Тема методического самообразования "Формирование УУД в начальной школе в соответствии с ФГОС-залог успешности обучения"
статья по английскому языку на тему

Григорьева Альбина Ивановна

В данной статье излагается моя миссия как учителя английского языка,задачи,которые я реализую в своей педагогической деятельности.Далее подробно рассматривавается,на примере УМК "Английский в фокусе" 3 класс,с помощью каких учебных задач формируются все виды УУД.Кроме того,кратко рассказываю о своей работе над проектами и о системе оценки личностных,метапредметных и предметных результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_metodicheskogo_samoobrazovaniya.docx197.28 КБ

Предварительный просмотр:

Плохой учитель преподает истину,        хороший учит ее находить.

А. Дистервег

Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний,

 кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать.

В.А. Сухомлинский

Формирование УУД в начальной школе в соответствии с ФГОС-основа успешности обучения.

Согласно результатам международного тестирования PISA (Programme for International Student Assessment) Россия входит в четвертый десяток стран по уровню читательской, математической и естественно-научной грамотности среди 65 стран мира. В основе тестов PISA лежит мнение экспертов о том, что мало просто знать факты и правила, — нужно еще уметь их использовать. Это мнение перекликается с высказыванием известного немецкого педагога XIX века Фридриха Дистервега: «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь». Вполне очевидно, что наши учащиеся должны научиться применять то, что они знают.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) выделил формирование универсальных учебных действий (УУД) в качестве приоритетного направления. «Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования».

Хотелось бы отметить, что действующий УМК «Английский в фокусе», написан уже с учетом нового стандарта, и в него включены упражнения и задания на формирование УУД.

Хочу остановиться  на некоторых видах УУД, и на примере УМК «Английский в фокусе» для 3 класса показать, с помощью каких учебных задач они формируются.

ФГОС выделяет 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД

Личностные УУД делают учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.

В соответствии с требованиями ФГОС,  оценка личностных результатов – процесс,  осуществляемый в ходе внешних  мониторинговых психологических исследований. Она нацелена, по большому счёту, на измерение эффективности воспитательно-образовательной деятельности. Какова же моя роль в данном процессе? Я , как учитель иностранного языка ,знакомлю детей с миром зарубежных сверстников через детский фольклор, образцы детской художественной литературы и традиции носителей изучаемого языка. Тем самым я веду ребёнка к пониманию того, что он живёт в многоязычном и поликультурном сообществе. Уважение культуры других народов, развитие доверия и способности к пониманию других людей, других культур – не на это ли нацелено изучение иностранного языка!? Согласитесь!

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального образования строится вокруг умения учиться и связано с формированием универсальных учебных действий. На моих уроках она проводится в ходе выполнения заданий творческого и поискового характера, через учебное проектирование, комплексные работы на межпредметной основе.

В своей педагогической деятельности я реализую задачи (предметные и личностные):

  • систематическая работа по развитию общей культуры обучающихся;
  • формирование ответственного отношения обучающихся к результатам обучения;
  • повышение интереса к предмету и положительная динамика качества образования обучающихся;
  • повышение плотности урока.

Свою миссию как учителя английского языка вижу в создании условий для практического овладения языком каждого обучающегося.

Считаю, что немаловажным в формировании личностных УУД  младших школьников являются и мои воспитательные принципы, на основе которых выстраиваю свою деятельность:

 •не «правильными словами», а включением в «дела»;

 •через право на свободу выбора поступка («нравственное творчество»);

 •идти не от взрослых установок, а от вопросов и интересов ребёнка;

 •взаимоуважение личности и группы;

 •раскрытие самооценки личности каждого.

