Использование метода проектов на уроках английского языка
статья по английскому языку на тему

Никифорова Светлана Владимировна

В статье обобщается опыт работы учителя английского языка  по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Использование метода проектов на уроках английского языка

 (Из опыта  работы учителя английского языка  Никифоровой  Светланы  Владимировны)

                                                 

    Учитель английского языка I квалификационной   кате-гории. Стаж работы 11 лет. Окончила  Казанский  госу-дарственный педагогический  университет, факультет русской филологии по специальности  «Учитель  русского языка и  литературы, английского  языка».  

    Победитель   районного  конкурса  «Лучший учитель – 2009  года»,  участник  конкурса  «Учитель года  Республики Татарстан  2009», дипломант  Всероссийского фестиваля педагогических  идей  «Открытый  урок».

       В течение 4 лет я работаю над методической проблемой «Использование метода проектов на уроках английского языка». Выбор этой проблемы не случайный. Современные УМК по английскому языку нацелены на использование именно технологии проектного обучения, так как  проектная методика входит в образование как требование времени. В результате работы над проектами проявляются интересы участников, создаются благоприятные условия для их реализации и дальнейшего совершенствования, развиваются умения адаптироваться к условиям современного общества в условиях непрерывного его изменения.

       Работу над методической темой я начала с изучения теоретического материала о методе проектов. В данной работе неоценимую помощь мне оказали материалы из журналов: «Иностранные языки в школе», «Методическая мозаика», «Мэгариф» статьи из сайтов www.1SEPTEMBER.RU,  http://festival.1september.ru ,  http://domyenglish,  http://planeta.edu.toms, http://pedsovet.org,  http://5 balloy,  www.Yanglish.ru  и др.     Параллельно с изучением теоретического материала я вела поэтапно применение проектной технологии на уроках  английского языка.

     Обучение проектной деятельности  я начинаю со второго класса  (УМК Биболетовой М. З.  “Enjoy English “. На первом году обучения ученики создают начинается  простые мини-проекты по учебной программе в группах по 2- 3  человек. К сожалению,  малый контингент  учащихся не даёт возможности использовать все возможности проектной технологии в полном объёме. В прошлом учебном году ученики начальной школы подготовили следующие проекты «Составляем меню», Английский алфавит в картинках», «Сочиняем английские сказки» и другие. Подготовка проектных работ учащихся проходила как на уроке, так и во внеурочное время. Из – за быстрой утомляемости и потери интереса у учеников начальных классов нельзя выбирать объёмные проекты, требующие большой и кропотливой работы со стороны ученика, так как часто  ученик, столкнувшиеся с трудностями выполнения проектов, опускает руки и теряет интерес и выполнение проектов у него ассоциируется с чем – то негативным, поэтому в своей практики я использую принцип «от простого к сложному» и стараюсь поощрять любую инициативу со стороны учеников.

  Учителю необходимо объяснить учащимся цель задания. Для этого я использую памятку “Творческий проект – это интересно!”, в которой даются советы о том, как лучше организовать работу над проектом (УМК Кузовлева В. П). Учащимся нужно помочь выбрать проект, который соответствует их интересам и уровню языковой подготовки. Учащиеся имеют право предложить свой собственный проект, если ни один из предложенных им не интересен. При работе над первым проектом ученики представляют черновой вариант, чтобы учитель мог просмотреть работу и предложить новые идеи, исправить ошибки, но ни в коем случае не критиковать и не ругать.   В идеале учитель может представить свой проект в качестве примера,  изучив который, ученики создают свой, но ни в коем случае не копируют его. Если учитель решил использовать при изучении какого-либо раздела или вопроса программы метод проектов, он должен все тщательно продумать, разработать, просчитать; четко определить учебные задачи; продумать, какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений.     Желательно спланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов. Вот пример организации коллективной учебной деятельности ( при работе по УМК В.П. Кузовлева и др. Happy English 2 ) по первому разделу «Are you happy at school?»  На первом этапе учителю необходимо разработать план проектной работы и продумать систему коммуникативных упражнений, обеспечивающую её речевой уровень. Учащиеся должны свободно владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы, перед тем как переходить к обсуждению проблемных вопросов. Следует тщательно отработать грамматические упражнения из учебника, либо предложенные учителем типа «Образуй нужную грамматическую форму глагола». Назови отрицательный вариант данного предложения», «Уточни информацию», «Переведи предложение с русского на английский» и т.д. Кроме того, школьники должны уметь составлять все типы вопросов. Необходимо повторение таких разделов грамматики: 1)   There is/are…; 2) модальные глаголы: Should, have to, must, (упр. II, с. 18; упр.I, с. 27).   Работа над проектом занимает 10 уроков; при этом на защиту проекта отводится, как правило, сдвоенный урок.

