Подготовка к государственной итоговой аттестации в 9 классе. Из опыта работы.
методическая разработка по английскому языку (5 класс) на тему

Федотова Татьяна Сергеевна

Статья затрагивает различные аспекты подготовки учащихся к ГИА в 9 классе и описывает успешный опыт работы в этом направлении пошагово начиная с пятого года обучения. В разделе "Лексика" представлен опыт использования компьютерной программы Eclipse Crossword для развития лексико-грамматических навыков и реализации принципов индивидуализации и дифференциации в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc529.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к государственной итоговой аттестации в 9 классе.

Из опыта работы

     Что вы, как учитель, испытываете при фразе: «Скоро выпускные экзамены...»? Раздражают ли вас постоянные перемены в системе нашего образования? Нервничаете ли вы в неизвестности, будет это традиционный устный экзамен, работа в новом формате, включающая в себя и письменную, и устную части, или что-то еще, совершенно другое? Наверное, да (признайтесь – хоть немного, но есть определенный дискомфорт), потому что вы переживаете за своих учеников, за их знания и результаты и за свой тяжелый труд. Последние годы – это годы реформ и кардинальных перемен в образовании. Они не всегда однозначны и вызывают горячие дискуссии – есть как сторонники, так и противники. Однако, пока проходят апробации, дети все равно сдают экзамены в той или иной форме, и наша задача – сделать этот процесс наименее психологически травматичным и наиболее результативно успешным. В идеале, учащимся должно быть все равно, в какой форме сдавать экзамен – они должны быть готовы к любой. Но это становится возможным только при систематической работе в процессе всего обучения, независимо от того работаете вы в выпускном классе или нет. И чем раньше вы начнете, тем лучше.  

     Проанализировав все доступные материалы в печати (книги издательства «Просвещение», и других) и демонстрационные версии в Интернете, мы пришли к выводу, что нужно быть готовыми ко всему – все предлагаемые варианты сильно отличались друг от друга. Например, в части «Письмо» в разных работах предлагалось написать записку, открытку или письмо личного характера (с адресом и без адреса), а в разделе «Лексика и грамматика» был представлен настолько разный диапазон используемых лексических и грамматических средств (выберите правильный ответ: A horse has got for/fore/fort/four legs или переведите правильно предложение: I wish I could see if they had my turned-up nose and my silly freckles...), что мы еще раз убедились в правильности того, чем мы занимаемся – планомерной работой по абсолютно всем аспектам языковой деятельности с включением как можно более разнообразных типов заданий во всех параллелях, не привязываясь к каким-либо конкретным видам, используемым в экзаменах прошлых лет. В том числе у нас каждый триместр проводятся диагностические, контрольные и срезовые работы во всех параллелях, начиная со 2 класса, по различным аспектам. Например, в 8 классах – монологическая речь (на время, по плану, с дополнительными вопросами), в 7 классах – чтение (с включением заданий на поиск необходимой информации, нахождение соответствий или на полное понимание прочитанного) и т.д. Таким образом, никакие задания обычно не ставят наших учащихся в тупик, так как с каждым типом они уже знакомы и проделывали их не один раз. При этом вовсе необязательно сообщать ребятам, что тот или иной вид они тренируют для экзамена – это обыкновенная текущая работа.

     В связи с тем, что в последующие годы все-таки предполагается письменная форма экзамена комбинированная с устной частью, мы хотели бы поделиться определенным опытом по всем видам речевой деятельности.

Чтение

Развитие навыков чтения в 8 классе в рамках подготовки к «малому» ЕГЭ

     Чтение как самостоятельный вид речевой деятельности условно делится на три вида: чтение с пониманием основного содержания (reading for gist); чтение с извлечением необходимой информации (reading for specific information); чтение с полным пониманием прочитанного (reading for detailed comprehension). Это деление искусственно, так как в жизни эти виды чтения часто смешиваются и дополняют друг друга, но для экзамена оно очень удобно. В экзаменационном тесте для 11 класса эти три вида чтения соответствуют заданиям трех уровней: базового, повышенного и высокого.

     В экзаменационный тест для 9 класса предполагается, например, включить задания базового уровня на понимание основного содержания текста и задания повышенного уровня, проверяющие умения по извлечению запрашиваемой информации.

