Главные вкладки

    Участие в профессиональных конкурсах и конференциях как средство саморазвития педагога и мотивации его к профессиональному росту
    статья по теме

    Маркевич Ксения Юрьевна

    В статье рассматриваются особенности мотивации педагога к профессиональному росту через реализацию его творческих потребностей в процессе участия в различных конкурсах профессионального мастерства и научно–практических конференциях.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Участие в профессиональных конференциях, выставках и конкурсах как средство саморазвития педагога и мотивации его к профессиональному росту

    Маркевич Ксения Юрьевна

    методист ГБУ ИМЦ Петродворцового района

    В современных условиях качество образования подрастающего поколения напрямую зависит от квалификации педагогических кадров, осуществляющих образовательный процесс. «Чтобы учить детей, надо учиться самому», - эта фраза К.Д. Ушинского, по-нашему мнению, стала уже девизом педагогов. Вряд ли найдёшь в какой-либо другой профессии столько людей, желающих учиться и узнавать что-то новое, как в среде педагогов. Но возникают вопросы: «Где учиться?» и «Чему учиться?», аналогичные небезызвестным нам вопросам: «Как учить?» и «Чему учить?».

    Учиться на различных курсах повышения квалификации, конечно, необходимо, но это сухой процесс поглощения новых знаний. А вот учиться у своих коллег, участвующих в различных конкурсах педагогического мастерства, научных конференциях, где педагоги обмениваются собственным передовым опытом, – это захватывающий и занимательный процесс, который позволяет быть на гребне волны педагогических новаций и передового педагогического опыта. Участие в таких конкурсах и конференциях стимулирует педагога получать новые знания, обмениваться своим опытом с другими. Важно, что в процессе аттестации педагога учитывается его участие в профессиональных конкурсах, выставках, конференциях. Это даёт толчок для дальнейшего развития, т.к. учитель уверен, что его старания в самореализации и самообучении не напрасны, они будут оценены не только учениками, коллегами, но и профессионалами в области аттестации кадров.

    Большой спектр конференций и конкурсов педагогического мастерства предоставляют ресурсы сети Интернет. У педагога есть возможность без затраты времени и сил на переезды к местам проведения конкурсов и конференций участвовать в них наряду с коллегами не только из России, но и из других стран. К участию можно предоставить конспект урока, методическую разработку урока или внеклассного мероприятия, методические пособия к урокам, научно-методические статьи – все, что учитель считает своей личной методической разработкой, обобщением собственного опыта. Также некоторые ресурсы дают возможность пройти тест, определяющий уровень компетентности учителя по какому-либо направлению педагогической деятельности.

    Результаты участия педагога в творческих конкурсах, выставках, мастер-классах, научно – практических конференциях являются распространением собственного опыта в среде коллег и мотивацией его к профессиональному развитию.

    М. М. Поташник определяет профессиональное развитие (профессиональный рост) учителя как цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать своё предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья школьников. Нам также близко определение профессионального роста, которое даёт Е.А. Ямбург: «Профессиональный рост – это неустранимое стремление учителя к самосовершенствованию, в основе которого лежит природная потребность в творчестве в работе с детьми». Такая потребность в творчестве может быть реализована через участие детей в различных выставках, конкурсах и олимпиадах, в том числе и с использованием современных сетевых технологий, которые позволяют учителю организовать участие детей в выставках, конкурсах, олимпиадах различного уровня: муниципальных, региональных, всероссийских.

    Результаты участия учеников в различных конкурсах отражают профессионализм учителя, мотивируют его к дальнейшему творческому и профессиональному росту.

    Мотивация профессионального развития – процесс побуждения педагога к активной педагогической деятельности, направленной на получение нового качественного результата и сфокусированной на достижении личного смысла в профессии.

    Из психологии известно, что мотив является внутренним побудителем активности человека, а стимул – внешним. «Стремление к профессиональному самосовершенствованию заложено в человеке природой, является его естественной духовной потребностью. Эта потребность осознается учителем, превращается в мотив, который служит непосредственным рычагом, запускающим деятельность, ведущую к профессиональному самообразованию, саморазвитию, росту мастерства» [4, c.51].

