Педагогический проект «Игра как способ стимулирования речевой активности и формирования языковой компетенции учащихся при обучении иностранному языку».
проект на тему

Черепенникова Надежда Григорьевна

В проекте предлагается материал по проблеме стимулирования речевой деятельности учащихся при обучении иностранному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx91.99 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Игра как способ стимулирования речевой активности и формирования языковой компетенции учащихся при обучении иностранному языку».

Автор:

учитель немецкого

и английского языков

Черепенникова

Надежда Григорьевна

Муниципальное бюджетное

образовательное учреждение

Панинская ООШ

с. Панино

 Спасского района

Рязанской области

2014г.

1. Введение.

Отличительные для первой четверти  XXI века изменения в характере образования – в его направленности, целях, содержании – всё более явно ориентируют его на формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности. Перед образованием ставится задача обеспечения вхождения человека в социальный мир, его адаптация в этом мире. В данном проекте исследуется использование игры как эффективного средства стимулирования речевой активности учащихся при изучении иностранного языка. В приложении представлены игровые материалы.

Обоснование необходимости проекта.

Наряду с детьми одарёнными и способными в школу приходят дети и  из других  семей: из многодетных, малообеспеченных, неполных, из неблагополучных. Много педагогически запущенных детей – с ослабленными вниманием и памятью, с нарушенной психикой, с неразвитой речью. Учебный материал объективно сложен для понимания всеми учащимися. Существующее противоречие позволило определить следующую проблему: как создать благоприятные условия для успешного обучения всех учеников. Среди всех технологий игровая технология может  рассматриваться как оптимальный способ решения проблемы. Практика применения в образовательном процессе   выявила, что данная технология:

- способствует значительному увеличению времени языковой практики      на уроке для каждого ученика;

- позволяет детям участвовать в решении разнообразных ситуаций;

- практикует их  в употреблении лексики и грамматики;

- готовит  к будущим социальным ролям, к жизни в обществе.

Гипотеза исследования – оптимальное использование грамматических и  лексических игр обеспечит эффективное развитие речевой и  языковой компетенций.

Несомненным преимуществом использования игровой технологии является возможность избегать прямого давления, соблюдение демократичного стиля общения в духе педагогики сотрудничества. Все вышеизложенное  обуславливает выбор темы исследования – «Игра как способ стимулирования речевой активности и языковой компетенции учащихся при обучении иностранному языку».

Цель исследования – изучение влияния использования игровой технологии на уроках иностранного языка на развитие речевой  и языковой компетенций.

Задачи исследования:

1. Приблизить учащихся к конечному уровню владения иностранным языком.

2.Создать  благоприятные условия для имитации иноязычной языковой среды.

3. Научить учащихся использовать приобретённые знания и умения  в практической деятельности и в повседневной жизни.

4. Экспериментально проверить эффективность  использования игровой технологии на уроках иностранного языка.

Объект исследования – процесс развития речевой активности учащихся на уроках иностранного языка.

Предмет исследования – особенности влияния игры на процесс запоминания и воспроизведения знаний, умение применять их на практике.

2. Введение Государственного образовательного стандарта предполагает формирование коммуникативной компетенции школьника в основных видах речевой деятельности: аудировании, чтении, письме. Под коммуникативной компетенцией понимается способность и готовность осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого иностранного языка в типичных ситуациях.  Здесь возникает противоречие: с одной стороны – «требование общения с носителями языка», с другой стороны – отсутствие таких «типичных ситуаций», где это можно было бы осуществить во время обучения. Актуальность проекта заключается в том, что создание условий, способствующих  развитию речевой активности учащихся, обеспечивает соответствие современного обучения  постоянно повышающимся требованиям общества к результатам обучения. Как создать благоприятные условия для имитации иноязычной языковой среды, для создания реальных и воображаемых ситуаций общения? Среди всех технологий игровая технология может  рассматриваться как оптимальный способ решения проблемы.

Многие выдающиеся педагоги, среди которых В. Риверс, У. Биннет,

М.Ф. Стронин и др., справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. Игра является общим языком для всех ребят. Одновременно игра – это инструмент преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс  привлекательным и интересным, оказывает эмоциональное воздействие на учащихся. Это мощный стимул к овладению языком. По мнению психолога А.А. Леонтьева, мотивация, создаваемая игрой, должна быть представлена наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивацией.

Изучение материалов по использованию игровой технологии в обучении иностранному языку подводит к выводу, что игра позволяет вовлечь в учебный процесс даже «слабого» ученика, т.к. в ней проявляются не только знания, но и находчивость и сообразительность здесь порой оказываются более важными.