    Чтение с пониманием основного содержания основано на умении определять жанр и тему текста и отделять основную мысль от второстепенной. Эти умения развиваются при составлении плана к тексту, когда ученикам нужно выделить смысловые части текста и озаглавить их. Наиболее эффективным вариантом контроля этого вида чтения являются задания установления соответствия (Matching), с подбором заголовков к микротекстам или частям большого текста.

    Чтение с извлечением необходимой информации предполагает умение быстро сориентироваться в тексте и найти  конкретную информацию или информацию в виде оценочных суждений, описаний или аргументации. Для развития этих умений на уроках по чтению можно использовать разные виды заданий, но наиболее эффективными и удобными для  контроля этого вида чтения являются задания альтернативных ответов (True-False-Not Given).

    Умение быстро выполнять задания предполагает знание стратегий. Лучше всего, если ребята сами подумают над ними и предложат свои варианты для каждого вида задания. Но для выработки правильной стратегии ребята должны знать, что лексическое наполнение  задания и текста может быть различным, то есть нужно искать синонимы, а не полное соответствие слов в задании и в тексте.

    В нашей гимназии в качестве основного учебника в 8 классе используется УМК English VII (авторы: О.В. Афанасьева и И.В. Михеева). По каждой теме в нем дается хороший материал для чтения (разделы “Reading for Information”), который можно использовать для подготовки к экзамену. На одном и том же тексте можно тренировать два вида чтения, если составить к нему задания двух типов: (1) – подбор заголовков к абзацам текста (понимание основного содержания); (2) – задание альтернативных ответов (извлечение запрашиваемой информации). При этом выполнение первого задания облегчает выполнение второго, так как позволяет быстро сориентироваться в тексте при поиске запрашиваемой информации.

    Ниже приводится вариант работы с текстом “History of the Olympic Games” (Unit 8. “Sport in Our Life”).

Student’s Worksheet.  Reading: “History of the Olympic Games”

Task I. Read the text once and answer the questions:

  1. What country is the birthplace of the Olympic Games?
  2. When and where were the first modern Olympic Games held?

Task II. Match the words with their definitions and give their Russian equivalents. Use the context (sentences in the text) to help you guessing the meaning of the words. The number of the text section is given in brackets.

ancient (1)

relating to present or recent time

modern (1)

first, primary

original (1)

antique, dating from very long ago

to hold (held, held) (2)

to try to be more successful than other people

to compete (2)

to express admiration

to praise (2)

to contain, to consist of

to include (1,2)

to bring back to life

to renew (1)

to approve of an idea or a person and help them

to support (3)

to greet, to show respect in public

to salute (1)

to organize, to host a sport event

a record (2)

written information about an event or a fact

Reading for the general meaning

 Reading strategies:

  • read the task attentively up to the end;
  • skim the sections of the text for their general meaning, think what each section is about;
  • read the list of  headings, underline the key words and think of possible synonyms for them;
  • read the text section by section and underline any sentences that refer to the key words of the headings(that have their synonyms)
  • choose the right heading, make sure that the underlined sentence can prove your choice;
  • don’t leave any answers blank – if you don’t know, make a sensible guess

Task III: Read the text “History of the Olympic Games” and match the headings ( A-F) with the numbered sections of the text (1-5). There is one extra heading.

  1. Written history and sport events in the ancient Olympics
  2. Modern Olympic heroes
  3. Games for religion and Games for friendship
  4.  Host cities and results of modern Olympiads
  5.  A person who renewed the Olympic games and his helpers
  6. Olympiads for  two seasons

A

B

C

D

E

F

         2

      extra

         1

         4

         3

         5

Reading for specific  information

Reading strategies:

  • read the task attentively;
  • read the  statements (True-False-Not Given), underline the key words, think of synonyms for them that you can meet in the text;
  • scan the sections of the text and decide which section each statement refers to;
  • read the statements and the corresponding sections and underline the related ideas;
  • make your choice and complete the table, don’t leave any answers blank

Task IV.

