Экскурсия как средство развития коммуникативной компетенции школьников на уроках иностранного языка
материал по английскому языку на тему


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_statya_gotovaya.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия как средство развития коммуникативной компетенции школьников на уроках иностранного языка

Архипова А.И., учитель английского языка

ГБОУ «СОШ №143 с углубленным изучением

английского языка» г. Санкт-Петербург

Придерживаясь образовательных стандартов, мы должны помнить, что изучение иностранного языка на базовом уровне в старшей школе направлено на дальнейшее развитие сформированной в основной школе иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности таких ее составляющих, как:

- речевая компетенция – развитие у школьников коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение и письмо); умений планировать свое речевое и неречевое поведение, выходить из положения при дефиците языковых средств при получении и передаче информации, а также использовать иностранный язык на основе междисциплинарного подхода как средство формирования целостной картины мира;

- языковая компетенция – овладение старшеклассниками новыми языковыми единицами в соответствии с отобранными темами и сферами общения, что должно привести к увеличению объема языковых единиц; развитию навыков оперирования этими единицами в коммуникативных целях;

- социокультурная компетенция – увеличение объема знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;

- учебно-познавательная компетенция – развитие общеучебных и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, а также удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.

Из выше изложенного можно сделать вывод, что следует уделить особое внимание  развитию ключевых компетенций таких, как коммуникативная и межкультурная. Нам следует помнить, что существуют разные средства и методы обучения, способствующие созданию благоприятных условий обучения иностранному языку, а также позволяющие каждому ученику проявить свой потенциал, активность и творческие способности. Отходя от стандартных форм обучения, мы предлагаем рассмотреть «экскурсию» как средство развития коммуникативной компетенции школьников на уроках иностранного языка.  

Учебная экскурсия – (от лат. excursio - поездка, прогулка)  – форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках и прочее. Экскурсии делятся на две группы: школьные и внешкольные. 

Школьная экскурсия это – форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту, по выбору учителя и по темам, связанным с программами.

Школьные экскурсии имеют два вида:

- урочные – проводимые непосредственно во время учебного процесса, и внеурочные – факультативные – проводимые после основных уроков, внесенные в учебный план и имеющие соответствующую утвержденную программу.

Экскурсия как форма организации образовательного процесса может иметь несколько направлений: познавательное, эстетическое и духовно- нравственное.

Данная форма обучения, как правило, имеет несколько этапов.

На первом этапе учителю необходимо провести подготовительную работу, где перед учениками ставятся задачи, непосредственно связанные с содержанием предстоящей экскурсии. Это позволит провести экскурсию на высоком уровне и в соответствии с намеченным планом.

На втором этапе следует тщательно продумать и обосновать тему экскурсии.  

На третьем этапе, при определении цели экскурсии важно помнить, что нужно:

- развивать умение учащихся находить интересующую их информацию и дифференцировать ее в соответствии с озвученной темой экскурсии. Это развивает навыки работы с современными информационными ресурсами, формирует умения создавать презентации на заданную тему, а также грамотно указывать использованные источники и цитируемые фразы;

- повышать  лексический запас учащихся.  Экскурсия является нестандартным средством развития коммуникативной компетенции учащихся, это является положительным фактором разучивания активной лексики, так как запоминание происходит на этапе повышения мотивации, активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, что приводит к непроизвольному запоминанию лексики и использованию ее в монологической  речи  ученика;    

-   обогащать культурологические и исторические знания учащихся.  Это дает возможность визуализировать объекты культуры, заданные темой экскурсии, развить чувство патриотизма, затронуть личностные интересы учащихся, которые могут быть связаны с их личным опытом, что дает возможность обучаемым в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход;

- развивать монологическую и диалогическую речь. Учащиеся развивают умение логического построения своего монологического высказывания, кроме этого, качественное и свободное владение материалом по теме снимает психологический барьер и уровень тревожности  при возникновении спонтанных вопросов, вовлекающих его в диалогическую речь;      

-     совершенствование умения представлять себя на публике. Поскольку экскурсия является формой демонстрации знаний, умений и навыков владения иностранным языком на достаточно высоком уровне,  то эта форма развития коммуникативной компетенции более подходит для учеников старших классов (10-11). Для учеников подросткового возраста немаловажно умение самопрезентовать и реализовать себя. Проведение экскурсии позволит ученику научиться располагать к себе аудиторию, снять страх публичного выступления, произвести впечатление, учиться ярко и эмоционально выражать свои мысли.  

Четверным этапом работы является, непосредственно, проведение самой экскурсии. Каждому учащемуся для начала предлагается проводить экскурсии для своих одноклассников с выездом на место достопримечательности, а затем для учеников параллельных классов, учителей и родителей.

