Управление знаниями на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку по теме

Позднякова Людмила Юрьевна

 

Применительно к изучению английского языка за последние 15–20 лет возникло весьма много нового, которое заслуживает внимания и, будучи использованным, повышает нашу эффективность как учителей английского языка.

Современная область знаний, способная привнести нечто новое в изучение английского языка и помочь созданию— управление знаниями (knowledge management). Это, сравнительно новое направление, возникло в 1991 году [3: 96], то есть, ему всего около 20 лет.

Управление знаниями — это создание системы, которая помогла бы отдельным людям и организациям эффективнее и быстрее справляться с задачей обработки информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon upravlenie_znaniyami_-_pozdnyakova.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление знаниями на уроках английского языка

Позднякова Людмила Юрьевна

МБОУ СОШ № 6

Применительно к изучению английского языка за последние 15–20 лет возникло весьма много нового, которое заслуживает внимания и, будучи использованным, повышает нашу эффективность как учителей английского языка.

Современная область знаний, способная привнести нечто новое в изучение английского языка и помочь созданию— управление знаниями (knowledge management). Это, сравнительно новое направление, возникло в 1991 году [3: 96], то есть, ему всего около 20 лет.

Управление знаниями — это создание системы, которая помогла бы отдельным людям и организациям эффективнее и быстрее справляться с задачей обработки информации [6]. Изначально речь шла об эффективности бизнеса, однако, взглянув немного шире, мы понимаем, что мы всю жизнь работаем над собой, таким образом получается своеобразное управление знаниями. Управление знаниями происходит каждый день и мы подпитываем свой мозг все новыми знаниями, которые со временем структурируем и улучшаем. [5]. И, в частности, большинство идей и методов управления знаниями легко адаптировать к такой задаче, как эффективное изучение английского языка.

Некоторые люди задают вопрос, – когда происходит достижение максимума ваших знаний? На этот вопрос можно ответить очень просто. Уже сегодня вы достигли максимума, но этот максимум равен вашему текущему возрасту. Если вы больше не собираетесь жить, то данный максимум больше не изменится. До того момента пока выбудете жить и развиваться, каждый день будет достигаться новый максимум ваших знаний. Главное – это управление знаниями, так как знать можно реально много и даже больше своих сверстников, но когда знания не структурированы, то они мало чего стоят. Возникает вопрос: как структурировать знания, чтобы они приносили определенные результаты?

Майк Дэвидсон выделяет следующие ключевые моменты системы управления знаниями [1]:

  • Миссия: Чего мы пытаемся достигнуть?
  • Конкуренция: Что делает нас конкурентоспособными?
  • Действие: Как мы используем результаты?
  • Изменение: Как мы справляемся с изменениями?

Чтобы проиллюстрировать вышесказанное, приведем простой практический пример [4].  Допустим, начинающий изучать английский язык человек получает задание от преподавателя выучить следующий диалог:

— Hello, John! How are you?

— I’m fine, thank you. And you, Mick??)

— I’m OK, thanks.

Понятно, что средний учащийся, прослушав аудио и преподавателя, легко выучит этот диалог. А теперь давайте применим к процессу изучения этого диалога четыре ключевых пункта Дэвидсона.

Миссия

Учащийся должен задать себе вопрос: «Зачем я учу этот диалог?»  Ответ прост: он очень важен, ведь это говорится очень часто, при встрече. Мы можем его применить  при встрече друзей, или, например, при встрече малознакомых и вообще незнакомых людей.  

Конкуренция

Учащийся должен  выучить этот диалог с максимально аутентичным произношением, обращая основное внимание на интонацию. Может быть, он выиграет конкурс на лучшее произношение.

Действие

Учащийся должен разыграть  этот диалог не только с учителем. Варианты — сам с собой перед зеркалом, с друзьями и одноклассниками. Лучший вариант – общение с носителем языка по переписке или on-line. В дальнейшем у школьника не возникнет трудностей в практике данного диалога в зарубежной поездке.

Изменение

У учащихся обязательно встретятся трудности, так как в реальной жизни любая фраза может быть произнесена  настолько быстро и неразборчиво, что неопытный человек смутится и почувствует неуверенность, которая помешает ему ответить.

Важной функцией для решения этих трудностей может явиться организация взаимодействия учащихся, например с другими учащимися в составе школьного класса  (параллели, ряда параллелей). Однако существуют решения, для которых взаимодействие является основополагающим элементом. Это, прежде всего, Портал Управления Знаниями (от английского термина «Knowledge Management Portal».

Портал - это сетевой ресурс, где можно получить всю необходимую информацию по определенной теме. Не вызывает сомнения, что портал можно рассматривать как систему управления. Объектом управления в KMP являются знания. Что такое знания?

Знание – это то, что охватывает всю совокупность сведений и способностей, которые используются индивидуумом для решения задач, а также позволяют интерпретировать информацию [2:  74]. Таким образом, знания формируют интеллект индивидуума (способность к мышлению, рациональность познания), что придает мощь и ценность человеческому ресурсу и знания являются источником роста производительности учащегося, глубины и качества решаемых им задач, источником новшеств и эффективных инновационных процессов.

