Главные вкладки

    МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ "Использование коммуникативных упражнений для развития навыков говорения на уроке английского языка в 5 классе"
    материал по английскому языку (5 класс) на тему

    Афанасьева Елена Викторовна

    Коммуникативные упражнения, построенные  в диалогической форме, способствуют развитию лексических навыков говорения: умений отвечать на вопросы, умений задавать вопросы. Эти же упражнения, используемые в диалогической и монологической формах способствуют развитию лексических навыков: умений строить монологическое высказывание по образцу; грамматических навыков умений употреблять грамматические структуры и умений строить предложения.

    Использование речевого коммуникативного упражнения на уроке иностранного языка помогает включить учащихся в устное речевое общение. На коммуникативном  упражнении  можно обсудить различные темы, связанные с изучаемым материалом на уроках и событиями, происходящими в нашей стране и за рубежом. Повторение одних и тех же диалогических единиц  обеспечивает прочность усвоения иноязычной речи, автоматизм в воспроизведении речевых структур.

    Эффективной формой организации упражнений для обучения иноязычному говорению является диалогическая речь. Диалогизированные упражнения и совершенствование речевых лексико-грамматических навыков, являются средством развития умений диалогической речи. Диалог в устном вводном курсе не только цель, но и основное средство обучения иностранному общению.

    Монологическая речь является средством развития творческой и инициативной речи учащихся, где центр тяжести процесса обучения языку, и в частности устной речи как инициативной коммуникативной деятельности, должен постепенно перемещаться с процессом запоминания и тренировки на использование творческого мышления учащихся.

    В учебном процессе реальное общение необходимо, поскольку оно готовит к свободному общению. Поэтому так важно создавать на уроках иностранного языка ситуации реального общения, так как их участники будут вынуждены общаться на неродном языке. Именно этот тип реального общения может стать началом работы над развитием коммуникативной компетенции.

    Основная цель пособия - использование различных коммуникативных упражнений обеспечивает ситуативность высказывания, умение воспользоваться подходящим для данного конкретного случая вариантом высказывания, то есть сознательное использование коммуникативных образцов.

    Пособие состоит из трех разделов:

    В первом разделе дан комплекс речевых упражнений для формирования коммуникативной компетенции.

    Второй раздел содержит комплекс коммуникативных упражнений для формирования лексических и грамматических навыков.

    Третий раздел состоит из тренировочных упражнений для развития произносительных навыков.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodichka_velichko.doc97 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ ЕСОШ № 1

    МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

    Использование коммуникативных упражнений для развития навыков говорения на уроке английского языка в 5 классе

    ст. Егорлыкская

    2014

    Составитель: Афанасьева Е.В., учитель английского языка

    Рецензент:      Еремеева Л.П., преподаватель английского        языка высшей категории

    Данное пособие является дополнительным  материалом по методике ИЯ для  учителей, работающих  в 5-х классах.

    С    МБОУ ЕСОШ №1, 2014.

    Содержание

    Пояснительная записка…………………………………………………………..4

    Раздел  1:

    1.1 Комплекс речевых упражнений для формирования коммуникативной компетенции……………………………………………………7

    Раздел  2:

    2.1. Комплекс коммуникативных упражнений для формирования лексических и грамматических навыков………………………………………………………..16

    Литература……………………………………………………23

    Приложение:

    CD-диск «Профессор Хиггинс»- тренажер английского языка, Олма-пресс, 2005.

            

    Пояснительная записка

    Коммуникативные упражнения, построенные  в диалогической форме, способствуют развитию лексических навыков говорения: умений отвечать на вопросы, умений задавать вопросы. Эти же упражнения, используемые в диалогической и монологической формах способствуют развитию лексических навыков: умений строить монологическое высказывание по образцу; грамматических навыков умений употреблять грамматические структуры и умений строить предложения.

    Использование речевого коммуникативного упражнения на уроке иностранного языка помогает включить учащихся в устное речевое общение. На коммуникативном  упражнении  можно обсудить различные темы, связанные с изучаемым материалом на уроках и событиями, происходящими в нашей стране и за рубежом. Повторение одних и тех же диалогических единиц  обеспечивает прочность усвоения иноязычной речи, автоматизм в воспроизведении речевых структур.

