Формирование критического мышления через чтение и письмо
методическая разработка по английскому языку (9 класс) на тему

Коломыйченко Татьяна Анатольевна

В данной статье будут рассотрены вопрсы, касающиеся технологии критического мышления через чтение и письмо, которая выделяется среди педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В данной статье будут рассмотрены вопросы, касающиеся технологии критического мышления через чтение и письмо, которая выделяется среди педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами.

Актуальность заявленной темы состоит в том, что одной из основной функций учебного процесса, определяемой социальным заказом общества, является развивающая функция.

Для того, чтобы обучение успешно выполняло эту функцию, необходимо развивать интеллектуальные способности учащихся.

Успешность выполнения какой-либо интеллектуальной деятельности обусловлена способностями, лежащими в ее основе.

Мы можем оказать очень существенное влияние на развитие интеллектуальных способностей учащихся и наиболее интересной нам кажется технология развития критического мышления. В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим.» (Выготский, 1984: 243)Д. Халперн определяет  критическое мышление в своей работе «Психология критического мышления» как направленное  мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью, и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата.

Теоретическая интерпретация опыта.

Урок с применением ТРКМ делится на три основные стадии: Evocation - Realization of Meaning – Reflection. В русском переводе эти стадии получили названия: Вызов – Осмысление новой информации (Смысловая стадия) – Рефлексия (Размышление):

  1. стадия вызова, предполагающая актуализацию субъектного опыта,
  2. стадия осмысления, показывающая, каким образом учащиеся осмысляют содержание урока
  3. стадия рефлексии, ориентированная на выводы о том, какую пользу извлекут учащиеся из основного содержания урока.

Технология развития критического мышления предлагает определенные методы, приемы и стратегии, объединяющие процесс обучения по видам учебной деятельности в пошаговой реализации каждой стадии занятия. Существуют конкретные приемы и стратегии работы на этапе вызова (Evocation), на этапе осмысления (Realization of Meaning) и на этапе рефлексии (Reflection). Учитель, работающий в рамках технологии КМ, должен хорошо осознавать, что продуктивной его работа будет в случае, если правильно выбран:

  • информативный материал, способствующий развитию КМ;
  • метод (отдельный прием, стратегия) занятия.

Фаза вызова (evocation).многие известные ученые-дидакты, которые развивают в своих исследованиях идеи конструктивистского подхода в обучении (Дж. Дьюи, Б. Блум и другие), считают, что необходимо дать возможность учащемуся самому поставить цели обучения, создающие необходимый внутренний мотив к процессу учения.  Если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов. Именно эта задача решается на фазе вызова (evocation).

Фаза осмысления содержания (realization of meaning). Этот этап можно по-другому назвать смысловой стадией.

Одним из условий развития критического мышления является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Именно данная задача является основной в процессе обучения на фазе осмысления содержания. Важным моментом является получение новой информации по теме В этом смысле важное значение имеет качество отобранного материала .

Фаза рефлексии (reflection). Роберт Бустром в книге «Развитие творческого и критического мышления» отмечает: «Рефлексия – особый вид мышления... Рефлексивное мышление значит фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор». В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Анализируя функции двух первых фаз технологии развития критического мышления, можно сделать вывод о том, что, по сути, рефлексивный анализ и оценка пронизывают все этапы работы. Однако рефлексия на фазах вызова и реализации имеет другие формы и функции. На третьей же фазе рефлексия процесса становится основной целью деятельности школьников и учителя.Наряду с письменными формами не менее важной является устная рефлексия. Дж. Стил и ее коллеги – авторы педагогической технологии развития критического мышления посредством чтения и письма – отмечают, что живой обмен идеями между учащимися дает возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями.

Практическая интерпретация опыта:

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

 Прием «Кластеры»

Прием «Кластеры» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии.

На моих уроках данный прием позволяет каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить значимые именно для него понятия. Я использую данный прием  не только для активизации лексических единиц в речи учащихся, но и для того, чтобы  ввести новые, объединив их в связное высказывание, для тренировки различных грамматических структур, в зависимости от поставленной цели.

 Прием «Дерево предсказаний»

«Дерево предсказаний» целесообразно использовать на стадии закрепления лексики с целью анализа какой – либо проблемы, обсуждения текста, прогнозирования событий. Поскольку данный прием строится именно на предположении и прогнозировании, то в речи учащихся активно используются конструкции будущего времени и сослагательного наклонения.

