Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка путем использования разнообразных обучающих структур
методическая разработка

Методическая разработка, нацеленная на совершенствование образовательного процесса посредством системного внедрения в работу обучающимися эффективных педагогических технологий и методик, модернизации содержания образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx31.29 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка, нацеленная на совершенствование образовательного процесса посредством системного внедрения в работу обучающимися эффективных педагогических технологий и методик, модернизации содержания образования (для номинации «Учитель-методист»)

 «От того, чему и как мы учим сегодня, в значительной степени зависит, как мы будем жить и работать завтра».

Президент России В.В.Путин, 22 декабря 2016г.

В настоящее время я работаю над темой «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка путем использования разнообразных обучающих структур».

 Федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения, Закон «Об образовании» и Комплексный проект модернизации образования определяют качественно новые положения о целях, содержании образования, требованиях к результатам освоения и условиям реализации образовательных программ.

        Урок иностранного языка – это всегда комплексный урок, направленный на достижение не только предметных, но и личностных и метапредметных результатов. Триада  «материалы – технология - учитель» составляет основу для успешной реализации личностных результатов. Задача учителя иностранного языка - это формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам, осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В настоящее время необходимыми становятся не сами знания, а знание о том, где и как их применять. Но еще важнее – знание о том, как эту информацию добывать, интегрировать или создавать.

Работая над темой, я столкнулась с противоречиями: с одной стороны, большим объемом теоретического  материала, возрастающей практической значимостью школьного курса «Английский язык»,  необходимостью обеспечить достаточный уровень образования, и, с другой стороны, перегрузкой школьников, дефицитом учебного времени,  снижением интереса к обучению у детей.

Для решения этих проблем я считаю необходимым использование технологий активации обучения, которые способствуют развитию творческих способностей, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активировать мышление, способствуют преодолению стереотипов в обучении и выработке новых подходов к профессиональным ситуациям. Одной из таких технологий является Сингапурская методика обучения. Это методика менеджмента и управления учебным процессом, дающая такой инструмент, как обучающие структуры.  В Сингапурской методике насчитывают около 250 структур. . Наиболее распространенными обучающими структурами данной методики  на уроке английского языка являются JotThoughts, ContinuousRoundRobin, SimiltaniousRoundTable, SingleRoundRobin, Tic-Tac-Toe, RallyRobin, Teambuilding, RoundRobin, ThinkWriteRoundRobin, TimedRoundRobin, Clockbuddies, StirTheClass. В основе Сингапурской методики - кооперативное, или совместное, обучение (Cooperative Learning).

Кооперативное обучение основано на идеях, появившихся в начале прошлого века, и получивших развитие у таких философов и психологов как Курт Леви́н, Джон Дьюи, Мортон Дойтш, Жан Пиаже, Лев Выготский [3]. В отечественной педагогике к понятию «кооперативное обучение» наиболее близки понятия «педагогика сотрудничества» и коллективные групповые формы работы (КСО). К проблеме сотрудничества в разное время обращались: В.К. Дьяченко, Б.Таль, Е.С. Полат, Е.И. Пассова, Е.Г. Иванова.

        Выявлены общие принципы Сингапурской методики        :

-равные возможности и для индивидуальной работы, и ответа в паре или группе;

  • графические схемы для визуализации очередности ответов, мнений и понятий;
  • обеспечение сменного состава пар и групп;
  • использование речевых клише;
  • возможность услышать разные точки зрения, и сверить правильность ответов.

Специалисты сингапурской компании Educare International Consultancy), взяв на вооружение лучший мировой опыт организации учебной деятельности, систематизировали обучающие структуры, дали четкие алгоритмы их применения и организовали систему тренингов с возможностью их тиражирования и творческого применения в образовательной практике. Составляющие сингапурской методики ОБУЧАЮЩИЕ СТРУКТУРЫ (Learning Structures) подбираются в соответствии с этапом урока и целью этапа. Сингапурские обучающие структуры называют и методом, и методикой, и технологией. Эти обучающие структуры можно разделить на три основные группы: (на слайде)

  • Обучающие структуры, показывающее взаимодействие ученик- ученик, необходимые для развития коммуникации и сотрудничества.
  • Обучающие структуры, показывающее взаимодействие ученик - учебный материал.
  • Обучающие структуры, позволяющие сделать урок интересным, лёгким для обучающихся, повысить самооценку и уверенность учеников, практиковать социальные навыки для коммуникации, сотрудничества и принятия решений.

