Главные вкладки

    Использование метода проекта на уроках английского языка
    статья по теме

     В данной статье рассматривается вопрос об ипользовании проектной методики . Автор приводит примеры из своего опыта. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodika_proekta.doc92.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование метода проекта на уроках английского языка.

    Т.Н. Мумлиенкова,

    Учитель английского языка МБОУ «Гимназия №2» г. Вышнего Волочка

    Предмет исследования.

      Возможность применения проектной методики как эффективного способа обучения иностранному языку, средства от однообразия, скуки, способствующего развитию учащихся, расширению их языковых знаний, повышения интереса учащихся к предмету путем развития внутренней мотивации.

    Гипотеза исследования.

      Обучение иностранному языку нацелено на формирование и развитие личности способной и желающей участвовать в общении на иностранном языке. Достижение этой цели становится возможным, если созданы мотивы и условия, в которых учащиеся могут проявлять познавательную активность и испытывать желание реально пользоваться приобретенными знаниями и сформированными речевыми навыками, и умениями. Как известно, основной проблемой при изучении иностранного языка является то, что вне класса ученики практически не имеют возможности говорить на иностранном языке, т.е. пользоваться полученными знаниями. Изучение языка не всегда продвигается так, как мы этого хотим. Может возникнуть момент, когда требуется дополнительный импульс, стимул для изучения иностранного языка. Таким стимулом может стать проектная работа. Мотивация лежит в самом проекте и ученику предоставляется возможность использовать приобретенные языковые навыки в новых реальных ситуациях.

       Применение проектной методики предполагает создание максимально благоприятных условий для раскрытия и проявления творческого потенциала учащихся: развитие их воображения, фантазии, мышления. При этом формируется внутренний мотив говорения, возникает необходимость что-то сказать, которая диктуется желанием принять участие в общении.       Предполагается что использование проектной методики в процессе обучения иностранному языку, позволит учащимся применять речевые навыки и умения на практике.

    Цели работы:

    • Изучить теоретические основы по теме: «Проектная методика на уроках иностранного языка»;
    • Подготовить методические разработки применения проекта на уроках английского языка.

    Задачи работы:

    • Включить проектную методику в процессе активации речевых навыков учащихся;
    • Осуществить применение проектной методики на уроках английского языка
    • Оценить эффективность применения данной методики.

    Теоретическая часть.

     Проект – это возможность учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме; изготовление коллажей, объявлений, проведения интервью, демонстрация моделей с необходимыми комментариями, составление планов посещения различных мест и т.д. В технологии учебного процесса происходит смещение акцентов на самостоятельность, предприимчивость, активность, изобретательность учащихся, а педагогическая роль учителя приобретает патронажный характер. Ребенок, а не учитель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация.

      Основные принципы проектной работы.

    1.        Вариативность.

       Вариативность деятельности на уроке предполагает индивидуальную, парную и групповую формы работы. Что касается текстов то это могут быть диалоги, письма, таблицы, описания, комиксы ,карты, сказки и т.д. Необходимы различные варианты тем и типов упражнений.

    2.        Решение проблем.

      Процесс изучения языка осуществляется более эффективно, когда иностранный язык используется для решения проблем. Проблема заставляет детей думать, а думая они учатся.

    3.        Когнитивный подход к грамматике.

       Некоторые учащиеся с трудом усваивают правила или грамматические структуры. Таким учащимся предлагается самим поработать над ними. У ребят исчезает страх перед грамматикой, они легче усваивают ее. В ходе работы над проектом учащимся предлагается множество возможностей применить пройденные грамматические структуры.

    4.        Учение с увлечением.

       Учащиеся много усваивают, если им нравится процесс обучения. Получение удовольствия - это одно из главных условий эффективности обучения, поэтому важно включить в учебный процесс игры, викторины, шутки, загадки.

    5.        Личностный фактор.

      Посредством проектной работы учащимся предоставляется много возможностей думать и говорить о себе, своей жизни, увлечениях и т.д.

    6.        Адаптация заданий.

      Задания должны соответствовать уровню, на котором находится обучаемы. Проектная работа может быть использована на любом уровне, в любом возрасте.

           Этапы проектной работы.

      Главное отличие между обычной и проектной работой состоит в том, что при обычной работе основная деятельность ограничена рамками класса, а при проектной работе она выходит за пределы класса.