3. Теоретическая часть.

Одним из путей интенсификации учебного процесса, повышения уровня владения языком является использование игр обучающего характера. Игра – основной вид деятельности. Она положительно влияет на возбуждение интереса у каждого учащегося к участию в работе со всеми вместе. Особенно помогают преодолеть трудности на занятиях иностранным языком, превратить скучные уроки в интересную деятельность языковые (речевые игры) и подвижные игры. Сначала дети заинтересовываются игрой, а затем и языком, без владения которым невозможно участвовать в ней. Почувствовав интерес к изучению предмета на данном уроке, учащиеся продолжают  с увлечением заниматься им и на следующих уроках. Но здесь необходимо соблюдать чувство меры, чередовать игру с самыми разнообразными формами работы и приёмами. Языковые игры способствуют активизации учащихся на занятии, развивают их речевую инициативу. Игровая форма работы даёт возможность повторить и закрепить усвоенные лексические единицы и типовые фразы, разнообразить формы урока, поддерживать внимание учащихся на уроке. Игра, хоть и на короткий промежуток времени,

Способствует созданию «языковой среды» на уроке и вне его. Учащиеся могут психологически перестраиваться и начинать думать только об игре, а не о языке. Игра помогает учителю создать на уроке условия, приближающиеся к тем, в которых люди беседуют на иностранном языке в естественной обстановке.

Кроме дидактических основ использования игры на уроках иностранного языка, есть и психологические. У многих детей слаб волевой контроль (66%). Они не могут заставить себя заучить грамматический материал, тогда как в игре запоминание происходит с лёгкостью.

Кроме того, у учащихся экспериментального класса присутствует не только визуальный и аудиальный каналы восприятия информации, но и кинестетический. Для учащихся такого типа важны тактильные ощущения, получаемые путём непосредственного прикосновения или движения. У них преобладает моторная память. События они запоминают лучше, чем прочитанные или произнесённые тексты. Наибольшие затруднения у таких учеников вызывает необходимость длительной концентрации внимания на одном предмете, подбор нужных слов в устных ответах, сдержанность в выражении своих чувств. Для успешного обучения таким ученикам требуется более частая смена видов деятельности, игры, соревнования.

Таким образом,  главным смыслом данного проекта  является то, что учащиеся усваивают языковой материал незаметно, а вместе с тем возникает чувство удовлетворения – «я тоже могу наравне со всеми!»

4. Основное  содержание  проекта.

Методы достижения поставленных целей и задач.

теоретические методы:

- анализ научной, психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования;

- изучение нормативных и программно-методических документов об образовании;

-эмпирические (изучение передового педагогического опыта)

  Целевая аудитория.

Исследование проводилось на базе МБОУ Панинская ООШ Спасского района Рязанской области в процессе обучения немецкому языку. Так как школа основная сельская,  наполняемость классов небольшая,  нет возможности взять для эксперимента две параллели. Исследованием был охвачен один класс и прослежен процесс обучения и его результативность  с 5 класса по 8 класс   включительно. Для сравнения результатов был отобран ещё один класс, уровень обученности и социально-психологический климат, в котором имеют близкие значения.

План реализации проекта.

Этапы

Вид работы

Срок

Планируемый результат

Подготовительный

1. Изучение и анализ специальной литературы и педагогического опыта  по проблеме исследования.

2. Разработка программы эксперимента.

3. Разработка методического обеспечения эксперимента  дидактического инструментария.

Январь – май 2010г.

1.Выявление условий организации

2.Определение цели, задач, гипотезы, модели организации обучения, ожидаемых результатов, критериев оценки эффективности эксперимента.

3. Утверждение  группы учащихся для проведения эксперимента.

Рабочая  программа по немецкому языку 5-9 класс.

Практический

1.Проведение исходных констатирующих срезов в экспериментальной группе.

2.Реализация эксперимента по развитию речевой активности и языковой компетенции учащихся.

3.Отслеживание промежуточных результатов. Корректировка испытываемой методики.

4.Итоговая диагностика

2011 – 2013гг.

1.Определение стартовых результатов диагностики по уровню предметных достижений.

2. Формирование и развитие навыков самостоятельной работы учащихся экспериментальной группы с применением ИКТ.

3.Определение изменений уровня обученности в группе на промежуточном этапе.

