Языковое портфолио ученика как основа деятельностного подхода к изучению английского языка
методическая разработка по английскому языку по теме

Тропина Светлана Спартаковна


Основные цели и задачи создания языкового портфолио ученика начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yazykovoe_portfolio.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

Основной задачей современной школы является создание таких условий, которые бы способствовали развитию личности учащегося как активного субъекта учебной деятельности и всесторонней подготовке его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни. Сегодня в ряду инновационных технологий обучения иностранным языкам, способствующих решению этих задач, выделяется технология языкового портфолио (Language Portfolio), которая получает все большее распространение в системе языкового образования от раннего обучения до высшей школы.

В данной работе представлены методы, формы и приемы работы с языковым портфолио в начальной школе, которые  могут быть использованы учителями иностранного языка для повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка.

Посредственный учитель излагает.

Хороший учитель объясняет.

Выдающийся учитель показывает.

Великий учитель вдохновляет.

У. Уорд

 Закон Российской Федерации «Об образовании» начинается с определения целей школы: «Базовое звено образования - общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».

Поскольку современное Российское образование ставит перед нами новы цели, а именно: создать условия, обеспечивающие развитие индивидуальных способностей каждого ученика, развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию ИЯ в других областях знаний.

В этой связи меняется и роль современного педагога. Учитель новой школы представляется нам наставником, который должен помочь ребенку увидеть и осознать свою уникальность, помочь изучить себя. Наставник призван помочь ребенку сделать правильный выбор, должен научить ученика ставить цели, прогнозировать результат и уметь планировать свой процесс образования целесообразно. Необходимо научить ученика учиться, чтобы он продолжал непрерывно развиваться без учителя. При использовании ЯП в процессе обучения ИЯ позиция и роль учителя заметно меняются. Теперь учитель в первую очередь организатор, советчик. Основное предназначение учителя – построить субъект-субъектные отношения, создать благоприятную образовательную среду, которая сможет предоставить ученикам возможность выбора способов работы, обеспечить самостоятельность школьников в принятии решений и их ответственность за свой выбор, среду, которая будет стимулировать самопознание и самоопределение школьников.

Технология языкового портфеля (Language Portfolio) - это технология личностно-ориентированного обучения, направленная на формирование у учеников навыков рефлексии процесса и результатов собственного учебного труда. Технология языкового портфеля (Language Portfolio) является одной из перспективных технологий обучения иностранным языкам, которая, помимо повышения мотивации самостоятельной учебной деятельности, позволяет учащимся осознать ответственность за свое становление как личности, помогает каждому ученику максимально реализовать свои возможности. Данное перспективное средство обучения характеризуется методистами (Н. Д.Гальскова, Н. Ф.Коряковцева, Е. С.Полат) как альтернативная форма контроля, позволяющая получить динамическую картину учебного и языкового развития обучаемых, как один из возможных путей осуществления систематизированного самоконтроля и интеграции его в процессе обучения английскому языку. [2], [9]

Языковое портфолио лежит в основе  повышения мотивации к самостоятельной деятельности учащегося при изучении иностранного языка с тем, чтобы в дальнейшем обеспечить непрерывность языкового самообразования на протяжении всей жизни.

Языковой портфель – это:

·  пакет рабочих материалов, которые представляют тот или иной результат учебной деятельности учащегося по овладению иностранным языком. Такой пакет материалов дает учащемуся и преподавателю возможность по продукту учебной деятельности, представленному в ЯП, самостоятельно или совместно анализировать и оценивать объем работы и спектр достижений учащегося в области изучения языка и культуры, динамику овладения изучаемым языком в различных аспектах, а также опыт учебной деятельности в данной области.

·  способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.

·  это инструмент самооценки и собственного познавательно творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности.

Первые попытки теоретического обоснования использования портфолио для изменения системы оценивания знаний школьников были предприняты в США в начале 80-х годов. В педагогических университетах штатов Южная Каролина (Т. М. Кьюз, Р. Л. Джонсон, С. А. Манро), Орегон (В. Спандел, Р. Килхан), Массачусетс (С. М. Глезер, С. Б. Браун), Нью-Гемпшир (Д. Х. Грейвес, Б. С. Сунстейн) и т. д. На начальном этапе стратегия портфолио подразумевала лишь целенаправленное собрание разноплановых работ учащихся, которое позволяло бы учителю поэтапно проследить динамику учебно-производительной деятельности ученика на основе анализа образцов и продуктов его труда. Уже изначально портфолио рассматривался как открытая система, дающая возможность постоянного обновления за счет смены содержательного наполнения рубрик, замены работ на более удачные и качественные по мере повышения уровня знаний и умений ученика при изучении определенного тематического модуля или по истечении определенного промежутка времени.