    Эффективной формой организации упражнений для обучения иноязычному говорению является диалогическая речь. Диалогизированные упражнения и совершенствование речевых лексико-грамматических навыков, являются средством развития умений диалогической речи. Диалог в устном вводном курсе не только цель, но и основное средство обучения иностранному общению.

    Монологическая речь является средством развития творческой и инициативной речи учащихся, где центр тяжести процесса обучения языку, и в частности устной речи как инициативной коммуникативной деятельности, должен постепенно перемещаться с процессом запоминания и тренировки на использование творческого мышления учащихся.

    В учебном процессе реальное общение необходимо, поскольку оно готовит к свободному общению. Поэтому так важно создавать на уроках иностранного языка ситуации реального общения, так как их участники будут вынуждены общаться на неродном языке. Именно этот тип реального общения может стать началом работы над развитием коммуникативной компетенции.

    Основная цель пособия - использование различных коммуникативных упражнений обеспечивает ситуативность высказывания, умение воспользоваться подходящим для данного конкретного случая вариантом высказывания, то есть сознательное использование коммуникативных образцов.

    Пособие состоит из трех разделов:

    В первом разделе дан комплекс речевых упражнений для формирования коммуникативной компетенции.

    Второй раздел содержит комплекс коммуникативных упражнений для формирования лексических и грамматических навыков.

    Третий раздел состоит из тренировочных упражнений для развития произносительных навыков.

    Раздел 1

    1. Комплекс речевых упражнений для формирования коммуникативной компетенции

    1.Речевая зарядка

    Sneeze on Monday, sneeze for danger,

    Sneeze on Tuesday, meet a stranger,

    Sneeze on Wednesday, get a letter,

    Sneeze on Thursday, something better,

    Sneeze on Friday, no more sorrow,

    Sneeze on Saturday, see your friend tomorrow.

    • Аудирование.   Учитель четко, внятно читает вслух учащимся данную рифмовку.
    • Работа с неизвестными детям словами.
    • Работа с известными словами.
    • Перевод рифмовки.
    • Чтение по строчке за учителем.
    • Чтение второй, наиболее сложной части.
    • Чтение ученика с выражением.
    • Постановка вопроса:

    T-  What happens if you sneeze on Monday?
    P-  Sneeze for danger.

    T-  What happens if you sneeze on Friday?

    P-  No more sorrow,  etc.

    2. Во время создания ситуаций реального общения используются  следующие фразы классного обихода:

    1. Listen to me.
    2. Turn over the page.
    3. How do you translate this sentence?
    4. Listen to my intonation.
    5. Read the same.
    6. Let's check up the exercise.
    7. Write down. Take your daybooks and write down you homework.
    8. Who wants to answer?
    9. Ask and answer questions.
    10. Let's begin/start.
    11. Listen carefully.
    12. Pay attention, will you?
    13. Say it again.
    14. That wasn't pronounced correctly.
    15. What do you think?
    16. Can anyone explain... ?
    17. What do you think about... ?
    18. Who would like to read... ?

    3. В данных диалогах ученики меняются  ролями, что повышает их мотивационный уровень. Дети учатся спрашивать человека, как его зовут, сами отвечают на этот вопрос, а так же представляют своих друзей и родственников друг другу.

    • Hi! I'm Sasha!
    • Hello, Sasha! I'm Ekaterina.

    • Hello!
    • Hi!

    • My name is Olga. What is your name?
    • My name is Sasha.

    • Hello, Ekaterina!
    • Hello, Olga. This is my brother.

    • What is his name?
    • His name is Vova.

    • Hello, Vova!
    • Hello, Olga!
    • Hello, Ekaterina!

    • This is my sister. Her name is Ira.
    • Hello, Ira!

    4. Также употреблялись диалоги с вопросами о возрасте.

    P-This is my sister.

    T-What is her name?

    P-Her name is Ira.

