Роль современных образовательных технологий в формирования ключевых компетенций
статья по русскому языку на тему

Селиванова Елена Федоровна

Представлены возможности проектного метода как ведущей технологии в целях  формировании ключевых компетенций

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klyuchevye_kompetentsii.doc362 КБ

Предварительный просмотр:

Роль современных образовательных технологий

в формирования ключевых компетенций

Социологические исследования профессионального образования позволяют констатировать, что сегодня запрос работодателей из различных секторов рынка сводится к следующему:

  • умение работать в коллективе
  • умение ориентироваться на рынке труда
  • готовность связывать свою карьеру с продолжением образования, готовность менять профиль деятельности в зависимости от стратегии в развитии предприятия,
  • умение самостоятельно работать с информацией, принимать решения.

        То есть во главу ставятся не узкоспециализированные знания, а сформированность основных типов ключевых компетенций:

  • информационной (способы приема, хранения, оформления и передачи информации)
  • проектировочной (способы определения целей, ресурсов их достижения, действий, сроков)
  • оценочной (способы сравнения результатов с целями, классификации, абстрагирования, прогнозирования, систематизации, конкретизации
  • коммуникативной (способы передачи информации и привлечение ресурсов других людей для достижения своих целей).

        Современные дети – это уже не чистый лист бумаги, на который наносят знания. К ним отовсюду поступает информация. Но обилие информации не приводит к системности знаний. Детей надо учить правильно усваивать информацию, а для этого их нужно научить целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.

        Возникает новая проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению знаний?

         Какие  образовательные технологии способствуют формированию ключевых компетентностей, т.е. способствуют не передаче знаний, а развитию ученика? Как преодолеть разрыв между запросами социума и результатами образовательной деятельности?

Не просто определенный объем знаний должен выносить ученик из школы, но умение учиться. Знать назубок закон Джоуля-Ленца иногда необходимо в быту, и валентность уметь расставить – тоже полезно. Но мир изменился. Давайте вспомним, что еще двадцать лет назад, зачастую достаточно было фундаментально изучить какое-то направление, например, в математике – и ты почетный специалист на всю жизнь. Это, конечно, утрированный пример, но все же. Сегодня для того, чтобы быть профессионалом в вопросах экономики, информатики и многих других направлений, надо ежедневно перечитывать журналы и газеты, смотреть передачи, знакомиться с ресурсами Интернета, посещать библиотеки. Скорость «прихода» информации к человеку увеличилась в тысячи раз. Так вот, наряду со знаниями, необходимо владеть навыками. Навыками сбора, обработки и систематизации, анализа информационного массива. Эти навыки очень важны в жизни. Им можно и нужно обучать еще в школе. И синтез метода проектов и приемов информационно-коммуникационных технологий могут стать отличным тренажером для развития этих навыков.

        В центре внимания при проектном методе обучения становится ученик,  развитие его творческих способностей. Образовательный процессом строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении.

        Ученическое проектирование – самостоятельная активность детей и в организации, и в осуществлении проекта. Учитель из всезнающего оракула превращается в организатора необходимых условий для самостоятельной деятельности учащихся. Сегодня учителя владеют монологической речью и не умеют вступать в диалог на равных с учениками, не способны возбудить и вести дискуссию в конструктивном русле, готовы к простой трансляции содержания своего предмета, но не могут показать научного значения  излагаемого факта в истории развития науки, прикладное значение того или иного знания, проблемы, решаемой человечеством, владеющим  данным знанием.

        

В основе каждого проекта лежит проблема. Нет проблемы – нет деятельности! Проблема проекта обуславливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы. Задача формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

        Определим этапы проектирования:

Стадия

учитель

ученик

1. Разработка проектного замысла

Пробуждает интерес к теме, очерчивает проблемное поле

формулирует проблему

Выбор темы проекта

Выделение подтем в теме проекта

Формирование творческих групп

Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно  ответить, отбор  литературы

Определение форм выражения итогов проектной деятельности

2. Разработка проекта

Координирует, консультирует, стимулирует деятельность учащихся

Осуществляют поисковую деятельность

3. Оформление результатов

Координирует, консультирует, стимулирует деятельность учащихся

Оформляют результаты

4. Презентация

Организует экспертизу

Учащиеся докладывают о результатах своей работы

5. Рефлексия

Оценивает свою деятельность

Осуществляет рефлексию процесса, себя в нем. С учетом оценки других. Групповая рефлексия.

        В основе метода проектов лежит некая проблема, из которой вытекают и цель, и задачи. Таким образом, можно говорить, что метод проектов построен на принципах проблемного обучения.

        Преимущества метода проектов:

  • Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
  • Глубокое усвоение знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях;
  • Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных философских и психических функций ученика.

        Т.о. суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, приобщение его к проникновению в глубь явлений, процессов и конструирование новых объектов.

        Метод проектов способствует:

  • выработке у школьников самостоятельного критического мышления, умения работать с информацией;
  • учит размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
  • принимать самостоятельные аргументированные решения;
  • научит работать в команде, выполняя разные социальные роли.

        Т.о. метод проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и др.

        Перечисленные интеллектуальные и социально-значимые умения относятся к группам компетенций, к деятельности человека и социальному взаимодействию человека и социальной сферы.

        Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результата; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер. Имеет важное прикладное значение, и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

        Применение метода проектов в совместной деятельности учащихся и учителя может привнести в учебный процесс принципиально иную по сравнению с традиционным обучением систему взаимоотношений, принципиально новый подход к познавательной деятельности учащихся, основанный на уважении их интеллектуальных и творческих возможностей, сотрудничестве, самостоятельном критическом мышлении.