I. Первый этап (урок 1). Ученикам предлагается в скрытом виде проблема, которую нужно выявить, сформулировать. Помогут наводящие вопросы: Все ли тебе нравится в школе? Хотел бы ты что-нибудь изменить?, Почему вам приходится учиться во вторую смену? и т. д.  Задача учителя – раскрыть ситуацию так, чтобы учащиеся как можно более самостоятельно отнеслись к ее решению. Итогом может быть вывод: В школе что-то нужно изменить. Что? Все первоначальные предложения учеников записываются на доске без комментариев. Затем начинается коллективное обсуждение этих пунктов.    Далее учащиеся делятся на группы и им предлагается разработать свой собственный проект по принятому плану.

 II. Второй этап (уроки 2-8). Это подготовительный этап, который обеспечивает языковые и речевые умения школьников. Параллельно с этим проводится поэтапная работа над проектом. Тексты из учебника служат содержательной базой для развития речевых и исследовательских умений учащихся.  

       В более упрощённой форме работу над проектом можно представить в следующей последовательности:

                                                                                                                                                                                                                                     

I этап. Подготовительный. Предложение темы исследования. Темы могут быть предложены в рамках учебника, выбранного учителем в качестве основного, ее может сформулировать сам учитель с учетом учебных и воспитательных задач, а также сами учащиеся. Чаще темы проектов относятся к какому–то практическому вопросу, актуальному для жизни школьника в социуме, требующему привлечения его собственного опыта.

   II этап. Организация работы.     Согласование общей линии разработки проекта. Формирование групп. Составление подробного плана работы над проектом. Обсуждение путей сбора информации и осуществление путей сбора информации и осуществление поисковой работы. Обсуждение первых результатов в группе.

   III этап. Завершающий этап  Промежуточный контроль. Обсуждение способа оформления проекта. Документирование проекта. Презентация результатов проекта. Подведение итогов проекта. Выставление оценок.

IV этап. Практическое использование результатов проекта  (в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках и т.д.

  В течение учебного года ученики работали над многими проектами. Наиболее удачные из них: «Защита окружающей среды», «Экологические проблемы нашей местности». «Мой досуг» и т.д. Приведу пример работы в 7 классе над проектом «Мy free time» В начале нового раздела я объясняю ученикам, над каким проектом мы будем работать, тем самым я нацеливаю их на поиск информации и материалов, которые они смогут использовать в будущих своих проектах. Во время изучения данного раздела ученики не только знакомились с новыми лексическими единицами, но и подбирали нужный для себя материал. Ученики были разделены на две группы, что внесло в их работу дух соперничества

      Второй этап – это подготовительный этап, который обеспечивает языковые и речевые умения школьников. Параллельно с этим проводится поэтапная работа над проектом. Её можно проводить различными формами: в виде речевой зарядки, в виде интервью, в виде опроса и выявления в процентном соотношение, чем любят заниматься ученики в сво-бодное время, проблемы проведения досуга. Конечно, основная поисковая работа велась во внеурочное время, ну на каждом уроке обязательно отводилось 7-10 минут для работы над проектом. На переменах и после уроков ученики подходят к учителю для решения языковых трудностей. Также на этом этапе идёт обучение  закрепление коммуникативных речевых штампов, фразы согласия и несогласия. Ученики провели опрос среди учащихся школы, заполняли анкеты, предлагали свои способы проведения свободного времени, подготовили презентацию своих увлечений.