       Полномасштабный проект включает три стадии.

       Первый этап – планирование в классе. Учащиеся при участии учителя обсуждают содержание и характер проекта, составление интервью, способы сбора и вид необходимой информации.

      Второй этап – выполнение проекта.  На этой стадии деятельность выходит за пределы классной комнаты. Учащиеся берут интервью, делают видеозаписи, собирают печатный и иллюстрированный материал. Ребята будут использовать все четыре вида речевой деятельности: чтение, письмо, говорение и аудирование. Главная задача на этом этапе - сбор информации. Учитель может посоветовать учащимся определится, что они хотят узнать, решить, где лучше добыть нужную информацию, как записать, как преподнести полученные данные группе, проанализировать и объединить индивидуально собранные материалы членами группы в единое целое, оформить материал как проект группы.

        Выходя за пределы класса в процессе работы над проектом, ученик ликвидирует разрыв между языком, который он изучает, и языком, который использует, что является ценным средством в расширении коммуникативных навыков, полученных на уроке. На обычных уроках учитель определяет язык, его содержание. В условиях проекта учащийся определяет содержание проекта и соответственно языковое содержание.

     Третий этап – возвращение в класс. На этом этапе ученики оформляют свою проектную работу, используя фломастеры, картинки, рисунки и т.д.

     Четвертый этап – презентация проекта. Способ презентации в значительной степени зависит от вида конечного продукта: будет ли это схема, буклет, устная презентация. Учителю следует доброжелательно принимать все, что ученики сделали. Это важное условие дальнейшей творческой работы, действенный источник мотивации, средство воспитания уверенности в себе.

        Устная презентация всегда включает определенную долю риска для учащихся, поэтому для некоторых из них нужны предварительные репетиции, чтобы помочь им исключить ошибки, добиться успеха, избежать разочарований.

     Каждая группа решает сама как приготовить презентацию своего проекта. По окончании презентации ученики других групп анализируют проекты своих товарищей, комментируют их и вносят свои предложения.

      Пятый этап – контроль. Оценка проектной работы – дело нелегкое. В методической литературе отличают два принципа оценки проектов.

    1 . Язык – это только составная часть всего проекта. Ошибочно оценивать проект только на основе лингвистической правильности. Оценку следует выставлять за проект в целом, многоплановость его характера, уровень проявленного творчества, четкость презентации.

    2. Следует не исправлять ошибки в конечном варианте проекта (или не делать этого чернилами). Проект обычно представляет собой работу, в которую вложено очень много усилий. Не стоит делать исправления красным цветом. Это привлекает внимание к тому, что в проекте неправильно, и отвлекает внимание от положительных моментов. Хотя, с другой стороны учащиеся лучше запомнят ошибки, отмеченные в их проектной работе, потому что она значит для них больше, чем обыкновенная классная работы. Учителю лучше проверить черновой вариант проектной работы. Если есть ошибки в конечном варианте проекта, нужно или исправить их карандашом, или записать замечания на отдельном листе.

       При организации работы учащихся с использованием приемов проектной методики важно иметь в виду следующее:

    • Процесс работы не менее важен, чем ее результаты;
    • Учебный процесс строится в логике деятельности, а не в логике изучаемых предметов;
    • Опыт разрешения пусть локальной, но целостной проблемы формирует (воспитывает) привычку доводить дело до конца, не останавливаться на полпути;
    • Допустимость выполнения проекта в индивидуальном темпе создает возможности для развития личности учащиеся;
    • Комплексный характер деятельности в проектном обучении создает условия для сбалансированного развития основных физиологических и психологических функций школьника;
    • Проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. С психологической точки зрения процесс выполнения проекта - это череда последовательно рождающихся потребностей и поиск соответствующих способов их удовлетворения, синхронизированных с этапами проекта. Каждая новая потребность вызывает интерес учащихся, поддерживая общий мотивационный фон обучения на достаточно высоком уровне. В итоге наблюдается повышенная учебная активность школьников.

    Практическая часть.

        В качестве примера рассмотрим использование ученого проекта в шестом классе при изучении темы «Правила поведения з а столом» («Хорошие манеры») учебник Английский язык V класс И. Н. Верещагина, О.В. Афанасьева, урок 14.

