Методика подготовки к ГИА
методическая разработка по английскому языку (9 класс) на тему

Игонтова Татьяна Юрьевна

Система подготовки к ГИА по английскому языку (из опыта работы)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К ГИА английский язык Учитель английского языка МОУ Смышляевской СОШ №3 м.р . Волжский Самарской области Игонтова Т.Ю.

Слайд 2

специфика содержания обучения иностранному языку в основной школе Основными объектами итогового контроля являются: Речевая компетенция . Она проверяется через умения: в говорении (в монологической и диалогической формах );- в аудировании (понимание основного содержания прослушанного и выборочное понимание прослушанного); в чтении в двух его видах (понимание основного содержания прочитанного, полное понимание прочитанного); в письменной речи (написание личного письма). Языковая компетенция . Она предполагает проверку лексических и грамматических знаний и навыков. Социокультурная компетенция . Она проверяется опосредованно через содержание текстов для чтения и аудирования , насыщенных различными социокультурными фактами, а также через тематику устной и письменной речи. Важно при этом умение учащихся соблюдать нормы устной и письменной речи, принятые в странах изучаемого языка.

Слайд 3

учитель-предметник должен выстроить подготовку к итоговой аттестации таким образом, чтобы рационально было использовано время в учебном году, выбирая для повторения и обобщения темы, которые вызывают затруднение у большинства учащихся класса; учесть типичные ошибки, допущенные выпускниками в ходе итоговой аттестации предшествующего года; тренировать обучающихся в заполнении бланков ответов и внесения исправлений в них; выстроить схему контроля, используя упражнения, аналогичные заданиям экзаменационных материалов; проводить неоднократный мониторинг подготовки к экзамену в новой форме; изучить проект документов, подготовленных к проведению в 2012 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по иностранному языку обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования» и учесть изменения, которые внесены в спецификацию и контрольные измерительные материалы (в демонстрационных версиях).

Слайд 4

« Аудирование » основной задачей заданий раздела является проверка уровня сформированности умений в трех видах аудирования : понимание основного содержания; понимание запрашиваемой информации; полное и точное понимание содержания текста При формировании умений обучающихся в аудировании необходимо использовать те типы текстов, которые даны в материалах для подготовки и проведения экзамена. Для аудирования с пониманием основного содержания: микротексты, короткие монологические высказывания, имеющие общую тематику; Для аудирования с извлечением необходимой информации: объявления, рекламы, бытовые диалоги, короткие интервью; Для аудирования с полным пониманием: интервью, беседы, обращения, выступления, имеющие научно-популярную тематику. Рекомендуется уделять особое внимание формированию умения правильно переносить ответы в бланк ответов, руководствуясь инструкцией и образцом написания букв и цифр. Целесообразно проведение тренировочных занятий по переносу ответов в бланк ответа с последующим анализом ошибок.

Слайд 5

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ РАЗДЕЛА «АУДИРОВАНИЕ» неумение использовать предложенную паузу для ознакомления с содержанием задания; затруднение в восприятии звучания аутентичного аудиотекста ; растерянность , когда говорящий высказывает свои мысли в быстром темпе; не соотнесение ключевых слов в вопросах и аудиотекстах ; выбор варианта ответов только потому, что эти слова звучат в тексте, и забывают о том, что верный ответ, как правило, выражен синонимами; объем понимания текста ; попытка дать ответ без опоры на текст; Выводы: у обучающихся не выработано умение определять ключевые слова в тексте, извлекать нужную информацию из формулировок заданий. Не выработан навык концентрации внимания только на запрашиваемую информацию.

Слайд 6

РЕКОМЕНДАЦИИ тренировать учащихся перед началом экзамена внимательно читать инструкцию и извлекать из неё всю полезную информацию; обращать внимание на то, что внимательное чтение формулировки заданий позволяет быстро ориентироваться в теме аудиотекста ; учить выделять при прослушивании ключевые слова в заданиях и подбирать соответствующие синонимы; вырабатывать умение определять в тексте ключевые слова, необходимые для понимания основного содержания. Следует помнить, что в аудиотексте основная мысль, как правило, выражена словами, синонимичными тем, которые использованы в тестовом вопросе. учить школьников фиксировать ответы и во время звучания аудиозаписи, и в 15-секундную паузу между первым и вторым прослушиваниями; учить отсеивать информацию второстепенную, концентрировать внимание только на запрашиваемой информации, формировать умение правильно переносить ответы в бланк ответов, руководствуясь инструкцией и образцом написания букв и цифр; обращать внимание учащихся на то, что выбор ответа в заданиях на полное понимание прослушанного должен быть основан только на той информации, которая звучит в тексте, а не на том, что они думают или знают по предложенному вопросу; отделять факты от мнения (мнение, как правило, содержит прилагательные и разговорные клише «я думаю/полагаю и т.п.»).

Слайд 7

«Чтение» Для подготовки к экзамену следует учитывать разные жанры и типы текстов, которые направлены на отработку умений, проверяемых в экзаменационной работе. Для чтения с пониманием основного содержания: газетные/журнальные статьи, вывески, объявления, рекламы, брошюры, путеводители. Для чтения с извлечением необходимой информации: газетные/журнальные статьи, вывески, объявления, рекламы, брошюры, путеводители. Для чтения с полным пониманием прочитанного: отрывки из художественной литературы, газетные/журнальные статьи, научно- популярные тексты . Основной задачей в разделе «Чтение» является проверка следующих умений: определение главной темы прочитанного текста; извлечение запрашиваемой информации из текста; понимание слова или выражения, употребленных в прямом и переносном смысле; определение логической связи в предложении и между абзацами текста; использование языковой догадки

Слайд 8

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В РАЗДЕЛЕ «ЧТЕНИЕ» неверное заполнение бланка ответов; неправильное определение ключевого слова; пренебрежение контекстом; не подбирают синонимы к словам текста; выбирают ответ, основываясь только на содержании фразы ; Выводы. Нет навыка извлечения информации из инструкций, не выработан навык стратегий выполнения подобных заданий, слабо развита языковая догадка.