     Третий этап- это презентация  и обсуждение проектных работ. Проектные работы были оформлены в виде стенгазеты,  красочного альбома  с рисунками и фотографиями.      Каждая группа защищает перед классом свой проект (5-9 минут), а после презентации  проводится общая дискуссия.  Ребята заранее готовят свои вопросы, высказывают свои мнения о проектной работе другой группы. Учитель оценивает работы учеников. Очень важно найти хорошие слова для каждого ученика, аргументировать свою оценку и дать возможность высказаться ученикам, согласны ли они с оценками учителя.  Работу над проектом мои ученики  ведут  индивидуально, или в группах. В последнем случае участникам совместного проекта следует помочь распределить роли и объяснить, что общий успех зависит от вклада каждого участника. Работа над проектом начинается на уроке под руководством учителя, продолжается дома, а презентация проекта осуществляется на следующем уроке или  через несколько уроков, или в конце четверти (это зависит от типа проекта: краткосрочный, средний, долгосрочный). В УМК Кузовлева проектная работа предусмотрена после каждого раздела, ну в начале учебного года составляя тематический план, я стараюсь не нагружать учеников большим количеством проектных работ, так как чрезмерное использование  метода проектов теряет новизну и интерес. Ещё одна проблема, с которой мне пришлось столкнуться в ходе выполнения проектных работ, это то, что слабые ученики, с плохим знанием языка, стараются остаться в стороне. Решить эту проблему не просто, потому что каждый ученик в классе стремиться работать в команде с сильными учениками. Но нельзя допускать, чтобы кто - то оставался в стороне. Для этого необходимо убедиться, что тема проекта подходит для всех участников группы, согласно их увлечениям и темпераменту, знаниям. Поэтому необходимо убедить их использовать разнообразные способы работы: графическое написание, оформление, подборку иллюстраций и фотографий, а по необходимости – аудио или музыкальное оформление и тогда каждый ученик сможет принять участие в проекте (нарисовать иллюстрации, сделать фотографии, выучить мини- диалог, напечатать на компьютере и т. д.) Важно, чтобы ученик почувствовал себя нужным и поверил в то, что и он может что-то сделать в команде.

      В конце учебного года мы проводим выставку проектных и творческих  работ учащихся школы. Эта  выставка   даёт возможность  ученикам других классов познакомиться с другими проектными работами, обменяться идеями, посмотреть, что в этом же классе выполняли сами ученики и сравнить с другими проектами.     Выставка работ помогает повысить уровень самооценки, так как для учеников очень важно получить оценку не только со стороны учителя, но и своих сверстников. Также в школе мы проводим в классах  конкурс на самый лучший и интересный  проект.

      Проектную методику невозможно представить без использования компьютерной технологии и сети Интернет. Так как ученику при составление проектов требуется много информации и только возможности кабинета английского языка не могут решить эту проблему. Со своими учениками мы создаём презентации проектных работ, пользуясь поисковыми системами  Google, Ramble и др. мои ученики имеют возможность пользоваться информацией из глобальной сети Интернет. Так в течение прошлого учебного года были созданы следующие проекты: “All about sport’ (использована информация о зарубежных спортсменах), создан сценарий радиопередачи _использована информация о зарубежных артистах) и т. д.   В будущем, мы со своими учениками, планируем участие в международных проектах.

     Как мы видим, метод проектов чётко ориентирован на реальный практический результат, значимый для школьника. Включение в урок элементов проектной деятельности развивает творческие способности учащихся, самостоятельность, мышление и воображение.  Нестандартные формы проведения уроков  и использование элементов проектной  технологии помогают учителю повысить интерес  к изучению английского языка и повышению уровня эффективности урока.  Во время работы над проектом строятся новые отношения между учеником и учителем. Учитель уже не является  для ребят единственным источником информации. Он становится консультантом, помощником. Свою работу ученики предъявляют скорее своим товарищам, чем учителю. Работа над проектом поможет детям проявить себя совершенно неожиданно. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, развиваются  такие черты характера, как ответственность, способность к сотрудничеству.

 Недаром проектная технология относится к технологии ХХI века.

              Конспект урока  по английскому языку с использованием

элементов проектной и информационной технологии.

       Класс: 5

       Форма урока:  ролевая игра с использованием элементов проектной  и информацион-ной технологии.

       УМК:  Биболетова М. З. , Добрынина Н. В. , Трубанева Н. Н. Английский язык: английский с удовольствием / Enjoy English: Учебник англ. яз. для 5- 6 кл. общеобраз. учрежд. – Обнинск: Титул, 2007.

       Тема урока:  Learning more about each other. Узнаём больше друг о друге.

       Цели урока: активизация речемыслительной деятельности учащихся.

        Задачи урока:

Учебные:        1) закрепление изученной лексики по теме «Узнаём больше друг о друге» (черты характера, описание семьи, увлечения, профессии);

2) обучение проектной работе; (создание мини- проекта);

4) совершенствование навыков устной речи (монолог, диалог)  по данной  теме;

Развивающие:        1) развитие воображения, мышления;

2) развитие творческих способностей детей;

Воспитательные:

1) научить ребят работе в  сотрудничестве друг с другом;

2) воспитание чувства ответственности за порученное дело;

   Оборудование: учебник “Enjoy English” для 5- 6 класса, ноутбук, проектор, презентация в PowerPoint, рисунок дерева с яблоками, разноцветные счётные палочки, макеты солнца, карточки с предложениями, жетоны (билеты), цветные карандаши, игрушечный сотовый телефон, картинки с изображением солнца и тучи, рисунки смешариков.

