Программа «Путешествия и туризм» как элемент допрофессиональной подготовки учащихся в старшей школе
методическая разработка по английскому языку (10, 11 класс)

Гвоздева Нина Валерьевна

Методическая разработка «Программа «Путешествия и туризм» как элемент допрофессиональной подготовки учащихся в старшей школе»

Данная методическая разработка представляет собой программу учебных занятий. Она может быть использована как при преподавании учебной дисциплины «Иностранный язык (английский)», так и при планировании работы соответствующего факультатива или элективного курса.

Цель работы – продемонстрировать практические методы обучения, имеющие коммуникативную направленность и дающие учащимся понятие о такой сфере профессиональной деятельности, как индустрия туризма и гостиничного бизнеса.

Задачи работы – раскрыть роль и место индустрии туризма и гостиничного бизнеса в экономике; ознакомить учащихся со структурой отрасли; продемонстрировать типичные ролевые ситуации, характерные для различных предприятий, задействованных в данной отрасли; сформировать у учащихся коммуникативные навыки, необходимые для успешной работы в туристическом бизнесе.

Новизна данной методической разработки заключается в том, что весь материал строится на примере различных практических ситуаций, приближенных к ситуациям реального общения, имеет практическую направленность и профильно ориентирован. Это представляется особенно актуальным в связи с определением сферы будущей профессиональной деятельности, предстоящей старшеклассникам в самом ближайшем будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statyaturizm2016.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Гвоздева Нина Валерьевна

ГБОУ средняя школа №27 им. И.А.Бунина

Санкт-Петербург

2016 г.

Программа «Путешествия и туризм»

как элемент допрофессиональной подготовки учащихся

в старшей школе

В настоящее время очевидно значение английского языка не только как предмета общеобразовательной школы, но и как средства межнационального общения и доступа к необходимой информации. Поэтому обучение английскому языку должно в первую очередь способствовать формированию практических навыков.

Прошедшая реформа образования предполагает переход к профильному обучению в старших классах и как следствие дифференциацию образовательных программ. В связи с этим программа «Путешествия и туризм» представляется особенно актуальной, так как является компонентом допрофессиональной подготовки учащихся.

Образовательной программе «Путешествия и туризм» (TTEP – Travel and Tourism Educational Programme), в которой участвуют многие школы Москвы и Санкт-Петербурга, уже более десяти лет. Гуманитарная гимназия №11 присоединилась к ней в 1996 году.

Настоящая программа направлена на развитие коммуникативных навыков, повышение социокультурного уровня и функциональной грамотности учащихся.

В гимназии №11 курс «Путешествия и туризм» ведется на английском языке. Поэтому он предполагает владение определенными лексико-грамматическими единицами в объеме, предусмотренном программой средней школы. В процессе обучения происходит актуализация и развитие знаний, умений и навыков, полученных учащимися за прошедший период обучения.

В гуманитарной гимназии №11 ведется разработка методического комплекса по программе «Путешествия и туризм».

Компания Concept Travel and Tourism, занимающаяся организацией программы, обеспечивает школы учебниками и поурочными планами для учителя.

Учебник предполагает чтение текстов и обсуждение проблемных вопросов. Тематика текстов – факторы, определяющие развитие индустрии туризма, характеристика различных типов туризма и влияние индустрии туризма на экономику страны. Но современная методика преподавания английского языка признает, что основным принципом обучения должна быть коммуникативность. В связи с этим была пересмотрена структура курса. Были внесены изменения и дополнения в программу, так как данный курс должен включать в себя все виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение и письмо) и иметь коммуникативную направленность.

В связи со всем вышеизложенным при разработке методического комплекса по программе «Путешествия и туризм» привлекается большое количество дополнительного материала.

Разработанная автором статьи программа рассчитана на 2 года (10 и 11 класс).

В первый год обучения мы рассматриваем индустрию путешествий с точки зрения туриста. Мы совершаем воображаемое путешествие и таким образом освещаем все его этапы.