Слайд 9

РЕКОМЕНДАЦИИ учить внимательно читать инструкцию к выполнению задания и извлекать из неё максимум информации; помочь учащимся овладеть разными стратегиями, умениями при чтении документов разного типа и жанра и адекватно их использовать в заданиях; следует обращать внимание обучающихся на средства логической связи; развивать языковую догадку учащихся; учить учащихся находить ключевые слова в тексте, необходимые для понимания основного содержания; следует учить обучающихся правильному поведению на экзамене: не паниковать, если в тексте много незнакомых слов ; всегда давать ответы, даже если у них нет полной уверенности в их правильности.

Слайд 10

« Письмо» О сновной задачей является проверка уровня сформированности умений экзаменуемых написать личное письмо . ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В РАЗДЕЛЕ «ПИСЬМО» недостаточный (избыточный) объем; текст не разделен на абзацы; материал изложен неполно; письменное задание не соответствует заданным коммуникативным целям; главные вопросы не раскрыты (раскрыты частично); отсутствует логическая связь внутри предложения и между ними; неумение планировать письменное высказывание и строить его в соответствии с планом;

Слайд 11

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В РАЗДЕЛЕ «ПИСЬМО» Наиболее грубыми нарушениями при написании письма личного характера, выявленными при проверке работ, явились: написание достоверного адреса с указанием района, села; письмо подписывалось реальной фамилией и именем обучающегося; подпись ставилась в правой стороне, отсутствовали заключительные или завершающие фразы; не соблюдались абзацы; допускались орфографические ошибки в словах; объём письма превышал 110 слов (26 работ) или не достигал 70 слов; все предложения в письме были написаны через запятую, как одно большое предложение; одно письмо было переписано с формулировкой задания без изменений ; Выводы . Недостаточно сформирован навык внимательного прочтения инструкции к письменной работе

Слайд 12

РЕКОМЕНДАЦИИ научить учащихся внимательно читать инструкцию к заданию, извлекать из нее максимум информации, видеть коммуникативную задачу и формальные ограничения (рекомендуемое время выполнения, требуемый объем). тренировать учащихся в выполнении письменных заданий разного объема, чтобы они были готовы написать работу в соответствии с объемом, указанным в тестовом задании. н едостаточный объем письменного высказывания ведет к аннулированию работы. з начительное превышение заданного объема ведет к оцениванию только 110 слов и выставление соответствующей оценки за решение коммуникативной задачи. учить школьников анализировать свои собственные работы и редактировать их в заданном направлении; внимательно прочитать не только инструкции, но и текст-стимул (отрывок из письма близкого человека); выделить главные вопросы в тексте-стимуле, которые следует раскрыть в работе и наметить для себя план своего ответного письма; соблюдать деление текста на абзацы, которые отражают логическую и содержательную структуру текста; сохранять логическую связь текста как внутри предложений, так и между предложениями.

Слайд 13

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ читать отрывки писем, определяя стиль (личное или деловое); выбирать обращения (из списка), подходящие для личного письма; написать три варианта начала письма, подсчитать количество слов в них; написать три варианта заключительной части письма, подсчитать количество слов в них; написать письмо другу по ключевым словам; вставить пропущенные слова в текст письма: дописать письмо; прочитать начало и конец письма, дописать основную (содержательную) часть; найти и исправить ошибки в письме; тренировать в написании письма, учитывая объём письма; заучивать наизусть стандартные фразы и выражения;

Слайд 14

алгоритм выполнения задания С1 прочитать задания, найти вопросы, на которые необходимо ответить; продумать вопросы, которые можно задать; правильно написать адрес и дату (соблюдая этикет страны изучаемого языка), затем – обращение по имени (к адресату) с отдельной строки; поблагодарить за письмо; ответить на заданные вопросы, затем задать свои три вопроса; завершая письмо, высказать мысль о последующих контактах; попрощаться , подписать письмо. обязательно проверить письмо, подсчитать и указать количество слов в письме.

Слайд 15

«Говорение » В разделе «Говорение» основной задачей является проверка уровня сформированности умения использовать устную речь для решения коммуникативно-ориентированных задач. С целью выполнения поставленной задачи экзаменуемым предлагалось два задания: «Тематическое монологическое высказывание» (С2) и «Диалог - расспрос» (С3)

Слайд 16

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ РАЗДЕЛА «ГОВОРЕНИЕ» порядок слов; недостаточный объем высказывания; трудности в запросе информации; нарушение структуры предложения; отсутствие сформированных навыков и умений речевого взаимодействия с партнером ; Выводы . Недостаточно развита инициатива и активность. Слабо развит навык активно поддерживать беседу, запрашивать мнение собеседника.

Слайд 17

рекомендации тренировать устную речь на заданиях интерактивного характера, что способствует развитию у учащихся инициативы, самостоятельности при принятии решения, повышает активность, находчивость при ответах; -отрабатывать с обучающимися разговорные формулы, которые помогут им вежливо поддержать разговор и обеспечат успешное общение с собеседником; - развивать у учащихся способности к обоснованности ответов, хорошей аргументации; - развивать у учащихся умение четко выполнять поставленную задачу, так как в реальной жизни язык используется именно для этой цели; - учить активно поддерживать и направлять беседу, то есть функционально пользоваться языком при общении с собеседником, (задавать нужные вопросы, обсуждать различные варианты, аргументировать собственную позицию);

Слайд 18

рекомендации в задании «Монологическое высказывание» важно, чтобы экзаменуемый не рассказывал Т ЕМУ. выученные наизусть тексты не нужны. Проверяется спонтанная речь; в задании «Диалог – расспрос» учить реально общаться с собеседником: реагировать на его реплики, задавать уточняющие вопросы; вместо императивных конструкций употреблять просьбы в форме общих и разделительных вопросов; необходимо учить обучающихся во время подготовки к ответу писать ключевые слова, служащие основой монологического высказывания

Слайд 19

«Грамматика и лексика» О сновной задачей является проверка уровня сформированности навыков экзаменуемых использовать грамматические и лексические средства в текстах с коммуникативной направленностью. Учащимся предлагается: - семь заданий с краткой формой ответа в виде одного слова, основанного на дополнении короткого связанного текста (задания базового уровня), в которых проверялись грамматические навыки и умения учащихся; -пять заданий с выбором ответа, в которых предлагалось восстановить текст, выбирая один из трех предложенных вариантов (задания повышенного уровня), в которых проверялись лексико-грамматические навыки и умения учащихся.

