Учебно-методическое пособие"Использование мультисенсорных технологий в обучении иностранному языку"
учебно-методический материал по английскому языку по теме

Филипенко Наталья Александровна

Общеизвестно, что овладению иностранным языком способствует сама среда. Взрослый человек, а особенно ребенок, попав в новую для себя языковую среду, легко овладевает иностранным языком за сравнительно короткой срок. Вне языковой среды овладение иностранным языком представляет большую трудность. Для многих учеников этот процесс становится сложным и мучительным. Зачастую, испытывая большой интерес к иностранному языку до его изучения, в самом процессе овладения вторым языком, ученика постигает чувство разочарования, что приводит к отторжению предмета «иностранный язык» в целом. Таким образом, задачей учителя иностранного языка в современной школе является умение создать языковую среду во время урока. Урок в школе должен стать моделью той естественной среды, которая приобретает решающее значение в обучении иностранному языку.

Большую роль играет мультисенсорный подход в обучении чтению. Известно, что в серии учебников «Милли» обучение чтению осуществляется МЕТОДОМ ЦЕЛОГО СЛОВА (фразы) – читаются не отдельные буквы или слоги, а целые слова и фразы. При таком обучении чтению ученик встречает две большие трудности: первое, как правильно произносится вслух данное слово (фраза), вторая – что оно означает. Поэтому для решения первой проблемы активно используются аудио-сопровождение, для решения второй сложной задачи – визуализация и движение, что существенно упрощает понимание отдельных слов и текста в целом. Именно при таком обучении чтению речь идет о мультисенсорном подходе.

Обучение чтению методом целого слова вызывает неоднозначное отношение со стороны многих учителей и подвергается критике. После длительного периода в отечественной методике обучения чтению по правилам чтения немногие учителя торопятся поменять подходы и учить читать по-новому. Но здесь снова следует рассматривать вопрос о создании языковой среды. Разве, оказавшись в естественной языковой среде, к примеру, в Англии, человек будет учиться читать, узнавая какие-то правила? Вероятнее всего он будет пытаться читать имитативно, повторяя за кем-то. Именно так и следует строить обучение чтению по данному курсу. Поэтому не следует забывать, что мультисенсорный метод является тем методом, который призван решить эту задачу.

Возвращаясь к примеру текста про коров, рассмотрим задачу- обучение чтению. После того, как учащиеся неоднократно прослушали данный текст, им предлагается сделать небольшие поделки-конвертики с изображением коров. Когда ученик слушает текст, он шевелит пальчиком, на котором конвертик с изображением соответствующей коровки. Теперь ученик слушает, читает, проговаривает текст ( читает вместе с диктором) и производит осознанные движения пальчиками, выбирая нужную картинку. После данного упражнения дети очень быстро запоминают значения новых слов, как читаются и слова и уже на следующем уроке не только хорошо читают текст, но и рассказывают его наизусть.

Если при обучении аудированию и чтению речь шла о восприятии информации разными органами чувств одновременно, то обучение говорению и письму предполагает передачу информации через разные каналы восприятия одновременно. Т.е. схема будет такова: «вижу – делаю – говорю (пишу)».

Поэтому при мультисенсорном подходе очень много предлагается ручного труда - выполнение поделок, которые выполняются на уроке.

По мнению ученых, осязание играет связующую роль между зрением и слухом, способствуя взаимодействию чувств. В процессе создания поделок у детей развиваются мелкая моторика рук, мышление, память и речь. В обучении английскому языку важен конечный результат - говорение на языке. Конечно же ученик должен проговорить то, что он делает и, в дальнейшем, он сможет воспроизвести (описать) свои действия и рассказать о своей поделке, возможно, и пофантазируя, добавляя что-то своё.

Таким образом, при мультисенсорном подходе ученик вовлекается в деятельность общения (невербальную) и описывает свой опыт словами. Деятельность и ее продукт (например, поделка или проект) служит стимулом к высказыванию. Существенное отличие мультисенсорного подхода заключается в том, что деятельность и высказывание при обучении говорению (письму) осуществляются одновременно. Сам продукт деятельности (поделка, проект), мысли ученика и его речь должны быть связаны. Поэтому все творческие задания и проекты выполняются в классе.

Например, во втором классе учащимся сначала предлагают сделать бабочку из бумаги, выбрать цвета, раскрасить поделку и рассказать о ней. В ходе выполнения задания учащимся даются инструкции на английском языке.

Teacher: Cut out the wing of butterfly like this. Now I can colour the wings. I like red, green and yellow. Let’s fold the wing like this. Do it like this….

Потом ученики сами должны рассказать о своей поделке: I like my butterfly.It’s red, yellow and green.

При мультисенсорном подходе следует отметить, что обучение письму и говорению носит личностно ориентированный характер, что тоже является моделью общественного общения. Задания, ориентированные на личном выборе ученика (цвет, форма, отношение). При данном подходе не используются тексты для заучивания наизусть. Механическое заучивание текстов противоречит естественному общению в языковой среде.

Таким образом, мультисенсорный подход – это такой метод обучения иностранному языку, при котором используются такие приемы и методы, которые рассчитаны на восприятие и передачу информации обучаемым различными органами чувств одновременно, задействуя разные каналы восприятия (зрительный, слуховой, кинестетический и т.п.), что создает условия естественного общения на уроке иностранного языка.

Особенности мультисенсорного обучения

О каких основных особенностях мультисенсорного обучения должен помнить учитель?

Во-первых, использование как вербальных, так и невербальных форм общения (музыка, поделки, фото, картинки, предметы, движения) не в меньшей, а в большей степени. Именно постоянно декодируя невербальную информацию в вербальную, и наоборот, ученик быстрее запоминает и с интересом занимается английским языком.