Read the text and decide if the statements 1-10 are true (T), false (F) or the information is not given in the text (NG)

  1. The ancient Greek games stopped at the beginning of Christian era.  
  2. The ancient Games consisted of sport events only.
  3. Arguments between the countries must not continue during the modern Olympic Games.
  4. The scientists don’t know the date of the first ancient Olympic Games.
  5. Women could see the Olympic Games in ancient Greece.
  6. The Spartans made the programme of the games longer.
  7. Men of all ages could perform in the ancient Olympics.
  8. Pierre de Coubertin wanted his native country to host the first modern Olympic Games.
  9. People from nine European countries helped Pier de Coubertin to organize the first modern Olympics.
  10. There were two Olympic Games in 1924.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

    T

    F

    T

   T

    F

    T

  NG

    T

   F

  NG

Лексика и грамматика

Решение кроссвордов как средство развития лексико-грамматических навыков, реализующее принципы индивидуализации и дифференциации в обучении.

Хорошо известно, что механическое заучивание новой лексики – не самый продуктивный способ расширения вокабуляра учащихся, поэтому учителя стремятся насколько возможно разнообразить типы заданий направленных на активизацию лексического запаса своих учеников.

Мы бы хотели поделиться своим опытом использования кроссвордов для развития лексико-грамматических навыков учащихся.

Решение учебных кроссвордов - не отдых и не развлечение, оно обладает большими возможностями по развитию мышления учащихся, ведь работая над кроссвордом, ребята освежают в памяти материал, но не скучным дублированием, а в новой - занимательной форме. Разгаданные слова при пересечении с неразгаданными дают «подсказки» - буквы в словах, которые делают выполнение такого типа работ еще более привлекательным для учеников. Кроме того, подсознательное стремление преодолеть трудности, собрать, завершить, упорядочить является сильным мотивирующим аспектом и ученики, как правило, с удовольствием занимаются, получая положительные эмоции при удовлетворении этих потребностей (т.е., при разгадке кроссворда). А каждый учитель знает, что любой материал усваивается лучше, если учебная деятельность проходит при положительном эмоциональном  фоне, развивается устойчивое эмоционально-познавательное отношение к предмету и увлеченность учащихся этим предметом.

Из опыта нашей работы, индивидуальные задания такого формата очень удобно использовать в работе с одаренными учащимися, которые справляются с учебными занятиями гораздо быстрее одноклассников. Заранее подготовленный интересный кроссворд позволит такому ученику интересно и с пользой заполнить возникшее «свободное» время на уроке и повышает мотивацию к изучению предмета. При этом учитель реализует принципы дифференциации и индивидуализации в обучении без ущерба для всех остальных учеников в классе.

Программа Eclipse Crossword создает кроссворды, которые можно распечатать в виде пустой сетки с определениями к словам (стандартное задание - заполнить все клеточки) или уже заполненной словами сетки (обратное задание - составить ключи к словам). При распечатке готового кроссворда обратите внимание на правильное расположение  флажков во вкладке Print crossword (возможность печатать пустую решётку или заполненную, с ключами или без, с ответами или без ответов).

Кроссворд можно использовать не только для активизации лексики, но и для развития или активизации грамматических навыков. Например, ключи могут быть составлены в виде предложений с пропусками, и тогда не вызывающее особенного интереса задание на заполнение пропусков (словообразование, формы неправильных глаголов или фразовые глаголы (глагол + предлог – программа предусматривает пробелы между словами)), можно сделать более привлекательным для учащихся. Умело составленный вопрос (ключ) может проверить и более глубокие знания, например, по страноведению или истории стран изучаемого языка.

Из одних и тех же слов списка программа составит столько вариантов кроссворда, сколько нам потребуется, меняя расположение слов в сетке, что позволит обеспечить учащихся индивидуальными вариантами работы.

Используя кроссворды, стоит помнить о том, что они не должны быть слишком большими. Практика показывает, что если они состоят из 7-10 и до 15 слов, они решаются достаточно быстро (если дело не спорится – объединяем учащихся в мини-группы или указываем номера страниц учебника, где можно найти подсказку). Кроме того, не все любят разгадывать кроссворды (даже на родном языке) и большие задания могут привести к понижению, а не повышению мотивации у учеников. Кроссворды с большим количеством слов имеет смысл предложить сделать по желанию в качестве дополнительного или основного домашнего задания, «наградив», разумеется, энтузиастов дополнительной пятеркой.

Если вы работаете с интерактивной доской или хотите разместить кроссворд на школьном сайте, можно сохранить кроссворд в Java Script или Java Applet и превратить его в интерактивное учебно-игровое задание. Для этого во вкладке «Сохранение» выбираем подходящий нам формат.

