«Пути повышения качества преподавания английского языка в условиях проведения итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ».
статья по английскому языку (11 класс) по теме

Пути повышения качества преподавания английского языка в условиях проведения итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ege_dorabotan.docx16.3 КБ

Предварительный просмотр:

                                Министерство образования и науки Республики Татарстан

                               Лаишевский муниципальный район

                               МБОУ «гимназия № 1 г. Лаишево»

 

Выступление на  августовской конференции,

на секции учителей иностранного языка

           Тема :  «Пути  повышения качества преподавания

 английского языка в условиях проведения итоговой

 аттестации в форме ГИА и ЕГЭ».

        

                                                                                                                 

                СЛАЙД 1. ЗДРАВСТВУЙТЕ, УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

Свое выступление я бы хотела начать со слов двух выдающихся людей

СЛАЙД 2. «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». В.Ключевский

«Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет». Тадеуш Котарбиньский

Вопросы преподавания английского языка в средней школе весьма актуальны на данном этапе развития общества в связи с введением единого и, возможно, в скором будущем, обязательного экзамена по данному предмету. Учителя английского языка 9-11 классов особое внимание уделяют формулировкам и типам заданий, характерных для ЕГЭ и ГИА. Актуальным становится разработка новых методик для повышения качества преподавания английского языка в общеобразовательной школе.

СЛАЙД 3. Вступление России в Болонский процесс, выработка новых концепций образовательного процесса заставляет вузы ставить школы перед следующим фактом – без сдачи ЕГЭ по английскому языку поступление на ряды престижных и востребованных специальностей невозможно.

Таким образом, проблема перекладывается на плечи школьных учителей, которые решить ее не могут. Современное языковое образование в России переживает эпоху реформ, когда вскрываются определенные проблемы при подготовке школьников, когда предыдущая образовательная концепция считается изжившей себя, и к абитуриентам предъявляются совершенно новые требования.

На данный момент мы имеем следующую ситуацию – институт контроля создан, ЕГЭ успешно выполняет свою функцию и отсеивает не овладевших за время обучения в школе абитуриентов, а также привносит определенные преимущества в жизнь тех, кто действительно учился, обладает знаниями и готов развиваться далее на более высоком уровне. Однако, наличие контроля как одного из главных составляющих менеджмента в образовании не решает проблему качества. Внедрив ЕГЭ по английскому языку и требовать данный предмет в качестве обязательного для поступления на многие специальности, современное российское образование в лице обычной общеобразовательной школы не способно самостоятельно готовить выпускников, которые бы соответствовали данным требованиям.

СЛАЙД 4. Причины противоречия «есть контроль – но нет результата»:

  • • Падение авторитета учителя в обществе;
  • • Малое количество часов, выделенных на изучение английского языка (3 часа в неделю в обычных классах, 5 часов – при углубленном изучении, 6 часов – на профильном уровне);
  • • Несоответствие учебников новым требованиям;
  • • Финансовая несостоятельность учебных заведений при закупке учебно-методических комплексов;
  • • Недостаточное владение языком и методикой преподавания самими учителями;
  • • Недостаточное количество молодых учителей, которым действительно интересно расти как специалистам в своей профессии, а не досиживать на рабочем месте в ожидании скорой пенсии;
  • • Излишняя загруженность «бумажной» работой, а также видами деятельности, которые имеют весьма отдаленное отношение к процессам образования и воспитания, и должны выполняться другими структурами;
  • Отсутствие четких требований к планированию учителя, так как содержание Примерной федеральной программы по английскому языку и содержание учебников порою разнятся, хотя данные учебники включены в Федеральный перечень рекомендованных учебных пособий;
  • Слабый уровень учеников, накопленные пробелы в знаниях, что делает учебный процесс на определенных этапах совершенно бессмысленным, так как реальный уровень всего класса предполагает не прохождение программы по плану, а возвращение к уже пройденным (по крайней мере, записанным в классный журнал) темам;
  • Отсутствие должной мотивации у обучающихся и их педагогов.
  • Список факторов, повлиявших на возникновение данной проблемы, можно продолжать до бесконечности, и одновременно нужно заметить, что все они будут справедливы не только для английского языка, но и многих других (если не всех) предметов.
  • Налицо очевидный кризис в системе российского школьного образования, и кратко сформулировать сегодняшнюю проблему можно следующим образом – учителя и администрация школы не успевают за историческом ходом времени. Именно школьный, а никак не вузовский, уровень управления оставляет желать лучшего, в частности – в области управления качеством".
  • В 2011-2012 учебном году в Республике Татарстан впервые прошла государственная итоговая аттестация в новой форме.
  • Новая модель - важный шаг на пути к ЕГЭ. Она является не только «инструментом диагностики учебных достижений девятиклассников, но и средством прогнозирования приоритетов в обучении английскому  языку. В нашем районе ГИА сдавала ученица  МБОУ "ЛСОШ№2 учитель – Балабанова Н.А , а ЕГЭ сдавали 4 ученицы.

