Современные технологии в работе с интеллектуально-одаренными детьми на уроках английского языка.
методическая разработка по английскому языку на тему

Ческидова Ольга Сергеевна

Одной из главнейших задач современного учителя является привитие интереса к своему предмету. Именно в момент создания ситуации успеха на уроке вы можете открыть для себя одаренного ребёнка. И в дальнейшем становится важным не потерять его из виду, подбирая соответствующие педагогические методы, приемы и технологии в своей работе  с данными детьми. В нижеизложенной статье речь пойдет о некоторых современных технологиях, которые можно активно использовать, работая с одарёнными детьми: технология развития критического мышления, информационно-коммуникационные технологии, технология сотрудничества и проектная технология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_tekhnologii_v_rabote_s_odarennymi_detmi.docx50.74 КБ

Предварительный просмотр:

Современные технологии в работе с интеллектуально-одаренными детьми

на уроках английского языка.

Автор статьи: О. С. Ческидова, учитель английского языка

Место работы: МБОУ «СОШ № 1» г. Тарко-Сале,  Пуровский район,  ЯНАО

Аннотация.

Одной из главнейших задач современного учителя является привитие интереса к своему предмету. Именно в момент создания ситуации успеха на уроке вы можете открыть для себя одаренного ребёнка. И в дальнейшем становится важным не потерять его из виду, подбирая соответствующие педагогические методы, приемы и технологии в своей работе  с данными детьми. В нижеизложенной статье речь пойдет о некоторых современных технологиях, которые можно активно использовать, работая с одарёнными детьми: технология развития критического мышления, информационно-коммуникационные технологии, технология сотрудничества и проектная технология.

Изучение английского языка, как и изучение любого другого предмета, требует нелёгкой систематической работы, тем более, что наши ученики не имеют возможности общаться с носителями языка.

Важную часть моей профессиональной деятельности составляет работа с одарёнными детьми. Учителю важно понимать, что одарённый ребёнок  это не просто умный, очень способный ученик, но главное  развивающаяся личность. Поэтому передо мной стоит задача поиска особых подходов в ходе педагогического взаимодействия с одарёнными детьми, таких технологий, при которых каждый бы ребёнок раскрыл свою индивидуальность, свои способности. В практике своей работы я пользуюсь многими технологиями, но расскажу только о тех, при помощи которых достигаются наилучшие результаты.

Технология развития критического мышления

Это не только технология, это международный проект, поддержанный Международной читательской организацией “IRA” и институтом «Открытое общество» (Фонд Сороса).

Критическое мышление – направленное  мышление, которое отличается взвешенностью, логичностью, и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата. (Дайана Халперн в работе «Психология критического мышления»)

В основе данной технологии – трехфазовая структура урока.

1 фаза: вызов (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации);

2 фаза: осмысление содержания (получение новой информации);

3 фаза: рефлексия (осмысление, рождение нового знания).

Фаза вызова (evocation).

Первая задача дополнительный стимул для формулировки собственных целей-мотивов.

Второй задачей - активизации познавательной деятельности учеников.

На первой фазе используются разнообразные приёмы, но предпочтительными для меня являются следующие стратегии: «Ассоциации» (кластеры), «Верные-Неверные утверждения, «Концептуальное колесо» и «Карта памяти».

«Ассоциации» (Cluster). Суть этой стратегии заключается в следующем: вначале в центре листа бумаги или на доске записывается ключевое слово, затем учащимся даётся задание в течение 5-7 минут подумать и записать слова или фразы, наиболее тесно связанные с данной темой. После составления собственных ассоциаций учащиеся их озвучивают, работая в группе или в парах.

В качестве примера приведём «ассоциации» по теме «Календарь» в 3 классе:

Используя приём «Верные – неверные утверждения», преподаватель предлагает несколько утверждений по ещё не изученной теме. Ребята выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Например, при изучении в 10 классе темы «Прогресс и цивилизация», учащимся были предложены следующие утверждения перед чтением текста:

Утверждения

До чтения (слушания)

После изучения материала

1. Цивилизация Майя была расположена в Америке.

2. На пике своего развития население Майя составляло 13 млн. чел.

Фаза осмысления содержания (realization of mening). Этот этап можно по-другому назвать смысловой стадией. На большинстве уроков в школе, где изучается новый материал, эта фаза занимает наибольшее время.

Цель: отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. 

При работе с текстом используются следующие методы активного чтения:

«Инсерт»

I - interactive       самоактивизирующая                     « V » - уже знал

N - noting            системная разметка                 « + » - новое

S - system            для эффективного                          « - » - думал  иначе

E - effective         чтения и размышления              « ? » - не понял, есть

R - reading and                                                                      вопросы

T - thinking

При работе с текстом старайтесь следовать следующим правилам:

1. Делайте пометки, используя либо два значка «+» и «v» или четыре – «+» ,  «v», «-», «?».

2. Ставьте значки по ходу чтения текста.

3. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше.

4. Обязательно прочтите текст еще раз, поскольку количество значков может увеличиться.

После прочтения текста и расстановки пометок на его полях можно заполнить таблицу ИНСЕРТ. В нее лучше записывать ключевые слова или фразы.

Метод 5-«W»

Заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией. Учащимися заполняется таблица, состоящая из 5-ти граф (Кто? Где? Когда? Что? Почему?), Например, в разделе «Прогресс и цивилизация» (10 класс) во время чтения текста учащиеся делали следующие записи.

Who

What

Where

When

Why

Vladimir Pitulko

Organized the team of archaeologists

In Arctic Siberia

In the 20th century

To discover new artefacts

 Фаза рефлексии (reflection). Рефлексивное мышление значит фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор.

