Формирование ценностных ориентаций на урока английского языка
статья по английскому языку по теме
Предварительный просмотр:
Говорят, что писатель живет в своих произведениях, художник в картинах, скульптор – в скульптурах, а учитель – в мыслях, делах и поступках своих учеников. Первостепенной задачей учителя английского языка является приобщение учащихся к универсальным глобальным ценностям, формирование умения общаться с представителями других культур.
На сегодняшний день английский язык – это не просто интересная дисциплина, а важное средство для диалога культур. Постепенно английский язык становится инструментом международного общения и общечеловеческого единения.
Прежде всего, дадим определение понятию «ценностные ориентации». Согласно формулировке в словаре Прохорова, это избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в поведении.
Итак, духовно-нравственное воспитание включает в себя три основных компонента: урочная деятельность, внеурочная деятельность, работа с высокомотивированными учащимися. Свою работу мы реализуем через проекты. В дальнейшем, наиболее удачные и интересные проекты мы развиваем до уровня научно-исследовательских работ. На этом этапе появляется необходимость включить следующий элемент – внеурочную деятельность. При подготовке научно-исследовательских работ огромным подспорьем для детей является посещение выставок, музеев, экскурсий. В настоящее время актуальны виртуальные экскурсии. Кроме того, к внеурочной деятельности мы относим творческую работу, которая способствует выявлению детей с высокой степенью мотивации. Дети принимают участие в олимпиадах и конкурсах, в том числе с использованием своих научно-исследовательских работ. Разумеется, чтобы реализовать первые два компонента нам нужно добавить третий элемент – работу с высокомотивированными учащимися. Таким образом, третий компонент включает в себя подготовку детей и их выступлений к олимпиадам и конкурсам. Кроме того, на этом наша совместная работа не заканчивается, и мы продолжаем принимать участие в других мероприятиях. Сюда можно отнести, популярные в настоящее время, интернет-конкурсы.
Учащиеся заинтересованы в изучении символики и достопримечательностей, как России, так и стран изучаемого языка. Перед учащимися 6 класса была поставлена задача подготовить короткие выступления с презентацией. Класс был разделён на две группы. Одна группа работала над темой «Россия», другая над темой «Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии». После выступлений мы попытались провести сравнительный анализ.
На данный момент актуальной является тема следующего проекта: «Церемония открытия олимпиады и культурные особенности страны». Вы наверняка знаете, что сейчас проходят Зимние Олимпийские игры в Сочи, многие смотрели церемонию открытия. Некоторые задавались вопросом: «А поймут ли иностранные гости весь сценарий открытия? Все особенности нашей культуры?» Ведь там была представлена и наша история, и наши произведения. Таким образом, на наших уроках мы изучаем традиции и обычаи англоязычных стран, чтобы наши дети смогли правильно оценить культурные особенности зарубежного мира.
На наш взгляд, особое значение имеет отхождение от принципа, который фигурально можно называть «кормление с ложки». В качестве примера приведём работу над проектами в старших классах. Это связано в том числе и с тем, что этим ученикам предстоит дальнейшее обучении в ВУЗах, где действуют другие принципы обучения, а следовательно, они должны быть готовы самостоятельно проводить изучение на представленную тему.
Так, в 11 классе, работая по теме «Изобретатели и их изобретения», мы создавали проект по принципу «строительство дома». Учитель закладывает фундамент, т.е. формулирует общую задачу и задаёт тематику исследования.
Далее ученики делятся на три группы, каждая из которых конкретизирует и раскрывает более узкую тему для проекта. Так, тематика одной группы «Изобретатели США», другой – «Изобретатели Великобритании», последней – «Изобретатели России». Над этим проектом учащиеся работали неделю, т.к. необходимо было собрать информацию не только об изобретателях, но и об их изобретениях. Представление проектов проходило в течение нескольких уроков. После презентаций и выступлений в классе прошло обсуждение в форме викторины. В итоге, мы построили своеобразный «дом», посвящённый знаменитым людям.
Компонент «Внеурочная деятельность» мы рассмотрим на примере проекта «Моя семья и здоровый образ жизни» и спектакля «Мэри Поппинс, до свидания!»
