ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ЗА СЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
статья по английскому языку на тему

Захарьина Ольга Валерьевна

Статья о том, как можно эффективно формировать коммуникативную компетентность учащихся за счет применения элементов интенсивного метода обучения на уроках иностранного языка в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaharina_o.v.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ЗА СЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Захарьина О. В.

Поиски эффективных приемов обучения практическому владению иностранными языками имеют довольно долгую историю. В основе интенсивного подхода в обучении иностранным языкам лежат идеи суггестологии и суггестопедии доктора медицинских наук Г. К. Лозанова об использовании скрытых психических резервов личности в процессе учебной деятельности.

В России интенсивный метод получил известность как Метод Китайгородской и начал применятся при обучении взрослых иностранным языкам.

Появилось ряд учебников для обучения английскому языку, как для специальных учебных заведений, так и для общеобразовательных школ. (Денисова Л.Г. , Мезенин С.М.  Английский язык. Пробное учебное пособие для 10 класса средней школы. Интенсивный курс, М. «Просвещение», 1993; Игнатова Т.Н.  Английский язык для общения интенсивный курс, «РТ-Пресс» «Высшая школа», м. 1997; Филиппов В.Н. Английский язык: Проб. учеб. пособие для 5 класса средней школы: (Интенсив. курс). Художники В.И. Полухин, С.И. Репьев.- М.: Просвещение, 1993).  Наиболее интересными, на наш взгляд, является учебник Т.Н. Игнатовой и В.Н. Филиппова.  Мы апробировали эти учебные пособия в лицее и получили отличные результаты. За один год учащиеся 5 класса (первый год обучения) догнали группы учащихся, обучающихся английскому языку со 2  класса, при этом у них были сформированы прочные навыки по всем видам речевой деятельности. Использование учебника Т.Н. Игнатовой в 10-х классах позволило решить проблему обучения учащихся с разным уровнем владения языком,  повысить мотивацию к устному общению, которая ослабевает к старшим классам.

Однако мы столкнулись со многими проблемами:

  • Недостаточная сетка часов.
  • Большая подготовительная работа.
  • Несовпадение тематики с требованиями программы.
  • Интенсив требует высокого профессионализма учителя.
  • Не все преподаватели воспринимают и готовы работать по принципам интенсива.

Поэтому мы считаем, что наиболее рациональным является использование элементов интенсивной методики в рамках любого курса обучения иностранному языку, т.к. эта методика в наибольшей степени способствует формированию коммуникативной компетенции, что и является задачей школы на современном этапе.

Коммуникативный подход в обучении иностранному языку предполагает, что недостаточно знать систему языка и правила функционирования определенных грамматический явлений. Чтобы общаться, нужно знать, как пользоваться языком в определенной ситуации, т.е. выучить язык означает сегодня овладеть речевым поведением в естественном контексте. В этих условия функции языка, а не его структура приобретают первостепенное значение в процессе обучения. При этом, общение на  изучаемом языке пронизывает процесс обучения, являясь одновременно целью этого обучения, основным средством и условием его достижения. Поэтому «… интенсивное обучение может быть определено как особым образом организованное обучающее общение, в ходе которого происходит ускоренное усвоение материала (овладение предметом) и активное совершенствование, развитие личности (учащихся и преподавателя» [4].

Г.А. Китайгородская выделяет пять основных принципов интенсива:

  1. Личностного общения;
  2. Ролевой (игровой) организации материала и учебного процесса;
  3. Коллективного взаимодействия
  4. Концентрированности в организации учебного материала и учебного процесса.
  5. Полифункциональности упражнений;

Интенсивный метод способен решить ряд учебных  задач  значительно успешнее,  чем  другие  технологии. Учет коммуникативных факторов  наряду  с  суггестивными  помогает  оптимизировать процесс иноязычному общению. Одним  из основных условий обучения иностранному языку в школе является максимальный учет интересов учащихся  в  условиях коммуникативного взаимодействия на уроке. Обеспечение  мотивации  на  каждом уроке предполагает внимание к мнению и суждению каждого  участника  общения, уважение к его точке зрения. Успех обучения обеспечивается  тем,  что любая из предлагаемых учителем в ходе урока  ситуаций является жизненно значимой для учащихся. Учет эмоциональных  факторов  в обучении  иностранным языкам  значительно   активизирует    процесс   усвоения, так как  атмосфера занятий  организуется  таким  образом,  что   освоению   языка   сопутствуют положительные эмоции, что  является  важным  стимулом  для создания  и   поддержания   интереса   к   предмету.   С   другой   стороны, сочетание интеллектуальной и эмоциональной   деятельности   учащихся обеспечивает наиболее  эффективное  запоминание  материала  и овладение речевыми умениями.

Наиболее типичные приемы интенсивного обучения, использующиеся на занятиях следующие:

1.        Единый контекст урока (сценарий). Речевая зарядка вводит в тему.

2.        Введение материала крупными блоками.

3.        Использование музыкального фона, интонационного диапазона (от шепота до громко выраженных эмоций), ритмизации фраз при введении материала.

4.        Использование рифмовок, песен, что способствует созданию положительного эмоционального фона.

5.        Речевые единицы отрабатываются в разных коммуникативных ситуациях. (Игровая организация материала)

6.        Высокий уровень мотивации поддерживается за счет большого разнообразия упражнений, организации групповой работы, создания благоприятной атмосферы, заинтересованности учителя.

7.        Реализация принципа цикличности в рамках одной темы.

