи к результату": сборник статей/Мар. гос. ун - т; под ред. Н.А. Бирюковой. - Йошкар - Ола, 2008. - Вып. 2. - 172с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_proektnaya_tekhnologiya.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная технология как средство формирования языковых компетенций школьников (на примере иностранного языка).

        Данную тему я считаю актуальной на современном этапе обучения. Мир вступает в новую фазу развития, переходя от общества индустриального к постиндустриальному информационному. Это ведёт к необходимости изме-нения и образовательной парадигмы. На смену выходят образовательные тех-нологии пятого поколения  - деятельностные и деятельностно-ценностные.

      Обновляющейся школе потребовались такие технологии обучения, которые: формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; развивали бы, в первую очередь, общеучебные умения и навыки, исследовательские, рефлексивные, самооценочные; формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

         Ведущее место среди таких технологий, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня проектной технологии.

       В процессе модернизации образования изменения произошли и в содержании обучения иностранному языку. Современная цель обучения иностранному языку – формирование иноязычной коммуникативной компетенции, включающей языковую, речевую, социокультурную, компенсаторную и учебно-познавательную компетенции.

        Планируемый результат обучения – достижение выпускниками функциональной грамотности во владении иностранным языком, т.е. реальное рабочее владение им. Достижение, как минимум, порогового уровня обученности, принятого Советом Европы. Однако, учитывая неодинаковые потребности, способности и возможности школьников, их различные планы на будущее, личностно-ориентированная парадигма допускает разные уровни обученности: общеобразовательный (базовый уровень) и повышенный (профильный) уровень.

        Мотивация к изучению иностранного языка сегодня резко возросла. Однако трудностей на пути овладения иностранным языком, особенно в массовой школе, и формирования гуманитарной культуры учащегося не убавилось. По-прежнему основными из них являются: недостаток активной устной практики в расчете на каждого ученика группы. Отсутствие необходимой индивидуализации и дифференциации обучения. Компенсировать эти недостатки можно за счёт разработанных методов, подходов и технологий обучения. Одной из таких технологий является проектная технология.

        Вообще говоря, главная педагогическая цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

        На уроках английского языка учащиеся нашей школы осваивают проектную деятельность постепенно, от простых микропроектов (сочинений, плакатов) до более сложных   -  исследовательских (по краеведению), игрово-ролевых.

        Учебники «New Millennium English» (авторы Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, О.Б. Дворецкая, Н.Ю. Казырбаева и др.) привлекают нас тем, что в них используются современные технологии в преподавании иностранных языков, в частности проектная технология.

       Среди учебных проектов можно выделить следующие типы1:        исследовательские; творческие; информационные; приключенческие (игровые) проекты; социально-значимые; особое место среди социально-значимых учебных проектов занимают телекоммуникационные (информационные) проекты.

        В методической литературе предлагаются различные варианты проектов в области изучения языков. Это могут быть игрово - ролевые проекты (разыгрывание ситуации, драматизация текста), информационные проекты (подготовка сообщения на предложенную тему), издательские проекты (подготовка материалов для стенной газеты, радиопередачи), сценарные проекты (организация встречи с интересными людьми), творческие работы (сочинение, перевод текста).

        Так в 5 классе учащиеся выполняют, в основном, творческие и информационные проекты по разным темам (Это я. Моя семья. Пенал моей мечты. Дом моей мечты. Мои интересы. Парад животных. Лондон. Кулинарная книга. Мой рабочий день. Волна памяти. Наш класс на каникулах.)

         Учащимся 6 класса наряду с творческими и информационными проектами по темам (Мои летние каникулы. Книжная ярмарка. Путешествие по Британии. Космическая энциклопедия. Страшные истории. Путешествие. Конституция нашего класса.) предлагаются игрово-ролевые (Я – директор телевидения), издательские (Рождество в Великобритании), исследовательские (Какое у нас здоровье?) проекты.