СЛАЙД 5. На диаграмме 1 мы видим соотношение результатов сдачи ЕГЭ в 2011-2012 учебном году школьниками на районном уровне и республиканском. Средний бал сдачи ЕГЭ школьниками в Лаишевском районе – 57,3, тогда как республиканский – 62,3.

СЛАЙД 6. На следующем слайде на диаграмме 2 мы видим результаты сдачи ЕГЭ школьниками Лаишевского района, 2 ученика имеют результат, который выше среднего балла по республике.

СЛАЙД 7. Исходя из этого, можно сделать вывод, что современная методология обучения английскому языку должна сочетать комплексную реализацию 3 подходов к обучению английскому языку:

  • Личностный подход
  • Социокультурный подход
  • Деятельностный

Личностный подход выражается в:

  • учете возрастных особенностей школьников на каждой ступени обучения, их интересов, возможностей и потребностей;
  • постановке учащегося в ситуацию выбора при разноуровневом обучении на старшей ступени, в том числе при выборе уровня обученности, профиля;
  • учете профессиональных устремлений школьников и их потребности в самоопределении за счет введения профильного обучения на старшей ступени;
  • формулировке требования к уровню подготовки учащихся.

Деятельностная направленность заключается в

 развитии иноязычной коммуникативной компетенции ученика в единстве всех ее составляющих (языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенции).

Содержание обучения должно быть направлено на:

  • развитие мотивации учеников к изучению иностранных языков;
  • формирование умений во всех видах иноязычной речевой деятельности;
  •  развитие общих учебных умений и навыков;
  • получение учащимися опыта учебной, познавательной, коммуникативной, практической и творческой деятельности. 

СЛАЙД 8. Для повышения качества преподавания английского языка очень важным являются следующие факторы

  1. личность учителя, его профессионализм и качество преподавания, выработка своей собственной эффективной методики
  2. современное оснащение урока английского языка
  3. современный УМК

СЛАЙД 9. Итак, при подготовке к ЕГЭ следует обратить внимание на следующие факторы:

  • ознакомление с форматом заданий, в том числе, заданий со свободно конструируемым ответом, т. е. заданий части С (по письму и говорению);
  • отработку чёткого следования инструкций к заданию, в том числе соблюдения предписанного объема письменного или устного высказывания;
  • развитие умения укладываться в регламент времени, отведённого на выполнение конкретного задания;
  • ознакомление с критериями оценивания заданий части С (по письму и говорению); объяснение предъявляемых требований;
  • включение в практику записи устных ответов учащихся на магнитофон с последующим прослушиванием и анализом;
  • отработку стратегий выполнения тестовых заданий с их последующим анализом и самоанализом.