Знания могут быть формализованы в виде документов, баз знаний, правил, проектов – такие знания являются явными. Знания могут существовать также в сознании учителей и учащихся. Такие знания называют скрытыми.

Управлять знаниями так, как управляют, например, финансовыми ресурсами, нельзя. Но можно управлять взаимодействиями между явными и скрытыми знаниями, способствовать обмену знаниями на индивидуальном и групповом уровне, управлять переходом знаний из одной формы в другую. Перечисленные процедуры следует отнести к взаимодействиям. Несомненно, они могут быть реализованы в Портале Управления Знаниями, и именно поэтому его следует считать порталом взаимодействия.

Для того чтобы понять принципы и фактуру взаимодействия знаний, можно воспользоваться моделью SECI (Socialization, Externalization, Combination, Internalization), предложенной крупнейшим японским специалистом в области корпоративного менеджмента и управления знаниями Икуджиро Нонака (Ikujiro Nonaka) [3]. Модель SECI позволяет наложить на различные варианты взаимодействия и обмена знаниями поддерживающие информационные технологии [3] и выбрать из них те технологии, которые могут быть реализованы на базе информационного портала.

Основываясь на вышесказанном, можно сформулировать определение для Портала Управления Знаниями в современной школе.

Портал Управления Знаниями – это информационно-технологическое решение, использующее технологии информационного портала для управления взаимодействием на уровне знаний между учителями  и классами, а также непосредственно самими учащимися. Кроме того, подобный портал предполагает наличие возможностей для поиска, извлечения и представления знаний.

Что может служить порталом управления знаниями на современном уроке английского языка? На мой взгляд, идеальным решением может служить сайт учителя английского языка, на котором может располагаться вся необходимая для учащихся информация, базы данных, исследовательские работы учащихся, форум и др., сайт методического объединения или группы объединений. В настоящее время учителю достаточно просто создать сайт, зарегистрировавшись в социальной сети ns.portal.  На мини-сайте можно разместить свое портфолио. Пользователи могут создавать сайты образовательных учреждений, где можно рассказать о своей работе, добавлять новости и объявления, создавать обсуждения и фотоальбомы.

 На сайтах образовательных учреждений можно создавать сайты классов, групп, кружков и т.д. Являясь руководителем методического объединения учителей английского языка, я убедилась, что создание портала управления знаниями необходимо как для управления знаниями на уроках английского, так и в работе с молодыми коллегами, которые охотно участвуют в данном процессе.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Davidson, Mike «The Transformation of Management», Butterworth-Heinemann, 1996.

 [2]  Крог, фон Г., Кене, М. Трансфер знаний на предприятии: основные фазы и воздействующие факторы [Текст] / Фон Г. Крог, М. Кене // Проблемы теории и практики управления.1999. № 4.

[3]  Nonaka, Ikujiro «The knowledge creating company»,  Harvard Business Review 69 (6 Nov-Dec), 1991: 96–104

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

[4]  Мещеряков Д., Управление знаниями в обучении английскому языку на простом практическом примере [электронный ресурс] - режим доступа http://www.mrwolf.ru/Inostrannie_yaziki/Pro4ee/9849

[5]  Терешкин А. Управление знаниями [электронный ресурс] - режим доступа http://sweetday.info/upravlenie-znaniyami/ 

[6 ] Wikipedia.   Управление знаниями [электронный ресурс] - режим доступа http://ru.wikipedia.org/wiki/Управление_знаниями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление знаниями на уроках английского языка (презентация)

Применительно к изучению английского языка за последние 15–20 лет возникло весьма много нового, которое заслуживает внимания и, будучи использованным, повышает нашу эффективность как учителей ан...

Управление знаниями на уроках английского языка (презентация)

Применительно к изучению английского языка за последние 15–20 лет возникло весьма много нового, которое заслуживает внимания и, будучи использованным, повышает нашу эффективность как учителей ан...

ТЕСТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Интерес к изучению иностранного языка во всех странах мира в последнее время значительно возрос, т.к. это не дань моде, а процесс, который жизненно необходим. Владение иностранным языком является неза...

Тестирование как форма контроля знаний на уроках английского языка

Тест на контрользнаний видовременных форм пассивного залога( 2 варианта)...

Ознакомление со стратегиями речевого поведения в англоязычной среде как условие формирования фоновых знаний на уроках английского языка

(Текст выступления на методическом объединении учителей иностранных языков МБОУ «Высокогорская СОШ №1» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан по материалам лекций Ю.Б. Кузьмен...

Контроль знаний на уроках английского языка в соответствии с ФГОС

Формирующая оценка и техники формирующего оценивания...

Алгоритм как основа эффективного усвоения знаний на уроках английского языка.

Алгоритм как основа эффективного усвоения знаний на уроках английского языка....