        В 7 классе учащимся предлагается больше  игрово-ролевых проектов (Свет, камера – снято. Ток-шоу “Под маской”. Будь детективом.); творческие и информационные проекты усложняются (Мой любимый певец или группа. Прошлое настоящее и будущее предметов. Космический город. Путешествие по России. Праздники.).

        В 8 классе ребята работают над выполнением разнотипных проектов. Игрово-ролевые проекты (Деньги в нашей жизни. Знаете ли вы меня – викторина. В пустыне – фантастическая игра. Клуб Агаты Кристи), творческие и информационные проекты (Комната подростка. Известные люди. Портрет моего класса.), исследовательский проект (Голубая планета.), практико-ориентированный проект (День творческих и инновационных идей.).

        По затратам времени метод проектов является довольно трудоёмким. Можно выделить мини-проекты (укладываются в один урок или менее),                           краткосрочные (4-6 уроков), среднесрочные (12-15 часов), долгосрочные (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т.д. Большая часть проектов на уроках иностранного языка относятся к категории краткосрочных, т. к. проекты выполняются в ходе изучения всего раздела - юнита (6-7 уроков).

        В процессе работы над проектом должны присутствовать все четыре вида речевой деятельности – говорение, чтение, письмо, аудирование – в интегрированном виде. Кроме того, развитие языковых умений происходит при возникновении потребности в них в процессе работы над проектом. Например, говорение и аудирование используются в интервью или соцопросах, письмо – во время записи информации, получаемой от партнера, чтение – при извлечении информации, необходимой для реализации проекта, из брошюр, буклетов и т.д.

        Существуют основные требования2 к использованию метода проектов: 1)наличие значимой проблемы / задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения; 2)практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; 3)самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время; 4)структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей); 5)использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.  

        Е.С. Полат  выделяет основные этапы3 работы над проектом:1)представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по теме изучения; 2)выдвижение гипотез решения поставленных проблем (“мозговой штурм”), обсуждение или обоснование каждой из гипотез; 3)обсуждение методов проверки принятых гипотез в группах, привлечение источников информации, оформление результатов; 4)работа в группах над поиском материала, подтверждающего выдвинутую гипотезу; 5)защита проектов каждой группой с оппонированием выводов другими группами;  6)выявление новых проблем.

        Таким образом, проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое “П” проекта – его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы, отчёты и др4.

        Рассмотрим ход работы над проектом “Праздники США”.

Участники: учащиеся 7 класса; продолжительность: 7 уроков.

Цели: изучить историю возникновения различных праздников США, обычаи их празднования, заложить собственные традиции.

Задачи: совершенствование навыков аудирования, говорения, чтения.

Продукт: материал для выступлений перед учащимися 5-6 классов, программа праздника дня недели иностранных языков, составленная в полном соответствии с традициями англоговорящих стран.

 Ход проекта. Перед началом работы над проектом учителем были предложены 4 темы праздников: Рождество, День Святого Валентина, День Благодарения, Хэллоуин. Учащиеся разделились на четыре группы по интересам и выбрали одного лидера-координатора. Предварительная работа учителя заключалась в усиленной проработке соответствующей лексики, привлечении дополнительной литературы, организации на уроках устной речи  бесед по теме. Каждой группе необходимо было подготовить устный доклад по теме, сделать красочные рисунки и выработать программу тематического праздника. Ребята добывали сведения о том, как празднуют тот или иной праздник, как украшают жилища, что подают к столу, во что играют и какие песни при этом поют, какие стихи рассказывают. Продукты оказались разнообразнее, чем планировалось. Группа Дня Святого Валентина подготовила газету о празднике. Группа Хеллоуина разработала коллекцию маскарадных костюмов, представили рисунки. Группа Рождества подготовила несколько рождественских кулинарных рецептов. Группа Дня Благодарения оформила страницы об этом празднике.

Презентация. Вся презентация проходила на английском языке. Лидер рассказал о ходе работы над проектом. Каждая группа представила свой проект. После презентации и бурной дискуссии группа экспертов, состоящая из лидеров исследовательских групп, составила программу праздника Недели иностранных языков в школе, и выступлений перед другими классами. Весь материал был оформлен по папкам.