     Деятельность учащихся основывалась на групповом взаимодействие. Состав участников группы определяется такими критериями:

    a)        Уровень обученности;

    b)        Коммуникабельность;

    c)        Инициативность;

    d)        Работоспособность;

    e)        Интересы учащихся и другие.

      Наиболее успешно разрабатывают проект группы из 3-х – 4-х человек. Таким образом в классе образовалось 4 группы.

      Работа над проектом проводилась в несколько этапов:

    1.        Работа над темой «Хорошие манеры», овладение лексикой, грамматическими структурами, чтение текстов по теме, активизация материала в упражнения, аудирование (см. учебник Английский язык V класс И. Н. Верещагина, О.В. Афанасьева, урок 14.)

    2.        Обсуждением темы будущего проекта. Ребята отнеслись с большим интересом к данной теме. Активно обсуждали, в какой форме лучше представить проекты, отстаивали  свои мотивы работы над будущим проектом.

    3.        Формирование творческих групп, распределение заданий между членами группы, работа над планом проекта.

    4.       Ребята решили, что каждая группа должна  использовать сюжеты разных сказок, разных сказочных персонажей и в своем проекте доказать, как важно соблюдать хорошие манеры поведения за столом и быть воспитанным. Перед ребятами стояла задача перевоспитать одного из отрицательных сказочных героев и убедить его в необходимости соблюдения правил хорошего тона. Учащиеся продумали и подготовили соответствующие костюмы, музыкальное оформление, по необходимости исполняли песни на английском языке и танцы.

     5.       Сбор дополнительной информации. Работая над проектом, учащиеся использовали не только тексты учебника и упражнений урока (см. учебник Английский язык V класс И. Н. Верещагина, О.В. Афанасьева, урок 14.), но и дополнительные источники информации, книги о хороших манерах, учебные пособия. Особое внимание уделяли тому, как правильно сервировать стол, пользоваться правильно вилкой и ножом и т.д. Для оформления проектов требовалась дополнительная лексика, которую учащиеся находили, работая самостоятельно со словарем.

     6 .     Оформление проекта. Каждая группа составила свой проект. Я одобрила их идеи, которые была интересны и увлекательны, стараясь не навязывать свою точку зрения. Чтобы успешно осуществить задуманные планы, ребятам требовались дополнительные репетиции, куда они меня приглашали, советовались, получали консультации.

    7 .      Презентация проекта. Это очень ответственный этап работы. Весь оформленный материал ярко и эмоционально представлен. Каждая группа сумела заинтересовать одноклассников, и проект каждой группы был настоящим сюрпризом для остальных учащихся. Равнодушных не было, лучшие выступления наградили аплодисментами.

    8.        Подведение итогов.  Каждый проект заслужил одобрение и похвалу. Все проекты по этой теме большое воспитательное значение и ребятам было предложено выступить с ними перед учащимися 5, 6, 8 классов. Работа над данным проектом предполагала создание максимально благоприятных условий для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников: развивала их воображение, фантазию, мышление, давала возможность соединить внеурочную деятельность учащихся с учебным процессом. Возможно выработанные во время подготовки проектов навыки культурного поведения, станут нормой для этих учащихся.

     Примеры проектов

    Проект №1.

    На доске выписаны слова:

    ill  bred

    make faces

    well bred

    unknown dish

    Вопросы  для контроля понимания:

    What table manners did Malvina teach Pinocchio?

    What should he do? What shouldn’t he do?

    What shouldn’t we do, if we see some unknown dish?

    Malvina: - Well, Pinocchio, now you can read and write and let’s drink tea.

    Pinocchio:- Oh! That’s a good idea. But what shall we eat? I like jam, sweets, cakes, cookies, honey. (Качается на стуле, пересчитывает по пальцам).

    M.:- You are ill bred. You shouldn’t behave like this. Sit straight. (Уходит и приносит банку варенья).

    P.:- Oh! This is my favourite jam. (Пододвигает банку к себе и

    начинает пальцем есть варенье).

    M.:- (с ужасом) Oh! There is a rosette for jam. (Показывает как надо) Would you like tea with sugar or without sugar?

    P.:- Of course with sugar and as much as possible. (Качается на стуле).

    M.:- You should sit straight, keep your feet on the floor. (уходит, возвращается с тортом). Would you like to eat it?

