ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ КАРТ В РАБОТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ В ВОЗРАСТЕ 12-16 ЛЕТ
методическая разработка (английский язык) по теме

Себукова Галия Равилевна

Данная разработка раскрывает сущность понятия "мыслительная карта", правила ее создания и способы использования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_tekhnologii_myslitelnykh_kart.doc84.5 КБ
Файл myslitenye_karty.pptx1.89 МБ

Предварительный просмотр:

ФГБОУ ВПО  «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПОВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

имени П. А. СТОЛЫПИНА

ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

ГРУППОВАЯ НОВАТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ КАРТ В РАБОТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ В ВОЗРАСТЕ 12-16 ЛЕТ

ГРУППА РАЗРАБОТЧИКОВ:

Себукова Галия Равилевна –

МОУ «Национальная (татарская) гимназия;

Жалмуханова Алмагуль Жумагалиевна -

МОУ «Национальная (татарская) гимназия;

Пророкова Ольга Вячеславовна –

МОУ «СОШ № 9»;

Покидышева Алена Игоревна –

МОУ ДОД «Дом детского творчества»

Назарова Елена Викторовна –

МДОУ № 94 «Вишенка»

Саратов – 2013г.

Содержание

Введение                                                                                                            

  1. Общее описание технологи…………………………………………….4
  2. Цели, задачи и ожидаемые результаты. Целевая аудитория…………5
  3. Тип занятия/мероприятия. Методы и формы работы…………………6
  4. Необходимые компетенции педагога………………………………....7
  5. Возможные риски………………………………………………………7

Заключение…………………………………………………………………….9

Список литературы………………………………………………………….10

Приложение (структура учебного занятия/воспитательного мероприятия)

Введение

XXI век - век огромных потоков информации. Технология мыслительная карта, которую еще называют карта памяти, интеллект-карта,  выступает альтернативой традиционным способам обработки и передачи информации (конспектам, кратким записям, схемам и т.п.). Эта альтернатива более продуктивна, так как имеет естественную психологическую основу, а главное превращает ученика в активного создателя собственного знания.

Актуальность разработки – использование мыслительных карт для грамотной обработки, структурирования информации и развития мышления.

В традиционной педагогике учитель всегда выступал в роли единственного активного участника процесса обучения, он же осуществлял единоличный контроль, он же осуществлял отбор учебной информации.

В современной школе необходим иной подход. Ученик должен стать главной фигурой: активной, познающей, деятельностной. Карта памяти как метод формирования информационной, языковой и коммуникативной компетенций способна решить все эти задачи.

  1. Общее описание технологии

MindMap – мыслительные карты (карты памяти, карты ума, умственные карты или интеллект карты), в переводе с английского языка, были изобретены американским учёным Тони Бьюзеном в 60-70 годах XX века и представлены в его книгах «Супермышление» и «Научите себя думать». Тони Бьюзен провел параллель между организацией мышления посредством карт памяти и устройством человеческого мозга. Сам нейрон мозга выглядит как мини-интеллект-карта.

Карта памяти – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, решения творческих задач, инструмент развития памяти и мышления, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся.

Мыслительные карты — это инструмент, который позволяет эффективно структурировать и обрабатывать информацию и мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.

Существуют определенные правила создания карт памяти, разработанные Тони Бьюзеном, которые подробно описаны в его книге “How to Mind Map”, а именно:

1. Основная идея, проблема или слово располагается в центре. Выделению ключевого слова ассоциативной цепи Бьюзен придаёт едва ли не главное значение

2.Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.

3.Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

4. Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т.д.

5. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

6. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

7. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

8. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

Изначально интеллект-карты рисовались вручную. Дело в том, что в методе Тони Бьюзена большое внимание уделяется образному мышлению, поэтому во многих случаях вместо слов на карте изображаются картинки. Фактически интеллект-карты могут вообще не содержать слов - только рисунки, образы. Впрочем, компьютерный метод создания интеллект-карт имеет множество других преимуществ, которые отмечает и сам Тони Бьюзен в своей книге. Возможности масштабирования, организации многоуровневых связей, создания гиперссылок между картами, быстрота создания карт, удобство редактирования, удобные средства коллективной работы, наличие различных способов представления одной и той же карты - список преимуществ очень велик.

Одним из признанных лидеров в области создания компьютерных интеллект-карт является программа MindManager, разрабатываемая компанией Mindjet.

Мыслительные карты – очень красивый инструмент для решения таких задач, как проведение презентаций, принятие решений, планирование своего времени, запоминание больших объемов информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, разработка сложных проектов, собственное обучение, развитие, и многих других. Рассмотрим их подробнее.

Обучение

•        создание ясных и понятных конспектов лекций;

•        максимальная отдача от прочтения книг/учебников;

•        написание рефератов, курсовых проектов, дипломов.

Запоминание

•        подготовка к экзаменам;

•        запоминание списков: что сделать/кому позвонить/…

Презентации

•        вы за меньшее время даете больше информации,  при этом вас лучше понимают и запоминают;

•        проведение деловых встреч и переговоров.