Во-вторых, при мультисенсорном подходе для ученика всегда стоит над-предметная задача. Для него предлагается задание творческого характера, например, рассказать о поделке, показать движения, поиграть в игру с кубиком.

Используя мультисенсорный подход, учитель может вовлечь учащегося в общение, создать языковую среду на уроке иностранного языка. Сделать обучение доступным и эффективным.

Следует отметить, что мультисенсорный подход не имеет возрастных ограничений. Даже взрослому человеку, оказавшемуся в языковой среде гораздо легче усвоить и передать информацию, используя разные органы чувств. Поэтому мультисенсорный подход является актуальным не только в младшем, но и в среднем и старшем звене. Единственным ограничением для использования данного подхода на старших этапах обучения иностранному языку является время урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon if_a_child_is_not_learning_in_the_way_you_teach.doc66.36 КБ

Предварительный просмотр:

Использование мультисенсорных технологий в обучении английскому языку

“Если ребенок не учится тому, что вы учите, смените метод и учите ребенка так, как он может выучить

If a child is not learning in the way you teach, change your teaching strategy and teach the child in the way he learns!”

Мультисенсорные технологии часто и успешно используются для детей, которым нелегко дается обучение. Исследования Национального Института Дестского Здоровья и развития (США) показали, что для детей мультисенсорный метод обучения наиболее эффективен. В нашем случае дети загружены программой и им тоже очень подходит этот способ для облегчения запоминания.
Мультисенсорный метод обучения стимулирует обучение вовлечением учеников на нескольких уровнях одновременно. Этот метод позволяет задействовать все или почти все возможности для обучения.

Как происходит процесс использования мультисенсорных технологий:

 Сбор информации о задании
• Связи новой информации с том, которую уже поняли и выучили
• Понять логику решения задачи

Изучить проблему решения

Осознать невербальные навыки

Понять связь между концепциями

Сохранить информацию для ее дальнейшего использования

Использование мультисенсорной технологии помогает ученику воспринимать знания более, чем одним способом. Большинство обучательных методик используют или зрение или слух (визуальные или аудио методики). Зрение ученика используется во время чтения, рассматривании картинок или информации, изображенной на доске. Аудио ресурс задействован, когда ученик слушает объяснения учителя, Иногда у ученика слабое визуальное восприятие, возможны и проблемы с аудио восприятием. Решением этих проблем является вовлечение мультисенсорного метода, позволяющего использовать все возможности , включая тактильные и кинетические. Это поможет мозгу ученика развить тактильную и кинетическую память в дополнении к визуальной и аудио.

Ученики с трудностями в обучении обычно имеют проблемы в одной или нескольких областях чтения, письма, правописания, понимания, математики, формулировании. МТ позволяет ученикам использовать их собственные сильные стороны для того, чтобы облегчить обучение и понимание. Они могут быть от самых простых до комплексных, в зависимости от потребностей ученика и поставленной задачи.

Стиль восприятия. Некоторые исследователи доказали что многие ученики имеют область более сильного обучения, так называемый стиль восприятия. Исследователи предполагают, что когда ученик обучается с использованием технологии, корригирующей с его стилем восприятия, они учатся быстрее, охотнее и результативнее. Большинство учеников, с трудностями обучения или нет, с удовольствием работают при использовании МТ

Давайте рассмотрим некоторые МТ, которые можно использовать для помощи ученикам в обучении

Стимуляция зрительного восприятия и понимания

• Текст и/или картинки на бумаге, постеры, модели, экран проектора, компьютера, флэш-карты
• Использование цвета для выделения информации
• Графическое выделение, выделение частей текста
•Изготовленные учениками картинки, образы, тексты, видео

Вышеуказанные технологии часто включают в себя аудиовизуальные обучающие методы и стратегии

• Книги на диске, чтение парами, чтение компьютерных текстов
• Видео или фильм с аудио сопровождением
• Музыка песни, говорение, стихи, скороговорки, языковые игры

 Тактильные обучающие методики

МТ методики включают в себя использование осязания.

Тактильные методики включают в себя такие возможности

•занятия с песком, бумагой, текстильными объектами, рисование пальцами, паззлы для улучшения мелкой моторики.
• Моделирование с использованием клея, глины, пластилина
• Использование мелких частей для манипулирования, что облегчает обучение математическим навыкам.

 Кинетический метод  Мультисенсорный метод, использующий движение тела. В нем используется мелкая и крупная моторика.

• Игры, включающие прыгание через скакалку, хлопание в ладоши или другие движения, соединенные с обучательным процессом, во время счета, ритмического повторения или пения.

 • Любые движения учеников, включая танцы, бросание мяча, другая активность, быстрые опросы, флэш карты и другие обучающие

И в каждую технологию добавить образец игры

Например, в тактильные – твои паззлы из лагеря

В кинетический – клип “Lemon Tree”

И тд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кейс технологий в обучении иностранным языкам

Статья "Использование кейс технологий в обучении иностранным языкам"...

"Использование инновационных технологий в обучении иностранным языкам"

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта...

Использование дистанционных технологий в обучении иностранным языкам в МБОУ «Гимназия №16 «Французская» (на примере использования ресурсов РСДО)

Применение дистанционных технологий в обучении иностранным языкам в МБОУ «Гимназия №16 «Французская» (на примере использования ресурсов РСДО)...

Методика использования игровых технологий в обучении иностранному языку на начальном этапе обучения в школе

При определении целей занятий учитель обязательно должен учитывать личностные интересы школьников и их индивидуальные особенности. Для большей результативности обучения необходим индивидуальный подход...