Рассмотрим более детально некоторые виды заданий для подготовки к ЕГЭ:

СЛАЙД 10. АУДИРОВАНИЕ

При подготовке к аудированию важно помнить о том, что оно представляет собой слухо-произносительный аспект языка. Многие изучающие английский язык считают, что им не нужно учиться произносить звуки и слова, все чего они хотят это «просто общаться по-английски». Разделяющие данную точку зрения забывают о том, что когда они неправильно произносят слова общение с ними либо сильно затруднено либо становится невозможным, поскольку слова, которые они произносят непонятны собеседнику.

Следующая проблема заключается в том, что если Вы сами привыкли неправильно произносить слова, то Вы не можете их узнать, когда их произносит Ваш собеседник, потому что он произносит их не так как это делает ученик.

И, наконец, третья и самая главная проблема при подготовке к ЕГЭ по английскому языку: вследствие неправильного произношения Вы не сможете выполнить задания по аудированию, поскольку они направлены на проверку понимания устной речи на слух.

Для качественной подготовки школьников к этому виду заданию я думаю необходимо:

  • давать учащимся больше возможности слушать иноязычную речь, для чего нужно приобретать аудиозаписи и диски с речью носителей языка, а также специализированные диски для подготовки к ЕГЭ и ГИА со специализированными записями в формате сдаваемых экзаменов.
  • нацеливать учащихся перед началом выполнения задания на аудирование внимательно читать инструкцию и извлекать из неё всю полезную информацию, что позволяет быстро ориентироваться в теме аудиотекста
  • развивать умения учащихся выделять при прослушивании текста ключевые слова в заданиях и подбирать соответствующие синонимы, приучать школьников давать ответы во время звучания аудиозаписи и использовать также 15-секундную паузу между первым и вторым прослушиваниями аудиотекстов.
  • распечатывать бланки для заполнения, чтобы ознакомить школьников с правилами заполнения бланков, уделять особое внимание формированию умения правильно переносить ответы в бланк ответов, руководствуясь инструкцией и образцом написания букв и цифр
  • Если от учащихся требуется извлечь запрашиваемую информацию, следует научить их концентрировать внимание только на этой информации, отсеивая информацию второстепенную.
  • Необходимо обратить внимание учащихся на то, что выбор ответа в заданиях на полное понимание прослушанного должен быть основан только на той информации, которая звучит в тексте, а не на том, что они думают или знают по предложенному вопросу.
  • Необходимо при формировании умений учащихся в аудировании использовать те типы текстов, которые используются в контрольных измерительных материалах ЕГЭ:
  • 1. для аудирования с пониманием основного содержания: микротексты, короткие монологические высказывания, имеющие общую тематику;
    2. для аудирования с извлечением необходимой информации: объявления, рекламы, бытовые диалоги, короткие интервью;
  • 3. для аудирования с полным пониманием: интервью, беседы, обращения, выступления, имеющие научно-популярную тематику.

СЛАЙД 11. ЧТЕНИЕ

Пожалуй, представляет собой самую понятную и быстро осваиваемую часть ЕГЭ по английскому языку, при том условии, что у школьника нет проблем с грамматикой и у него хороший словарный запас.

 Я считаю для качественной подготовки школьников к этому виду задания необходимо:

  •  приучать учащихся внимательно читать инструкцию к выполнению задания и извлекать из неё максимум информации
  • Для овладения определенной стратегией чтения и контроля определенного блока умений целесообразно использовать определенные типы и жанры аутентичных текстов, как это делается в контрольных измерительных материалах ЕГЭ:
  • · для чтения с пониманием основного содержания: краткие газетные/журнальные статьи информационного характера, объявления, рекламные и информационные брошюры, путеводители;
    · для чтения с извлечением необходимой информации: газетные/журнальные статьи, рекламные и информационные брошюры, путеводители, научно-популярные тексты.
    · для чтения с полным пониманием прочитанного: отрывки из художественной литературы, газетные/журнальные статьи проблемного и очеркового характера, научно-популярные тексты проблемного характера и более высокого уровня сложности.
  • развивать языковую догадку учащихся
  • приучать учащихся не стремиться понять каждое слово в тексте
  • учить школьников находить ключевые слова в тексте, необходимые для понимания основного содержания, и обращать их внимание на то, что даже если они не точно знают значение слов, от которых не зависит понимание основного содержания, это не повлияет на результат выполнения задания
  • если по заданию требуется понять тему или основную идею микротекста, учащийся должен быть приучен внимательней читать первое и последнее предложения, где обычно заключена тема или идея.
  • при выполнении задания на установление структурно-логических связей в тексте следует акцентировать внимание учащихся на том, что работу над данным тестом необходимо вести, использую следующую стратегию: · начать с ознакомительного чтения всего текста и более внимательного прочтения списка частей предложений (фраз), которые надо вставить в пропуски; · сконцентрироваться именно на этом списке, подбирая для каждой единицы соответствующий контекст, либо можно идти от текста, подбирая фразу для заполнения пропуска (восстановления текста).
  • объяснить учащимся, что нужно учитывать оба параметра: структурный и содержательный и обратить их внимание на средства логической связи как внутри абзацев, так и между абзацами.

