Современные образовательные технологии в формировании ключевых компетенций учащихся на уроках английского языка
статья по английскому языку по теме

Кудлай Лариса Леонидовна

В данной работе представлен опыт работы с одаренными детьми на основе интеграции современных образовательных технологий, которые используются для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках английского языка и являются наиболее продуктивными для создания образовательной среды, которая обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие всех участников образовательного процесса в условиях введения новых ФГОС.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tretyakova_uray_gimnaziya.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Коль ты, мудрец, других мудрей, сто человек учи.

Зажечься смогут сто свечей лишь от одной свечи»

 Катран

Современная социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами и средствами сохранения и развития себя как личности, преобразования общества и общественных отношений, транслирующем образцы культурных взаимодействий во всем многообразии социальных отношений с людьми, с природой. Говоря об актуальном заказе общества к образованию, имеется  в виду потребность в творческой саморазвивающейся личности, способной, реализуя свои личностные индивидуальные запросы, решать проблемы общества.                                             Общеобразовательная школа призвана формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, представляющие современное качество образования по иностранному языку: коммуникативную, речевую, языковую, социокультурную, компенсаторную и учебно – познавательную». Традиционная схема изучения английского языка не обеспечивает полного усвоения  объема информации и не даёт ученику возможность развиваться.                                                Источником изменений традиционной системы работы стало противоречие между новыми требованиями к содержанию и форме образовательной деятельности и устаревшими методическими педагогическими инструментариями.                 Современные образовательные технологии, которые используются для формирования ключевых компетенций школьника, являются наиболее продуктивными для создания образовательной среды, которая обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие всех участников образовательного процесса.                                                         Изучение передового педагогического опыта, своя педагогическая деятельность позволяет сделать вывод, что для формирования ключевых компетенций учащихся  необходим комплексный подход к образовательному процессу. Эффективное использование приемов передовых образовательных технологий закономерно привело к разработке комбинированной образовательной модели обучения английскому языку (Рис.1).                    Так как каждая образовательная технология направлена на развитие определенных компетентностей учащихся: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной коммуникативной, социально-трудовой и  компетенции  личностного самосовершенствования, очевидным становится процесс интеграции образовательных технологий  и форм в обучении. Это позволяет осуществлять различные виды общения ученика с учеником или группой, учителя с учеником или всем классом, развивает навыки индивидуальной  и творческой деятельности. Интегрированная модель формирует целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.                                 В связи с этим, процесс  обучения английскому языку я осуществляю в трех направлениях (урочная, внеурочная и внеклассная деятельность), основываясь на  современных образовательных технологиях: обучение в сотрудничестве, частью которого является метод проектов, проблемное обучение, включающее поисковые и  исследовательские методы, новые информационно-коммуникационные технологии, технологии интерактивного обучения (АМОиМ), здоровьесберегающие.                 Формированию ключевых компетенций и качественных предметных результатов способствуют разнообразные формы классно-урочной деятельности, стандартные и нестандартные  типы уроков, уроки – проекты и.т.д.  В системе внеурочной деятельности стала невозможной качественная подготовка к олимпиадам, научно-практическим конференциям и конкурсам без оптимального использования приемов современных технологий.        Уроки иностранного языка – благодатная почва для формирования ценностно-смысловой компетенции, поскольку, используя язык как средство, мы изучаем окружающий мир во всех его проявлениях. Учащиеся овладевают ею, участвуя в нравственных беседах, в ситуациях морального выбора поступков, анализируя тексты для чтения и аудирования. Развитие данной компетенции происходит как в урочной, так и во внеурочной и внеклассной деятельности.                                                                 Технология сотрудничества, проектная методика и технология модерации  в большей степени позволяют обеспечить механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.                                                                        Развитие общекультурной компетенции происходит за счёт изучения особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственной основы жизни человека и человечества, культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций. Основным источником  развития данной компетенции являются информационно-коммуникационные и проектно-исследовательские  технологии, которые  помогают получать и прорабатывать максимальный объем информации  в процессе обучения.                  