Использование здоровьесберегающей технологии для создания условий по формированию коммуникативных компетенций учащихся на уроках английского языка.
статья по английскому языку по теме

Обобщение опыта по теме. Из опыта работы учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта по теме « Использование здоровьесберегающей технологии для создания условий по формированию коммуникативных компетенций учащихся на уроках английского языка».

 Тема здоровья , здоровьесбережения актуальна, обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании.Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов.

Одним из концептуальных докладов является на сегодняшний день доклад исследовательской группы Всемирной организации здравоохранения Генеральной ассамблеи ООН под названием «Здоровье молодежи – забота общества», который был опубликован в 1987 году. Авторы доклада исходили из следующих концептуальных оснований: здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Это определение зафиксировано в Уставе ВОЗ. Оно является отправной точкой работы педагога в детском коллективе, в организации учебного процесса, урока. То есть исходя из этого определения задача учителя – работа над созданием благоприятного микроклимата на уроке, организация двигательной активности учащихся на уроке, работа над социализацией личности ребёнка, организация урока с учетом гигиены умственного труда , с использованием современных технологий обучения.

Здоровье – категория педагогическая. Здоровье либо укрепляется, либо утрачивается в процессе воспитания и обучения в школе и семье. А лечить болезнь, если она уже возникла – это задача медицины. Согласно  данным Минздрава РФ только 10% выпускников школ являются практически здоровыми. За последние 10 лет число здоровых девочек-выпускниц  ухудшилось в 3 раза. А это будущие матери, носительницы генофонда нации. Ежегодно до 300 000 юношей не идут на военную службу. Налицо деградация молодого поколения России: вместо акселерации – за последние годы в 20 раз  увеличилось количество низкорослых подростков. Состояние детей по Владимирской области _ ежегодно значительно  увеличивается  число детей с заболеваниями сердечнососудистой системы. ЖКТ, высоким является процент снижения остроты зрения. За последние десятилетия число российских самоубийц-подростков выросло втрое. Около 2500 несовершеннолетних добровольно расстаются с жизнью. По этому показателю Россия занимает первое место в мире. Психологи считают, что значимой причиной высокого риска суицидального поведения подростков является  недоразвитость смысловой регуляции жизнедеятельности. Подростки редко задумываются  зачем они пришли в этот мир, вольны или свободны они распоряжаться своей жизнью, они с безразличием относятся к своему здоровью, не осмысливают главных важных жизненных ценностей .Значит, философией жизненных ценностей  и должны заниматься педагоги. Я считаю , что эти пробелы в воспитании можно устранить, акцентируя внимание на роли здорового образа жизни, здоровья – как главной человеческой ценности, на уроках .В частности,  на  уроках английского языка, где много тем, имеющих выход на разговор, диалог по теме « Режим дня», «Правильное питание», «Наркотики», «Спорт», «Курение, алкоголизм», «Вредные привычки» ит.д. Например, говоря о будущей профессии уместно упомянуть, что  охотнее продлят контракт с сотрудником, который меньше болеет, не уходит на больничный. Это удобно делать. Работая по УМК М.З. Биболетовой, да и по другим учебникам.

Изучая грамматику, активизируя лексику даю на перевод предложения следующего содержания:

Курение опасно для здоровья.

Я часто болею, потому что не делаю зарядку.

Необходимо есть овощи и фрукты.

Я чищу зубы по утрам и вечерам.

Здоровье превыше богатства.

Можно составлять множество подобных примеров, формируя представление о здоровом образе жизни исподволь. Ненавязчиво.  Дети кроме грамматических и лексических навыков усвоят, что  здоровье зависит от многих факторов: питания, экологии, санитарно-гигиенических навыков, правильно организованного досуга, отсутствия  вредных привычек.

