Создание положительной мотивации педагогов к прохождению аттестации
статья

Маркевич Ксения Юрьевна

В статье рассматриваются особенности мотивации педагога к профессиональному росту через реализацию его творческих потребностей в процессе участия в различных конкурсах профессионального мастерства и научно–практических конференциях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Участие в профессиональных конференциях, выставках и конкурсах как средство саморазвития педагога и мотивации его к профессиональному росту

Маркевич Ксения Юрьевна

методист ГБУ ИМЦ Петродворцового района

В современных условиях качество образования подрастающего поколения напрямую зависит от квалификации педагогических кадров, осуществляющих образовательный процесс. «Чтобы учить детей, надо учиться самому», - эта фраза К.Д. Ушинского, по-нашему мнению, стала уже девизом педагогов. Вряд ли найдёшь в какой-либо другой профессии столько людей, желающих учиться и узнавать что-то новое, как в среде педагогов. Но возникают вопросы: «Где учиться?» и «Чему учиться?», аналогичные небезызвестным нам вопросам: «Как учить?» и «Чему учить?».

Учиться на различных курсах повышения квалификации, конечно, необходимо, но это сухой процесс поглощения новых знаний. А вот учиться у своих коллег, участвующих в различных конкурсах педагогического мастерства, научных конференциях, где педагоги обмениваются собственным передовым опытом, – это захватывающий и занимательный процесс, который позволяет быть на гребне волны педагогических новаций и передового педагогического опыта. Участие в таких конкурсах и конференциях стимулирует педагога получать новые знания, обмениваться своим опытом с другими. Важно, что в процессе аттестации педагога учитывается его участие в профессиональных конкурсах, выставках, конференциях. Это даёт толчок для дальнейшего развития, т.к. учитель уверен, что его старания в самореализации и самообучении не напрасны, они будут оценены не только учениками, коллегами, но и профессионалами в области аттестации кадров.

Большой спектр конференций и конкурсов педагогического мастерства предоставляют ресурсы сети Интернет. У педагога есть возможность без затраты времени и сил на переезды к местам проведения конкурсов и конференций участвовать в них наряду с коллегами не только из России, но и из других стран. К участию можно предоставить конспект урока, методическую разработку урока или внеклассного мероприятия, методические пособия к урокам, научно-методические статьи – все, что учитель считает своей личной методической разработкой, обобщением собственного опыта. Также некоторые ресурсы дают возможность пройти тест, определяющий уровень компетентности учителя по какому-либо направлению педагогической деятельности.

Результаты участия педагога в творческих конкурсах, выставках, мастер-классах, научно – практических конференциях являются распространением собственного опыта в среде коллег и мотивацией его к профессиональному развитию.

М. М. Поташник определяет профессиональное развитие (профессиональный рост) учителя как цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать своё предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья школьников. Нам также близко определение профессионального роста, которое даёт Е.А. Ямбург: «Профессиональный рост – это неустранимое стремление учителя к самосовершенствованию, в основе которого лежит природная потребность в творчестве в работе с детьми». Такая потребность в творчестве может быть реализована через участие детей в различных выставках, конкурсах и олимпиадах, в том числе и с использованием современных сетевых технологий, которые позволяют учителю организовать участие детей в выставках, конкурсах, олимпиадах различного уровня: муниципальных, региональных, всероссийских.

Результаты участия учеников в различных конкурсах отражают профессионализм учителя, мотивируют его к дальнейшему творческому и профессиональному росту.

Мотивация профессионального развития – процесс побуждения педагога к активной педагогической деятельности, направленной на получение нового качественного результата и сфокусированной на достижении личного смысла в профессии.

Из психологии известно, что мотив является внутренним побудителем активности человека, а стимул – внешним. «Стремление к профессиональному самосовершенствованию заложено в человеке природой, является его естественной духовной потребностью. Эта потребность осознается учителем, превращается в мотив, который служит непосредственным рычагом, запускающим деятельность, ведущую к профессиональному самообразованию, саморазвитию, росту мастерства» [4, c.51].