Учебно-познавательная компетенция включает в себя  элементы  логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Благоприятное влияние на развитие данной компетенции оказывают информационно-коммуникационные технологии и  Интернет-ресурсы, а также проектно-исследовательские технологии. Примером тому служит ежегодное увеличение числа учащихся, занимающихся научно – исследовательской деятельностью. Растет количество и качество исследовательских работ. Ребята создают электронные учебные пособия, снимают видеоролики, проводят виртуальные экскурсии и выпускают тематические, образовательные  телепередачи. (Рис.2)                                                Информационная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Обучение иностранному языку дает достаточно возможностей для формирования этой компетенции. Практика показывает, что информационно-коммуникационные технологии способствуют индивидуализации обучения и интенсификации самостоятельной работы учащихся, повышению познавательной активности и мотивации. В обучении английскому языку мы используем электронные обучающие программы. Учащиеся самостоятельно создают свои ЭОР и мультимедийные презентации, проходят промежуточные тестирования в режиме он-лайн в сети Интернет.        Неотъемлемой составляющей формирования информационной компетенции является  осуществление проектной деятельности  учащихся. Темы проектов близки интересам школьников и связаны с их жизненным опытом: «Школьный портрет», «Чудеса света», « Мое фамильное древо», « Транспорт. Роскошь или необходимость», « Молодежные субкультуры» и др.        В рамках реализации программы «Умники и умницы» и « Интеллект»,  мои ученики активно участвуют в дистанционных конкурсах и олимпиадах, организованных Всероссийскими дистанционными центрами: « Snail», « Ювента», Центром развития одаренности, Национальной образовательной программой «Интеллектуально-творческий потенциал России», представительством издательства «Макмиллан» в России и организацией «Дом Учителя Уральского Федерального округа. (Рис.3)                                Для развития коммуникативной компетенции учащихся положительное влияние оказывает применение интерактивных технологий, в частности технологии АМОиМ (Активные Методы Обучения и Модерация). АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.  Значительное количество активных методов, систематизированных в соответствии с этапами образовательного мероприятия, я нахожу в электронном сборнике «Копилочка активных методов обучения», пополняя ее самостоятельно разработанными методами. Большим плюсом в овладении коммуникативных навыков служат участие детей в телекоммуникационных проектах, в сеансах видеоконференцсвязи.         (Рис.4)                Развитию  социально-трудовой компетенции в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения способствуют ролевые игры, которые положены в основу АМО, а также информационно-коммуникационные технологии.                                                                Предмет “Иностранный язык” в ранговой шкале трудностей И. Г. Сивкова занимает второе место после математики. Поэтому применение здоровьесберегающих технологий  снижает утомляющее воздействие урока на организм школьника, активизирует резервные возможности личности с помощью рациональной организации учебного процесса, средств обучения, а также способствуют развитию компетенции личностного самосовершенствования. Проектная и исследовательская  деятельность учащихся,  использование ИКТ и применение здоровьесберегающих технологий  позволяют сформировать  здоровую и гармонично развитую личность.  Ежегодно учащиеся классов с углубленным изучением английского языка  успешно представляют свои социально-направленные информационные проекты на городском и окружном молодёжных конкурсах  IT-проектов. (Рис.5)                                                                                                При отработке лексических навыков ребята создают мини-проекты « Фамильное древо», используя приемы ИКТ и исследования, что позволяет развивать информационную компетенцию. При работе над чтением и аудированием учащиеся используют ЭОР (электронный обучающий ресурс) «Английский в фокусе», повышая  учебно-познавательную и ИКТ компетентности. Динамические паузы и музыкальное сопровождение обеспечиваются  применением здоровьесберегающих технологий. Написание письма другу о своей семье развивает ценностно-смысловую компетенцию. Таким образом, мы видим, что комплексное использование технологий делает процесс обучения целостным, интересным и продуктивным. (Рис.6)                                        Поскольку основной целью обучения иностранным языкам в полной средней школе является достижение учащимися иноязычной коммуникативной компетенции на пороговом уровне (термин Совета Европы), то для успешного овладения иностранным языком,  учащиеся должны знать не только языковые формы, но также иметь представление о том, как их использовать в реальной коммуникации. Таким образом, формирование коммуникативной компетенции в обучении иностранному языку является  первостепенной  и основополагающей задачей.                                                                        Владея коммуникативной компетенцией,  учащийся должен:

- уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;

- уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур;

- владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями;  уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

- владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;

- владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; уметь искать и находить компромиссы;

- иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.