                                                            Ход урока

  1. Начало урока

1. Орг. момент. Приветствие.

 T: Good morning, dear children! I am glad to see you.

 P: Good morning, good morning,

Good morning to you!

Good morning, dear teacher!

We are glad to see you!

T: How are you?  P: Fine, thanks. / O.K. / I’m fine, thank you. And you?

T: I’m fine too. Sit down, please. Are you ready for the lesson?

What date is it today? Who is absent today? (фронтальный опрос)

  1. Фонетическая разминка. Исполнение песни.

                   Brother James

             Are you sleeping,

             Are you sleeping,

Brother James? Brother James?

Morning bells are ringing,

Morning bells are ringing,

Ding, ding, dong!

Ding, ding, dong!

3. Вступительное слово учителя: Сообщение темы и цели урока. 

   1.  Введение в сюжет ролевой игры (учитель в роли режиссера предлагает полететь на другую планету, встретиться с инопланетянином  и снять фильм  о нём. Для этого нужно создать три  съёмочные группы  (ученики в роли постановщиков, ассистентов, художников)

   2. Система оценивания: Игра «Чьё солнышко ярче?» Каждая группа получает макет солнца без лучиков, за выполненные задания ученики получают лучики.

II.  Основная часть

       1. Речевая разминка по теме «Узнаём больше друг о друге»

T: We have got 3 space ships. У нас есть 3 космических корабля, на которых мы совершим наш полёт. Итак, становитесь в очередь, чтобы купить себе билет. (Учитель в быстром темпе задаёт вопросы, ученики отвечают и получают «билет» на космический корабль)

Примерные вопросы:

What is your hobby?

Have you got a lot of friends?

What foreign languages do you speak?

Do you play any musical instrument?

What does your Mum do?

What does your Dad do?

Have your got any sisters or brothers?

What are your main characteristics?

Do you get on well with your sister/ brother?

Ученики рассаживаются по трём «космическим кораблям»

     T: Each space ship has got  the captain of the ship.  Choose your captain. (Ученики выбирают капитанов). The captain of the first ship is …. The captain  of the second ship is …. And the captain of the third ship is ….

The first task is for captain. Please, introduce your team.  

(Капитаны знакомят с  командой космического корабля)

          2. Закрепление лексического материала по теме «Узнаём больше друг о друге» в форме игры: выполнение заданий смешариков.

                                    Задания от смешариков.    

Задание № 1 Ученики берут с доски рисунок смешарика и читают задание.

Talk about your captain. (Ученики составляют и произносят предложения о капитане)

Задание № 2  Ученики берут с доски рисунок смешарика и читают задание.

Answer the questions:  What are you going to be?

Предварительная подготовка.

(Прослушать запись упр. 22 стр. 47, повторить за диктором, самостоятельное чтение стихотворения)

                                            What are you going to be?

                  What are you going to be?

                   What are you going to be?

                   I’ll be a teacher,

                   That’s the life for me.

                What are you going to be?

                   What are you going to be?

                   I shall be a fireman,

                   That’s the life for me.

          3. Минутка отдыха.

T: Now let’s rest and drink juice.

Если вы устали, то я вам предлагаю выпить эликсир здоровья.

(Ученики встают и  «пьют» с ладони  ключевую воду и умываются, при этом делают дыхательные упражнения.)

    Игра «Кто больше».

Правило игры: Каждая команда по очереди называет профессию. Какая команда сможет вспомнить больше профессий.

Задание № 3 Ученики берут с доски рисунок смешарика и читают и выполняют задание.

                           Do the crossword puzzle. Find and circle 12 words.

                                                Traits of Character

  k  

 i

n

d

l

o

v

i

n

g

 s

n

f

c

h

s

r

g

t

c

o

d

u

r

j

h

u

j

r

r

c

e

n

e

i

y

d

m

e

u

i

p

n

a

n

e

e

h

w

e

a

e

y

t

a

h

n

h

e

l

b

n

f

i

u

j

i

d

r

f

l

d

d

v

g

k

y

o

l

g

e

e

s

e

h

k

t

u

f

y

o

n

d

a

t

h

e

t

i

c

n

t

g

d

y

f

f

y

s

h

(Ученики находят слова, читают, переводят и составляют предложения

После выполнения каждого задания, учитель раздаёт командам лучики солнца.)  