Дальнейшее развитие системы портфолио выявило новые его возможности. Так в 1997 году Т. М. Кьюз, профессор университета Южной Каролины, опубликовала книгу «Мера для Меры», в которой представлен глубокий анализ разносторонних возможностей портфолио при изучении математики и оценивании уровня знаний учащихся. Книга явилась результатом анализа многолетней практической работы по исследованию портфолио. Опыт позволил автору говорить о разных типах портфолио в зависимости от его целенаправленности.

В 1998-2000 годах Отделом языковой политики при Совете Европы в Страсбурге был разработан и пилотирован Европейский языковой портфель как инструмент поддержки развития поликультурности и полиязычия. В основе Европейского Языкового Портфеля лежит документ «Общеевропейская шкала оценивания»  (“Common European Framework of Reference”) , который был принят Советом Европы в 1996 году в Страсбурге. Цель его заключается в том, чтобы описывать уровни владения тем или иным языком в соответствии с существующими международными стандартами и облегчить сопоставление разных систем квалификаций. Основная цель портфолио – развивать у учащихся навык самооценки при работе со шкалой уровней.

Интерес к системе портфолио отмечен и в российском образовании. Член-корреспондент РАО, профессор М. Богуславский отмечает несомненный позитивный потенциал этого подхода к оцениванию познавательной деятельности школьников. М. А. Чошенов предлагает портфолио как альтернативную систему оценки. В 2003 году Министерство образования Российской Федерации на заседании Совета по профильному обучению под председательством Министра образования В. М. Филиппова предложило провести эксперимент с целью апробации нескольких вариантов построения портфеля образовательных достижений.

Портфолио позволяет:

-  поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

-  усилить ситуацию успеха в учебной деятельности, что способствует позитивному самоутверждению личности, влияет на формирование ценностных установок;

-  поощрять их активность и самостоятельность,

-  расширять возможности обучения и самообучения;

-  развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

-  формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

-  содействовать индивидуализации образования школьников;

-  закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации;

-  ученику вести запись изучения им языка и самостоятельно оценивать свой уровень с помощью таблиц, ставить индивидуальные цели;

-  создать условия для проявления креативности учащегося и его творческой самореализации в языковой, информационной и образовательной среде;

-  обеспечить непрерывное изучение языка и культуры в условиях вариативного языкового образования.

Систематическое поэтапное заполнение языкового портфеля реализует идею непрерывного образования и приобретает особую значимость при переходе обучающегося с одной ступени обучения на другую.

Языковой портфель создает условия для личностно-ориентированного подхода обучению, смещает акцент с преподавательской деятельности на деятельность учащегося.

В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов. В современной практике преподавания иностранных языков эффективно используются:

Ø  ЯП как инструмент самооценки достижений учащегося в процессе овладения ИЯ и уровня владения изучаемым языком (Self-Assessment Language Portfolio). Это так называемая “папка достижений”, направленная на повышение собственной значимости ученика и отражающая его успехи (грамоты, сертификаты, дипломы, табели успеваемости, и т. п.).

Ø  ЯП как инструмент демонстрации учебного продукта — результата овладения ИЯ (Administrative Language Portfolio). Этот тип ЯП содержит, как правило, образцы лучших самостоятельных работ учащегося, выполненных в течение определенного периода. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы ученика: сочинения, изложения, эссе, рисунки, поделки, зачетные работы, видеокассеты, результаты медицинских и психологических обследований и т. д. — в общем, все, что делалось в течение определенного срока (например, года).

Ø  ЯП как инструмент обратной связи в учебном процессе по иностранному языку (Show Case, Feedback Language Portfolio).Языковой портфель типа Feedback включает в себя материалы выполненных учебных заданий, которые фиксируют степень сформированности различных компетенций иноязычного речевого общения. Этот тип ЯП служит для того, чтобы по результатам выполнения определенных учебных заданий осуществлять обратную связь и на основании оценки результата проводить необходимую коррекцию самостоятельной учебной деятельности по овладению ИЯ.

Функция ЯП типа Show Case – в первую очередь репрезентативная: накапливать и представлять образцы речевых произведений, опыта иноязычного речевого общения, использования изучаемого языка в различных ситуациях, а также самостоятельные, в том числе и творческие работы учащегося. Учащийся отбирает свои работы в этот ЯП на основании собственной оценки успешности и качества своего речевого творчества, что является проявлением и одновременно условием развития его способности к рефлексивной самооценке и продуктивной учебной деятельности по овладению иностранным языком и культурой.