Кроме того, работая в паре, группе дети овладевают навыками корпоративной культуры, которая включает в себя общий позитивный настрой, уважительные, доброжелательные отношения друг к другу, осознание ценности вклада каждого в общий трудовой процесс. А это является элементом  психогигиенического воспитания, цель которого – психически здоровая личность, с адекватно сформированной самооценкой. Способная к самореализации, творчеству. Самовыражению. С целью раскрытия творческого потенциала учащихся я использую технологию портфолио, личностно-ориентированного  обучения, деятельностного подхода, так как эксперты ВОЗ считают одним из основных факторов, влияющих на здоровье подростков в переходящих государствах (к их числу относится и наше) трудности эмоционального характера, вызванные различными стрессовыми ситуациями. Неготовность к позитивному решению. В основе здоровьесберегающей деятельности на уроке подразумевается развитие способности к общению, самовыражению, решению проблем в конструктивном духе. Устноречевое  общение – это сверхзадача уроков иностранного языка, поэтому  как и все учителя иностранного языка я решаю её постоянно и ежедневно, особо уделяя ей внимание  при изучении таких тем  как «Conflicts”, “Family and friends”, “Conflict resolution”на уроках старшей ступени .А так же и в ходе учебно-воспитательного процесса , в ходе урока при возникающих реальных и условно-реальных ситуациях, конфликтах, при разборе и обсуждении фабульных текстов, в ролевых играх .Конечно, учитель сам должен быть виртуозом общения, соблюдать правила позитивного общения.

Кроме использования ЛОО технологии обучения, рефлексивного обучения здоровьесберегающая технология предполагает дифференцированное обучение, проблемное, диалоговое, применение разных видов и форм коллективной мыслительной деятельности, приёмы, способствующие появлению и сохранению интереса к учебному материалу, организация учебной деятельности, которая не утомляет, а вызывает чувство удовольствия, познавательную потребность.А так же учитель должен владеть приёмами снижения гиподинамии, приёмами психогигиены.

Итак, правильно организованный урок – это урок вовремя начатый и вовремя законченный, где нет переутомления. Был даже открыт яд переутомления – кенотоксин, который воздействует не только на работоспособность человека. Но и на его эмоциональное состояние. Поэтому я провожу профилактику переутомления на уроке. Это физкультминутки, минутки релаксации. Для релаксации использую классическую музыку ( П.И. Чайковский, И, А. Моцарт, Вивальди и др), музыку Сати. Это композитор 20 века, музыка включает звуки моря и шум океана, одобрена и рекомендована психологами и психотерапевтами для расслабления центральной нервной системы. Музыку использую как фон вовремя выполнения письменных заданий. Дети, особенно младшие школьники разучивают и поют английские песни под музыку, иногда выполняют танцевальные движения .После чтения и письма провожу гимнастику для глаз. Перед тестами, после письменных заданий, да и просто для отвлечения провожу с детьми кинезиологическую гимнастику..В младших классах я её обыгрываю. Например: « Моем руки», «Скатаем колобок», « Пусть пальчики поработают\ отдохнут», «Make a snowball”.Рисуем английские буквы , слова в воздухе рукой, иногда проделываем упражнение «Колечко»\ “ Rings”(ребёнок как можно быстрее перебирает пальцами рук, соединяя их поочередно), « Зеркальное рисование»( рисуем 2 руками одновременно). Объясняю детям постарше, что ладонь имеет   проекционные зоны  организма. Большой палец отвечает за головной мозг, середина ладони соответствует солнечному сплетению. Показываю некоторые простейшие кинезиологические упражнения. Пальцевая гимнастика способствует улучшению мыслительной деятельности. Облегчает совместную работу полушарий мозга. Работы В,М, Бехтерева, А.Р. Луриа, П.Н. Анохина, И.М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности. Создатели кинезиологических комплексов считают. Что работа должна быть направлена  от движения к мышлению, а не наоборот. Как  известно рука, речь и мысль связаны. Поэтому работая над пальчиковой моторикой улучшается речь, что важно на уроках английского языка.