Слайд 20

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В РАЗДЕЛЕ «ГОВОРЕНИЕ» употребление суффиксов; образование от опорных слов однокоренных слов; заполнение пропуска опорным словом без изменения его; употребление несуществующих слов; употребление не той части речи ; Выводы. Слабо сформирован навык употребления суффиксов, образования основных форм глаголов, правильного написания слов, четкого следования технологии выполнения задания

Слайд 21

РЕКОМЕНДАЦИИ для ознакомления и тренировки в употреблении видовременных форм глагола использовать связные тексты, которые помогают понять характер обозначенных в нем действий и время, к которому эти действия относятся; при обучении временам глагола обращать больше внимания на те случаи употребления времен, когда в предложении не употреблено наречие времени, а использование соответствующей видовременной формы глагола обусловлено контекстом; с самого начала формирования навыка употребления форм глагола добиваться от учащихся понимания того, для чего употребляется то или иное время глагола и какие действия оно обозначает. Для этого в работе над ошибками делать ссылки на правила; предлагать учащимся достаточное количество тренировочных заданий, в которых сопоставляются разные возможные формы вспомогательного глагола и при выполнении которых учащиеся в нужной мере закрепляют навык употребления подходящей формы глагола в зависимости от подлежащего в предложении;

Слайд 22

РЕКОМЕНДАЦИИ - особое внимание уделять формам глагола «быть» и «иметь» как вспомогательным глаголам, поскольку неправильное употребление их форм является типичной ошибкой в грамматических заданиях тестов; - на продвинутом этапе формирования навыка употребления изученной видовременной формы для учащихся эффективны и полезны задания в виде текстов, в которых используются и другие глагольные формы, особенно те, с которыми учащиеся часто путают изучаемую форму; - предлагать учащимся большое количество заданий, в которых употребление соответствующей видовременной формы глагола осуществляется с учетом правила согласования времен; - добиваться, чтобы при формировании грамматических навыков учащиеся понимали структуру и смысл предложений и соблюдали порядок слов, соответствующий построению предложений в том или другом иностранном языке. Это поможет избежать ошибок, связанных с употреблением не той части речи, которая требуется для заполнения пропуска;

Слайд 23

РЕКОМЕНДАЦИИ при обучении грамматическим формам требовать от учащихся правильного написания слов, т. к. неправильное написание лексических единиц в разделе «Лексика и грамматика» приводит к тому, что тестируемый теряет за тестовый вопрос балл; - при выполнении тестовых заданий каждый раз добиваться от учащихся четкого следования технологии выполнения задания; - добиваться от учащихся неукоснительного следования инструкции к заданию. Подводить их к пониманию того, если инструкция требует употребления подходящей формы опорного слова, то пропуск не может быть заполнен опорным словом без изменения или однокоренным словом; - при обучении добиваться от учащихся внимательного прочтения всего текста до того, как они начинают выполнять задание. Это облегчит им выбор необходимого языкового материала; - разъяснять учащимся, что опорное слово нельзя заменять при заполнении пропуска на любое другое, даже если оно подходит по смыслу; - обращать внимание учащихся на то, что при заполнении пропуска нужно вписывать только недостающую лексическую единицу, а не повторять слова, данные в предложении; - больше внимания уделять вопросам сочетаемости лексических единиц; - приучать к анализу различий в значении и употреблении синонимов; - показывать, как грамматическая конструкция влияет на выбор лексической единицы, учить видеть связь между лексикой и грамматикой.

Слайд 24

АЛГОРИТМ РАБОТЫ Задания для выполнения раздела «ГОВОРЕНИЕ» ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Слайд 25

Пособия для подготовки к Государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов по иностранному языку в новой форме. 1. Бим И.Л., Биболетова М.З., Е.Е Бабушис , В.В.Копылова Т.М.Фоменко . ГИА. Английский язык. Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. Москва, 2009г. 2. . Газета « English », Издательского дома "Первое сентября" http://1september.ru/ 3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» («Первое сентября») http:// festival .1september.ru / Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru/ 7. Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена http://www. ege . edu . ru / 8. Интернет-ресурс: http :// www . fipi . ru 9. Интернет-ресурс: http :// www . prosv . ru - сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Иностранные языки») 10. http :/ www . drofa . ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «Иностранные языки») 11 . http :// www . center . fio . ru / som - методические рекомендации учителю- предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе. 12. http :// www . edu . ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение экзамена. 13. Интернет сайт http :// www . internet - scool . ru – школы издательства Просвещение.



Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К ГИА

 При подготовке и проведении Аттестации по английскому языку не следует забывать о специфике содержания обучения иностранному языку в основной школе, которая обусловлена способами и формами итоговой проверки девятиклассников.

Основными объектами итогового контроля являются:

Речевая компетенция. Она проверяется через умения:

-в говорении (в монологической и диалогической формах);

-в аудировании (понимание основного содержания прослушанного и выборочное понимание прослушанного);

-в чтении в двух его видах (понимание основного содержания прочитанного,      полное понимание прочитанного);

 -в письменной речи (написание личного письма).

Языковая компетенция. Она предполагает проверку лексических и грамматических знаний и навыков.

Социокультурная компетенция. Она проверяется опосредованно через содержание текстов для чтения и аудирования, насыщенных различными социокультурными фактами, а также через тематику устной и письменной речи. Важно при этом умение учащихся соблюдать нормы устной и письменной речи, принятые в странах изучаемого языка.

Проверив все перечисленные объекты контроля, мы можем составить представление об интегративной коммуникативной компетенции, которая и является целью обучения иностранному языку.