 Прием «Инсерт»

Инсерт, авторы Воган и Эстес, относится к группе приемов, развивающих критическое мышление учащихся. Прием очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения, на стадии вызова. С помощью приема «Инсерт» возможно решение обширного спектра лексико – грамматических задач, так как любой текст богат речевыми образцами и грамматическими структурами. Этот прием работает и на стадии осмысления. Для заполнения таблицы вам понадобится вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому". Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.

Примечание:После работы над текстом и заполнением таблицы организуется обсуждение проблемы, где учащиеся используют предложенные им речевые образцы, соответствующие значкам. Например «V» -I think,that……. « - » -I didn’t know that….

2.9. Прием «Загадка»

Прием «Загадка» очень эффективен при работе над лексической стороной речи на любой стадии изучения иностранного языка. Он позволяет активизировать в памяти учащихся изученные лексические единицы и способствует развитию различных видов памяти. Кроме того, данный прием можно использовать на начальном этапе работы над темой для введения лексических единиц.

Примечание: учащиеся могут составлять загадки самостоятельно после того, как освоят этот прием.

Прием «Зигзаг»

В данной стратегии может не быть фазы вызова как таковой, так как само задание - организация работы с текстом большого объема - само по себе служит вызовом.

Смысловая стадия. Класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например "кластер"). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов.

Стадия размышления: работа в группе "экспертов". Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались «специалисты» по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.

Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет "второе слушание" темы.
Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме.

Прием «БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ»

Прием « Бортовой журнал» - это способ визуализации материала. Он может стать ведущим на смысловой стадии.

Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли.

 Прием «ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМи»

Этот прием эффективен при работе над чтением текста проблемного содержания, а так же при работе с аудиальными и визуальными пособиями. Прием «Чтение с остановками» помогает прорабатывать материал детально. Прием «КРУГИ ПО ВОДЕ»

Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дом.

Заключение

Навыки критического мышления нельзя развить спонтанно. Учитель должен управлять этим процессом. Уроки ИЯ способствуют развитию КМ благодаря разнообразному материалу и  интерактивным подходам.

В процессе применения технологии развития критического мышления происходит обучение обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления; появляется возможность объединения отдельных дисциплин; создаются условия для вариативности и дифференциации обучения; формируется направленность на самореализацию, вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения.

Главной особенностью технологии критического мышления «является «конструирование» собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности».

Учитель, в свою очередь, становится организатором самостоятельной учебно – познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся, у него появляются возможности для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного развития их личности.

И тогда при условии слаженной работы вы будете окружены учениками, заинтересованными в результатах своего и вашего труда.

Литература:

1. А.Гин. «Приемы педагогической технологии»; Москва «Вита-Пресс», 1998г.

2. А.Коржуев «Как формировать критическое мышление?»; «Высшее образование в России», 5, 2001

3. В.А.Сластин и другие «Педагогика»; Москва, 1997г.

4. И.П.Злобина «Основные понятия кинематики: план урока, изучение нового материала, технология

развития критического мышления»; «Физика», 12, 2005г.

5. М.Кларин «Развитие критического и творческого мышления»; «Школьные технологии», 1, 2004.

6. П.Е.Решетников «Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение масте-

ра»; Москва, 2000г.

7. С.И.Заир-Бек «Развитие критического мышления через чтение и письмо. Стадии. Методы. Прие-

мы».

8. С.И.Заир-Бек, И.В. Муштавская «Развитие критического мышления»; Москва «Просвещение»,

2004г.

9. Т.И.Шамова «Исследовательский подход в управлении школой»; Москва, 1992

  1. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: доклад А.В.Хуторского на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23.04.2002 г. – М.: Центр «Эйдос».

www.eidos.ru/news/compet.htm, e-mail: info@eidos.ru.

  1. http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-ps-not.html Лаборатория психологических основ новых образовательных технологий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности школьников на основе применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал коммуникативные способности, мыслительную творческую активность учащихся? Представленная статья  "Формирование...

Организация интерактивного чтения через применение технологии РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо).

Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Ученики должны научиться рассматривать информацию с разных точек зрения, делать выводы относительно е...

"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"

В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...

Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо

В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....