    T-How old is she?

    P-She is five.

    5. С учениками обыгрывается воображаемая спортивная команда, в которую они входят.

    T-Good morning, boys!

    P-Morning!

    T-Sasha, what number are you today?

    P-I'm number two.

    T- And you, Sasha, are you number four?

    P- Yes. I'm number four.

    T- Ira, are you number six?

    P- No. I'm number eight.

    T- Right.

    6. В диалоги включаются для повторения глаголы, которые используются в ходе урока.

    T: Hello! I'm Elena Vladimirovna.

    Come in, Sasha.

    Come in, Katya. Come in, please.

    P: This is Olga.

    T: Hello, Olga! Come in, please.

    T: Good morning.

    P: Good morning, Elena Vladimirovna.

    T: Please, sit down.

    Stand up please.

    Say "Stand up" and" Please "

    P: Stand up, please. Please go to Olga.

    P: Please, stop. Sit down, please.

    7. Такое упражнение подразумевает снятие у некоторых детей трудности в ситуациях затрудненного общения.

    P: I have a pen.                              T: I've got a pen.

    T: What do you have?                  P: What have you got?

    P: I have a pen.                              T: I've got a pen.

    T: What do you have?                  P: What have you got?

    P: I have a pen.                              T: I've got a pen.

    T: Oh! You have a pen!               P: Oh! You've got a pen!

    8. Вопросно-ответные упражнения(по темам).

    Answer these questions. Give additional commentary to your answers wherever necessary.

    Town

    Do you know the town you live in very well? What number bus do you take when you go to the Zoo (Public Library, Central Stadium, etc.) What kind of public transport do you like best? What is the usual interval between trains of the underground? From what time in the morning till what time underground night do trams and buses run? Are the traffic rules in Britain different from those in other European countries? What are the traffic lights used for? - What is the main street in your town? What are the most common expressions we use when asking our way? How long does it take you to get to the Stadium (Palace of Sports, Planetarium, Zoo, etc.)? Are there any conductors on buses and trams in Moscow (Kiev, etc.)? What are the Soviet cities with a population of over a million?

    Time, Working Day

    What time is it now? When do you get up? What do you do when you get up? When do you have your breakfast? How long does it take you to get to school? When do classes at school begin? How long does one lesson last? What do you do during the big (long) interval? When are classes over? What do you usually do after classes? When do you have your dinner? What do you do in the evening? When do you go to bed? What do you do on Sundays?

    Meals

    How many meals a day do you have? What do you call them? What time do you usually have lunch? Who cooks the meals in your family? What meal (dish) can you cook? What is your favourite dish? Why do you like it? Do you eat at school? What British customs in taking meals do you know? Do you keep to any kind of a diet? What kind of diet? Which course of the dinner do you like best, the first or the second?

    Professions and Trades

    What is a profession? What's the difference between a profession and a trade? What is your father (mother, sister, brother)? What would you like to be? What do you do to become what you want? Where does one study to become an agronomist (lawyer, teacher, etc.)? Who helps youngsters choose their trades or professions? What is the role of the centres of professional orientation?

    9. Study these short dialogues. Tell them in pairs.

    Family

    1.

    • Next Sunday is our grandfather's birthday and we have to think of a present for him.
    • Well, what if we present him with ear-phones? He likes to watch TV very much and looks in till late at night.
    • Yes, and using those ear-phones he could watch TV at any time without keeping Granny awake.
    • It's a very good idea, indeed.

    2.

    • My best wishes for the New Year, Alec!
    • Thanks a lot. The same to you.
    • Have you any special plans for the 31st of December?
    • Not much of a plan. It's a family holiday with our family, you know, and we are going to celebrate it at home.

    Weather

    1.

    • Have you heard the weather report (forecast) for today? Why, certainly. We're going to have a fine sunny day.
    • Well, and what about temperature?

    - Not very hot. Seventeen to twenty degrees rees Centigrade.

    2.

    • How are you going to spend this week-end?
    • I'll go boating if it doesn't rain.
    • Well, and if it does?
    • Then I'll stay at home and learn a bit of English or watch television. What about you?