На содержательную часть экзамена влияет специфика учебного предмета «Иностранный язык», которая характеризуется:

-ярко выраженным личностно-ориентированным и деятельностным характером;

-направленностью на  межличностное и межкультурное взаимодействие/общение;

-многоуровневым и многоцелевым характером учебного предмета, включающим различные виды речевой деятельности:

-интегративностью предметного содержания иноязычного общения, затрагивающего различные сферы деятельности людей и их речевого    взаимодействия.

Совокупность заданий, включенных в письменную и устную части экзаменационной работы, обеспечивает охват основных коммуникативных умений учащихся и тематики, определенных федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования по иностранному языку.  

  Перед основной школой встает проблема - проблема организации планомерной и постоянной работы, направленной на развитие интереса к учебному предмету, на повышение мотивации к его   изучению.

На подготовительном этапе учитель-предметник должен: 

 - обратиться к нормативным документам, определяющим содержание и структуру обучения иностранному языку на этапе получения основного общего образования (федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, примерные программы, программы общеобразовательных учреждений), с целью определения основных требований, предъявляемых к знаниям, умениям и навыкам выпускника основной школы.

На организационном этапе учитель-предметник должен:

-вести разъяснительную работу с родителями по направлениям:

  • родительские собрания;
  • информирование о процедуре ГИА, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов, информирование о ресурсах Интернет;
  • информирование о результатах пробного внутришкольного ГИА;
  • индивидуальное консультирование родителей (классные руководители, педагог-психолог).
  • вести разъяснительную работу с учащимися по направлениям:

- информационная работа в форме инструктажа учащихся:

- правила поведения на экзамене;

- правила заполнения бланков;

- ознакомление со структурой и содержанием экзаменационной работы, процедурой проведения экзамена;

- ознакомление с критериями оценки составных частей экзаменационной    работы и примерной шкалой перевода баллов в оценки.

  • подготовить информационный стенд для учащихся:                

- нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков;

- ресурсы Интернет по вопросам ГИА;

- проведение занятий по тренировке заполнения бланков;

- пробные внутришкольные ГИА.

На содержательном этапе учитель-предметник должен

- выстроить подготовку к итоговой аттестации таким образом, чтобы  рационально было использовано время в учебном году, выбирая  для повторения и обобщения темы, которые вызывают затруднение у большинства учащихся класса;

- учесть типичные ошибки, допущенные выпускниками в ходе итоговой аттестации  предшествующего года;

- тренировать обучающихся в заполнении бланков ответов и внесения исправлений в них;

 - выстроить схему контроля, используя упражнения, аналогичные заданиям экзаменационных материалов;

 - проводить неоднократный мониторинг подготовки к экзамену в  новой форме;

-  изучить проект документов, подготовленных к проведению в 2012 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по иностранному языку обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования» и учесть изменения, которые внесены в спецификацию и контрольные  измерительные материалы (в демонстрационных версиях).

«Аудирование»

В разделе «Аудирование» основной задачей заданий раздела являлась проверка уровня сформированности умений в трех видах аудирования:

  • понимание основного содержания
  • понимание запрашиваемой информации
  • полное и точное понимание содержания текста

При формировании умений обучающихся в аудировании необходимо использовать те типы текстов, которые даны в материалах для подготовки и проведения экзамена.

1. Для аудирования с пониманием основного содержания: микротексты, короткие монологические высказывания, имеющие общую тематику;

2.Для аудирования с извлечением необходимой информации: объявления, рекламы, бытовые диалоги, короткие интервью;

3. Для аудирования с полным пониманием: интервью, беседы, обращения, выступления, имеющие научно-популярную тематику.

Рекомендуется уделять особое внимание формированию умения правильно переносить ответы в бланк ответов, руководствуясь инструкцией и образцом написания букв и цифр. Целесообразно проведение тренировочных занятий по переносу ответов в бланк ответа с последующим анализом ошибок.

В заданиях раздела «Аудирование» к типичным ошибкам относятся:

  - неумение использовать предложенную паузу для ознакомления с содержанием задания;

-затруднение в восприятии звучания  аутентичного аудиотекста;

-растерянность, когда говорящий высказывает свои мысли в быстром темпе;

-не соотнесение  ключевых слов в вопросах и аудиотекстах;

-выбор варианта ответов только потому, что эти слова звучат в тексте, и забывают о том, что верный ответ, как правило, выражен синонимами;

 -объем понимания текста:

 -попытка  дать ответ без опоры на текст:

Выводы: у обучающихся не выработано умение определять ключевые слова в тексте, извлекать нужную информацию из формулировок заданий. Не выработан навык концентрации внимания только на запрашиваемую информацию.

Рекомендации

- тренировать учащихся перед началом экзамена внимательно читать инструкцию и извлекать из неё всю полезную информацию;

- обращать внимание на то, что внимательное чтение формулировки заданий позволяет быстро ориентироваться в теме аудиотекста;

- учить выделять при прослушивании ключевые слова в заданиях и подбирать соответствующие синонимы;

- вырабатывать умение определять в тексте ключевые слова, необходимые для понимания основного содержания.

Следует помнить, что в аудиотексте основная мысль, как правило, выражена словами, синонимичными тем, которые использованы в тестовом вопросе.

-учить школьников фиксировать ответы и во время звучания аудиозаписи, и в 15-секундную паузу между первым и вторым прослушиваниями;

- учить отсеивать информацию второстепенную, концентрировать внимание только на запрашиваемой информации,

- формировать умение правильно переносить ответы в бланк ответов, руководствуясь инструкцией и образцом написания букв и цифр;

 -  обращать внимание учащихся на то, что выбор ответа в заданиях на полное понимание прослушанного должен быть основан только на той информации, которая звучит в тексте, а не на том, что они думают или знают по предложенному вопросу;

- отделять факты от мнения (мнение, как правило, содержит прилагательные и разговорные клише «я думаю/полагаю и т.п.»).