СЛАЙД 12. ГРАММАТИКА И ЛЕКСИКА

Для выполнения этой части необходимо уверенно ориентироваться в грамматике, словообразовании и формах слова. Слова и словосочетания в текстах ЕГЭ по английскому языку могут встретиться самые разные, предугадать или предсказать их невозможно. Поэтому, чем шире словарный запас, тем больше шансов на успех.

Для качественной подготовки школьников к этому виду задания необходимо

  • Использовать связные тексты, которые помогают понять характер обозначенных в них действий и время, к которому эти действия относятся, для ознакомления и тренировки в употреблении видовременных форм глагола
  • при обучении временам глагола обращать больше внимания на те случаи использования времен, когда в предложении не употреблено наречие времени, а соответствующая видовременная форма глагола обусловлена контекстом. Использовать достаточное количество тренировочных заданий, в которых сопоставляются разные возможные формы вспомогательного глагола и при выполнении которых учащиеся в нужной мере закрепляют навык употребления подходящей формы глагола в зависимости от подлежащего в предложении.
  • при обучении грамматическим формам требовать от учащихся правильного написания слов, т. к. неправильное написание лексических единиц в разделе «Грамматика и лексика» приводит к тому, что тестируемый получает за тестовый вопрос 0.
  • особое внимание уделять формам глагола to be и to have как вспомогательным глаголам.
  • использовать для отработки грамматических навыков задания, в которых употребление соответствующей видовременной формы глагола осуществляется с учетом правила согласования времен.
  • обращать внимание учащихся на структуру и смысл предложений и соблюдение порядка слов, соответствующих построению предложений в английском языке.
  • при обучении лексике уделять внимание вопросам сочетаемости лексических единиц.
  • показывать, как грамматическая конструкция влияет на выбор лексической единицы, учить видеть связь между лексикой и грамматикой.

СЛАЙД 13. ПИСЬМО

Для качественной подготовки школьников к этому виду заданию необходимо:

  • формировать у учащихся умение писать различные виды письменных продуктов с учетом специфики коммуникативной задачи определенного типа и вытекающие из этой коммуникативной задачи особенности каждого вида, в частности, стиль (официальный, неофициальный), совершенствовать умение учащихся планировать, анализировать и редактировать свое письменное высказывание.
  • уделять много времени на умение делить текст на абзацы, которые отражают логическую и содержательную структуру текста, на использование средства логической связи текста, как внутри предложений, так и между предложениями
  • совершенствовать умение учащихся планировать, анализировать и редактировать свое письменное высказывание.
  • при выполнении части С по английскому языку, обращать внимание учащихся на то, что заполнение бланка ответов №2 должно осуществляться обычным почерком экзаменуемого с соблюдением всех правил (пробелы между словами, запятые и т.д.).
  • при выполнении задания С1 (личное письмо) следует обращать внимание учащихся на следующие аспекты: · важно внимательно прочитать не только инструкции, но и текст-стимул (отрывок из письма друга на английском языке); · при ознакомлении с текстом-стимулом учащиеся должны уметь выделить главные вопросы, которые следует раскрыть в работе и наметить для себя план своего ответного письма.
  • для успешного выполнения задания С2 (письменное высказывание с элементами рассуждения) надо иметь в виду следующее: · в КИМ основного экзамена в 2009 году предлагаются два типа заданий: высказать собственное мнение по определенной проблеме и высказать аргументы «за» и «против» определенной точки зрения. Учащиеся должны понимать, в чем эти два типа сочинений близки и чем они различаются, и соответственно строить свой текст; · в инструкциях к заданиям предлагается самый общий план письменного высказывания, который учащиеся должны уметь конкретизировать в соответствии с предложенной темой. Необходимо вырабатывать умение планировать письменное высказывание и строить его в соответствии с планом.