Одним из условий здоровьесберегающего обучения является работа над воображением учащихся, использование зрительных опор, наглядности, приёмов мнемотехники.На уроках я часто использую игрушки, картинки. Такие приёмы считаю целесообразными, оправданными с точки зрения  физиологии восприятия информации  человеком. Проводя фонетическую зарядку, использую в работе элементы дыхательной и звуковой гимнастики, способствующие профилактике заболеваний верхних дыхательных путей. Например:

- энергично произносить к – г, н – г (укрепляет мышцы глотки);

- несколько раз зевнуть и потянуться (зевание считается полезным для снижения стрессовых состояний. Оно стимулирует гортанно-лёгочный аппарат, деятельность головного мозга);

- 3-4 поверхностных вдоха  с последующим выдохом (в начале урока успокаивает после беготни на перемене).

Какая ещё возможна активность на уроке? В работе я часто использую мяч ( Ballgame) .Это очень экономит время при выполнении  коротких устных заданий, переводе лексики, повторении правил, слов-исключений. Разучивая глаголы, их можно показывать, имитировать движения, разучивание песен сопровождать танцевальными движениями.

Ещё раз хочу напомнить о принципах урока здоровьесберегающей направленности. Это:

Учёт возрастных особенностей, состояния здоровья школьника и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов, средств обучения; структура урока включает 3 части ( вводную, основную, заключительную); использование действий для сохранения работоспособности и функциональных возможностей организма.

Каковы же здоровьеохранные действия на уроке?

  1. Оптимальная плотность урока ( количество видов учебной деятельности, их смена, длительность).
  2. Чередование чтения, письма, слушания, рассказа,  рассматривания, ответов на вопросы ( от 4 до 7 чередований ).Считается гигиенически нерациональным использование  1 -2 видов деятельности.
  3. Смена различных видов деятельности должна проводиться через каждые 7 – 10 минут.
  4. Наличие физкультурной паузы, во время которой обеспечивается отдых центральной нервной системы, упражнения для различных групп мышц ( плечевого пояса, рук, туловища)  для улучшения мозгового кровообращения, с целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения.
  1. Наличие эмоциональной разрядки ( поговорки, шутки, юмористическая картинка, отвлечение, высказывание ). В течение урока рационально использовать 2-3 разрядки.
  2. Правильная рабочая поза ребёнка, освещенность кабинета, озеленение, чистота, цветовая гамма интерьера.
  1. Положительные эмоции, создание у детей положительного эмоционального настроя на уроке.

В заключении хочется пожелать всем здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование здоровьесберегающей технологии для создания благоприятных условий по формированию коммуникативных компетенций учащихся на уроках английского языка"

Презентация даёт краткое представление о здоровьесберегающей технологии, её актуальности, принципах урока здоровьесберегающей направленности, здоровьеохранных действиях на уроке....

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка с использованием JAZZ CHANTS.

Данная статья показывает как можно использовать JAZZ CHANTS на уроках английского языка при изучении фонетики, лексики и грамматики....

Интерактивные технологии обучения диалогической речи как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка

Использование активных методов обучения иностранному языку становится приоритетным направление в образовании. Вашему вниманию предоставляется небольшая статья, в которой раскрыты основные а...

Статья обобщение опыта по теме: "Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка через использование ситуативных картин".

При изучении иностранного языка большинство учащихся испытывает  трудности в применении своих знаний на практике. Имея достаточный словарный запас по теме, владея определенными грамматическими ст...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка путем использования разнообразных обучающих структур

Методическая разработка, нацеленная на совершенствование образовательного процесса посредством системного внедрения в работу обучающимися эффективных педагогических технологий и методик, модернизации ...

Презентация «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка через использование универсальных карточек»

   Карточки являются наиболее побуждающим к домысливанию, к соответствующим высказываниям, легко привлекают и удерживают внимание, т.е. к развитию творческого мышления параллельно с р...