        Проведя небольшое исследование о роли проекта в учебной деятельности среди учащихся 5-6 классов, я получила следующие результаты:

1)младшие школьники отмечают, что одноклассники, оказавшиеся в одной проектной группе, в ходе работы над проектом почти всегда “становятся лучшими друзьями”; 2)интерес к проектам зависит от степени самостоятельности. 62%   школьников  всех   возрастов   отмечают,  что  проект  был   интересен  именно потому, что выполнялся самостоятельно, лишь с небольшой помощью руководителя; 3)30% учащихся выделяют как самый интересный исследовательский этап; 32% − этап обработки собранного материала и подготовки выхода проекта; 38% − презентацию; 4)по итогам выполнения проектов 60%учащихся стали выше оценивать свои возможности и способности; остальные говорили  о недовольстве собой, часто добавляя, что постараются выполнить следующий проект качественнее.

        На вопрос “Чему удалось научиться в ходе работы над проектами?” школьники чаще всего дают следующие ответы: “ распределять правильно время”; “работать самостоятельно”; “презентовать результаты своего труда”; ”доделывать всё до конца”; “достигать поставленной цели”.

        Ответы учеников на вопрос “В какой форме лучше всего проводить презентацию проектов?” распределились следующим образом: 52% − в свободной форме; 28% − в форме деловой игры; 10% − в форме просмотра видеозаписей о ходе работы над проектами; 5% − в форме театрализации; 5% − другие ответы.  

        Школьники с удовольствием принимают участие в подготовке проектов, так как коллективная форма работы даёт возможность найти применения их индивидуальным способностям, потребностям, интересам и талантам, для каждого в проекте находится дело по душе и по силам. Эта общая, интересная работа сплачивает ребят.

        Вот как сами дети оценивают проектную деятельность на уроке английского языка: “Мне нравится делать проекты, потому что это интересно. Мы узнаём много нового материала, больше узнаём друг о друге. ( Бронникова Н., 5 кл.). “Мне нравится выполнять проекты на английском языке. Я стараюсь сделать каждый проект оригинальным. Подготовка к проекту занимает очень много времени, но мы проводим его с пользой. Когда мы их пишем, то повторяем темы большого раздела” (Форостянко А., 5 кл.). "Проекты  -  это очень интересно и увлекательно. Проекты помогают нам изучать английский язык, прививают интерес к этому предмету” (Балабаева И., 5 кл.). “Мне нравится английский язык, а проекты нам просто необходимы. Мы создаём их с интересом и творчеством” (Торбеев И, 5 кл.). “Я уверен, что знание иностранного языка в современном мире просто необходимо. Изучение английского языка мне нравится, а проектная деятельность помогает мне в этом” (Христолюбов. Н., 7 кл.). “Проект  - это творческий труд. Защита проекта – это ответственно, потому что при этом проверяется умение грамотно говорить на английском языке и умение выступать перед аудиторией” (Александров Д.,8кл.). “Мне нравится делать проекты в компании друзей. Когда мы работаем вместе, то проект получается ещё интереснее. Проекты  -  это интересно, познавательно” (Ушакова У., 8кл.). “Я думаю, что самое ценное в проектах  -  это совместное общение, самостоятельная работа и возможность проявить своё творчество” (Матвеева О., 8кл.).

       Обучение английскому языку протекает наиболее успешно, когда учащиеся вовлечены в творческую деятельность. Процесс работы над проектом стимулирует у них интерес к изучению английского языка, развивает воображение, творческое мышление, самостоятельность, способствует социализации личности школьника, формирует деятельностный подход в освоении учебного материала. Наличие элементов поисковой деятельности, творчества создает условия для взаимообогащающего общения, как на родном, так и на иностранном языке.