            Clothes

    1.

    - I wonder if I should take shorts with me on my trip. By all means. But don't forget to take your jumper as well.

    • What for? We are going to the South, aren't we?
    • That's right. But if we think of going to the mountains, the will come quite in handy.

    2.

    -How about going to the theatre right away?

    -You mean — without dropping in at home to change? -No. I am not dressed well enough.

    -Oh, that's all right, these jeans we are wearing, are suitable for going practically to any place, aren't they?

    -Some how I don't think so.

    Appearance

    1.

    -Who's that girl talking with the teacher there?

    -Which one? There are two of them.

    -Well, the taller one with short haircut.

    -I see. That's Kate, our new classmate.

            

    РАЗДЕЛ 2

    2.1. Комплекс речевых упражнений для формирования лексических и грамматических навыков

    1. Тема урока «Sports and Hobbies». Речевая зарядка в форме диалога.
    Цель: организация беседы по изучаемой теме.

    Teacher: Sports and Hobbies are very important things in our life. Do you agree?

    Teacher: Do you like sport?

    Teacher: Do you do your morning exercise yesterday?

    Teacher: Is it important to take care of our health?

    Teacher: What was your favorite kind of sport?

    Teacher: What was your hobby?

    Teacher: Does your life become more interesting if you have a hobby?

    2. Речевое упражнение  «The Olympic Games» используется на уроке английского языка в 5 классе.

    Цель: активизация устно-речевого общения на уроке.

    Teacher: Let's talk about the Olympic Games.

    Teacher: Do you watch the 20th winter Olympic Games?

    Teacher: Do you know where they are held?

    Teacher: What kind of winter sports do you know?

    Teacher: Good. Tell us about the 20th winter Olympic Games.

    Pupil: The first Olympic Games were held in 776 B.C. in Olympia, Greece. The games were held every four gears. Russia joined the Olympic Games in 1952. Since then Russia has won many gold, silver and bronze medals.

    The 20th winter Olympic Games were held in Turin, Italy. It started at the 11th and finished at the 26th of February.

    3. St. Valentine's Day.

    Цель: активизация устно-речевой деятельности на уроке.

    Teacher: Do you know what holiday we are going to celebrate?

    Teacher: St. Valentine's Day is a national holiday/ it is necessary to go to work, school on this day. It is day of all lovers. Valentine is the most popular present for this day. It is a greeting card or a little present, that is written "is my Valentine" without the name of the sender.

    Teacher: Do you celebrate this holiday at school and at home? Teacher: Do you like this holiday?

    4.   Для  того  чтобы   прочно  закрепить  в  памяти   изученную лексику, необходимо как можно шире использовать её в речевых упражнениях: при составлении   диалогов,   рассказов,   ответов   на   вопросы,   при написании сочинений.   На   речевой   зарядке   используется   упражнение «Составьте предложения».

    Цель: употребить изученную лексику в предложениях.

    Ход: на доске размещены слова, с которыми необходимо составить предложения.

    Hobby                                 pet                                       youth

    Pastime                               to attend                              earth

    society                                 circle                                    to take care of

    Учащимися были составлены следующие предложения:

    1. My hobby is dancing.
    2. My favorite pastime is watching TV.
    3. Do you attend any clubs?
    4. Earth is our home.
    5. We must to take care of our health.
    6. I  have two pets: a cat and a dog.

    6. «Обсуждение домашнего задания».

    Цель: активизация устно - речевого общения на уроке.

    Teacher: What did we lean last lesson?

    Teacher: What was your home task?

    Teacher: Are you ready with your home task?

    Teacher: What was difficult for you?

    Teacher: Let's check up.

    7.  Упражнение  в форме диалога используется достаточно широко. Она позволяет всем учащимся быть включенными в иноязычное общение на уроке.

    «Days of the week»

    Цель:  повторение форм  настоящего, прошедшего и будущего простых времён в ситуации реальной коммуникации.

    Teacher: Let's remember days of the week.

    Pupil: Sunday, Monday, Tuesday, Wednesday, Thursday, Friday, Saturday.