Например, при изучении темы «Хобби» учащиеся знакомятся с тематической лексикой в песне «Are you fond of?» (На мотив песни «С голубого ручейка», припев).

Are you fond of playing football (tennis)?

Are you fond of playing chess? (draughts)

Are you fond of playing tennis? (hockey)

 And growing flowers? (collecting postcards)

Yes, I’m fond of playing football.

Yes, I’m fond of playing chess.

Yes, I’m fond of playing tennis and growing flowers.

После этого учащиеся в парах расспрашивают друг друга о своих любимых занятиях. Можно организовать работу в группах и попросить ребят провести опрос и составить диаграмму о самых популярных увлечениях. В этом случае учебное общение максимально приближается к реальному.

Сложные речевые единицы «пропеваются», «прохлапываются» или при их произнесении выполняются какие-либо действия. Так, фраза “Are you interested in learning foreign languages?” «пропевается» на мотив песни «С голубого ручейка». Названия иностранных языков проговариваются под маршировку.

Russian, German, French, Chinese, Spanish, Italian, Japanese.

Рассказывая о своем хобби, учащиеся стремятся употреблять различные прилагательные. В этом им поможет песенка «It is very useful and interesting». (На мотив песни «Люди идут по свету»).

It is very useful and interesting.

It is really pleasant and enjoyable.

It is very useful and interesting.

It gives a great pleasure to me.

It is very useful and interesting.

It is really pleasant and enjoyable.

It is very useful and interesting.

It gives a great pleasure to me.

Для того, чтобы учащиеся не делали ошибок, рассказывая о любимых занятиях своих родственников или друзей, мы разучиваем песню «My hobby is cooking». (На мотив песни «С утра сидит на озере».)

My hobby is cooking

Your hobby is cooking, too.

Your hobby is cooking.

My hobby is cooking.

Our hobby is cooking, too.

   

His hobby is cooking.

Her hobby is cooking, too.

His hobby is cooking.

Her hobby is cooking.

Their hobby is cooking, too.

(singing, dancing, fishing…)

На каждом уроке можно менять название любимого занятия, используя эту песенку в качестве фонетической зарядке. После этого логично во время речевой зарядке расспросить учащихся о том, какие хобби у их родственников и друзей. Постепенно роль учителя, который задает вопросы, может исполнять сильный ученик. Дети с удовольствием рассказывают о своих любимых занятиях и вступают в диалоги по теме.

Пример монологического высказывания по теме «Хобби»:

My hobby is reading books. It is very useful and interesting as I learn a lot of new things when I read books. My hobby is really pleasant and enjoyable because reading gives a great pleasure to me.

Пример диалогического высказывания по теме:

P1: Are you interested in learning foreign languages?

P2: Yeas, I am I am interested in learning English. And what are you fond of?

P1: I am fond of playing computer games. My hobby is really pleasant and enjoyable. And what games do you like to play?

P2: I like playing football. Let’s play football together.

P1: With pleasure.

При правильно организованном интенсивном обучении происходит активизация всех познавательных психических процессов, мотивационной и эмоциональной сфер, улучшаются межличностные отношения, учебный процесс проходит без стресса и тревоги, утомления и досады. Высокий познавательный уровень  учебного содержания удовлетворяет и расширяет естественную потребность в получении новой информации. Происходит ускоренное развитие языковых способностей учащихся, что немаловажно для достижения цели – общения на иностранном языке, приносящего радость ученику и окружающим. Именно поэтому использование элементов интенсивной методики на уроках иностранного языка является одним из самых эффективных способов формирования языковой компетенции учащихся, а также условием развития личности.

Литература

1.        Денисова Л.Г.  Мезенин С.М.  Английский язык. Пробное учебное пособие для 10 класса средней школы. Интенсивный курс, м. «Просвещение», 1993;

2.        Игнатова Т.Н. Английский язык для общения интенсивный курс, «РТ-Пресс» «Высшая школа», м. 1997;

3.        Филиппов В.Н.  Английский язык: Проб. учеб. пособие для 5 класса средней школы: (Интенсив. курс). - М.: Просвещение, 1993;

4.        Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам.-  М.; Высшая школа, 1986;

5.        Китайгородская Г.А. Интенсивное обучения иностранным языкам.  -  Иностранные языки в школе, 1980, № 2;

6.        Денисова Л.Г. Место интенсивной методики  в  системе  обучения  иностранному языку в средней школе. - Иностранные языки в школе, 1995, № 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование здоровьесберегающей технологии для создания благоприятных условий по формированию коммуникативных компетенций учащихся на уроках английского языка"

Презентация даёт краткое представление о здоровьесберегающей технологии, её актуальности, принципах урока здоровьесберегающей направленности, здоровьеохранных действиях на уроке....

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка с использованием JAZZ CHANTS.

Данная статья показывает как можно использовать JAZZ CHANTS на уроках английского языка при изучении фонетики, лексики и грамматики....

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка.

Понятие коммуникативная компетенция.Упражнения, рекомендуемые для формирования коммуниктивной компетенции...

Статья обобщение опыта по теме: "Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка через использование ситуативных картин".

При изучении иностранного языка большинство учащихся испытывает  трудности в применении своих знаний на практике. Имея достаточный словарный запас по теме, владея определенными грамматическими ст...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка в 5-9 классах на основе использования нетрадиционных форм и методов обучения

Усвоение языковой теории на уроках – это искусственная, но неизбежная ступень на пути к естественному речевому общению, и, чтобы поднять учащихся на следующую ступень речевой практики, учителю необход...