        Проектная работа несет в себе огромный мотивационный потенциал, прежде всего потому, что проект – это всегда отражение личного опыта учащегося. Они пишут о своей жизни, долге, семье, городе, увлечениях. Во-вторых, проектная работа – это активная форма работы, т.к. учащиеся должны собрать дополнительную информацию, нарисовать иллюстрации к ней, диаграммы, взять интервью. И, наконец, проектная работа вызывает чувство удовлетворения достигнутым результатом, побуждая учащихся создавать достойные и интересные всем проекты. Проектная работа формирует отношение учащихся к грамматике и вокабуляру, поскольку они понимают необходимость их использования в своей работе.

        Метод проектов способствует развитию социально-коммуникативных особенностей личности школьника, обогащению знаний по предмету, создает максимально благоприятные условия для проявления способностей ребенка, выявляет его индивидуальность, ярче раскрывает творческий потенциал, повышает профессиональную компетентность самого учителя.

        Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к учебному предмету, исследовательской работе в процессе добывания знаний и их применения в различных иноязычных речевых ситуациях, т.е. повышает языковую компетенцию школьников. Правильно организованная проектная работа оказывает положительное обучающее воздействие на учащихся, способствует самостоятельному добыванию знаний и опыта из непосредственного личного общения с реальной жизнью, развивая у них независимость, самостоятельность, критическое мышление, инициативу и рефлексию. Иностранный язык при этом выступает средством познания, нового и интересного общения, способствует диалогу культур.

        Проектная методика полезна и эффективна, когда над проектом работают не только особо одаренные учащиеся, а все ученики группы, так как его целью является развитие коммуникативной компетенции каждого ребенка.

        Следовательно, организация любого учебного проекта предполагает организацию творческой деятельности учащихся, что является главным условием становления личности.

использование метода проектов в процессе обучения английскому языку интегрирует школьников в различные среды: социальные, языковые и т.д., позволяет обеспечить социализацию личности школьников; дает возможность каждому ученику совершенствовать коммуникативную компетенцию во всех видах речевой деятельности, использовать более интенсивно иностранный язык как средство общения, а также придает воспитанию личностно-ориентированный характер. Ученики включаются в реальную исследовательскую деятельность и нацелены на получение реального результата, имеют возможность использовать современные информационные технологии, в том числе работать с информацией на изучаемом языке. Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствует развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов. Совместная работа в группе и с учителем способствует развитию партнерских отношений, стимулирует развитие рефлексии, умение планировать совместную работу.

        В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности, становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

     

  Литература:

1Соловова, Е.Н., Пореченкова, Е.А. Формирование филологической компетенции в профильной школе и вузе // ИЯШ. −  2006. −  № 8. −  С. 13-19

2 Проектная деятельность в образовании: методические рекомендации. / Авт.-сост.  Домрачева, С. А. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2007

3  Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // ИЯШ. − 2000 −№ 2. −  С. 3-10

4  Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: Аркти, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная технология как средство формирования языковых компетентностей воспитанников в обучении иностранному языку

Материал содержит описание педагогического проекта по использованию проектной технологии в обучении иностранному языку в условиях компетентностного подхода...

IT-технологии как механизм формирования ключевых компетенций учащихся при обучении иностранным языкам в рамках стандартов второго поколения

Формировать информационную компетентность школьников в настоящее время необходимо.  Это связано с освоением ими метапредметных универсальных учебных умений, составляющих основу умения учить...

Методическая разработка "Проектная технология как средство формирования языковых компетенций школьников 5- 8 классов" (на примере иностранного языка)

Данную тему я считаю актуальной на современном этапе обучения. Мир вступает в новую фазу развития, переходя от общества индустриального к постиндустриальному...

Педагогический проект «Игра как способ стимулирования речевой активности и формирования языковой компетенции учащихся при обучении иностранному языку».

В проекте предлагается материал по проблеме стимулирования речевой деятельности учащихся при обучении иностранному языку....

Опорные схемы – конспекты как средство формирования языковой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы

В статье рассматривается многолетний опыт использования опорных таблиц  в работе....