4. Определение результатов диагностики

Заключительный

Обобщающий

1.Обработка данных. 2.Соотнесение результатов эксперимента с поставленной целью. 3.Анализ полученных данных.

4.Разработка плана дальнейшего развития проекта с учётом проведённого анализа полученных данных.

Сентябрь 2013 – май 2014гг.

Выявление эффективности эксперимента.

Определение теоретической и практической значимости проекта.

Внедренческий

Распространение результатов проекта на заседаниях школьного, городского методических объединений,

Май-сентябрь 2014г.

Оформление и описание хода и результатов эксперимента. Разработка рекомендаций по использованию игровой технологии в целях развития речевой активности детей. Выступление на методических объединениях учителей иностранного языка.

Ожидаемые результаты:

1. Создание методических и образовательных продуктов педагогической деятельности автора  проекта:

2. Обеспечение повышения показателя успеваемости по предмету;

3. Повышение качества знаний, уровня обученности учащихся.

4. Повышение профессионального уровня учителя

5. Формирование  познавательного  интереса к предмету;

6.         Создание условий для самореализации личности в урочной деятельности;

Эффективность работы оценивается по результатам учебных достижений детей. Оценивание знаний предусматривает тематический контроль лексических и грамматических навыков.

5. Заключение. Данный проект позволяет доказать возможность снятия монотонности при отработке языкового материала и при активизации речевой деятельности учеников. Дети развиваются как личности, уясняя общечеловеческие принципы бытия, и уроки иностранного языка – благодатная почва для этого. Рифмовки, используемые в игре, позволяют запомнить нормы речевого этикета, усвоить большое количество новых слов и тем самым расширить лексический запас. Удовлетворяются потребности учащихся в общении, в исполнении незнакомых ранее ролей.

 Система распространения информации о проекте.

 - публикация на личном мини-сайте в nsportal.ru

- выступление на заседании школьного педагогического совета;

- выступление на заседании районного методического объединения;

- публикация на фестивале педагогических идей «Открытый урок».

6. Оценка эффективности применяемой технологии.

В ходе  проведения данного эксперимента было проведено тестирование на выявление каналов восприятия информации учащимися. Контингент учеников состоит примерно из трёх равных по показателям групп – 34 % кинестетики, 33%  - аудиалы, 33% - визуалы.

В экспериментальной и контрольной группах были проведены исследования уровней обученности и уровня качества знаний на протяжении четырёх лет. Уровень обученности в экспериментальной группе вырос с 66% до 88%, в то время, как в контрольной группе показатели не очень сильно изменяются. Уровень качества знаний в экспериментальной группе тоже стабильно растёт. В контрольной группе уровень качества знаний нестабилен.

Показатели уровня развития коммуникативных качеств в обеих группах тоже свидетельствуют о пользе эксперимента. 

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что использование игровой технологии, а именно лексических, грамматических и подвижных игр, способствует к стимулированию речевой активности детей, а, следовательно, и формированию языковой компетенции учащихся, к достижению успеха в изучении иностранного языка и повышению успеваемости.

Данный проект обладает неплохой технологичностью, так как легко может воспроизводиться в любой школе, в любом классе. Он содержит и здоровьесберегающий фактор: помогает разнообразить виды деятельности учащихся, предотвратить утомляемость, повысить внимание. Всё это предоставляет школьникам возможность реализовать себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная технология как средство формирования языковых компетентностей воспитанников в обучении иностранному языку

Материал содержит описание педагогического проекта по использованию проектной технологии в обучении иностранному языку в условиях компетентностного подхода...

IT-технологии как механизм формирования ключевых компетенций учащихся при обучении иностранным языкам в рамках стандартов второго поколения

Формировать информационную компетентность школьников в настоящее время необходимо.  Это связано с освоением ими метапредметных универсальных учебных умений, составляющих основу умения учить...

Статья "Проектная технология как средство формирования языковых компетенций школьников (на примере иностранного языка)".

Статья "Проектная технология как средство формирования языковых компетенций школьников (на примере иностранного языка)" была опубликована в сборнике статей "Школа в условиях модернизации: от идеи к ре...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ЗА СЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Статья о том, как можно эффективно формировать коммуникативную компетентность учащихся за счет применения элементов интенсивного метода обучения на уроках иностранного языка в школе....

Система работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся при обучении иностранному языку

Методические рекомендации. Одними из требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по иностранному языку являются формирование и совершенствование ин...

Опорные схемы – конспекты как средство формирования языковой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы

В статье рассматривается многолетний опыт использования опорных таблиц  в работе....