 

Программа Eclipse Crossword является бесплатной, скачать ее можно на странице разработчиков:  www.eclipsecrossword.com 

Письмо

Написание личного письма

     Подготавливая своих учеников к письменной части ЕГЭ по английскому языку для основной школы, т.е. к написанию личного письма, вы неминуемо столкнетесь с разнообразными  проблемами. Надеемся, что наш личный опыт поможет вам справиться с некоторыми из них.

        Итак, основная трудность связана с полнейшей утратой культурной традиции написания личных писем в среде родного языка. Абсолютное большинство учащихся никогда не писали не только писем, но даже поздравительных открыток.  «А зачем?» - искренне удивляются они, «Ведь сейчас продаются открытки с текстами на любой случай жизни, купил - и не надо ничего придумывать».

Таким образом, получается, что мы учим ребят делать по-английски то, чего они совершенно не умеют делать по-русски. Кроме того, все задания, обучающие написанию личного письма в учебниках по английскому языку, основаны на сравнении культуры и правил написания писем в английском и в родном языке учеников (что совершенно естественно). Соответственно, никакие готовые упражнения просто не работают! Мы долго переживали по этому поводу, пытались придумывать какие-то другие, собственные упражнения, но ничего не вызывало живого отклика у ребят. В конце концов, мы перестали изобретать, а просто сказали ребятам, что это такое экзаменационное задание, которое они обязаны уметь выполнять, особенно потому, что в экзамене за 11 класс оно тоже есть. Теперь мы относимся к письму просто как к упражнению такого специального формата и даже не пытаемся делать каких-либо сопоставлений с русскими правилами и традициями. Какие же упражнения мы делаем? Те, которые помогают нам решить вторую серьезную проблему, гораздо более глубокую и трудоемкую.

        Наша вторая проблема связана с недостаточным уровнем развития логического мышления у подавляющего количества учащихся. Это делает практически невозможным правильное построение письма и мешает гораздо больше, чем традиционные проблемы с грамматикой и лексикой (которые, кстати, в личном письме и не оцениваются, в отличие от логики, серьезно влияющей на оценку в части «Организация письма»). Можно долго рассуждать о причинах прогрессирующей утраты молодым поколением способности мыслить логически, но это тема для совсем другого разговора, и, уж конечно, мы с вами не сможем на наших уроках обучить всех азам логики, у нас просто нет на это времени. А вот что мы реально можем сделать, так это автоматизировать навык написания личного письма до такой степени, чтобы свести к минимуму негативное влияние неумения мыслить логически. К счастью, сделать это довольно просто.

     Во-первых, обязательно дайте ученикам четкую и подробную схему личного письма. Пусть они запишут ее там, куда всегда смогут обратиться: в словаре, в тетради для теории или просто на листочке, который можно приклеить изнутри на обложку учебника.

     Во-вторых, по мере изучения каждой темы предлагайте учащимся ответить на письмо, в котором «друг по переписке» задает им вопросы по этой теме. Давайте задание на дом: так вы сэкономите ценное время на уроке и, кроме того, не будете лишний раз нервничать, что ребята опять забыли схему письма (а они будут ее забывать, не сомневайтесь!).

    В-третьих, после того, как вы проверите написанные дома письма, не забудьте разобрать на уроке все ошибки. Не говорите сразу сами, что именно неправильно и как должно быть, дайте ответить ученикам, особенно тем, кто не очень успешен в предмете, но вдруг написал что-то так как надо. Будьте доброжелательны, пресекайте насмешки со стороны учеников над теми, у кого долго не получается. Не раздражайтесь сами, нынешние дети совсем не такие, какими были вы в их возрасте (даже если вы очень молоды). Наконец, всегда помните: у вас есть коллеги, которым вы в любой момент можете поплакаться, по-стариковски пожаловаться на никудышную молодежь и облегчить душу.

     И еще: начинайте писать письма как можно раньше, может даже в начальной школе, где ребят легче приучить к заданиям любого формата.

Аудирование

Обучение аудированию в 8 классе.