неродных языков. Такими примерами могут быть самостоятельные работы, выполненные переводы художественных текстов, материалы учебных проектов. В "Досье" также могут быть включены справки и дипломы об окончании языковых курсов и др.

Хочется отметить, что в условиях, когда за малое количество часов нужно дать ученику качественное языковое образование, ЯП способствует более слаженной, целенаправленной и эффективной работе, в которую вовлечены прежде всего сам ученик и, конечно, учитель. Эта деятельность выходит далеко за рамки урока и открывает перед каждым, даже очень слабым, учеником новые возможности изучения иностранного языка.

Высокий познавательный интерес к английскому языку подтверждается не только качеством знаний моих учеников, но и активным участием обучающихся  в разных формах внеурочной деятельности по иностранным языкам: декада иностранных языков, участие в конкурсах и викторинах на английском языке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЯП повышает мотивацию учащихся, их ответственность за результаты учебного процесса, способствует развитию сознательного отношения школьников к процессу обучения и его результатам. Языковой портфель позволяет конкретизировать цели обучения иностранным языкам и, следовательно, лучше организовывать учебный процесс, учит анализировать учебный процесс совместно с учениками, исходя из самооценки учащегося, его потребностей и мотиваций, корректировать содержание обучения, находить индивидуальный подход к учащимся.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.  Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. – Казань, 1996. – 567 с.

2.  Гальскова Н. Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков // Иностранные языки в школе. – 2000. - № 5. - с. 6 – 11.

3.  Гроссмейстер образовательных технологий//Коммуникативная методика. – 2003. - № 3. - с. 58-59.

4.  Европейский языковой портфель//Перевод. – М.: «Еврошкола», 1998

5.  Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года от 5 апреля 2002 года

6.  Министерство образования Российской Федерации. Рекомендации по построению различных моделей ―портфолио учащихся основной школы. М., 2003.

7.  Морозова М. П. Использование «Языкового портфеля» как способа комплексного достижения целей обучения ИЯ// Современные проблемы языкового образования: научно-методический сборник. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Еврошкола, 2001. - с. 21-23.

8.  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 1999.

9.  Полат Е. С. Портфель ученика // Иностранные языки в школе. – 2000. - №5. - с. 22.

10.  Полат, Е. С. Обучение в сотрудничестве / Е. С. Полат // ИЯШ. – 2000. -№ 2, 3

11.  Попов А. А. Индивидуальность и знание: современные обусловленности / В сб. Открытое образование и региональное развитие: проблема современного знания. Томск, 2001. С.31-34.

12.  Попов А. А. Категориальные технологические начала педагогики самоопределения /В сб. Введение в педагогику самоопределения. Томск, 2001. С.17.

13.  Сапожникова Л. С. Самовоспитание как фактор развития личности / Кн. Проблемы личности. – М., 1970. – С. 172-175.

14.  Сафонова В. В. «Языковой портфель» в России: личностнообразующий потенциал// Современные проблемы языкового образования: научно-методический сборник. В 2 ч. Ч. 2. – М.: 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход к изучению русского языка в современной школе

В настоящее время происходят существенные изменения как в содержании образования, формах, методах обучения, так и в условиях, в которых приобретают знания учащиеся.  Предлагаемый подход к...

Системно-деятельностный подход при изучении английского языка

Основной принцип системно-деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, а учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности, ...

Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода при изучении русского языка и литературы

quot;Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода при изучении русского языка и литературы" - выступление на окружном семинаре "Подготовка педагогов к реализации ...

статья: "Реализация деятельностного подхода в обучении английскому языку на основе модульной программы"

Основная идея, заложенная во ФГОС нового поколения – идея развития ребенка. Цель педагогической деятельности учителя английского языка – дать учащемуся, осваивающему иностранный язык, возможность прим...

Проектная технология на уроке как способ организации деятельностного подхода в изучении русского языка и литературы

Важной задачей современной школы является развитие творческого мышления и продуктивной деятельности обучающихся. Поэтому в настоящее время актуальным является использование в обучении проектного метод...

Системно-деятельностный подход на уроках английского языка на основе метода проектов: мини - творческие задания для младших школьников"

Главной идеей своего опыта я вижу в создании эффективной и результативной системы преподавания английского языка на основе деятельностного подхода через использование, разработку, исследование, проект...