Обучающая структура “Rally Robin” – каждый по очереди отвечает в парах.  За основу берется методика Manage mat. Учащиеся сидят в группах по 4 человека лицом друг к другу. Manage mat - табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить учащихся в каждой группе (ученики 1-2 и 3-4: партнеры «по плечу»; ученики 2-3 и 4-1: партнеры «по лицу») для организации эффективного учебного процесса в командах. Алгоритм работы по структуре «Rally Robin» в 8 классе по учебнику «Spotlight» по теме «Книги»:

  1. Все обучаемые в течение 5 минут обдумывают и записывают задание: «Напишите о своей любимой книге для конкурса «Лучший читатель»( 5 предложений)» Используется таймер.
  2. Учитель объявляет, что теперь у каждого из четырех участников команды, сидящих вместе, будет 30 секунд, чтобы рассказать о своей любимой книге  «партнеру по плечу», то есть сидящему рядом. Говорю,  что нежелательно читать ответ с листа, следует рассказывать. Начинает партнер А, включатся таймер.
  3. По окончании времени прошу партнера В сказать своему напарнику: «Было очень интересно тебя слушать». Партнер А должен сказать «Thank you» в ответ.
  4. Прошу нескольких учащихся В сказать всему классу то, что они услышали. Это фронтальная работа, иначе ребята решат, что слушать не обязательно.
  5. Теперь очередь говорить ученику В. Когда он расскажет, партнер А скажет ему:  «Мне понравилось слушать тебя» и услышит спасибо в ответ. Несколько учеников А по желанию или по моему выбору говорят всему классу, о чем рассказал В.
  6. Далее ученики А и В под № 1 и №2 в команде сообщают партнерам «по лицу» информацию друг о друге в 3-м лице. Через 30 секунд, когда рассказ заканчивается, №3 и №4 говорят им «Я бы хотел еще тебя послушать». Ученики №1 и №2 отвечают: «Мне было приятно рассказывать тебе о своем партнере».
  7. Прошу одного-двух учеников под №3 И №4 рассказать всему классу, о чем они услышали.
  8. Настает очередь А и В под № 3 и №4 рассказать друг о друге ученикам №1 и №2. Ставим таймер на 30 секунд. Затем обмен репликами «Буду рад услышать тебя снова» - «Мило с твоей стороны говорить мне это»

Таким образом, каждый в команде: 1) обдумывает и записывает, какие книги ему нравятся, и кратко описывает свою любимую книгу (5мин); 2) рассказывает то, что записал (30 сек); 3) слушает рассказ соседа и благодарит его за рассказ (1 мин+1мин); 4) говорит о любимой книге соседа партнеру напротив (30 сек); 5) слушает о предпочтениях соседа партнера, сидящего напротив, и записывает их (3 мин). Итого около 10 минут.

Обучающая структура “Teambuilding”

На примере опыта работы по учебникам линии Spotlight. Приведу пример использования данной структуры на заключительном уроке по Module 6  «Leisure activities» «Виды досуга». Традиционный урок предполагает фронтальный опрос для повторения пройденной лексики (в начале урока ученики рассказывает о своих увлечениях: занимаюсь плаванием, теннисом, рисованием и т. д.), отработки навыка использования простого настоящего времени Present Simple Tense и настоящего продолженного времени Present Continuous.

1. Все обучаемые в течение одной минуты обдумывают или, по усмотрению учителя, пишут свои увлечения в виде списка. Рекомендуется использовать таймер.

2. Ученики складывают чистый лист бумаги так, что образуются три треугольника в верхней части (как будто вы начинаете делать самолетик) и два длинных узких прямоугольника в нижней (рис 2). На двух крайних треугольниках и одном нижнем прямоугольнике проставляются цифры 1, 2,3. Центральный треугольник подписывается ― Everybodу (15–30 с).

4. Каждый участник проговаривает одно из своих увлечений, остальные участники группы слушают и знаком (большой палец вверх /вниз) показывают, занимаются они тем же в свободное время или нет. Если все участники команды поднимают большой палец вверх, то предложение записывается в центральный треугольник (все). Если согласны трое — в прямоугольник под номером 3, двое — во второй треугольник и т. д. И так по кругу, пока не истечет заданное время (2 мин). В итоге получается несколько словосочетаний, записанных в определенных частях листка.

5. На следующем этапе фронтальная работа: учитель спрашивает, в какой команде есть предложение в первом (втором, центральном) треугольнике, и просит одного из участников группы сообщить всему классу: „Один (двое, трое) из нас… (занимаются футболом)―. Учитель корректирует предложения при необходимости. Ученики могут исправить свои ошибки, если их заметили (1 мин).

6. Заключительным этапом, исходя из общих предложений, может быть выбор слогана команды (Let‘s choose … as a slogan, I think … is better), например: „Мы все любим …..!―. Вся команда встает и хором говорит свой слоган (1 мин). Вся работа по времени занимает 6 мин.

Использование данных структур дает полное вовлечение в работу всех обучаемых, равное участие и учет всех типов восприятия /стилей обучения: визуалов (графическое распределение информации), аудиалов (прослушивание), кинестетиков (представление, мысленное ощущение, жесты), дигиталов (использование в комплексе вышеперечисленного, четкое формулирование правил).

Обычная работа на уроке - ответ на вопрос учителя, благодаря этой структуре, становиться работой, вовлекающей учеников в активное взаимодействие друг с другом, где каждый осознает себя частью команды и коллектива.

 Ожидаемые результаты применения обучающих  структур Сингапурской методики. Мной было замечено, что на уроках с использованием сингапурской методики у детей более четко формируются коммуникативные навыки, критическое мышление, креативность, соблюдается технология здоровьесбережения, а самое главное - у учеников появляется интерес к предмету, что способствует успешному обучению.

