Повествовательная структура публицистической статьи (на материале британской прессы о жизни королевской семьи)
статья по английскому языку по теме

Чукавина Ирина Сергеевна

За последние пятнадцать лет произошли существеннейшие изменения в функционировании английского языка, и прежде всего в сфере массовой коммуникации, предопределенные экстралингвистическими факторами - глобальными переменами в политической и экономической жизни общества. В связи с этим,  представляется необходимым изучение стилистических особенностей современного английского языка средств массовой информации, а именно, языка  британской публицистики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Повествовательная структура публицистической статьи (на материале британской прессы о жизни королевской семьи)

Образ автора-журналиста – неотъемлемая черта публицистической речи, ее организующее начало. К исследованию образа автора впервые обратился В.В. Виноградов на примерах художественных текстов. Он писал: «Образ автора – это та цементирующая сила, которая связывает все стилевые средства в цельную словесно-художественную систему. Образ автора – это внутренний стержень, вокруг которого группируется вся стилистическая система произведения».. Наиболее отчетливо образ автора проявляется только в художественных и публицистических текстах, так как «публицистика близка к художественной литературе по ряду параметров языковой организации текста (прежде всего – по преобладанию эмоционально-экспрессивных структур). [1, с.191]

Говоря о позиционной структуре автора публицистических статей, следует отметить, что автор получает возможность не просто проинформировать читателя о явлении, но и высказать связанные с ним оценки, выводы, прогнозы. В связи с этим следует говорить о присутствии автора в тексте. Мнение, выраженное на газетной полосе, адресовано широкой аудитории. В связи с этим социальная ответственность за сказанное резко возрастает. Материал ориентирован на аудиторию, не придерживающуюся данного мнения. Он призван ее переубедить - это цель его существования. Журналист использует простой для понимания разговорный язык, не требуя от читателя особого напряжения. Его материалы можно легко воспринимать. Иногда он вводит автобиографические элементы, которые могут не только развлечь читателя и послужить иллюстрацией к измышлениям, но и сблизить автора с читателем через общность элементов биографии.

Голос автора выражается глаголами знания, понимания, размышления, воспоминания (She felt more like a pig or cow than a queen), содержанием их нарративов является знание или непонимание персонажем определенных фактов и событий, складывающихся в мифологему пути главного героя и определяющих трансформацию его сознания. Своя речь автора выражается через слова, обозначающие эмоции героев статьи (We saw the highs, the lows, the smiles and the tears.). Эмоции и чувства выражаются эмотивной и экспрессивной лексикой (вплоть до «f…-words») (Queen Victoria loathed being pregnant.), восклицательными и вопросительными предложениями (Shouldn't such noble worn have a voice in the government, argue the suffragettes?). [3, с 46-55]. Имплицитная оценка автора выражается в метафорах (a crown is merely a hat). Эксплицитная оценка может быть заложена в контексте. Контекст – мощный механизм формирования нужной оценки у нейтральной номинации. Оценка закладывается не в сему (основное значение) номинации, а в ее словесное окружение. Так, например, в статье “Queen and working mother” по контексту становится понятно, что данная статья написана в духе феминизма. Оценочное отношение автора может быть как апологетическое, так и критическое. Апологетическое отношение – это, прежде всего, пропаганда, где автор выступает как агитатор. Выражая критическое отношение, автор выступает как полемист и иронист. Именно ирония и игра слов производит впечатление на читателя. Ирония автора выражается в статье  «The Royal Squeeze», где автор приравнивает королеву к простым людям (like all the rest of us). Квазисинонимическая ситуация – выстраивание в один ряд слов, сближающихся по смыслу только в рамках определенного контекста – так же носит воздействующий характер и указывает на присутствие голоса автора (Today Queen Victoria seems severe, remote, alabaster). [2, с.5]

Список используемой литературы

  1. Виноградов, В.В. О теории художественной речи / В.В. Виноградов // М., 1971. С. 191.
  2. Солганик, Г.Я. Автор как стилеобразующая категория публицистического текста / Г.Я. Солганик // Вестник Моск. ун-та.  Сер. 10.  Журналистика.  2001. — № 3.
  3. Татару, Л.В. История знаменитости как новый феномен масскультуры / Л.В.Татару // Филологические науки. - 2010. —  N 5/6. С. 46-55.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК C ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИКТ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «Британская королевская семья»

Данный материал содержит разработку урока по английскому языку с использованием ИКТ в 6 классе по теме "Британская королевская семья.      Данный урок разработан для проведения в 6...

Серия модульных уроков для 10 класса "Читаем Британскую прессу"

Учебный материал, задания, руководство по усвоению учебного материала в технологической карте формулируются на английском языке. В настоящем варианте представлен перевод для объективного оценивания со...

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки 9 класса "Британская королевская семья: история, традиции, преемственность"

В программе содержится материал для проведения курса: пояснительная записка, поурочное содержание курса с приложениями и использованной литературой...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Британская королевская семья» («The British Royal Family») для 9-11 классов ( 16 часов)

Данный учебный элективный курс предназначен для учителей английского языка, ведущих курс, и учащихся старших классов (9-11 классы). Продолжительность курса — одно полугодие (16 часов, 1 час в неделю)....

Британская королевская семья

Все правители Британии...

ЛИНГВОПРАГМАТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ОБРАЗА «ЧУЖОГО» В КОНТЕКСТЕ ТЕМЫ СПОРТА И ЖИЗНИ ЗВЕЗД (НА МАТЕРИАЛЕ БРИТАНСКИХ СМИ)

В современном глобальном пространстве средства массовой информации являются мощным фактором воздействия на сознание масс. При наличии межэтнических проблем (миграция, терроризм, военные конфликты) рас...

The British Royal Family – Британская королевская семья

The British Royal Family – Британская королевская семья- это готовый план урока по обучению чтению в 5 классе на примере текста про Британскую королевскую семью. Подобранные задания позволяют ра...