        4. Совершенствование навыков устной речи.

T: Do you want to eat? I have apples. You may take them.

 (Учитель предлагает ученикам яблоки,  ученики должны выполнить задания. Чем больше яблоко, тем задание труднее.  На обсуждение ответа командам отводится одна минута. Условие: каждый член команды должен принять участие в ответе)

                                       

                             Задания на яблоках. (Слайд № 2)

      1. Say what are you going to be in ten years?

      2. What kind of people do you like?

      3. Say what are you going to be in ten years? Why?

      4. What  are  your hobbies?

      5. What foreign languages do you speak?

                                               Role – play.

Tasks: Imagine, you are the correspondent of the British newspaper. Interview the pupils of the Local State School and ask the questions about their hobbies and family.

Use these words:

 Hobbies: sport, dancing, taking photo, watching TV, playing musical instruments,

listening to music, cooking, swimming, close, caring, hospitable, traditional.

(Один ученик из каждого «космического корабля» в роли корреспондента британской газеты, а остальные – ученики школы. Задание: взять у  учеников интервью и узнать об их увлечениях и о их семьях)

 5. Физкультминутка.      (Слайд № 3)

Ученики прибыли на другую планету и ищут инопланетянина.

I am going.  I am going.

Go, go, go. Go, go, go.

I am going forwards.

I am going backwards.

Now I stop. Now I stop.

      6. Обучение выполнению  мини- проектов в группах.

 (Звенит сотовый телефон, учитель берёт трубку, разговаривает и сообщает ученикам, что инопланетянин не сможет с ними встретиться)

Учитель просит помощи у учеников в создание фильма об инопланетянине.

Проведение «Мозгового штурма» (Слайд №  4). Ученики предлагают свои идеи.

                                                Работа в группах.   (Слайд № 5 ) 

              The first group: His hobbies. Jobs.

              The second group: Family descriptions.

               The third  group: Traits of Character

    Каждая команда получает задание снять   свою часть фильма об инопланетянине.

  Учитель предлагает им свою помощь в виде предложений. Ученики распределяют  роли

  и начинают выполнять мини – проекты.  (На выполнение мини- проектов 7- 10   минут)

  Каждая группа представляет свой проект и  демонстрирует рисунки.

             

      Каждая команда получает задание снять свою часть фильма об инопланетянине.

Учитель предлагает им свою помощь в виде предложений. Ученики распределяют  роли и начинают выполнять мини – проекты.  (На выполнение мини- проектов 7- 10 минут)

Каждая группа представляет свой проект и демонстрирует рисунки.  

                                         The first group:

               “ His hobbies. Jobs.”

1. He has…

2. His hobby is…

3. And his hobby is….

4. I think his hobby ….because he…

5. He is going to be

                                           The second group:

              Family descriptions.

1.He   has ……

2. His …..is…

3. His …..is….

4. His …..are…

5.He likes…..

                                           The third  group:

             Traits of Character.

1. He is…..

2. I think …..

3. He is….

4. He likes…

5…..

III.  Заключительная часть урока

           1. Рефлексия. Если урок понравился, то нарисовать лучики солнца. Если урок не

    понравился, то нарисовать капли дождя.

     2. Объяснение дом. задания: В группах подготовить фильм и продемонстрировать на

следующий урок. Каждая группа готовит свою версию фильма. Название “Our new friend”

     3. Итог урока. Подсчитываются «лучики солнца». Оценки.

Our lesson is over. Thank you. Good - bye! (Слайд № 6)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации по использованию метода проектов на уроках английского языка

данная работа дает методические рекомендации по использованиб метода проектов на уроках английского языка. рассматривает этапы работы над проектом, примерные критерии оценивания...

Использование метода проектов на уроках английского языка

Данный материал я использовала при выступлении на методическом семинаре на муниципальном туре конкурса "Учитель года". Он не имеет практической части, которую я демонстрировала на слайдах, но хорошо с...

Использование метода проектов на уроках английского языка

Статья о видах проектов и методов использования на уроках английского языка...

Использование метода проекта на уроках английского языка

В данной статье рассматривается вопрос об ипользовании проектной методики . Автор приводит примеры из своего опыта....

Использование метода проектов на уроках английского языка в старших классах средней школы (из опыта работы)

Использование метода проектов на уроках английского языка в старших классах средней школы (из опыта работы)И...

Использование метода проектов на уроках английского языка

Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презент...