Актуализация знаний учащихся на уроках английского языка
статья по английскому языку на тему

Орехова Людмила Владимировна

Данный материал является докладом с презентацией по теме "Актуализация знаний учащихся на уроках английского языка"

В статье раскрываются технологии и методики, используемые на уроке актуализации знании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualizatsiya_znaniy.docx23.57 КБ
Office presentation icon aktualizatsiya_znaniy.ppt2.67 МБ

Предварительный просмотр:

Орехова Людмила Владимировна,

учитель ГБОУ гимназии 1595

Выступление-доклад

Актуализация знаний учащихся на уроках английского языка

У древних римлян была пословица Repetitio est mater studiorum, что в переводе на русский означает Повторение – мать учения. Для некоторых  учителей слово повторение стало синонимом слова актуализация. Разберемся так ли это.

Что же современная педагогика и методика понимает под словом актуализация? Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам2009дает следующее определение «Действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из долговременной или кратковременной памяти с целью последующего использования его при узнавании, припоминании, воспоминании или непосредственном воспроизведении; характеризуется различной степенью трудности или легкости в зависимости от уровня сохранения или забывания извлекаемого материала.»

Из данного определения можно сделать вывод, что актуализация это совсем не повторение.

Как отмечает Махмутов Мирза Исмаилович - один из основателей проблемного обучения в России - значение самого слова "актуализация" говорит о том, что надо сделать знания актуальными, нужными в данный момент, то есть "освежить" прежние знания и способы деятельности в памяти. Более того, актуализация означает и психологическую подготовку ученика: сосредоточение внимания, осознание значимости предстоящей деятельности, возбуждение интереса к уроку (нетрудно заметить, как вплетается в этап актуализации мотивационная структура).

В методике обучения иностранным языкам принято говорить об актуализации:

1. как о форме организации обучения, то есть о типе урока;

2. как об этапе организации работы на уроке, то есть об элементе урока

На этапе актуализации знаний в ходе комбинированного урока или любого другого типа урока, учащиеся воспроизводят известные им знания, осознают их, обобщают факты, связывают старые знания с новыми условиями, с новыми данными и т.д. Всё это необходимо для «открытия» нового знания. На этом этапе также осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение. Кроме того, в процессе актуализации или в результате ее часто создается проблемная ситуация и формулируется учебная проблема.

Приведу пример создания  проблемной ситуации на этапе актуализации знаний: После повторения способа образования и употребления времен the Past Simple и the Past Continuous, ученикам даётся следующее задание на самостоятельное выявление различий употребления этих времен:

Read and compare:

(Прочитай и сравни: в каких случаях употребляется the Past Simple, а в каких the Past Continuous)

The Past Simple

The Past Continuous

He played tennis yesterday.

He was playing tennis at 4 o'clock yesterday.

He read this book 3 weeks ago.

When I came he was reading a book.

Случаи употребления времен можно вводить при помощи контекста, где учащиеся ставятся в роль исследователей и сами выводят правило, опираясь на предоставленный материал. Доля помощи учителя регулирует уровень проблемности.

Говоря о уроке актуализации знаний, можно выделить следующую  структуру* урока актуализации знаний и умений:

  1. организационный этап;
  2. проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач;
  3. постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся;
  4. применение ранее полученный знаний и умений в выполнении различного рода заданий;
  5. формулирование выводов по изученному материалу;
  6. информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению;
  7. рефлексия (подведение итогов занятия).

* Этапы урока варьируются в зависимости от цели и задач урока.

Мне как учителю английского языка близки следующие технологии и методики, используемые на уроке актуализации знании:

 - информационные технологии, в том числе Интернет-ресурсы;

 - игры, в том числе ролевые игры;

 - метод проектов;

 - on-line обучение;

 - кейс-технологии;

 - интерактивные технологии;

 - технологии сотрудничества;

 - развивающие технологии;

 - технология развития критического мышления.        

Расскажу об опыте применения в моей педагогической практике некоторых из этих технологий.

Online-обучение (Лингва Лео, мультимедийные приложения к умк, Macmillanpractice online) позволяет при минимальных затратах времени работать с каждым желающим учеником по индивидуальному плану, работа на языковых образовательных сайтах и порталах делает сам процесс обучения разнообразным и открывает доступ к различным источникам информации. К сожалению, не получается применять этот метод в классе, только в качестве заданий на дом, с последующим контролем.

Широкие возможности для активизации учебного процесса и актуализации полученных знаний дает использование ролевых игр. Известно, что ролевая игра представляет условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена  в первую очередь повышением интереса к предмету. В ней всегда представлена ситуация, которая создается как вербальными средствами, так и невербальными: изобразительными, графическими, монологическим/ диалогическим текстом и т.д.

Кейс-метод (Case study) - метод анализа ситуаций. Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Я применяю данный метод при подготовке к части С2 единого государственного экзамена.

Учащимся дается примерное задание эссе «Подросткам необходимо давать карманные деньги». Каково Ваше мнение на этот счет? Аргументируйте»

После индивидуальной работы над кейсом и домашних «заготовок» обучающиеся делятся в классе на пары.

После работы в парах у доски выслушиваются импровизированные споры отдельных пар, остальные обучающиеся слушают, делают конспекты, решают, чьи аргументы были наиболее объективными и убедительными.