    Teacher: What day is it today?

    Pupil: Today is Thursday.

    Teacher: What day was yesterday?

    Pupil: Yesterday was Wednesday.

    Teacher: What day will be tomorrow?

    Pupil: Tomorrow will be Friday.

    Teacher: Do you do to school every day?

     Pupil: Yes, we do. We go to school every day.

    Teacher: Were you at school yesterday?

    Pupil: No, we weren't. We weren't at school yesterday.

    Teacher: Will you be at school tomorrow?

    Pupil: Yes, we will. We'll be at school tomorrow.

    8. Речевое упражнение на уроке иностранного языка в первую очередь реализует учебное общение, то есть диалог между учителем и учащимися в виде вопроса.

    «Everyday Dialogue»

    Цель: активизация учебного общения на уроке.

    -   Is anybody absent?

    -   What day is it today?

    -   What is the date?

    -   What day was it yesterday?

    -   What day will it be tomorrow?

    -   What is the weather like today?

    -   Is the weather good for ... ?

    -   What was your homework for today?

    -   Was the English homework difficult?

    -   How long did it take you to prepare it?

    -   Let's check your homework.

    9.    Учащимся 5  класса на много интереснее подготовить свои собственные диалоги, чем отвечать на вопросы учителя. 

    «Sport in our life».

    Цель: организация устно-речевого общения на уроке.

    Mary: Sport is very important for our life.

    Bill: You are right. My favourite subject at school is physical training. What's your?

    Mary: I don't like physical training best of all but I do morning exercises every day and I attend a sport school.

    Bill: I like football and basketball.

    Mary: I prefer tennis and volley-ball. What do you think about swimming?

    Bill: I attend a swimming pool ones a month.

    10.   Умение   составлять   монологическое   высказывание   по   образцу,   с использованием зрительных и слуховых опор, так же развиваются и на речевом упражнении.

    «My Hobby».

    Цель: развитие монологической речи.

    My hobby is reading. I like to read books since I was a child. We have many books at our home. I attend The Central library in our town. The first book that I read was «Christmas Books» by Charles Dickens. Since than reading is my favourite pastime.

    11. Речевое упражнение. Беседа о погоде.

    Why is it so cool in our classroom? (closing the window)

    Is it cold today? How do you find the weather today?

    Do you like it? Why do you like such weather?

    Who dislikes today's weather? Why don't you like it?

    Prove that the weather is fine today.

    We are having terrible weather today, aren't we?

    Список литературы:

    1. Пассов E.И. Коммуникативный метод иноязычному говорению - М.; Просвещение, 1991-22З c.
    2. Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке – М.;Просвещение, 1983-127 с.
    3. Журнал - Иностранные языки в школе.-2013.-№8
    4. CD-диск «Профессор Хиггинс»- тренажер английского языка-Istrasoft,1993-2005;Олма-пресс,2005.

    Приложение

    1. CD-диск «Профессор Хиггинс»- тренажер английского языка-Istrasoft,1993-2005;Олма-пресс,2005.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование навыков говорения на уроках английского языка 6 класс

    Данные карточки предназначены для использования на зачётах по английскому языку в 6 классах школ с углублённым изучением английского языка. Разработаны для учебника для общеобразовательных учреждений ...

    Коммуникативные клише для развития навыка говорения на уроках английского языка

    Материал предлагает клише, которые могут расширить словарный состав обучающихся...

    Развитие навыков говорения на уроках иностранного языка для успешной коммуникации (подборка упражнений)

    Все учителя узнают эти упражнения, но, вероятнее всего, не многие вспомнят их все сразу. Вот поэтому я и собрала в единую подборку те упражнения, которые использую сама на разных уроках с разными по в...

    Развитие навыков говорения на уроках английского языка.

    Развитие навыков говорения на уроках английского языка....

    Развитие навыков говорения на уроках английского языка во 2 – 3 классе. Практика.

    Статья содержит описание игр с карточками, которые можно использовать на уроках иностранного языка в начальной школе для развития навыков говорения....