     При использовании УМК  English 7 (Афанасьева О.В., Михеева М.В., М. “Просвещение”, 2004) у учителя возникает проблема: как научить аудированию в формате ЕГЭ. Эта проблема вызвана тем, что тексты УМК, предлагаемые для аудированя, не связаны с изучаемой темой ни по содержанию, ни по лексическому материалу. Задания к аудиокассетам тоже недостаточно разработаны. Как правило, это вопросы к тексту или, иногда, задания на множественный выбор. Поэтому учителю приходится самому подбирать аудиотексты и разрабатывать задания к ним.

   На факультативе можно использовать видеокурс Click On 3 (Virginia Evans, Neil O’Sullivan, Express Publishing, 2002). Разнообразие видеоматериала (тематическое и жанровое), а также увлекательная его подача усиливает мотивацию учащихся. Монологи и диалоги, звучащие в условиях реальной действительности, позволяют научить понимать живую разговорную речь носителей языка. В видеосюжете всегда содержится определенный процент незнакомых слов. Для того чтобы снять языковые трудности, перед просмотром проводится работа с незнакомой лексикой. Выполняются задания типа: сопоставьте высказывания с фотографиями, заполните таблицу, составьте предложения по образцу.

     Проводится работа по формированию языковой догадки, умению определять значение слова по контексту.

     На уроках в 8 классе подходят для использования видеосюжеты по темам: виды искусства, спорт. Задания типа “краткий ответ/ дополнение” (short answer questions/gap filling), true/false/don’t know, задания на множественный выбор (multiply choice) помогают подготовить учащихся к требованиям ЕГЭ: сформировать умения учащихся в трех видах аудирования:

- с пониманием основного содержания услышанного,

- с извлечением необходимой информации,

- с полным пониманием прослушанной информации.

     Последний тип заданий дает возможность перейти к работе по формированию следующего навыка, проверяемого в рамках ЕГЭ – говорению.

Говорение

     Говорение – это единственный аспект, который во всех изданиях и демонстрационных вариантах выглядит одинаково. Данная часть включает в себя:

  • монологическое высказывание в связи с заданной ситуацией общения по одной из тем повседневной жизни (задание базового уровня);
  • беседа с экзаменатором на любую предложенную тему из числа пройденных (задание повышенного уровня).

     Отличия от традиционного устного экзамена, несомненно, есть:

  • лимитированное время – на весь ответ (монолог и диалог) отводится 9 – 10 минут, ответ же на традиционном экзамене мог занимать минут 20 (не включая работу с текстом), в зависимости от того, сколько ученик мог рассказать по теме (выучив тексты дома), беглости речи и желания учителя позадавать вопросы;
  • монологическое высказывание опирается на предложенный план, отхождение от которого строго наказывается понижением баллов или вообще сводит ответ на 0, тогда как на традиционном экзамене у учителя была возможность «помочь» учащемуся наводящими вопросами после ответа темы, если он хоть что-то говорил;
  • ответ по плану делает механическое заучивание текстов дома абсолютно нецелесообразным, так как далеко не все учащиеся могут легко переключаться с заученных отрывков на новую структуру, а развернуть одну и ту же тему можно с совершенно разных позиций – следовательно, и подготовка к экзамену нужна совсем другая;
  • в монологическом высказывании очень важны оценочные суждения (обязательное раскрытие вопроса why/why not?), что не всегда отражалось в текстах традиционного экзамена;
  • часто во главу угла ставилась грамотность речи – если учащийся допускал большое количество, скажем, грамматических ошибок, и даже если они не препятствовали пониманию высказывания, в лучшем случае такой учащийся получал удовлетворительную отметку. Единые критерии оценивания, введенные с новым форматом, не лишают ученика возможности получить более высокий балл, при условии, что все остальные требования соблюдены на относительно высоком уровне.

     В свою очередь, диалогическое высказывание, рекомендованное к использованию уже два года назад приблизительно соответствует формату, предложенному на будущее – диалог-обмен фактической информацией (договориться о встрече, записаться на курсы, расспросить о преимуществах и недостатках и т.д.).

