Структура лексических значений и ее части
презентация к уроку по английскому языку (5 класс) по теме

Павлова Людмила Владимировна

--

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл struktura_leksicheskikh_znacheniy_i_ee_chasti.pptx278.23 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Структура лексических значений и ее части Интенсионал и импликационал Гиперсема и гипосема Операциональные модусы значений Норма и прототип

Слайд 2

Соотношение лексического значения и понятия В сознании представлены два раздельных концептуальных уровня: Уровень значений – его структура индивидуальна в каждом языке и связана с особенностями его строя. Уровень понятий – одинаков у всех людей и независим от конкретного языка. Речевое мышление сопровождается внутренним переводом с уровня понятий на уровень значений и наоборот.

Слайд 3

Наличие универсального понятийного уровня Это: Возможность перевода с одного языка на другой. Возможность людям, говорящих на разных языках с разными системами значений, понимать друг друга.

Слайд 4

Лексическое значение – это совокупность семантических признаков. Семантический признак – это признак, представленный в значении словесного знака.

Слайд 5

Интенсионал и импликационал - две составные в структуре лексического значения.

Слайд 6

Интенсионал – содержательное ядро лексического значения. Импликационал – периферия семантических признаков, окружающих это ядро.

Слайд 7

Интенсионал – то же, что содержание понятия о классе в логике. Именно интенсионалы лежат в основе мыслительных и речевых операций по классификации и именованию денотатов. Семантические признаки в интенсионале распадаются на две части, связанные родо-видовым отношением.

Слайд 8

Гиперсема – это родовая часть интенсионала. Гипосема – это видовая часть интенсионала.

Слайд 9

Интенсионал слова девочка – ребенок женского пола , где Гиперсема – понятие ребенка , а Гипосема – понятие о женском поле .

Слайд 10

Импликация признаков может быт Жесткой – обязательной Высоковероятной Эти признаки близки к интенсиональному ядру, составляя почти непременную часть лексического значения. Часто попадают в толковый словарь. Слабой –свободной Отрицательной

Слайд 11

Зима Интенсионал – время года с декабря по февраль. Импликационал – самое холодное время года, выпадает снег, воды покрываются льдом, солнце стоит низко над горизонтом и слабо греет, люди тепло одеваются и т. п.

Слайд 12

Девочка Интенсионал - ребенок женского пола. Импликационал – Сильный – признаки внешности, одежды, поведения и т. п. Слабый – рослая - невысокая, румяная – бледная, веселая – спокойная – тихая и т. п. Отрицательный – поднимающая вес в 100 кг.

Слайд 13

Отрицательный импликационал Это импликация ложных или сомнительных признаков или негимпликационал . Твои зубы смелы , Как усмешка ножа , И гудят , как шмели, золотые глаза . А. Вознесенский

Слайд 14

Оксюморон - интенсионал одного слова с несвойственным ему импликационалом . Женатый холостяк Холостяк, ведущий себя, как если бы он был женат. Женатый мужчина, ведущий себя, как если бы он был холостяк.

Слайд 15

Операциональные модусы значений – норма и прототип. Операциональные модусы возникают в целях – отражать мир таким, каков он есть в его связях, и систематизировать сущности мира по распределению признаков среди них Они группируются вокруг представлений о норме и полюсах класса. Содержание операционального модуса формируется добавлением к интенсиональным признакам признаков сильного импликационала в среднем интервале их положительных значений.

Слайд 16

Зима – время года с декабря по февраль. Зима - норма Низкая температура Высокая температура. Вот зима так зима! Нынешняя зима никакая не зима. Зима как зима.

Слайд 17

Структура лексического значения образуется предметно логическими связями, отраженными в его интенсиональном ядре, и захватывающими в периферию его содержания импликациональные признаки.

Слайд 18

Литература: В.М.Никитин Курс лингвистической семантики Санкт-Петербург Научный центр проблем диалога 1997

Слайд 19

Павлова Людмила Владимировна Учитель английского языка гимназия № 295, Фрунзенский район, С-Петербург


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексика. Лексическое значение слова. Омофоны в английском языке (7 класс)

Открытый урок в 7-м классе по теме: "Лексика. Лексическое значение слова. Омофоны в английском языке" Цели урока: Сформировать понятие “Омофоны” в англ. языке.Развить умение найти и выделить омофоны в...

Презентация "Лексика и фразеология. Лексическое значение слова"

Данная презентация поможет учителю сделать урок русского языка более ярким и доступным. В ней содержатся толкование основных лексических терминов и интересные задания, связанные с анализом стихотворно...

Урок "Слово и его лексическое значение"

Проектная работа по русскому языку. Первый урок в разделе "Лексика". Заранее определены группы, учащиеся получили листы самооценивания, таблицу ЗУИ....

Кроссворд "Лексическое значение слова (кто?)"

Кроссворд предназначен для промежуточной проверочной работы по теме "Лексическое значение слова"...

Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) "Подумайте только, как много Значений у слова… (Сколько лексических значений имеет слово?)"

Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) Тема: "Подумайте только, как много            Значений у слова…            (Сколько ...

Мастер-класс на РМО "Как определить лексическое значение слова" (структура урока «открытия» нового знания по русскому языку в 5 классе в логике ФГОС).

Технологическая карта  урока русского языка в 5 классеучителя МБОУ СОШ № 1 г. Охи Говор Христины Александровны Тема урокаКак определить лексическое значение словаТип урокаУрок «открыти...

Слово и его лексическое значение. Лексическая норма (точность словоупотребления)

Презентация включает в себя информацию об основном лексическом значении слова, грубых лексических ошибках, нормах сочетаемости слов....