Эта методика обучения английскому языку способствует развитию таких качеств личности, которые являются востребованными современным поликультурным и многоязычным обществом.

Использование обучающих структур сингапурского метода обучения дает возможность учиться, играя.

Современный урок по Сингапурской методике – это:

  • урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;
  • урок, содержащий разные виды деятельности;
  • урок, на котором ученику комфортно;
  • урок, на котором деятельность стимулирует развитие познавательной активности ученика и формирование коммуникативной компетенции;
  • урок развивает у детей креативное мышление;
  • урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала;
  • урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Как контролировать правильность ответов, когда несколько человек говорят одновременно, и как их оценивать?

Обучающие структуры контролируют участие, взаимное уважение и общую вовлеченность.

Что же делать с отметками?

  • учащиеся пишут свои ответы в начале работы по структуре;
  • на одном из последующих этапов они записывают информацию, услышанную от партнера;
  • в конце урока учащихся ставят себе отметку за работу;
  • учитель собирает письменные работы и сравнивает самооценку с правильностью выполненных заданий.

Важно объяснить критерии оценивания (например, не менее 3х предложений), и то, что правильность написания будет учитываться. Учащиеся должны понимать, что нужно внимательно слушать друг друга, особенно ответы всему классу, когда учитель поправляет ошибки. Пусть они знают, что могут исправлять и свои ошибки, и помочь в исправлении ошибок товарищу.

Из практики: Когда ученики знают, что их самооценка подтверждается учителем, перед тем, как отметка будет выставлена в журнал, они оценивают себя даже строже, чем сам учитель.

Преимущества использования Сингапурской методики

  • Не предполагает полный отказ от традиционного подхода. Можно использовать одну из обучающих структур на любом этапе урока.
  • Обеспечивает полную вовлеченность всех обучаемых в учебную деятельность;
  • Обеспечивает социализацию;
  • Дает возможность создать комфортную, дружелюбную атмосферу;
  • Позволяет провести урок в соответствии с требованиями ФГОС;
  • Отвечает требованиям всех стилей обучения.

Конечно, это не единственная организация учебного процесса, которую я применяю на уроках. Использование ИКТ – важная составляющая моей работы. На слайде представлены основные направления использования ИКТ:

  • Компьютерные обучающие программы (Lingualeo - увлекательный, эффективный и бесплатный сервис для изучения английского языка.)
  • Power Point для создания презентаций
  • Мультимедийные материалы (проект «Видеоуроки»)
  • Словари, справочники, топики по разным темам, on-line тесты
  • сайты «Решу ЕГЭ»  и «Открытый Банк заданий»

Мной используется также широко известный метод проектов. Проект  - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Например, в 10 классе, работая по теме “Types of school and shcool life”, ребята работают над мини-проектом – подготавливают листовку «Why not spend two years in Russia and experience life in Algasovskaya high school» («Почему бы не провести 2 года в России и не поучиться в Алгасовской средней школе?» по аналогии с листовкой, представленной в учебнике, но которая приглашает поучиться в американской средней школе.

Выводы:

     На мой взгляд, наиболее существенным достоинством Сингапурской методики обучения является то, что она позволяет сделать процесс обучения личностно-ориентированным, ставить и решать новые, нетрадиционные образовательные задачи (формирование и развитие исследовательских, информационных, коммуникативных и других умений учащихся, развитие их мышления и креативных способностей).

Формирование коммуникативной компетенции на основе Сингапурской методики и других технологий в процессе обучения английскому языку позволяет развивать у учащихся социально значимые, нравственно-ценностные мотивы поведения, креативность и рефлексию, повышать уровень социализации.

Таким образом, ученики  в состоянии видеть проблемы и перспективы, ставить четкие задачи, разрабатывать оптимальные пути к их достижению. Учитель про этом становится организатором самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся, у него появляются возможности для развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного развития их личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование здоровьесберегающей технологии для создания благоприятных условий по формированию коммуникативных компетенций учащихся на уроках английского языка"

Презентация даёт краткое представление о здоровьесберегающей технологии, её актуальности, принципах урока здоровьесберегающей направленности, здоровьеохранных действиях на уроке....

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка с использованием JAZZ CHANTS.

Данная статья показывает как можно использовать JAZZ CHANTS на уроках английского языка при изучении фонетики, лексики и грамматики....

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка в школе.

Коммуникативный подход основан на утверждении о том, что для успешного владения иностранным языком учащиеся должны знать не только языковые формы (грамматика, лексика, произношение), но также иметь пр...

Статья обобщение опыта по теме: "Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка через использование ситуативных картин".

При изучении иностранного языка большинство учащихся испытывает  трудности в применении своих знаний на практике. Имея достаточный словарный запас по теме, владея определенными грамматическими ст...

Презентация «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка через использование универсальных карточек»

   Карточки являются наиболее побуждающим к домысливанию, к соответствующим высказываниям, легко привлекают и удерживают внимание, т.е. к развитию творческого мышления параллельно с р...