Пятым этапом является проведение рефлексии. На этом этапе осуществляется обсуждение того, что удалось и не удалось сделать, каких результатов удалось достичь, какие ошибки следует учесть, чтобы откорректировать указанные самими учащимися недочеты. Учитель на данном этапе является своего рода наблюдателем процесса рефлексии. Выслушивается каждый участник, итог подводится самими учениками или учителем. Совместно происходит оценка по заданным учителем в начале элективного курса критериям результативности и формулируются общие выводы.

Подводя итог, можно сделать вывод, что экскурсия является одним из высоко результативных средств обучения, способствующих развитию коммуникативной компетенции, и в совокупности ее составляющих: речевой,  языковой,  социокультурной,  компенсаторной  и учебно-познавательной компетенции.  

Основными  направлениями обучения иностранному языку в  10-11  классах  являются  познавательный и учебный аспекты, а  среди  видов  речевой  деятельности  на  первый  план  выдвигаются  чтение  и  говорение.  Также происходит систематизация приобретенных ранее знаний, умений и навыков, подготовка к успешной сдаче Единого Государственного Экзамена. Экскурсия как форма развития монологической речи по заданной теме также является прекрасным способом подготовки к устной части ЕГЭ.

Опираясь на пособия для подготовки к ЕГЭ, одобренные ФИПИ, а также демо-версии,  в современном учебном процессе можно рекомендовать несколько тем экскурсий:

- театры Санкт-Петербурга,

- дельфинарий,

- Петропавловская крепость, выставка ледяных фигур,

- соборы Санкт- Петербурга,

- музеи современного искусства.

Не стоит забывать, что подобная форма обучения не только решает учебные  задачи, но и способствует развитию личностных качеств подростка:

-  повышение самооценки в глазах своих сверстников (ученики, проводившие экскурсии своим одноклассникам, проявляли инициативу участия в районных и городских конкурсах экскурсоводов. Неоднократно занимали призовые места);

- снятие коммуникативных барьеров в процессе выступления на публике;

- умение использовать полученные ранее знания в реальной жизни;

- умение объективно оценивать выступления сверстников;

-  умение конструктивно сформулировать замечания и адекватное восприятие критики в свой адрес.

Таким образом, экскурсия  не только позволяет учителю сделать учебный процесс ярче и интереснее, но и помочь учащимся осознать необходимость владения иностранным языком как средством коммуникативного взаимодействия с носителями иноязычной культуры, а также рассмотреть филологическое образование как направление будущей профессиональной деятельности.

Список литературы

1.        Баранников, А.В. Содержание общего образования: Компетентностный подход. - М.: ГУ ВШЭ, 2012. - 51 с.

2.        Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. - СПБ: Педагогика, 2013. - 235 с.

3.        Бордовская Н.В. Системная методология современных педагогических технологий. - СПб: Педагогика, 2010. - 116 с.

7.        Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: Учебно-методическое пособие. - М.: АПКиПРО, 2013. - 101 с.

8.        Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособности личности. - М.: МПСИ, 2013. - 400 с.

9.        Святославский А. В. Городская экскурсия. Основы теории и практики. - М.: Центр подготовки туристских кадров, 2011. - 431 c.

10.        Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Логос, 2009. - 272 с.

11.        Требования к методической разработке экскурсии: Метод. рекомендации. - М.: ЦРИБ "Турист", 2012. - 321 c.

12.        Глушанок Т. М. Хуусконен, Н. М. Практика Экскурсионной деятельности. СПб.: «Издательский дом Герда», 2006. – 208 с.

Интернет-источники

13. http://www.fipi.ru/

14. http://www.uproviaz.ru/download/mo_geogr_shishov.pdf

15. ENGLISH – I ( II, III ) Гацкевич М.А., издательство “КАРО”, Санкт Петербург, 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка.

Понятие коммуникативная компетенция.Упражнения, рекомендуемые для формирования коммуниктивной компетенции...

Статья "Проектная технология как средство формирования языковых компетенций школьников (на примере иностранного языка)".

Статья "Проектная технология как средство формирования языковых компетенций школьников (на примере иностранного языка)" была опубликована в сборнике статей "Школа в условиях модернизации: от идеи к ре...

Песни как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка.

В статье пошагово представлены различные способы разучивания песен на английском языке. Данные упражнения носят не только познавательный, но и развлекательный характер, мотивируют учащихся к изучению ...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ЗА СЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Статья о том, как можно эффективно формировать коммуникативную компетентность учащихся за счет применения элементов интенсивного метода обучения на уроках иностранного языка в школе....

Статья "Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка"

Методическая статья-рекоммендация для учителей иностранных языков в школе....