«Чтение»

Для подготовки к экзамену следует учитывать разные жанры и типы текстов, которые направлены на отработку умений, проверяемых в экзаменационной работе.

Для чтения с пониманием основного содержания: газетные/журнальные статьи, вывески, объявления, рекламы, брошюры, путеводители.

Для чтения с извлечением необходимой информации: газетные/журнальные статьи, вывески, объявления, рекламы, брошюры, путеводители.

Для чтения с полным пониманием прочитанного: отрывки из художественной литературы, газетные/журнальные статьи, научно- популярные тексты.

В разделе «Чтение» основной задачей являлась проверка следующих умений:

- определение главной темы прочитанного текста;

- извлечение запрашиваемой информации из текста;

-понимание слова или выражения, употребленных в прямом и переносном смысле;

- определение логической связи в предложении и между абзацами текста;

- использование языковой догадки

В заданиях раздела «Чтение» к типичным ошибкам можно отнести:

-неверное заполнение бланка ответов;

-неправильное определение ключевого слова;

-пренебрежение контекстом;        

- не подбирают синонимы к словам текста;

-выбирают ответ,  основываясь только на содержании фразы;

Выводы. Нет навыка извлечения информации из инструкций, не выработан навык стратегий выполнения подобных заданий, слабо развита языковая догадка.

Рекомендации.

-учить внимательно читать инструкцию к выполнению задания и извлекать из неё максимум информации;

- помочь учащимся овладеть разными стратегиями, умениями при чтении документов разного типа и жанра и адекватно их использовать в заданиях;  

-следует обращать внимание обучающихся на средства логической связи;

- развивать языковую догадку учащихся;

- учить учащихся находить ключевые слова в тексте, необходимые для понимания основного содержания;

- следует учить обучающихся правильному поведению на экзамене:

 - не паниковать, если в тексте много незнакомых слов;                                 - всегда давать ответы, даже если у них нет полной уверенности в их         правильности.

« Грамматика и лексика»

В разделе  «Грамматика и лексика» основной задачей являлась проверка уровня сформированности навыков экзаменуемых использовать грамматические и лексические средства в текстах с коммуникативной направленностью.

Учащимся предлагались:

- семь заданий с краткой формой ответа в виде одного слова, основанного на дополнении короткого связанного текста (задания базового уровня), в которых проверялись грамматические навыки и умения учащихся;

-пять заданий с выбором ответа, в которых предлагалось восстановить текст, выбирая один из трех предложенных вариантов (задания повышенного уровня), в которых проверялись лексико-грамматические навыки и умения учащихся.

В заданиях раздела «Грамматика и лексика» к типичным ошибкам можно отнести:

-употребление суффиксов;

-образование от опорных слов однокоренных слов;

-заполнение пропуска опорным словом без изменения его;

- употребление несуществующих слов;

-употребление не той части речи;

Выводы. Слабо сформирован навык употребления суффиксов, образования основных форм глаголов, правильного написания слов, четкого следования технологии выполнения задания.

Рекомендации.

- для ознакомления и тренировки в употреблении видовременных форм глагола использовать связные тексты, которые помогают понять характер обозначенных в нем действий и время, к которому эти действия относятся;

- при обучении временам глагола обращать больше внимания на те случаи употребления времен, когда в предложении не употреблено наречие времени, а использование соответствующей видовременной формы глагола обусловлено контекстом;

- с самого начала формирования навыка употребления форм глагола добиваться от учащихся понимания того, для чего употребляется то или иное время глагола и какие действия оно обозначает. Для этого в работе над ошибками делать ссылки на правила;

- предлагать учащимся достаточное количество тренировочных заданий, в которых сопоставляются разные возможные формы вспомогательного глагола и при выполнении которых учащиеся в нужной мере закрепляют навык употребления подходящей формы глагола в зависимости от подлежащего в предложении;

- особое внимание уделять формам глагола «быть» и «иметь» как вспомогательным глаголам, поскольку неправильное употребление их форм является типичной ошибкой в грамматических заданиях тестов;

- на продвинутом этапе формирования навыка употребления изученной видовременной формы для учащихся эффективны и полезны задания в виде текстов, в которых используются и другие глагольные формы, особенно те, с которыми учащиеся часто путают изучаемую форму;

- предлагать учащимся большое количество заданий, в которых употребление соответствующей видовременной формы глагола осуществляется с учетом правила согласования времен;

- добиваться, чтобы при формировании грамматических навыков учащиеся понимали структуру и смысл предложений и соблюдали порядок слов, соответствующий построению предложений в том или другом иностранном языке. Это поможет избежать ошибок, связанных с употреблением не той части речи, которая требуется для заполнения пропуска;

- при обучении грамматическим формам требовать от учащихся правильного написания слов, т. к. неправильное написание лексических единиц в разделе «Лексика и грамматика» приводит к тому, что тестируемый теряет за тестовый вопрос балл;

- при выполнении тестовых заданий каждый раз добиваться от учащихся четкого следования технологии выполнения задания;

- добиваться от учащихся неукоснительного следования инструкции к заданию. Подводить их к пониманию того,  если инструкция требует употребления подходящей формы опорного слова, то пропуск не может быть заполнен опорным словом без изменения или однокоренным словом;

- при обучении добиваться от учащихся внимательного прочтения всего текста до того, как они начинают выполнять задание. Это облегчит им выбор необходимого языкового материала;

- разъяснять учащимся, что опорное слово нельзя заменять при заполнении пропуска на любое другое, даже если оно подходит по смыслу;

- обращать внимание учащихся на то, что при заполнении пропуска нужно вписывать только недостающую лексическую единицу, а не повторять слова, данные в предложении;

- больше внимания уделять вопросам сочетаемости лексических единиц;

- приучать к анализу различий в значении и употреблении синонимов;

- показывать, как грамматическая конструкция влияет на выбор лексической единицы, учить видеть связь между лексикой и грамматикой.

«Письмо»

В разделе «Письмо» основной задачей являлась проверка уровня сформированности умений экзаменуемых написать личное письмо.