Ситуации общения в УМК приближены к жизни и соответствуют образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям младших школьников, что повышает их мотивацию. Во втором классе все модули начинаются со слова “my”: «Моя семья», «Мой дом», «Мои игрушки» и т. д. В третьем и четвертом классах тематика также охватывает ближайшее окружение ученика. Я считаю, что формирование личностных УУД эффективно осуществляется с помощью раздела УМК «Портфолио», в котором учащимся предлагается выполнить проект или творческое задание .Некоторые задания раздела «Портфолио» содержат элементы заданий подготовки к ГИА. Например, написать электронное сообщение другу о себе (уч.стр.15,упр.6).
В процессе работы я  стараюсь выбирать такие учебные материалы, которые воспитывают в ребёнке доброжелательность, отзывчивость, сопереживание другим, побуждают эстетические потребности и чувства. Дети очень любят праздники и с удовольствием обыгрывают этикетные диалоги-поздравления: с днём рождения, с Новым годом.  С не меньшим старанием изучают и запоминают формы благодарности, используют их затем  в речевых ситуациях. Разыгрывая диалоги этикетного характера в ситуациях повседневного общения, младшие школьники приобретают жизненный и социальный опыт за счёт расширения спектра проигрываемых ролей.


Личностные УУД увязывают учебные задачи с реальными жизненными целями, по сути, происходит переход к межпредметному обучению.  Уже на этом этапе учащиеся понимают, что с помощью английского языка можно получать информацию из разных областей знаний. Для формирования УУД в этой области предусмотрен раздел “Fun at school”, выполняя задания которого дети привлекают знания из других предметов, изучаемых в школе, таких, как история, математика(уч.стр.17,упр.3,4), МХК (уч.стр.33,упр.5,6), чтение(уч.стр.65,упр.4,5), окружающий мир(уч.стр.81,упр.6), география (уч.стр.129,упр.3,4), музыка и др.

Личностные УУД направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и нравственных норм. Для формирования личностных УУД с вышеуказанной целью я обращаюсь к разделу “Spotlight on Russia”, в котором предлагаются тексты о России по различной тематике.С помощью  заданий этого раздела я стараюсь  сформировать у учащихся способность в элементарной форме представлять родную культуру на английском языке,а также формировать личное, эмоциональное позитивное отношение к себе и окружающему миру.

Выработать жизненную позицию в отношении мира помогают задания в разделе “Spotlight on English-Speaking Countries”. Знакомство с различными аспектами жизни англоговорящих стран помогает воспитать у учащихся толерантность, уважение к другим народам, принятие их ценностей, обычаев и традиций. Разделы “Spotlight on Russia” и “Spotlight on English-speaking Countries” изучаются параллельно, что помогает формировать у учащихся целостную картину мира.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД (в сотрудничестве с учителем)

Регулятивные УУД помогают учащимся обеспечить организацию своей учебной деятельности. Они включают в себя целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку, самооценку и саморегуляцию. С целеполаганием, планированием и прогнозированием учащимся помогает справиться модульная страница, на которой написано, что узнают учащиеся в этом модуле, что они научатся делать .Я предлагаю  детям пролистать страницы модуля; спрашиваю их: «Как вы думаете, какой текст познакомит нас с …? Какое задание вам нравится больше всего? Как вы думаете, что мы научимся делать, работая с … параграфом?» и т. д. Модульную страницу можно обсудить на русском языке, и в начальной школе на уроках английского языка при двух часах в неделю совершенно очевидно, что планировать и ставить цели учащиеся могут только в сотрудничестве с учителем.

Для формирования навыков самоконтроля и коррекции в УМК я в своей работе использую разделы “I love English” и “Now I know”. С первым учащиеся работают дома, сверяются с учебником, а затем задание проверяется в классе. Второй раздел предназначен для самостоятельной работы в классе: выполняя задания, дети сверяют ответы с правильным вариантом, который учитель пишет на доске, и подсчитывают количество правильно выполненных заданий. Они видят, какие понятия еще нуждаются в доработке и с помощью учителя планируют действия для достижения более высокого результата.

Для младших школьников игра является мощным мотивирующим фактором, поэтому в УМК включены игры и интерактивные задания, которые также помогают сформировать навыки самоконтроля и коррекции. По окончании каждого модуля учащиеся играют в настольную игру в рабочей тетради, с помощью которой они не только закрепляют предметные знания, но и, работая в парах, корректируют работу друг друга, следя за правильностью ответов. Дома дети работают с ABBY CD-диском, который помимо всего прочего содержит и учебно-игровую программу ABBY Tutor для быстрого запоминания слов и структур из уроков учебников.