Коммуникативная компетенция подразумевает устное (слушание,  говорение) и письменное (чтение, письмо) взаимодействие.

Слушание              Устное взаимодействие         Говорение

Коммуникативная компетенция

Чтение               Письменное взаимодействие       Письмо

Опыт показывает, что для развития коммуникативной компетенции учащихся необходимо применение интерактивных технологий, в частности технологии АМОиМ (Активные Методы Обучения и Модерация). Технология активных методов обучения (АМО) является простым и в то же время эффективным педагогическим инструментом, позволяющим на каждом уроке системно осуществлять обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся, реализуя, таким образом, новые государственные стандарты. Технологию АМО можно отождествлять с  Технологией ФГОС.                                        По содержанию входящие в технологию методы представляют упорядоченную систему АМО, обеспечивающую активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся на протяжении всего образовательного мероприятия. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.                                                                                        Применение АМО в начале  урока помогают динамично начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе. АМО позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и определить цель. При  презентации учебного материала они ориентируют обучающихся в теме, дают возможность выбрать основные направления для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.                                                                                        Отличительной особенностью данной технологии является вовлечение учащихся в самостоятельную проработку нового материала, поддерживая познавательный интерес формой игры. На этапе релаксации АМО позволяют снять усталость, напряжение, восстановить энергию перед выполнением сложной учебной задачи.Подведение итогов урока с применением АМО дают возможность эффективного окончания образовательного мероприятия. В своей работе я использую активные методы электронного пособия «Копилочка активных методов обучения» и свои авторские методы.                                        Для формирования коммуникативных навыков на основе данной технологии мною разработана система компетентностно  -  ориентированных  заданий по  всем видам речевой деятельности. Для каждого вида деятельности я определила базовые умения, отобрала типовые задания и подобрала активные методы, обеспечивающие коммуникативный эффект обучения. (Рис.7)

В заключении хочется добавить, что целенаправленное и систематическое использование современных образовательных технологий на уроках английского языка эффективно влияет на формирование и  повышение ключевых компетенций учащихся, что в свою очередь позволяет:

  1. значительно повысить качество знаний по английскому языку,
  2. адекватно, корректно выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми,
  3. выражать свои чувства и представления о мире различными способами,
  4. развивать навыки самостоятельного получения знаний.

Процесс интеграции современных образовательных технологий помогает создать необходимые условия для оптимизации процесса обучения, отвечающие требованиям новых стандартов, а также превратить обучение в увлечение.

Список литературы

  1. Т.В. Лазарев, Образовательные технологии новых стандартов, Петрозаводск, «Версо», 2012.
  2. И.А Зимняя, Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / Авторская версия / И.А. Зимняя. М.: Московский исследовательский центр подготовки специалистов. 2004.
  3. Е.И. Пассов, Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М., 1991.
  4. В.В Сафонова. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. – М.: НИЦ “Еврошкола”, 2004.

Интернет-ресурсы


1. http://www.eidos.ru/journal/2005/1212. htm, А.В. Хуторской, Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал "Эйдос", 2005 .

2.  http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=4100, Проект ФГОС среднего (полного) общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кейс-технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы

Кейс (от англ. сase – случай, обстоятельство) – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их ...

«Использование современных образовательных технологий для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка и во внеурочной деятельности»

В данной работе рассматриваются современные образовательные технологии, необходимые для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка и во внеурочной деятельности....

Роль современных образовательных технологий в формирования ключевых компетенций

Представлены возможности проектного метода как ведущей технологии в целях  формировании ключевых компетенций...

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В статье рассмотрено влияние разнообразных современных педагогических технологий на становление личности обучающегося, владеющего ключевыми компетенциями, сформированными на уроках английск...