В задании раздела «Письмо» типичными ошибками являлись:

-недостаточный (избыточный) объем;

-текст не разделен на абзацы;

-материал изложен неполно;

-письменное задание не соответствует заданным коммуникативным целям;

-главные вопросы  не раскрыты (раскрыты частично);

-отсутствует логическая связь внутри предложения и между ними;

-неумение планировать письменное высказывание и строить его в соответствии с планом;

Наиболее грубыми нарушениями при написании письма личного характера, выявленными при проверке работ, явились:

- написание достоверного адреса с указанием района, села;

- письмо подписывалось  реальной фамилией и именем обучающегося;

- подпись ставилась в правой стороне,

- отсутствовали заключительные или завершающие  фразы;

- не соблюдались  абзацы;

- допускались орфографические ошибки в словах;

- объём письма превышал 110 слов (26 работ) или не достигал 70 слов;

- все предложения в письме были написаны через запятую, как одно большое предложение;

- одно письмо было переписано с формулировкой задания без изменений;

Выводы. Недостаточно сформирован навык внимательного прочтения инструкции к письменной работе

Рекомендации.

- знакомить учащихся с разными видами заданий по письму, обсуждать специфику коммуникативной задачи определенного типа и вытекающие из этой коммуникативной задачи особенности каждого вида.

- научить учащихся внимательно читать инструкцию к заданию, извлекать из нее максимум информации, видеть коммуникативную задачу и формальные ограничения (рекомендуемое время выполнения, требуемый объем).

- тренировать учащихся в выполнении письменных заданий разного объема, чтобы они были готовы написать работу в соответствии с объемом, указанным в тестовом задании.

Недостаточный объем письменного высказывания ведет к аннулированию работы.

Значительное превышение заданного объема ведет к оцениванию только 110 слов и выставление  соответствующей оценки за решение коммуникативной задачи.

 - учить школьников анализировать свои собственные работы и редактировать их в заданном направлении;

- внимательно прочитать не только инструкции, но и текст-стимул (отрывок из письма  близкого человека);

- выделить главные вопросы в тексте-стимуле, которые следует раскрыть в работе и наметить для себя план своего ответного письма;

- соблюдать деление текста на абзацы, которые отражают логическую и содержательную структуру текста;

- сохранять логическую связь текста как внутри предложений, так и между предложениями.

Рекомендуем следующие виды тренировочных упражнений:

-читать отрывки писем, определяя стиль (личное или деловое);

-выбирать обращения (из списка), подходящие для личного письма;

-написать три варианта начала письма, подсчитать количество слов в них;

-написать три варианта заключительной части письма, подсчитать количество слов в них;

-написать письмо другу по ключевым словам;

-вставить пропущенные слова в текст письма:

-дописать  письмо;

-прочитать начало и конец письма, дописать основную (содержательную) часть;

-найти и исправить ошибки в письме;

-тренировать в написании письма, учитывая объём письма;

-заучивать наизусть стандартные фразы и выражения;

 Предлагаем следующий алгоритм выполнения задания С1 для учащихся:

-прочитать задания, найти вопросы, на которые необходимо ответить;

-продумать вопросы, которые можно задать;

-правильно написать адрес и дату (соблюдая этикет страны изучаемого языка), затем – обращение по имени (к адресату) с отдельной строки;

-поблагодарить за письмо;

-ответить на заданные вопросы, затем задать свои три вопроса;

-завершая письмо, высказать мысль о последующих контактах;

-попрощаться, подписать письмо.

-обязательно проверить письмо, подсчитать и указать количество слов в письме.                                

«Говорение»

В разделе «Говорение» основной задачей являлась проверка уровня сформированности умения использовать устную речь для решения коммуникативно-ориентированных задач. С целью выполнения поставленной задачи экзаменуемым предлагалось два задания: «Тематическое монологическое высказывание» (С2)  и  «Диалог - расспрос» (С3)

В заданиях раздела «Говорение» типичными ошибками  являлись:

-порядок слов;

-недостаточный объем высказывания;

-трудности в запросе информации;

-нарушение структуры предложения;

-отсутствие сформированных навыков  и умений речевого взаимодействия с партнером;

Выводы. Недостаточно развита инициатива и активность. Слабо развит навык активно поддерживать беседу, запрашивать мнение собеседника.

Рекомендации.

- тренировать устную речь на заданиях интерактивного характера, что способствует развитию у учащихся инициативы, самостоятельности при принятии решения, повышает активность, находчивость при ответах;

 -отрабатывать с обучающимися разговорные формулы, которые помогут им вежливо поддержать разговор и обеспечат успешное общение с собеседником;

- развивать у учащихся способности к обоснованности ответов, хорошей аргументации;

- развивать у учащихся умение четко выполнять поставленную задачу, так как в реальной жизни язык используется именно для этой цели;

- учить активно поддерживать и направлять беседу, то есть функционально пользоваться языком при общении с собеседником, (задавать нужные вопросы, обсуждать различные варианты, аргументировать собственную позицию);

 - в задании  «Монологическое высказывание»  важно, чтобы экзаменуемый не рассказывал ТЕМУ. Выученные наизусть тексты не нужны. Проверяется спонтанная речь;

-  в задании «Диалог – расспрос» учить реально общаться с собеседником: реагировать на его реплики, задавать уточняющие вопросы;

- вместо императивных конструкций употреблять просьбы в форме общих и разделительных вопросов;

- необходимо учить обучающихся во время подготовки к ответу писать ключевые слова, служащие основой монологического высказывания.