Во-первых, это повышает мотивацию, так как уроки проводятся в нетрадиционной форме (ролевые игры, викторины, презентации и т. п.) и материал представляет собой «советы путешественнику», которые могут пригодиться учащимся в реальной жизни, даже если их будущая профессия будет далека от сферы туризма. (Среди выпускников школы проводилось анкетирование и выяснилось, что только около 10% учащихся поступили на факультеты, непосредственно касающиеся туризма,  - менеджмент в туризме, туристический бизнес и т. п.) Учащиеся знакомятся с культурой и достопримечательностями разными стран. (Курс «Путешествия и туризм» учитывает знания, которые учащиеся получают при изучении курсов «Мировая художественная культура», «Страноведение» и «Гиды-переводчики».)  

Во-вторых, такой подход позволяет ребятам при изучении материала основываться на собственном опыте, и это помогает актуализации уже изученных лексико-грамматических структур и запоминанию новых.

В программе первого года обучения в логической последовательности представлены основные этапы поездки за рубеж: получение визы и загранпаспорта, прохождение паспортного и таможенного контроля в аэропорту, пребывание в гостинице, организация питания, осмотр достопримечательностей в городе и стране, деловая встреча и переговоры и т. д. Каждый раздел включает:

  • текст, обобщенно излагающий тему (Базанова Е.М., Путиловская Т.С.);
  • параграф учебника, излагающий тему более подробно, дающий развернутые комментарии и примеры, знакомящий со статистикой (Travel and Tourism. Books 1, 2);
  •  ряд диалогов – функциональных ситуаций, в которых может оказаться турист (Базанова Е.М., Путиловская Т.С.; Peter Viney);
  • лексико-грамматический и страноведческий коментарий к текстам и диалогам (Васильев К.В.; Зеленко О.Е.; English Vocabulary in Use; Peter Viney);
  • устные упражнения коммуникативной направленности – викторины, ролевые игры и т. д. (Базанова Е.М., Путиловская Т.С.; Peter Viney);
  • письменные упражнения коммуникативной направленности – заполнение различных бланков, документов и т. д. (Peter Viney).

В текстах и упражнениях представлены реалии зарубежных стран и России. Упражнения воспроизводят и дополняют тематические ситуации разделов и способствуют их закреплению. Они также служат цели закрепления лексики и речевых оборотов данного урока и развивают навыки подготовленной и неподготовленной устной речи.

Во второй год мы рассматриваем туризм как индустрию, говорим о ней с точки зрения организаторов туристического бизнеса. Программа предполагает изучение влияния туризма на экономическую ситуацию в стране, выявление основных факторов, влияющих на развитие как всей отрасли, так и ее отдельных направлений.

Ребята учатся логически строить высказывание, устанавливать причинно-следственные связи, работать со статистикой. Вместе с тем они получают знания, необходимые любому деловому человеку: как написать резюме, пройти собеседование, построить презентацию.

Учащиеся 11-х классов проходят практику в туристических фирмах.

По окончании курса учащиеся получают сертификаты.

В соответствии с поставленными целями программой предусмотрены различные экскурсии, беседы со специалистами, работающими в сфере туризма. Среди школ, участвующих в программе, проводятся различные фестивали, конкурсы и викторины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся"

Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся"...

Программа элективного курса по химии в рамках подготовки учащихся 10–11-х классов к сдаче ЕГЭ

Решение задач занимает в химическом образовании важнейшее место, т.к это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение материала по химии и...

Работа с географической картой как элемент технологии подготовки учащихся к ГИА

В основу предлагаемого варианта предэкзаменационного повторения положено не просто содержание проверяемых на экзамене знаний, но активное их усвоение и припоминание вследствие работы с географическими...

Рабочая программа по предмету "Математика с элементами экономики" для учащихся 10-12 классов ОГКОУ СКОШ № 23 VIII вида

Программа «Математика с элементами экономики» предназначена для обучения  учащихся 10-12 классов с углублённой трудовой подготовкой к решению жизненно важных экономически...

Допрофессиональная подготовка учащихся ансамбля современного танца «Импульс»

Роль хореографии в развитиии творческих способностей обучающихся. Допрофессиональная подготовка детей в ансамбле "Импульс". Виды профориентационной работы....

Использование элементов ТРИЗ на уроках в старшей школе

Аннотация. Цель данной работы - реализация возможности продемонстрировать варианты способов применения на уроках элементы ТРИЗа, при изучении физики в основной и старшей школе. ТРИЗ или Теор...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по социальному направлению «Основы финансовой грамотности в старшей школе» для 10-11 классов

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ«Основы финансовой грамотности в старшей школе»  для 10-11  классов          С цель обучения школьн...