В книге Н.В. Немовой «Управление методической работой в школе» [3] предлагается «Модель условий мотивации профессионального развития учителя», на основе которой можно выделить ведущие мотивы и стимулы к профессиональному развитию. Так автор выделяет одним из мотивов к профессиональному развитию мотив самостоятельности, реализации себя в профессиональной деятельности как творческой личности. Первым стимулом, который можно использовать для профессионального развития, по мнению автора, является открытие собственного мастер – класса для учителей округа или города. Помимо этого, стимулом для педагогов может быть:

  • организация собственной выставки творческих работ учителя и его учеников в городе или районе;
  • организация творческого конкурса школьного и районного уровня.

Следующий мотив, определённый в книге, – это мотив самоутверждения, достижения социального успеха. Одним из стимулов является «предоставление возможности распространения опыта работы через проблемные конференции, педагогические чтения, семинары», круглые столы. В такой реализации творчества учителя успех расценивается не как похвала или признание со стороны коллег, а как личные достижения, отражающие профессиональный рост и развитие. Мотив состязательности также имеет большое значение. Участвуя в различных конкурсах профессионального мастерства, учитель получает возможность не только показать свои творческие и профессиональные таланты, но и сравнить их с достижениями коллег, обогатить свой опыт. Стимулом Н.В. Немова выделяет «методическое сопровождение различных конкурсов профессионального мастерства». Также, по нашему мнению, стимулом является наставничество опытного учителя в подготовке молодого специалиста к участию в таких конкурсах. Многие молодые специалисты имеют огромный творческий потенциал, но талант редко достигает высшей степени развития без посторонней помощи. Наставник может помочь как в вопросах теории и методики, так и психологически. Сам процесс творческой работы при подготовке к участию в конкурсе является двигателем развития как для учителя-наставника, так и для молодого специалиста.

А.А. Бодалев, Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач рассматривает саморазвитие и самосовершенствование педагога в качестве основных условий его становления как субъекта профессиональной деятельности, способного достичь вершин мастерства, личностной и профессиональной зрелости и полностью реализовать свой творческий потенциал [1].

Ведь профессионалы – высококлассные специалисты, работающие прежде всего на результат [2]. Учитель, достигший высоких результатов, справляется со сложными профессиональными задачами, что обеспечивает отличное качество образования учащихся. Высокий уровень образования учащихся позволяет им одерживать победы в региональных, всероссийских и международных предметных конкурсах, олимпиадах, что само по себе является высокой оценкой профессионализма педагога и прекрасным стимулом мотивации его к профессиональному росту.

Список использованных источников:

1. Мажикеев Т.М. Педагогическое творчество и педагогическое мастерство // Творческая педагогика. – 2010. – № 4. – С. 61-70.

2. Менгазиева Л.Н.Мотивация профессионального развития педагогов как средство повышения эффективности деятельности образовательного учреждения. URL: http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2012/04/29/motivatsiya-professionalnogo-razvitiya-pedagogov (дата обращения: 01.04.2015).

3. Немова Н.В. Управление методической работой в школе. – М.: Сентябрь, 1999.

4. Фролова С.Л. Педагогическая аттестация сквозь призму профессионального идеала учителя // Академический вестник. Научно-практический журнал. – 2013. – №1(7). – С. 49-55.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование информационных технологий для создания положительной мотивации изучения математики"

Личный план профессионального образования Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы ни учились, сколько бы ни знали, знанию и образованию нет ни грани, ни...

Создание положительной мотивации деятельности участников образовательного процесса как средство повышения качества образования на уроках русского языка.

На сегодня государство требует от школы выпускника, соответствующего критериям творческой, социально-ориентированной личности, которая имеет способности к самопознанию, самооценке, непрерывному личнос...

Создание положительной мотивации педагогов к прохождению аттестации

Комплексное испытание, призванное оценить степень соответствия мотивационной, практической и теоретической подготовленности аттестуемого к получению профильного педагогического образования...

Создание положительной мотивации к обучению.

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразов...

Применение технологии разноуровневой дифференциации с целью создания положительной мотивации к изучению математики

Данный материал представляет собой опыт работы по применению технологии дифференцированного обучения. Материал состоит из теоретической основы данной технологии и её применения к изучению темы "Формул...

«Создание положительной мотивации как средство повышения качества образования»

«Создание положительной мотивации как средство повышения качества образования»...

Подготовка молодых педагогов к прохождению аттестации

Презентация на тему "Подготовка молодых педагогов к прохождению аттестации.О новом Порядке аттестации педагогических работников»...