Заключение

Итоговая проверка осуществляется с целью установления соответствия достигнутого учащимися уровня владения иностранным языком требованиям Государственного образовательного стандарта и примерных программ  по предмету. В соответствии с личностной ориентацией образования она, прежде всего, должна быть направлена на выяснение того, что выпускник знает и умеет (а не на поиски пробелов в его подготовке), учитывать индивидуальные особенности школьников, их потребности и возможности

Поэтому аттестация носит гибкий характер: она ориентирована на проверку достижения выпускниками нижней планки уровня обученности, задаваемой действующим образовательным стандартом по иностранному  языку, и одновременно дает возможность выявить достижения более высокого уровня обученности школьников, т.е. дифференцировать их по уровню обученности

Итоговую аттестацию нельзя рассматривать как кратковременный (годовой или полугодовой) процесс, поэтому подготовку к ней необходимо проводить в течение всего периода обучения с 5-го по 9-й класс. Для этого календарно-тематическое планирование на основе рабочей программы целесообразно составлять на пятилетний период с обязательным указанием тем, требующих их повторения. Следует продумать систему повторения изученного материала не только в пределах одного учебного года.

На заседаниях районных и школьных методических объединений необходимо рассмотреть итоги экзамена по иностранным языкам и разработать систему подготовки обучающихся основной школы к итоговой аттестации в 9 классе.

Необходимо совершенствовать формы промежуточного контроля по  иностранным языкам с учетом новой формы итоговой аттестации.

В текущем 2010–2011 учебном году для выпускников IX классов общеобразовательных учреждений содержание контрольно-измерительных материалов и демонстрационных версий для письменных экзаменов разрабатывается по заказу Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки на основе федеральных государственных стандартов общего образования для основной школы.

Для устных экзаменов, репетиционных экзаменов, аттестации в дополнительные (резервные) сроки, досрочной и повторной государственной (итоговой) аттестации экзаменационные материалы разрабатываются ГОУ ДПО «СарИПКиПРО» и утверждаются органами исполнительной власти Саратовской области.

 С проектами спецификации, кодификатора и демонстрационного  варианта КИМов 2011г., разработанными ФИПИ, можно ознакомиться на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по адресам:

http://obrnadzor.gov.ru/files/ dokuments/7088F7D9.doc и

http://obrnadzor.gov.ru/files/dokuments/9klass_demo_2011.zip             

Предложения

1.Учителям иностранного языка  выстроить схему контроля, используя задания, аналогичные заданиям экзаменационных материалов. При составлении рабочей программы учитывать анализ результатов и типичные ошибки из прошедшей государственной итоговой аттестации.

2. В течение учебного года проводить неоднократный мониторинг подготовки к экзамену по новой форме.

3. Для повышения уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции у выпускников основной общеобразовательной школы  учителю необходимо обращать более пристальное внимание:

- на использование различных приемов в аудировании и в чтении согласно поставленным коммуникативным задачам;

- на ознакомление учащихся с текстами различных типов и жанров, с языком современной прессы, с материалами сети Интернет;

-  на формирование умений обосновывать, аргументировать свою позицию при речевом взаимодействии;

- на          совершенствование навыков употребления лексико-грамматического материала в коммуникативно-ориентированном контексте;

- на развитие  общеучебных интеллектуальных умений (умение самостоятельно добывать и обрабатывать информацию, умение делать аргументированное заключение, умение принимать решения на основе полученной информации);

- на формирование  языковой догадки.          

Пособия для подготовки к Государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов по иностранному языку в новой форме.

К сдаче экзамена можно готовиться по УМК, допущенным Министерством образования и науки РФ, а также можно рекомендовать дополнительную литературу:

Английский язык

1. Бим И.Л., Биболетова М.З., Е.Е Бабушис, В.В.Копылова Т.М.Фоменко.   ГИА. Английский язык. Сборник заданий для проведения         экзамена в 9 классе. Москва, 2009г.

2. . Газета «English», Издательского дома "Первое сентября" http://1september.ru/

3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» («Первое сентября») http://festival.1september.ru/

  1. Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru/

7. Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена http://www.ege.edu.ru/

8. Интернет-ресурс: http://www.fipi.ru

9. Интернет-ресурс: http://www.prosv.ru -  сайт издательства «Просвещение»       (рубрика «Иностранные языки»)

10. http:/www.drofa.ru  -  сайт издательства Дрофа (рубрика «Иностранные языки»)

11. http://www.center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю- предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.

12. http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение экзамена.

13. Интернет сайт http://www.internet-scool.ru – школы издательства Просвещение.



Предварительный просмотр:

Задания для выполнения раздела «ГОВОРЕНИЕ»

 CARD 1

You and your mother/father are thinking of what foreign language you could learn at school. Discuss the following options and choose one you both like most of all.

Italian

Japanese

Latin

German

 CARD 2

You and your friend are thinking of your future profession. You are discussing the faculties of the University you could enter. Discuss the following options and choose one you both like most of all.

Faculty of journalism

Philological faculty

Law faculty

History faculty

CARD 3

You and your brother/sister are planning your one-day visit to London. You are thinking of what place of interest to see. Discuss the following options and choose one you both like most of all.

Tower

Parliament Square

British Museum

Hyde Park

CARD 4

You and your teacher are thinking of the topic for your graduation paper. Discuss the following options and choose one you both like most of all.

Sport

Music

Health

Animals in danger

 CARD 5

You and your mother are discussing a present you are going to give to your Granny's 50 anniversary. Discuss the following options and choose one you both like most of all.

A watch

A TV set

A dress

A necklace

CARD 6

You and your sister/brother are discussing a new coming baby in your family. Discuss the following options and choose one you both like most of all.

Troubles

Duties

Fun

Happiness

CARD 7

You and your doctor are discussing a new diet for you. Discuss the following options and choose one you both like most of all.

No sugar

No cola, Pepsi and fast food

A lot of fruits and vegetables

No salt

CARD 8

You and your friend are discussing computer games. Discuss the following options and choose one you both like most of all.

