Развитие коммуникативных умений младших школьников
статья по английскому языку на тему

Аксенова Наталья Ивановна

Статья раскрывает сущность коммуникативных проектов, используемых на уроках английского языка в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kommunikativnykh_umeniy_mladshikh_shkolnikov.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных умений младших школьников

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий[1].

В контексте концепции универсальных учебных действий необходимость формирования коммуникативных умений (компетенций) рассматривается как одна из приоритетных.

Начальный период обучения является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На этом этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.

Одним из видов коммуникативных действий, которыми должен овладеть выпускник начальной школы является постановка вопросов. Далеко не всегда младшему школьнику удается правильно сформулировать и задать разные виды и типы вопросов.

Вопрос учащегося является его творческим продуктом, выступающим в качестве педагогической модели ответа, и отражает процесс самореализации учащегося.

С педагогической точки зрения, творческая деятельность может быть стандартизирована, «зафиксирована» и в знаниевых (базис вопроса), и в деятельностных (переход от знания к незнанию в вопросе ученика отражает его творческую деятельность) «координатах». Две данные составляющие вопроса – знаниевая и творческо-деятельностная – позволяют рассматривать вопрос учащегося в качестве педагогической формы его ответа[2].

Технология парного обучения имеет большое значение для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Развивается способность точно выражать свои мысли и понимать сообщение собеседника, задавать и отвечать на вопросы, договариваться относительно способов действий, разрешать разногласия с помощью аргументов, быть справедливыми и толерантными.

За счет работы в парах можно эффективно обеспечивать разные аспекты закрепления изученного материала.

К примеру, ученикам предлагается парный коммуникативный проект. Дети выбирают тему, ставят цель (что хотели бы узнать), совместно составляют  список вопросов по данной теме (что необходимо узнать), по очереди задают их друг другу и отвечают, но каждый отвечат на эти вопросы согласно своему опыту, редко, когда ответы будут одинаковы. Затем учащиеся выражают свою точку зрения по данной теме, приводят аргументы за и против.

Тема проекта :Какое хобби было в детстве у наших бабушек?».

Цель: Узнать у бабушки, какое было у нее любимое занятие в детстве и рассказать о нем.

Ребята в паре составляют список вопросов, которые они зададут бабушкам.

  1. Какое было любимое занятие?
  2. Как долго им бабушка занималась?
  3. Почему ей нравилось это занятие?
  4. Было ли у нее еще любимое занятие или только это?

И т.д.

Ученики дома спрашивают бабушек. Затем на уроке спрашивают друг друга о любимом занятии бабушек. Потом выссказывают свою точку зрения и приводят аргументы за и против данного хобби.

Такие парные коммуникационные проекты можно проводить и на уроках иностранного языка. Таким образом, происходит автомотизация навыка умения задавать разные типы вопросов.

Уместным будет предварительно повторить с учениками вопросительные слова и структуру вопроса. Можно в виде памятки выдать слова, с которых начинаются вопросы.

Где, зачем, как, какой, каков, когда, который, кто, куда, откуда, почему, сколько, чей, что, с чем, с кем, кем, знаете ли вы, что, знаете ли вы о том, из чего.

Соответственно, для уроков иностранного языка сделать памятку с вопросительными словами и со структурой вопроса на иностранном языке.

Систематическое использование таких проектов как в урочной, так и во внеурочной деятельности развивает коммуникативные умения у младших школьников. Только целенаправленная и постоянная работа на уроке приводит к достижению планируемых коммуникативных образовательных результатов.

Литература:

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с. : ил.

2. Хуторской, А.В. Диалогичность как проблема современного образования (философско-методологический аспект) [Текст] / А.В. Хуторской, А.Д. Король // Вопросы философии. – 2008. – № 4. – С. 109-114.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: "Игра как метод развития коммуникативной компетенции младших школьников" (доклад на МО воспитателей).

Доклад о том, как с помощью игры происходит совершенствование коммуникативных навыков....

ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Игру не зря называют королевой детства, при умении использования она может статьнезаменимым помощником взрослого»....

Конспект коррекционного занятия "Развитие коммуникативных способностей младших школьников с задержкой психического развития".

Занятие "Учимся эффективно взаимодействовать" направлено на развитие коммуникативных навыков младших школьников с ЗПР, эмпатии, умения работать в команде....

ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Игру не зря называют королевой детства, при умении использования она может статьнезаменимым помощником взрослого».                      ...

ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

что ассоциации играют важную роль в строении лексической системы языка, так как отражают некоторые существенные связи между объектами и явлениями реального мира, а следовательно, и между понятиями. В...

«Коррекция фонетического дефекта в cистеме формирования коммуникативных умений младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и с ДЦП»

Для успешного обучения в современной школе и формирования полноценной личности младшего школьника ведущее значение принадлежит своевременному овладению правильной речью и сформированности коммуникатив...

Система работы по формированию коммуникативных умений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью во внеурочной деятельности в условиях школы-интерната VIII вида

Одной из основных задач современного общества является социальная адаптация людей с ограниченными возможностями. Успешность подготовки их к самостоятельной жизни в обществе зависят не только от приобр...