Формы предъявления рефлексии:

1. Устная форма: диалог между одним учеником и учителем, диалог между двумя учениками, отдельные реплики со стороны разных учеников, возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям полилог в виде беседы или обсуждения, игровые методы, круглый стол. Можно вернуться к построенному в начале урока «кластеру» и дополнить его.

2. Письменная форма: анкетирование и опросы с использованием различных методик: ответы на вопросы, открытые предложения, выбор из предложенных вариантов, расстановка по степени важности, согласие\несогласие с утверждениями. Графические, схематические способы представления информации в виде таблиц, графиков, диаграмм, кластеров. Творческие задания: синквейн, эссе, письмо, сочинение. Письменная рефлексия имеет своей целью выработку навыка формулировки резюме по обсуждаемой теме и саморефлексии.

«Синквейн»

Синквейн пишется в стиле «белый стих», с чем может справиться любой ученик, так как искусство стихосложения, подбор рифмы, особенно на английском языке, под силу не каждому.  

Слово синквейн происходит от французского " пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам:

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (прилагательные).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Travelling

Exciting, fascinating

Fly, swim, walk.

Pleasant views of different countries

Adventure.

Конечно, данную технологию в чистом виде использовать на уроках невозможно, поэтому естественно, что я активно пользуюсь другими современными педагогическими технологиями.

Информационно-коммуникационные

технологии

Я использую ИКТ:

  • при обучении фонетике

Мультимедийные возможности позволяют прослушивать речь на изучаемом языке, формировать фонетические навыки аудирования;  

  • при обучении грамматике

 Использование ИКТ на уроке грамматики возможно при изучении практически любой темы.

  • при обучении лексике

Использую такие виды работы, как:

  • упражнения на заполнение пропусков. В случае неверного ответа возможны следующие варианты развития событий:
  • упражнения в виде кроссвордов, где при написании слова неправильная буква высвечивается серым, а не чёрным цветом;
  • При обучении чтению

 ИКТ позволяет совершенствование навыков техники чтения за счет овладения умениями извлечения из текста смысловой информации различных видов (основной, второстепенной, уточняющей и т.д.);

  • при обучении говорению

Формирование фонетических навыков говорения; организация общения в парах и небольших группах с использованием ролевых игр.

Я использую при работе с одаренными детьми такие компьютерные программы, как «Занимательный английский для детей», «Lingva Land», «English on holidays», «Professor Higgins», и другие. 

Мои одарённые учащиеся 10-11 классов принимают участие в научно-практических конференциях, где рассказывают о своих проектах, также используя ИКТ: «Сленг пользователей мобильной связью», «Отличительные особенности британского и американского вариантов английского языка», «Welcome to Purpe».

Технология сотрудничества

Сотрудничество – это такой тип взаимодействия, дающий возможность максимально проявить интеллектуальную и социальную активность каждого ребёнка. 

  •   Модель «Лидер» 

- предполагает чётко выраженного лидера (консультанта), который организует работу в группе, несёт ответственность за выполнение задания группой. В роли лидера у меня на уроках часто выступает одаренный ученик.

  • На этапе творческого применения материала использую модель «Пила», при которой каждый член группы получает отдельную часть общей работы и становится в ней экспертом.

Проектная технология

Проектно – исследовательская деятельность также является неотъемлемой частью работы с одарёнными детьми.      

Так, в 6 классе (учебник Биболетова М.З.) учащиеся выполняли проект «Знаменитая личность». Дети рисовали с образца портреты знаменитых людей: Даниэль Дефо, Артур Конан Дойль, Джон Леннон. Так же с помощью учителя ученики готовили основные факты биографии данных людей (в объеме 10-12 предложений), учили их наизусть. В конце 2 четверти учащиеся защищали свои проекты.

В 7 классе во время изучения темы «Здоровье» дети рисуют плакаты с изображением полезных продуктов, содержащих витамины, делают необходимые подписи о важности данных витаминов для организма.

В 8-м классе учащиеся работают над следующими проектами: «Почему природные бедствия так опасны в 21 веке», «Как спасти нашу планету», «Звёзды телевидения и кино».

В 9-м классе учащиеся создают проекты: «Города, которые стоит посетить», «Объединённое королевство», «Способы разрешения конфликтов», «Стереотипы в нашей жизни».

В 10-м классе учащиеся работают над следующими проектами: «Дизайн новой формы для школьников», «Семейное древо», «Чудеса света», «Древнейшие цивилизации».

В 11-м классе учащиеся создают проекты: «Права и обязанности современного подростка», «Современные технологии», «Планы на будущее».

Таким образом, можно сделать вывод, что проектное обучение активизирует деятельность любого ученика (а одаренного в особенности), так как оно:

  • личностно-ориентировано;
  • самомотивируемо, и как результат, у учеников, по мере выполнения работы, возрастает степень увлеченности ею;
  • позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
  • приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты (продукт) своего собственного труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии в формировании ключевых компетенций учащихся на уроках английского языка

В данной работе представлен опыт работы с одаренными детьми на основе интеграции современных образовательных технологий, которые используются для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках а...

Использование современных информационных технологий для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка.Технология ТОГИС

Основные результаты применения технологии ТОГИС - осознание учениками ценностей совместного труда, овладение умениями организовывать. планировать и осуществлять решение возникших задач, провести ...

Роль современных педагогических технологий в активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка

Роль современных педагогических технологий в активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка...

«Использование современных образовательных технологий для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка и во внеурочной деятельности»

В данной работе рассматриваются современные образовательные технологии, необходимые для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка и во внеурочной деятельности....

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

Познакомить с возможностями использования технологии развития критического мышления, в частности приемом  кластера в обучении английскому языку....