Interesting

Exciting

Useful

Narcotic



Предварительный просмотр:

АЛГОРИТМ РАБОТЫ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

1.Ознакомление учащихся с основными способами словообразования в английском языке и основными суффиксами/прификсами различных частей речи

Noun Suffixes

-er/or

teacher, doctor

-ist

scientist, tourist

-an/ian

Republican, electrician

-ness

happiness, willingness

-er/ee

employer, employee

ing

building, understanding

-ty, ity

certainty, security

-ant/ent

assistant, student

-ation, ition

invitation, opposition

ion/tion/sion

discussion, production, permission

-ment

development, agreement

-er for things

mixer, hair-dryer

Verb Suffixes

-ize/ise

organize, specialise

-en

widen, brighten

Adverb Suffixes

-ly

beautifully, quickly

Adjective Suffixes

-ful

beautiful, wonderful

-less

hopeless, homeless

-ous

dangerous, mysterious

-y

rocky, happy

-able/ible

comfortable, comprehensible

-ive

imaginative, informative

-al/ic

historical, historic

-ly

friendly, lively

2. Выявление слов в тексте, образованных различными способами словообразования. Проверка понимания и обсуждение текста

Both teachers and parents are now becoming to see that stress-free education is not necessarily a wonderful idea. Actually, many find the relaxed atmosphere at schools annoying, if not unacceptable.

Children learn certain basic values such as responsibility, a sense of obligation and loyalty in their childhood. The acquisition of these is largely facilitated not by equality and partnership with the child’s elders but with wisely allied discipline, where the child feels loved and respected but simultaneously learns to respect others. Extreme leniency often results in the child’s refusal to cooperate, and then restoring day-today working relationships becomes a painful task.

However, discipline is not supposed to mean terrorizing kids or abusing their rights. It should be understood as a healthy combination of sensible requirements and tolerance towards inevitable mistakes.

3. Поэтапная отработка изученного материала

А) От данных слов образуйте соответствующие новые слова

  1. refuse→ ___________________________ (noun)
  2. examine→ ___________________________ (noun- person who takes an exam)
  3. pay→ ___________________________ (noun)
  4. pay→ ___________________________ (adjective-being paid too little)
  5. appear→ ___________________________ (noun)
  6. appear→ ___________________________ (noun- stop being visible)
  7. resist→ ___________________________ (noun)
  8. resist→ ___________________________ (adjective-very attractive, charming)
  9. danger→ ___________________________ (adjective)
  10. effect→ ___________________________ (adjective)
  11. effect→ ___________________________ (noun)
  12. horror→ ___________________________ (adjective)
  13. large→ ___________________________ (noun)
  14. large→ ___________________________ (verb)
  15. popular → ___________________________ (noun)
  16. popular→ ___________________________ (verb)
  17. short→ ___________________________ (noun- not having something)
  18. anxious→ ___________________________ (noun)
  19. employ→ ___________________________ (noun-the boss)
  20. employ→ ___________________________ (noun-a worker)

B) При помощи приставок (-il, -im, -ir, -in, -non, -un, -dis) образуйте антонимы

Nouns

Adjectives

Verbs

smoker

possible

tie

agreement

honest

motivate

ability

moral

cover

order

logical

connect

maturity

responsible

colonise

comfort

violent

appear

Составьте предложения со словами, образованными с помощью приставок –anti, -inter, -mini, -mis, -multi, -over, -pre, -semi, -super, -under

C) Образуйте как можно больше производных от данных слов и составьте предложения с ними

Sense, critic, depend, comfort, attract, memory, office, friend

D) Выполнение большого числа тренировочных упражнений для закрепления полученных навыков. Обсуждение полученных текстов

CAN’T GET ENOUGH TV

Is TV 0) addiction becoming Britain’s new problem?

addict

New figures from the 1)                            Office of Statistics

nation

2)                     suggest that this might be the cause.

certain

Their 3)                   have found that watching TV is the

research

nation’s 4)             pastime. Britons, on average,

favour

watch an 5)                       amount of TV each week.

believe

The 6)                couch potatoes

bad

7)                        watch more than six hours of TV every day.

regular

The 8)                      of these people enjoy soap operas,

major

9)                               series and game shows and can’t wait

entertain

for 10)                   TV with all the new channels it will offer.

digit

I like shopping. It is 1)….. and

fun but I don’t think it’s the most important thing in the world. We need to shop for the things we need, like clothes, of course. In recent years, clothing has got so 2)……,

but the pocket money I earn from 3)….. in the supermarket at the weekends helps. When I 4)….

need something, I go to  the shops, 5)…… with my

sister. Last weekend I bought a new 6)…… bag.

I’d saved for weeks to buy it. A wave of 7)…… washed over me when I finally paid for it. My sister

8)…… helped me buy it, so I’ll let her use it sometimes.

ENJOY

EXPENSE

WORK

REAL

USUAL

SHINE

EXCITE

GENEROUS


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике

Из опыта работы по подготовке учащихся к ЕГЭ по информатике...

Экспресс-курс "Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"

Программа повышения квалификации педагогов "Методика подготовки к ЕГЭ  по русскому языку. Апробирована в 2009-2010 учебном году в рамках опорной школы МОУ "Лицей №2"г. Братска . автор-составитель...

Экспресс-курс "Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"

Программа повышения квалификации педагогов "Методика подготовки к ЕГЭ  по русскому языку. Апробирована в 2009-2010 учебном году в рамках опорной школы МОУ "Лицей №2"г. Братска . Автор-составитель...

Методика подготовки учащихся к ЕГЭ по разделу "Выражения и преобразование выражений"

Данный проект разработан с целью подготовки учащихся к государственным экзаменам в 9 классе и в дальнейшем к единому государственному экзамену в 11 классе....

Организация и методика подготовки спортсменов в спортивном туризме.

Туризм, в том числе спортивный, всегда вызывает интерес у широкой аудитории. В данной работе дано определение спортивного туризма, а так же рассмотрены различные аспекты всесторонней  подгот...

Методика подготовки, организации и проведения учебных военно-полевых сборов для учащихся 10-х классов Шпаковского района.

Данная методическая работа содержит нормативно-правовые и методические рекомендации по подготовке, организации и проведению военно-полевых сборов учащихся 10-х классов школ в условиях сельского регион...

Методика подготовки и чтения лекции

Научиться хорошо  читать  лекции - одна из профессиональных задач педагога,  показатель педагогического мастерства. Рекомендации по под- готовке и чтению лекции. ...