     Таким образом, большего внимания заслуживает подготовка к самостоятельному монологическому высказыванию, ограниченному временем и заданному планом. Уже в 4 классе мы проводим срезовые устные работы в данном формате, а это значит, что готовиться мы начинаем еще раньше.  При использовании учебно-методического комплекса Верещагиной И.Н., Афанасьевой О.В. (III) мы разбиваем общие темы на более мелкие пункты и используем их в различных сочетаниях, обсуждая на уроках. Предварительной работой является изучение лексики, чтение и работа с текстами, ответы на вопросы учителя – вся та работа, проводимая любым учителем при изучении темы. Разумеется, временной фактор не является доминирующим на этом этапе обучения, так как беглость речи ученика начальной школы не может быть сопоставима с речью выпускника 9 класса, так же как и объем самостоятельного высказывания. Однако, наш опыт показывает, что при систематической работе ребята быстро учатся формулировать свои мысли четче, выбирая при этом соответствующий лексический и грамматический материал, не уходят от темы, не рассказывают просто вызубренные тексты и умеют адекватно ответить на неожиданные (т.е. не написанные заранее) вопросы. Возьмем, например, тему Animals.  Можно предложить следующие варианты:

Students’ card 1

Give a 1 – 1,5 minute speech on topic ANIMALS. Don’t forget to say:

- what domestic animals you know

- what your favourite domestic animal is, why

- describe any wild animal

Students’ card 2

Give a 1 – 1,5 minute speech on topic ANIMALS. Don’t forget to say:

- what wild animals you know

- what your favourite wild animal is, why

- describe any domestic animal

Students’ card 3

Give a 1 – 1,5 minute speech on topic ANIMALS. Don’t forget to say:

- if you like to go to the zoo, why or why not?

- what domestic animals you know

- describe your pet (if you have got any) or describe a pet you would like to have

Students’ card 4

Give a 1 – 1,5 minute speech on topic ANIMALS. Don’t forget to say:

- why people have pets and like them very much

- what pets in Great Britain you know

- what pet you have got (or you would like to have), what it can do, describe it

Students’ card 5

Give a 1 – 1,5 minute speech on topic ANIMALS. Don’t forget to say:

- what domestic animals can do, like to eat and drink

- what wild animals you like, describe any wild animal

- if you would like to have a pet (or one more pet)? Why or why not?

     После монологического высказывания происходит краткая беседа по теме, вопросы которой могут быть основаны на пунктах других карточек или на интересных фактах, которые сообщил ребенок во время монолога (в семье – 4 питомца, домашнее животное – уж и т.д.). При развернутом ответе ребята используют изученную лексику по теме, простые, но необходимые грамматические конструкции, умение применить полученные знания в конкретной ситуации; используют личный опыт; учатся рассуждать и отстаивать свое мнение.

     Такого же типа задания регулярно встречаются и во всех последующих классах, что снимает психологическую неуверенность с основной массы детей и является основой подготовительной работы к сдаче любого устного экзамена в будущем.

     Необходимость и эффективность применения подобной системы по всем вышеперечисленным аспектам подтверждается высокой результативностью наших учащихся при сдаче экзаменов разного формата (переводных, итоговых, традиционных, ЕГЭ, вступительных, Cambridge Exams).

     Основные принципы и методику нашей работы мы продемонстрировали на семинаре-практикуме для учителей английского языка в апреле 2009 года.

Е.А.Веселова, О.Г.Голубева, Т.В.Федотова, Н.Л.Голубева, С.Н.Терминасова

учителя английского языка ГОУ Гимназии № 524


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник экспериментальных экзаменационных работ для подготовки к государственной (итоговой) аттестации по алгебре в 9 классе.

Сборник содержит 12 вариантов работ, состоящих из двух частей, направленных на проверку базовой подготовки выпускников и дифференцированную проверку повышенных уровней подготовки....

Подготовка к государственной итоговой аттестации 9 класс

Решение тестов по модулю "Реальная математика"...

Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полной) школы

Защита опыта по теме «Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полн...

«Результаты реализации опыта учителя русского языка при подготовке к государственной итоговой аттестации».

У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки учащихся к экзаменам по русскому языку.Основной цельюсвоей педагогической деятельности  считаю создание комфортных условий для получ...

из опыта работы по подготовке к государственной итоговой аттестации по математике

как подготовить обучающихся к ГИА, чтобы каждый ученик получил положительный результат....

Рекомендации по подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников основной и средней общеобразовательной школы (из опыта работы

При подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников, я, прежде всего, знакомлюсь с методическими  рекомендациями  для учителей, подготовленными на основе анализа типичных ошибок...