Планирование

•        управление временем: план на день, неделю, месяц, год…

•        разработка сложных проектов: нового бизнеса,…

Мозговой штурм

•        генерация новых идей, творчество;

•        коллективное решение сложных задач.

Принятие решений

•        четкое видение всех «за» и «против»;

•        более взвешенное и продуманное решение.

  1. Цели, задачи и ожидаемые результаты. Целевая аудитория.

Цель педагогического воздействия является системообразующим (определяющим) элементом педагогической деятельности. От нее зависят остальные элементы: содержание и средства получения результатов. Цель как научное понятие есть предвосхищение в сознании субъекта результата, на достижение которого направлена деятельность.

Целью нашей разработки является освоение и применение технологии мыслительных карт.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать возможности использования данной технологии в работе со школьниками 12-16 лет;

- определить вид занятия, методы и формы работы;

- выявить необходимые компетенции педагога для реализации данной технологии;

- определить возможные риски и способы их устранения;

- определить варианты использования технологии для проведения занятия.

После постановки цели, очень важно понимать, чего мы хотим достичь в конечном итоге и каким путем. При применении технологии мыслительных карт на занятии ожидаются следующие результаты:

- развития мышления;

- развитие творческих способностей;

- развитие интеллектуальных способностей;

- развитие организаторских способностей;

- глубокое освоение темы;

- умение работать в группе;

- умение планировать.

Общий термин, целевая аудитория, применяется во всех сферах. Деятельность любой организации зависит от того, кто является конечным потребителем, то есть целевой аудиторией.

Целевая аудитория - это группа людей, имеющая отличительные признаки, на которую направлена деятельность организации, или которая заинтересована в какой-либо информации. Определение и поиск целевой аудитории - один из основных вопросов.

В нашей разработке мы планируем внедрить технологию мыслительных карт в 5-9 классах, а также передать опыт своим коллегам.

Поэтому целевой аудиторией будут являться:

- учащиеся 5-9 классов в возрасте 12-16 лет МОУ «НТГ», МОУ «СОШ №9», МОУ ДОД «ДДТ», МДОУ № 94 «Вишенка»;

- педагоги МОУ «НТГ», МОУ «СОШ №9», МОУ ДОД «ДДТ», МДОУ № 94 «Вишенка».

  1. Тип занятия/мероприятия. Методы и формы работы

Структура урока и его тип образуются из комбинации основных элементов процесса обучения. Структурное построение урока зависит от конкретных учебно-воспитательных задач, характера предполагаемой на уроке деятельности и обучающего взаимодействия учителя и детей.

В нашей разработке мы применяем учебный тип занятия.

Выбор методов обучения определяется также с учетом возможностей учащихся: возрастных и психофизиологических особенностей и подростков; с учетом специфики изучения данного учебного предмета, направления образовательной деятельности; возможностей материально-технической базы обучения.

Методы обучения, которые будут использованы на занятиях с применением технологии мыслительных карт:

1. Словесные методы обучения:

- объяснение;

- беседа;

- диалог (диалог педагога с учащимися, диалог учащихся друг с другом);

 -консультация.

2. Методы практической работы: упражнения, письменные работы, графические работы.

Мы используем графические работы:

- составление таблиц, схем, диаграмм, графиков, чертежей;

- работа с географическими и историческими картами.

3. Наглядный метод обучения.

- наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, диаграммы, чертежи, графики.

Формы учебной деятельности учащихся - это способы организации деятельности учащихся, отличающиеся характеристиками взаимосвязи ребенка с окружающими людьми.

По форме работы занятие может быть:

- групповым

- индивидуальным

  1. Необходимые компетенции педагога

Что такое компетенции и почему они так необходимы? Компетентный (от лат. соответствующий, способный): обладающий компетенцией; знающий, сведущий в определенной области. Следовательно, компетентность есть по существу - обладание компетенцией; обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо.

При использовании мыслительных карт на занятиях необходимы следующие компетенции:

- демонстрировать знание предмета и программы обучения;

- развивать у обучающихся познавательную активность и творческие способности;

-способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами;

- владеть ИКТ- компетенциями.

  1. Возможные риски

Под определением риск понимается деятельность в ситуации неопределенности, когда есть возможность определить вероятность наступления того или иного события (исхода). При применении технологии мыслительных карт на учебных занятиях можно столкнуться со следующими рисками:

Риски

Пути выхода

Неосознание возможности применения

Найти удачные приемы и меры

Недостаток раздаточного материала(средства ИКТ)

Выступить с предложением  к администрации

Незаинтересованность школьников

Применить индивидуальные задания

Недостаток времени

Самостоятельное изучение

Заключение

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что создание мыслительных карт:

  1. является  эффективным и интересным методом обучения на уроках, который позволяет эффективно структурировать и обрабатывать информацию;
  2.  способствует большей мотивации;
  3.  помогает эффективно хранить информацию, для чего этот метод и предназначен. Эффективное хранение информации означает её усвоение и понимание. И чем больше информации усваивается, таким образом, тем сильнее становятся память, мышление и интеллект;
  4. способствует глубокому освоению темы;
  5. позволяет мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. 