    P.:- (смотрит на торт со всех сторон, “строит” рожицы, нюхает).

    Yes, I think that piece is bigger. (Ест и облизывает пальцы).

    M.:- Oh, dear! You have bad table manners. You shouldn’t lick your fingers. If some unknown dish is placed before you, try not to make faces at it, never show that you see it for the first time and that you are about to smell it.

    P.:- Malvina, I think you know everything .But it is dull to know everything.

    M.:- While at the table you should observe rules, if you don’t want to look funny.

    P.:- It’s not easy for me, but I’ll try. I don’t want to be laughed at.

    Проект №2.

    (на сюжет книги «Малыш и Карлсон»)

    Karlsson:- Oh, Boy! I’m so glad to see you again.

    Kid:- So am I. You are welcome.

    K.:- Are your parents in? (Оглядывается)

    Kid:- No, they aren't. Don’t be afraid. Come in and make yourself at home. I think you want to eat , don’t you?

    K.: - You are right. You know I am the greatest eater in the world.  (Исполняют песню «I Like Food» и инсценирует ее. Малыш подпевает.)

    Kid: - What would you like to eat?

    K.: - Don’t worry. I can eat everything. (Оглядывается) And where is Fröken Hildur Bock?

    Kid: - Hush! Here she is coming.  (появляется Фрекен Бок).

    F. Bock: - Oh! Here you are! Who are you talking to?

    K.: - Oh! You look wonderful today! Those are nice shoes. That’s a nice colour on you.

    F. Bock: - Thanks. You are really very nice.  

    Kid: - I say Miss Fröken Hildur Bock. Our friend Karlsson is hungry. I want him to stay with us.

    F. Bock: - But it’s impossible. We have quests today in the evening. They are invited to have dinner with us. And he is so ill bred.

    Kid: - Oh, let him stay, we’ll do our best and behave very well and have good table manners.

    Karlsson: - Don’t worry! I am the best well-bred man in the world.

    F. Bock: - Ok, We’ll see. (Малыш и Карлсон садятся за стол. Фрекен Бок приносит им котлеты)

    How are you sitting? You should sit up straight, don’t put your elbows on the table. (Карлсон ест котлету, режет ее ножом, говорит с полным ртом).  

    F. Bock: - Oh! It's awful!

    You mustn’t cut your chop. You should eat it without a knife. You shouldn’t talk with your mouth full.

    (Карлсон съел котлету и отодвигает тарелку со словами)

    Karlsson: - I’m through.

    F. Bock: - Oh, my God! You mustn’t do it. There are napkins on the table. You shouldn’t push back your plate when you finish eating or lean back saying “I’m through”. The plate remains where it is and the fact that you have put you spoon or fork down shows that you have finished. Put your dirty knife and fork on your plate. (Кладут параллельно). I think I won't allow you to stay for supper.

    Вопросы для обсуждения:

    1. Why did Fröken Hildur Bock say that Karlsson was ill bred? (Prove your answer)
    2. What shows that you have finished eating?

     

    Проект№3.

    (Лиса Алиса и кот Базилио).

    Слова на доске:  chew; properly.

    swallow

    quick-witted

    Fox: -Oh, I say, we are so happy. We are rich now. How silly the boy is!

    Cat: - At last we can have good dinner and then…

    Fox: - At first I must make up. And you should brush your hair and clean your clothes. (Кот отряхивается, лапой приглаживает шерсть и волосы. Лиса критически осматривает его.) Such a nice looking chap!

    Cat: - (смотрит на Лису). You look wonderful today. That’s a nice hat!

    Fox: - No wonder. I’m in a good mood and want to dance.

    Cat: - That’s a good idea. (Вдвоем исполняют танец) Oh, I'm tired and hungry. Let’s drop in this pub.(заходят, садятся за стол, изучают меню)

    Fox: - What shall we order? I think they don’t have a wide choice. Let me see... Let’s have meat, compot,mashed potatoes. (официант приносит еду, Кот начинает есть и пюре падает на пиджак)

    Cat: - Oh, I have spoilt my nice suit.

    Fox: - What a muddler! You should take this napkin and put it on your suit.

    Cat: - You are so well bred and seem to know everything.

