Использование аудио-визуальных средств на уроках английского языка
опыты и эксперименты по английскому языку по теме

КУЗНЕЦОВА ЭЛЬВИРА ОЛЕГОВНА

Над данной темой ведется работа с 2010 года. Опыт по этому вопросу был представлен на педагогической конференции "Инновационный поиск-2013" в Апшеронском районе. Экспертное жюри порекомендовало  занести опыт данной работы в муниципальный банк передового педагогического опыта. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ

Матвеевой Эльвиры Олеговны,

учителя английского языка МБОУСОШ №2

на тему:

«Использование аудио-визуальных средств на уроках английского языка»

         Пословица «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» очень символична к использованию аудио-визуальных средств при обучении детей английскому языку. Проблемой обучения учащихся с применением видео материалов я занимаюсь несколько лет, мною разработаны разнообразные задания к видео роликам. Некоторые из которых уже представлялись в моей работе на конкурс «Мой лучший урок» в 2011 году. Я стала накапливать видео теку, параллельно разрабатывая задания к различным темам курса обучения английскому языку.

Во время урока английского языка в школе, нередко можно увидеть учеников, пассивно сидящих за партами и пытающихся говорить только тогда, когда их вызывает учитель. Так как большинство учащихся не имеет возможности говорить на иностранном языке вне классных стен, изучение английского превращается в зазубривание грамматических форм и лексики, упражнения по переводу с русского языка на английский и наоборот. С распространением новых информационных технологий учителя получили возможность использовать различные медиа для обогащения языковой среды своего класса. Если ранее в арсенале учителя иностранного языка были аудиозаписи и учебные телепередачи, то сейчас на помощь педагогу пришли компьютерные CD-ROMы, видео, спутниковое телевидение и Интернет.

Видеозаписи стимулируют интерес, дают образец для подражания   (речи   и; поведения в конкретной ситуации общения), расширяют знания учащихся о стране изучаемого языка, а также в высокой степени мотивируют высказывания о себе, своих жизненных обстоятельствах и интересах, представляют прекрасный материал для дискуссии.

        Звуковая информация, звучащая с экрана в сопровождении видеоряда, значительно улучшает условия восприятия иноязычной речи на слух. Поэтому видео широко применяется именно для обучения аудированию, одному из самых сложных видов речевой деятельности. Контроль восприятия видео в основном сводится к проверке понимания иноязычной речи, звучащей с экрана. Видео можно рассматривать в данном аспекте как один из самых лучших способов обучения аудированию, более эффективного, чем магнитные записи или кино, благодаря наличию кнопки "пауза" и обратной перемотки, что позволяет остановить или вернуть назад нужный в процессе обучения кадр, без необходимого для кино затемнения, делать записи и активизировать деятельность учащихся в ходе просмотра.

Просмотренный видеофрагмент становится прекрасной основой для обучения говорению. Полученная информация ситуативна, красочна, эмоциональна, вызывает интерес учащихся и тем самым стимулирует речевые высказывания как репродуктивного, так и творческого характера. Видео позволяет использовать широкий диапазон коммуникативных упражнений для формирования навыков иноязычного говорения.

В то же время большинство устных заданий, направленных на обучение говорению могут служить и формированию навыков письменной речи, во всех ее проявлениях: описание, повествование, сочинения. На младшем уровне учащиеся выполняют письменно различные контрольные задания, проверяющие полноту восприятия, а также просто делают записи по ходу просмотра видео, чтобы использовать их в качестве опоры при выполнении коммуникативных заданий.

Для обучения чтению в настоящее время применяют видео с титрами  как дополнительный обучающий прием. Аудио и видео контекст способствует осознанию значения графического образа слова, давая одновременно и образец звучания.

Таким образом, просмотр видео стимулирует развитие всех четырех видов речевой деятельности.

Использование аудио-визуальной техники, видеозаписи в том числе, дает возможность:

1) представить ситуацию общения во всей ее полноте;      

2) видеть и слышать участников общения (видеть их мимику и жесты, что способствует более полному восприятию коммуникативной ситуации);

3) расширить рамки коммуникации благодаря тому, что учащийся видит обстановку (место, время дня и года), может определить возраст, пол, одежду, социальное положение, из действия в данный момент, настроения и чувства;

4) сделать вывод о формальном или неформальном характере общения.

Время и количество просмотров видео я планирую в зависимости от цели урока. На начальном этапе задания могут выполняться после 2-3 просмотров. Но каждый из просмотров должен быть целенаправленным. Например, перед просмотром  я даю учащимся установку с определенной проблемой, говорю, на что нужно обратить внимание. Такой подход требует от учителя как определенных навыков работы с видеофильмами, так и наличия методических разработок, дидактических раздаточных материалов, словом, учебной программы работы с данной видеозаписью с тем, чтобы весь просмотр не сводился к включению и проектированию видеозаписи только на том основании, что она сделана на базе иностранного языка. В связи с этим, к большинству видео мною разработан ряд заданий по различным видам речевой деятельности. Например, следующий видеоролик “Schools in Britain” был использован мною в 5 и 7 классах при изучении темы «Школа и школьное образование». В данном видео материале есть и текстовая зрительная опора в наиболее трудных эпизодах, которая помогает лучше воспринять речь. Учащиеся могут перенестись в атмосферу английской школы, посмотреть, как проходят там уроки, сравнить  образование в Англии с нашим образованием. Предлагаю следующие задания для работы с данным видео (задания стараюсь составлять в форме ЕГЭ):