Список литературы

  1. Бьюзен Т. и Б. Супермышление Минск: «Попурри», 2003
  2. Фокина Т.П., Федорова А. В. Методологические основания применение «интеллект-карт» в преподавании теории организации / Повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в условиях реформирования государственной службы: Сб.науч. тр. Саратов: ПАГС им. П.А. Столыпина, 2004, с 56-59
  3. Электронный ресурс [Режим доступа] http://festival.1september.ru/articles/213803/
  4. Электронный ресурс [Режим доступа] http://festival.1september.ru/articles/512090/
  5. Электронный ресурс [Режим доступа]http://tsyganova.74325s017.edusite.ru/p23aa1.html
  6. Электронный ресурс [Режим доступа] http://www.mind-map.ru/
  7. Электронный ресурс [Режим доступа] http://www.bubbl.us
  8. Электронный ресурс [Режим доступа] http://www. xmind.net
  9. Электронный ресурс [Режим доступа] http://www.mindjet.com


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФГБОУ ВПО «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ » ПОВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ имени П. А. СТОЛЫПИНА ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГРУППОВАЯ НОВАТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ КАРТ В РАБОТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ В ВОЗРАСТЕ 12-16 ЛЕТ ГРУППА РАЗРАБОТЧИКОВ: Себукова Галия Равилевна – МОУ «Национальная (татарская) гимназия; Жалмуханова Алмагуль Жумагалиевна - МОУ «Национальная (татарская) гимназия; Пророкова Ольга Вячеславовна – МОУ «СОШ № 9»; Покидышева Алена Игоревна – МОУ ДОД «Дом детского творчества » Назарова Елена Викторовна- МДОУ №94 «Вишенка» Саратов – 2013г .

Слайд 2

«Кто владеет информацией, тот владеет миром» (Ротшильд) Актуальность использование мыслительных карт для грамотной обработки , структурирования информации и развития мышления

Слайд 3

Тони Бьюзен Mind Map (в переводе с англ.) – мыслительные карты (карты памяти, карты ума , умственные карты или интеллект карты) Карта памяти – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации

Слайд 4

Правила создания мыслительных карт

Слайд 10

Ожидаемые результаты

Слайд 11

Целевая аудитория

Слайд 13

Необходимые компетенции педагога

Слайд 14

Возможные риски Риски Пути выхода Неосознание возможности применения Найти удачные приемы и меры Недостаток раздаточного материала(средства ИКТ) Выступить с предложением к администрации Незаинтересованность школьников Применить индивидуальные задания Недостаток времени Самостоятельное изучение, строгое следование ходу урока.

Слайд 15

ВЫВОДЫ Мыслительная карта … является эффективным и интересным методом обучения на уроках, который позволяет эффективно структурировать и обрабатывать информацию; способствует большей мотивации; помогает эффективно хранить информацию, для чего этот метод и предназначен. Эффективное хранение информации означает её усвоение и понимание. И чем больше информации усваивается, таким образом, тем сильнее становятся память, мышление и интеллект; способствует глубокому освоению темы; позволяет мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал

Слайд 18

ФГБОУ ВПО «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ » ПОВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ имени П. А. СТОЛЫПИНА ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГРУППОВАЯ НОВАТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ КАРТ В РАБОТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ В ВОЗРАСТЕ 12-16 ЛЕТ ГРУППА РАЗРАБОТЧИКОВ: Себукова Галия Равилевна – МОУ «Национальная (татарская) гимназия; Жалмуханова Алмагуль Жумагалиевна - МОУ «Национальная (татарская) гимназия; Пророкова Ольга Вячеславовна – МОУ «СОШ № 9»; Покидышева Алена Игоревна – МОУ ДОД «Дом детского творчества » Назарова Саратов – 2013г .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа по теме «Здоровьесберегающий аспект профилактической деятельности учителя при организации работы со школьниками подросткового возраста»

Учебная программа по теме «Здоровьесберегающий аспект профилактической деятельности учителя при организации работы со школьниками подросткового возраста»...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу: «Digital-школа: использование технологии виртуальной реальности в жизни современного школьника»

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Особенностью данного комп...

«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста»

Данная статья  раскрывает актуальность проблемы использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи, основные направления, зад...

Методическая разработка «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста»

Данное пособие раскрывает актуальность проблемы использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи, основные направления, задачи,...

Возможности использования технологий 3D-визуализаций как фактор мотивации школьников к занятиям трехмерной графикой и анимацией

Бурное развитие 3D-технологий ставит перед образованием новые вызовы в виде появления новых мотивирующих возможностей. Компьютерная 3D-графика, инженерная 3D-графика, 3D-развертки моделей, 3D-анимация...

Использование технологии «Интеллектуальная карта» в коррекционной работе со старшими дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи

В течение многих лет мы работаем со старшими дошкольниками, имеющими тяжёлые нарушения речи. Для повышения эффективности коррекционной работы по развитию детей с ЗПР, в том числе и их речевого развити...