Тема семьи и семейных ценностей затрагивается в 4м классе при изучении раздела «Having a good time with your family». При изучении данной темы нашей задачей было формирование осознания школьниками частью своей семьи, её традиций, устоев и обычаев. В рамках данной тематики мы обсуждали такие вопросы: «Мы счастливы вместе», «Твоя помощь дома», «Здоровый образ жизни моей семьи». В процессе работы над проектом, мы объединили две темы – «Здоровый образ жизни» и «Моя семья». Ребята самостоятельно готовят рисунки и сообщения о своей семье. Рассказывают о своих любимых видах спорта. По мере выступлений у нас получился красочный коллаж. После этого продуктивно прошла групповая работа: одна группа детей за короткий промежуток времени должны была назвать полезные продукты, а перед другой была поставлена задача рассказать о том, что следует и не следует делать, чтобы быть здоровыми.
Учебники Биболетовой М.З. насыщены фольклором, песнями, стихами и сказками художественной литературы на английской языке, которые являются образцами иноязычной речи. Они развивают не только память, внимание, творческие способности, но и приобщают ученика к новым социокультурным знаниям. Так, учащимися 8 класса был поставлен мюзикл по мотивам произведения известной английский писательницы Памэлы Трэверс «Мэри Поппинс, до свидания!». Надо отметить, что декорации и костюмы дети делали своими руками. В спектакле представлено много стихов и песен на английском языке. Спектакль был представлен учащимся 3 и 4 классов в ходе внеурочной деятельности. Учащиеся начальных классов узнали об авторе и его произведении, приобщились в английской культуре.
Третий компонент – «Работа с высокомотивированными учащимися». Учащиеся принимают активное участие в олимпиадах, конкурсах, декадах и, популярных сейчас, интернет-конкурсах.
Дети стремятся заниматься этим видом деятельности, занимать призовые места, поддерживать дух соревнования, расширять свои познания в области изучения английского языка. Кроме того, полученные достижения способствуют формированию богатого портфолио, которое имеет не малое значение при поступлении в ВУЗ.
Сейчас в школе проходит месяц иностранных языков, и вы видите некоторые сюжеты. Учащиеся 5 класса рассказывают о странах изучаемого языка и проводят конкурс стихов на английском языке.
Кроме того, на дне науки, который проходил 7 февраля, учащийся 6 класс представил выступление по теме : «Русские и британские приметы и суеверия». Тема оказалась столь интересной, что дальше планируется её развить до уровня научно-исследовательской работы.
Чтобы упомянуть об интернет-конкурсах, мне бы хотелось показать сертификаты, которые ребята получили по результатам их проведения. Два конкурса: «Всероссийский конкурс «Занимательный английский»,
В итоге, можно сказать, что проектная работа на любом уровне обучения имеет продуктивный характер. Мы считаем, что она является фундаментом, отправной точкой к другим видам деятельности при изучении английского языка и способствует формирования духовно-нравственного развития.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Формирование ценностных ориентаций на уроках английского языка.
Выполнила:
Гаврилова Е.И.
учитель английского языка
городской округ ОРЕХОВО-ЗУЕВО, 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья " Ценностные ориентации в обучении английскому языку"
Статья предназначена для учителей младших классов....
Статья " Ценностные ориентации в обучении английскому языку"
Статья предназначена для учителей младших классов....
"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»
Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...
Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций на уроках русского языка и литературы
В докладе представлен опыт работы по духовно-нравтсвенному воспитанию на уроках русского языка и литературы....
Формирование ценностных ориентаций на уроках литературы Презентация
Презентация обобщает опыт работы, составлена таблица соответствия произведений школьной программы и транслируемых в них нравственных ценностей....
Универсальные учебные действия (УУД) - формирование и развитие на уроке английского языка. УУД формирование и развитие на уроке английского языка
Данная статья посвящена формированию и развитию УУД на уроках английского языкаУниверсальные учебные действия (УУД) - формирование и развитие на уроке английского языка....
Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального
Доклад на тему "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и ком...