СЛАЙД 14. Повышение качества преподавания иностранного языка можно достигнуть благодаря:

Использование альтернативных форм  оценивания сформированности ИКК

Междисциплинарная интеграция в технологии образования

Организация системы работы с одаренными учащимися на уроках ИЯ и во внеурочное время

Использование электронно-образовательных и Интернет-ресурсов в учебном процессе

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по иностранному языку в учебное и внеурочное  время.

Подготовка К ЕГЭ, ГИА

Введение ФГОС второго поколения

СЛАЙД 15. Для подготовки к ЕГЭ, ГИ А необходимо обеспечить:

  • применение учащимися стратегий аудирования и чтения в зависимости от поставленной коммуникативной задачи;
  • ознакомление учащихся с особенностями работы с тестовыми заданиями разных типов;
  • ознакомление учащихся с текстами различных типов и жанров, языком современной прессы, с материалами сети Интернет;
  • формирование языковой догадки;
  • совершенствование навыков употребления лексико-грамматического материала в коммуникативно-ориентированном контексте;
  • развитие таких общеучебных умений, как умение самостоятельно добывать и обрабатывать информацию, делать заключения и уметь их аргументировать, принимать решения на основе полученной информации, в том числе и в ходе речевого взаимодействия;
  • соблюдение заданных объемов выполнения коммуникативных заданий в указанное в инструкциях время.

СЛАЙД 16. И одним из самых важных пунктов является работа с одаренными детьми, которая должна включать следующие этапы:

  1. выявить тип одаренности каждого ребенка
  2. организовать индивидуальную работу с учетом типа одаренности детей и их увлечений
  3. создать систему диагностического развития одаренности детей в процессе реализации программы
  4. обеспечить методическую, кадровую, материальную поддержку развития одаренных детей
  5. Сформировать банк ресурсов по работе с одаренными детьми

СЛАЙД 17. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ У КОГО-ТО ЕСТЬ ВОПРОСЫ, С РАДОСТЬЮ НА НИХ ОТВЕЧУ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути повышения качества образования математики в условиях проведения итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ)

Подготовка к выпускным экзаменам и в особенности ЕГЭ- это всегда ответственный процесс. И от того насколько мы грамотно построим его, зависит наш результат....

"Формы и методы повышения эффективности и качества предмета "Технология" в условиях реализации ФГОС"

Задача ФГОС требует перехода к новой системно- деятельностной образовательной программе,  понятно, что такая  целевая установка требует модернизации учебного процесса,  для этого были в...

«Пути повышения качества преподавания английского языка в условиях проведения итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ».

laquo;Пути  повышения качества преподаванияанглийского языка в условиях проведения итоговойаттестации в форме ГИА и ЕГЭ»....

Новые формы и методы работы на уроках английского языка как условие качества образования.

Использование новых технологий в преподавании английского языка помогает совершенствовать и оптимизировать учебный процесс и делать урок более интересным....

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Коммуникация на иностранном языке нуждается в мотивации.  Важно создать такие условия, чтобы общение стало необходимым. Преодоление существующего психологического барьера, внутренней зажатости - ...

Пути повышения качества преподавания математики в условиях проведения итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ)

Повышение качества образования на уроках математике при подготовке к ГИА....