    В книге Н.В. Немовой «Управление методической работой в школе» [3] предлагается «Модель условий мотивации профессионального развития учителя», на основе которой можно выделить ведущие мотивы и стимулы к профессиональному развитию. Так автор выделяет одним из мотивов к профессиональному развитию мотив самостоятельности, реализации себя в профессиональной деятельности как творческой личности. Первым стимулом, который можно использовать для профессионального развития, по мнению автора, является открытие собственного мастер – класса для учителей округа или города. Помимо этого, стимулом для педагогов может быть:

    • организация собственной выставки творческих работ учителя и его учеников в городе или районе;
    • организация творческого конкурса школьного и районного уровня.

    Следующий мотив, определённый в книге, – это мотив самоутверждения, достижения социального успеха. Одним из стимулов является «предоставление возможности распространения опыта работы через проблемные конференции, педагогические чтения, семинары», круглые столы. В такой реализации творчества учителя успех расценивается не как похвала или признание со стороны коллег, а как личные достижения, отражающие профессиональный рост и развитие. Мотив состязательности также имеет большое значение. Участвуя в различных конкурсах профессионального мастерства, учитель получает возможность не только показать свои творческие и профессиональные таланты, но и сравнить их с достижениями коллег, обогатить свой опыт. Стимулом Н.В. Немова выделяет «методическое сопровождение различных конкурсов профессионального мастерства». Также, по нашему мнению, стимулом является наставничество опытного учителя в подготовке молодого специалиста к участию в таких конкурсах. Многие молодые специалисты имеют огромный творческий потенциал, но талант редко достигает высшей степени развития без посторонней помощи. Наставник может помочь как в вопросах теории и методики, так и психологически. Сам процесс творческой работы при подготовке к участию в конкурсе является двигателем развития как для учителя-наставника, так и для молодого специалиста.

    А.А. Бодалев, Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач рассматривает саморазвитие и самосовершенствование педагога в качестве основных условий его становления как субъекта профессиональной деятельности, способного достичь вершин мастерства, личностной и профессиональной зрелости и полностью реализовать свой творческий потенциал [1].

    Ведь профессионалы – высококлассные специалисты, работающие прежде всего на результат [2]. Учитель, достигший высоких результатов, справляется со сложными профессиональными задачами, что обеспечивает отличное качество образования учащихся. Высокий уровень образования учащихся позволяет им одерживать победы в региональных, всероссийских и международных предметных конкурсах, олимпиадах, что само по себе является высокой оценкой профессионализма педагога и прекрасным стимулом мотивации его к профессиональному росту.

    Список использованных источников:

    1. Мажикеев Т.М. Педагогическое творчество и педагогическое мастерство // Творческая педагогика. – 2010. – № 4. – С. 61-70.

    2. Менгазиева Л.Н.Мотивация профессионального развития педагогов как средство повышения эффективности деятельности образовательного учреждения. URL: http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2012/04/29/motivatsiya-professionalnogo-razvitiya-pedagogov (дата обращения: 01.04.2015).

    3. Немова Н.В. Управление методической работой в школе. – М.: Сентябрь, 1999.

    4. Фролова С.Л. Педагогическая аттестация сквозь призму профессионального идеала учителя // Академический вестник. Научно-практический журнал. – 2013. – №1(7). – С. 49-55.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Публичное выступление по теме:«Качество образования-качество жизни!». участник Московского гор-го профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагог г. Москвы-2013» в номинации "Педагог дополнительного образования"

    Публичное выступление по теме: «Качество образования - качество жизни!»Докладчик Топилина Юлия Геннадьевна педагог дополнительного образования ГБОУ ЦДТ Печатники г. МосквыучастникМосковского...

    Выступление на педагогическом совете школы на тему "Участие педагога в профессиональных конкурсах, как средство внешней оценки профессиональной компетентности " 23.03.17

    В данном выступлении говорится о том, как участие в профессиональных конкурсах помогает учителю оценить степень своего профессионализма....

    Информация о транслировании практических результатов профессиональной деятельности : выступлении РМО,участие в профессиональных конкурсах, конференциях,тестировании, публикации. 2015-2019

    Систематически транслирую свой педагогический опыт и профессиональные достижения на различных уровнях. В системе совершенствую своё профессиональное мастерство через работу в школьном и районном метод...