    Fox: - No wonder. I met people from high society. I was not silly and tried to learn their manners. And I always outwitted them. (Кот начинает есть мясо руками, облизывая пальцы)   Oh, dear! What are you doing? You should eat meat with a fork and a knife. This way (показывает) don’t put your elbows on the table. (Кот разрезает весь кусок мяса на кусочки) Oh no! You should take your fork in right hand and eat meat by cutting it a piece after a piece.

    Cat: - But it’s not comfortable. And it’ll take me much time to eat it. (пытается есть правильно, но кусок мяса застрял в горле, он начинает кашлять)

    Fox: - Why such a face? You are not enjoying the meat, are you?

    Cat: - On the contrary. I have swallowed a large piece of it and it has stuck in my throat.

    Fox: - For shame. I have told you a thousand times not to hurry and to chew your food properly! You must get used to eat meat with a knife and a fork and you must observe good table manners. As far as you know we must get into high society, fool them and become rich.

    Cat: - (вздыхает и ест правильно) You are so clever and quick-witted.

    Fox: - But now we must hurry up! Somebody is coming. Let’s hide. (прячутся)

    Вопросы для обсуждения проекта.

    1. Prove that the cat didn’t know table manners.
    2. How should you eat food?

    Сделай правильный выбор (Make the right choice).

    After your meal you should:

    1. Say “I’m through”
    2. Put your dirty knife and fork on the table
    3. Push buck your plate
    4. Say “Thank you”
    5. Put your dirty knife and fork on the plate.

    You should take bread:

    1. With your hand
    2. With your fork.

    You should eat a chop:

    1. With a knife
    2. With a knife and a fork
    3. With a fork

    Заключение.

       Применяя проектную методику в преподавании английского языка, я отметила, что целенаправленное и систематическое его использование приносит положительные результаты. Выполнение заданий проекта выходит за рамки урока и требует много времени, но часто усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач:

    • Занятия не ограничиваются приобретением учащимися определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся при изучении иностранного языка;
    • Учащиеся получают возможность осуществлять творческую работы в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию, в том числе лингвистическую, не только из учебников, но и из других источников;
    • В проекте устно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которых осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем, роль которого меняется: он становится равноправным партнером и консультантом.
    • В проектной работе весь учебный процесс ориентирован на учащихся: здесь, прежде всего, учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности;
    • Усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая индивидуально или в микро группе, должен представить всей группе результаты свой деятельности;
    • Совместная работа в рамках процесса учит учащихся доводить дело до конца.

      В группах, где использовалась проектная методика преподавания, отмечено улучшение качество перевода текстов, работы со словарем и другими источниками (грамматические справочниками и т.д.), совершенствование умения в устной и посменной речи, а также расширяется кругозор учащихся, развиваются коммуникативные навыки. Проектная методика, несомненно, способствует росту мотивации и изучению языка, а следовательно, помогает достижению целей обучения, намеченных современно программой. Китайская народная мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю - я усваиваю».

       

    Список литературы.

    1. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностр. языки в школе. – 2000. – № 2.
    2.  Нехорошева А.В. Из опыта работы по проектной методике / А.В. Нехорошева  // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 1.
    3. Теслина О.В. Проектные формы работы на уроке иностранного языка / О.В.  Теслина // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 3
    4. Туркина Н.В. Работа над проектом при обучении английскому языку / Н.В.  Туркина // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 3.
    5. Мартьянова Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка / Т.М. Мартьянова // Иностр. языки в школе. – 1999. – № 4.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    методические рекомендации по использованию метода проектов на уроках английского языка

    данная работа дает методические рекомендации по использованиб метода проектов на уроках английского языка. рассматривает этапы работы над проектом, примерные критерии оценивания...

    Использование метода проектов на уроках английского языка

    Данный материал я использовала при выступлении на методическом семинаре на муниципальном туре конкурса "Учитель года". Он не имеет практической части, которую я демонстрировала на слайдах, но хорошо с...

    Использование метода проектов на уроках английского языка

    Статья о видах проектов и методов использования на уроках английского языка...

    Использование метода проектов на уроках английского языка в старших классах средней школы (из опыта работы)

    Использование метода проектов на уроках английского языка в старших классах средней школы (из опыта работы)И...

    Использование метода проектов на уроках английского языка

    В статье обобщается опыт работы учителя английского языка  по данной теме....

    Использование метода проектов на уроках английского языка

    Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презент...