Аудирование (Верно, Неверно), Выбор правильного варианта ответа

Говорение и письмо (Ответы на вопросы в устной и письменной форме)

Письмо (Написание сочинения по увиденному сюжету или пересказ увиденного в объеме 90 слов, 10-15 предложений в зависимости от уровня учащихся и класса)

Можно рекомендовать учащимся в ходе просмотра записывать слова или зарисовывать их, с целью дальнейшего устного воспроизведения монолога по сделанным пометкам. Это тренирует память и развивает логическое мышление учащихся. Но следует учитывать особенности внимания учащихся, так как не все дети способны одновременно, не отвлекаясь, воспринимать иноязычную речь на слух и делать записи.

Разработка данных заданий представляет большие возможности для творчества учителя.

        Работа с  одним и тем же видео роликом может проходить на протяжении нескольких уроков в рамках одной темы. Например, на первом уроке с помощью наводящих вопросов и  ответов я проверяю понимание учащимися увиденного. При этом отрабатываю с ними лексику по теме (перевод предложений с английского на русский язык и наоборот, составление учащимися собственных предложений с данными лексическими единицами, работа у доски, чтение текста со словами по  теме). Если видео ролик используется на последующих уроках, то я стараюсь добиться более полного детального понимания содержания.

При работе с дидактическим раздаточным материалом я придерживаюсь следующей технологии:

1) предварительно знакомлю учащихся с рабочими листами или заданиями;

2) готовлю раздаточный материал с учетом уровня знаний учеников;

3) раздаточный материал должен быть стимулирующим и интересным;

4) рабочие листы позволяют мне, как включить в работу весь класс, так и провести индивидуальную работу.

    Разнообразить урок, сделать его более интересным, эмоциональным, ярким и красочным, мне также  помогает использование караоке. КАРАОКЕ создает атмосферу увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».

    Перед использованием караоке я также провожу предварительную, а затем последующую работу, которая заключается в том, чтобы сначала отработать лексику песни, выполнив ряд заданий. Учащиеся прослушивают песню знаменитого исполнителя, пытаются узнать его, назвать стиль музыки, тему, отражающую содержание песни, назвать знакомые услышанные слова. Далее я раздаю текст песни и тренирую выразительное чтение текста и перевод на русский язык. Можно предложить учащимся при прослушивании заполнить пропуски в тексте песни. Следующий этап – исполнение песни с певцом, пение по цепочке, в парах, и т.д. Работа с песней проводится на протяжении нескольких уроков на разных этапах (развитие навыков чтения, аудирования). Затем учащимся предлагается спеть песню под караоке совместно с исполнителем, которое может быть  с титрами слов  и без титров на экране. Более сложное задание – это исполнение песни самостоятельно.

    Использование песен на уроках английского языка способствует совершенствованию навыков произношения, позволяет достичь точности в артикуляции, ритмике и интонации, обогащает словарный запас, развивает навыки чтения и аудирования. Более того, песня вносит в процесс обучения элемент праздничности, что оказывает существенное влияние на эмоциональную сферу ребенка. Иноязычная деятельность на фоне музыки способствует не только запоминанию материала, но и снимает усталость в процессе обучения.

А сейчас я хочу представить ряд авторских заданий по работе с песнями.

    Я рекомендую использовать такие виды работы на уроках для погружения детей в англоязычную атмосферу, изучение нового лексического материалы, его закрепление, обучения правильному произношению слов, аудированию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование аудиовизуальных средств на уроке английского языка

В данном материале представлены основные аспекты использования аудиовизуальных средств на уроке английского языка в школе....

Использование интерактивных методов обучения на уроках английского языка как средство формирования коммуникативно-речевой и социокультурной компетентности школьников

Знание иностранных языков сегодня - не только культурная, но и экономическая потребность, условие успешной деятельности человека в самых разных сферах производства, бизнеса.Коммуникативно-речевое и со...

Статья "Использование мультимедийных средств на уроках английского языка"

Статья была опубликована в сборнике материалов XXI международной конференции "Применение новых технологий в образовании", 28-29 июня 2010 г., г.Троицк...

Пояснительная записка к педагогическому проекту (фрагмент) «Использование технологии Веб-квест на уроках английского языка как средство развития мотивации учения у школьников»

Пояснительная записка к педагогическому проекту (фрагмент)«Использование технологии Веб-квест на уроках английского языка как средство развития мотивации учения у школьников»...

"Использование групповой формы работы на уроках английского языка как средство повышения качества образования".

Раздел содержит материалы по методике преподавания английского языка из опыта работы....

Использование Интерактивной доски Promethean на уроках английского языка как средство повышения качества образования

Использование ИД Promethean на уроках английского языка можно рассматривать как одну из форм интерактивного обучения. Это попытка повышения эффективности обучения,  возможности свести воедино и о...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

Современная система образования открывает новые горизонты и возможности и в то же время предъявляет повышенные требования к профессиональной деятельности учителя. Только  лишь, владеющий современ...