        Модернизация образовательной системы диктует пересмотр привычных форм и содержания обучения. Учителю, готовящему новое поколение к жизни в современных условиях, не обойтись и без внедрения в учебный процесс информационных технологий, которые позволяют развивать системное мышление, усиливать практическую ориентацию в обучении, стимулировать творческую активность школьников. Кроме того, изменяются структура и содержание учебного занятия: повышается темп урока, увеличивается объём самостоятельной работы учащихся, осуществляется индивидуализация и дифференциация обучения.

        Один из наиболее естественны и продуктивных  способов вводить новые информационные технологии в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения, ориентируя всю программу  на решение общезначимых педагогических проблем.

        По данным современных исследований, в памяти человека остается 1\4 часть услышанного материала, 1\3 часть увиденного, 1\2 часть увиденного и услышанного одновременно, 3\4 части материала, если ко всему прочему ученик вовлечен в активные процессы  обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности процесса обучениия, раздвигает возрастные возможности обучения.

        Рассмотрим возможности использования синтеза метода проектов и ИКТ на примере урока литературы:

Задание: при изучении творчества какого-либо поэта выбрать полюбившееся стихотворение, оформить иллюстративно (подобрать зрительный образ из галерей художников-импрессионистов) и озвучить (подобрать музыкальное сопровождение) (Информатика+МХК+музыка).

На этапе проверки знаний учащийся должен показать знания по конкретному предмету, поэтому учителем в постановке задачи должны быть упомянуты сайты, рекомендованные для выполнения этого задания, те интернет-ресурсы, которые «достойны посещения» (достоверны и интересны): 2-3 поэтических, 2-3 художественных, 2-3 музыкальных.

Пример разработки проекта в рамках одного урока  (10 класс,  «Проблемы орфоэпии и акцентологии»).

Этап проектной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Средства ИКТ

Постановка проблемы

 

Даются задания из материалов ЕГЭ, связанные с правилами постановки ударения,

Определяется процент учащихся, справившихся с данным заданием на 100%

Вживаются в ситуацию, определяют для себя значимость решения поставленной проблемы

Цифровые образовательные ресурсы, сайты по подготовке к ЕГЭ,  (КИМ).

Организация деятельности

Организует группы, дает задания по разработке плана действий по решению проблемы

Планируют работу;

Проводят исследования

Цифровые образовательные ресурсы

Осуществление деятельности

Консультации

1.Анализ информации по проблеме: «добывают» знания

Интернет-ресурсы

2. создание опорной схемы

Презентация

3. Разработка способа запоминания

Презентация

Оформление результатов

Консультации

Презентация

Презентация

Коррекция

Рефлексия

Подготовка материалов для тестирования

Тестирование, самооценка

Электронный учебник

Учебник-тренажер

Проект в рамках урока

Правописание производных предлогов (7 класс).

  1. Дан слайд с вариантом написания, предлагается раскрыть скобки, написать конечную гласную.
  2. Учащиеся видят проблему: невозможно однозначно ответить на вопрос, т.к. неизвестно,  к какой части речи относится слово.
  3. Учитель задает вопрос: С чего необходимо начать, чтобы решить проблему?
  4. Д/з: систематизация материала о правописании предлогов, создание презентаций с опорной схемой
  5. Учащиеся  демонстрируют систематизированный материал о правописании предлогов в течение последующих 2-х уроков (используя материалы опорных схем, разработанных ранее, материалы учебника). Определяются проблемные моменты.
  6. На 3-м уроке заслушиваются варианты. Работа в группах: доработка схем, предложенных учащимися. Презентация вариантов.
  7. Контроль знаний (программа-тренажер)
  8. Рефлексия: что и насколько удалось сделать для усвоения данной орфограммы.

Желательно при постановке любой задачи, связанной с использованием ИКТ, первоначально самому учителю, хотя бы эскизно, попытаться выполнить работу, которую он собирается ставить перед учениками. В результате можно ясно увидеть критерии оценки работы и трудоемкость ее выполнения, а также «подводные камни», которые могут встретиться ученику при той или иной формулировке задания.

Важно помнить, что широкое привлечение учащихся к самостоятельному приобретению знаний, овладению навыками и умениями, творческому применению их на практике невозможно без четкой целенаправленности этой работы, без постановки перед учащимися целей и задач каждого урока, показа практической значимости изучаемого материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль проектной деятельности в формировании ключевых компетенций у обучающихся в процессе изучения технологии.

Влияние проектной деятельности на формирование ключевых компетенций учащихся....

Современные образовательные технологии в формировании ключевых компетенций учащихся на уроках английского языка

В данной работе представлен опыт работы с одаренными детьми на основе интеграции современных образовательных технологий, которые используются для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках а...

"Роль классного руководителя в формировании ключевых компетенций школьников"

Выступление на семинаре классных руководителей в рамках проведения методической недели...

Роль воспитательной работы в формировании ключевых компетенций школьников

Реалии нашей жизни предъявляют новые требования к выпускникам образовательных учреждений. Современному обществу нужны молодые люди, которые обладают определёнными качествами, компетенциями. Их формиро...

«Школьный кукольный театр на немецком языке как образовательная среда формирования ключевых компетенций обучающихся» (педагогический проект)

Педагогический проект «Школьный кукольный театр на немецком языке как педагогическая среда формирования ключевых компетенций обучающихся» посвящен деятельности школьного театра кукол на немецком языке...

Публикация "Роль исследовательской деятельности в формировании ключевых компетенций у учащихся на уроках математики"

Роль исследовательской деятельности в формировании ключевых компетенций у учащихся на уроках математики...

«Современные образовательные технологии: формирование ключевых компетенций и новой грамотности»

Использование современных образовательных технологий на основе деятельностного подхода позволяет   создать условия, в которых учащийся сам определяет проблему, ставит цель и достигает ее, са...