Критерии оценки – грамотность речи, вежливость спорящего, объективность, морально-этическая адекватность суждений.

Анонимное голосование, выбор победителя спора.

Кейс-метод  - это актуализация абсолютно всех навыков и умений, четкое выполнение поставленной задачи, умение сформулировать противоположное мнение, умение аргументировать и защищать собственную точку зрения, мыслить критически и решать поставленную задачу в условиях цейтнота (недостаток времени), а также  развивать  стратегическое мышление. Сложной задачей для учителя, требующей эрудиции, педагогического мастерства и времени, является разработка кейса, т.е. подбора соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация.

Интерактивность не просто воссоздаёт реальные жизненные ситуации, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка. Это работа в парах, группах, интервью, опросники.

Технология сотрудничества

Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ребята объединяются в группы по 3 –4 человека, им дается одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый учащийся отвечает не только за результат своей работы, но и за результат работы всей группы. Совместная работа сильных и слабых учеников оказывает благотворное влияние и на тех, и на других.

Развивающие технологии

Иностранный язык — благодатное поле деятельности для учителя. Здесь творческие задания полезны и актуальны. Даже слабые ученики всегда с радостью выполняют творческие задания, так как есть возможность проявить свои индивидуальные способности. За такие работы я ставлю две оценки: одну — за оформление, вторую — за материал на английском языке. В 7 классе при изучении темы «Моя Родина» я предлагаю ребятам нарисовать любимое место в Москве и рассказать о нем на английском языке.

К такой работе  можно отнести составление кроссвордов, чайнвордов, художественный перевод стихотворений, конкурс поздравлений и открыток, стенгазеты и т.д.

Технология развития критического мышления:

На стадии вызова происходит актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по какой–либо теме, пробуждение интереса к этой теме. Они обнаруживают и осознают недостаточность имеющихся у них знаний. Важно побудить учащихся к активной деятельности.

Стадия осмысления предусматривает активное получение и осмысление новой информации, а также ее соотнесение с собственными знаниями. На этой стадии осуществляются критический и сравнительный анализ и синтез имеющейся информации и новой.

Завершающим этапом становиться стадия рефлексии, главная задача которой заключается в том, чтобы вывести знания на уровень понимания и применения.

Уроки английского языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. Технология развития критического мышления через чтение и письмо выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения, эффективными методами и приемами. Используя технологию «Критическое мышление» на уроках английского языка, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции.

Приемы и стратегии

Кластеры - («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Кластер – графический прием систематизации материала.

Концептуальное колесо. Прием «концептуальное колесо» эффективно использовать на стадии вызова. Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса.

«Тонкие» и «толстые» вопросы. Таблица «тонких» - требующие простого односложного ответа и «толстых»  - требующие подробного, развернутого ответа вопросов.

Синквейны - это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний»

Стратегия РАФТ (в переводе raft – «плот») была предложена К. Сантой в 1988 г. Название представляет собой сокращение: Роль      Аудитория    Форма      Тема

Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица. Для робких, неуверенных в себе учащихся это спасение, поскольку такой ход снимает страх перед самостоятельным высказыванием. Затем необходимо решить, для кого предназначен текст, который предстоит написать (для родителей, учеников и т.д.). Вышеперечисленные параметры во многом продиктуют и формат создаваемого текста (письмо, сочинение и т.д.). И, наконец, выбирается тема. На самом деле все это может происходить в обратном порядке или одновременно.  Выбор может происходить индивидуально, но на первых порах лучше поработать в парах, а затем вынести предложенные варианты на обсуждение всего класса.

В заключении хотелось бы сказать, что использование как новых технологий и методик, так и традиционных (например – опрос для актуализации) в преподавании английского языка помогает совершенствовать и оптимизировать учебный процесс и делать урок более интересным.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТНЫХ ФОРМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

В данной статье предоставлены материалы, отражающие важность использования устных форм контроля знаний на уроках иностранного языка....

Из опыта работы по методической теме: "Контроль как средство повышения качества знаний учащихся на уроках иностранного языка"

Нередко в школьной практике учителя оценивают умения учащихся владеть иноязычной речью только путем учета ошибок в произношении, лексике и грамматике. Вместо того чтобы установить достижения ученика, ...

Использование ИКТ при контроле знаний учащихся на уроках английского языка

Уникальные возможности в  повышении эффективности работы учителя и совершенствовании  контроля  знаний учащихся на уроке английского языка предоставляют информационные технологии и комп...

Знакомство и использование интерактивного сервиса Kahoot как условие повышения мотивации и качества знаний учащихся на уроках английского языка.

Один из примеров использования новых информационных технологии - платформа Kahoot, применение которой помогает использовать электронные ресурсы для диагностики знаний учащихся на уроках...

«Использование мобильного приложения Quizlet для актуализации лексического материала на уроках английского языка обучающихся 5-х классов»

Приложение Quizlet позволяет создавать наборы карточек – модули на различные темы и по любым предметам. Модули для изучения английского языка представляют собой карточки со словами и их переводо...

Статья Проблемная ситуация как способ актуализации знаний учащихся на уроке русского языка

В данной статье приводится опыт использования методического приема "проблемная ситуация" на уроках в разных классах....