Каждый урок-это творческое сотрудничество учеников с учителем. На любом этапе обучения важно включать игровые и творческие задания.                                                                                          Уместное использование игровых приемов  повышает  интерес к языку, развивает логическое мышление, расширяет общий кругозор детей, стимулирует творческое мышление, тренирует  память. Дети с удовольствием выполняют данные задания.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

Познавательные УУД — это конкретные средства и способы, позволяющие ребенку быть активным участником учебного процесса, осознавать, что он учится. Они подразделяются на общеучебные УД и логические УУД.

Общеучебные УД — это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины.

1.Умение работать со справочным материалом.

Если учащиеся забыли слово или грамматическое правило, я учу их   пользоваться словарем учебника. Используя знание алфавита ,дети находят необходимую информацию в учебнике и в справочных грамматических материалах. Для формирования этого умения я время от времени предлагаю ребятам найти слова по любому заданному  принципу. (Например, найдите в модулях 1 и 3 слова, начинающиеся на букву «g»). Простая игра-задание, а польза большая.

ЛОГИЧЕСКИЕ УУД

Логические УУД — это умственные операции анализа, синтеза, сопоставления, классификации и т. д. В начальной школе закладывается основа знаний учащихся, умение самостоятельно мыслить, творчески работать. Одним из основных средств формирования логических умений является система упражнений и заданий. Содержание упражнений  я стараюсь строить на известных и интересных детям понятиях с последующим усложнением.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

Это умение слушать и вступать в диалог со сверстниками и взрослыми в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника. Совершенствуются общеречевые коммуникативные умения, например, начинать и завершать разговор, используя речевые клише.

Умение слушать и вести диалог.

Умение работать в паре.

  1. Все вышеперечисленные  УУД отрабатываются в рамках работы над проектами, во время ролевых игр, разнообразных диалоговых ситуаций.

Проекты и проектные задания, которые я использую в своей практике,  позволяют учащимся расширить и углубить изучаемый материал.

Школьники учатся самостоятельно работать с литературой (словарями, детскими энциклопедиями), рассматривать тему с разных сторон. Проектная деятельность обогащает опыт младшего школьника, учит применять исследовательские методы.

 Вот, например, работа над проектом «Healthy and unhealthy food»  в третьем  классе. Предварительно  организую детей в группы, совместно с детьми определяем  цели и задачи предстоящей работы.  На этом же этапе  происходит актуализация лексики по теме. Результатом работы проекта явились рекламные брошюры, изготовленные детьми ,о здоровом питании на английском и русском языках.

Ребята третьего класса рассказали второклассникам о здоровом питании и подарили сделанные своими руками брошюры.

Отработка технологии проектной деятельности осуществлялась мною совместно с детьми через реализацию проектов “My school”, “We are having a great time»,  «Clever animals «  и другие.

Необходимо отметить, что со второго года проектной деятельности начинается обучение детей оценке проектных работ товарищей по следующим критериям.

Критерии оценки проекта (3 класс)

http://iyazyki.ru/wp-content/uploads/2013/04/slyusarchuk2.jpg

В 4 классе оформление материалов проектной деятельности проходит при помощи информационно-компьютерных технологий (Microsoft Word, Paint и Power Point).

В 4 классе дети работают над проектами «Мой лучший друг», «Рассказ о каникулах в волшебной стране», «Лучший день в моей жизни», «Готовим пиратский салат»  и другими в этом роде.

Критерии оценки мультимедийных проектов (4 класс)

http://iyazyki.ru/wp-content/uploads/2013/04/slyusarchuk32.jpg

Кроме отметок и оценки товарищей, часто вводим специальные номинации для оценивания: «оригинальность», «научность», «актуальность», «приз зрительских симпатий». Это стимулирует интерес, мотивирует к самостоятельной поисковой деятельности.

В результате целенаправленной и систематической проектной деятельности у каждого ребенка не только формируется банк творческих работ, но и значительно повышается мотивация к изучению языка, развиваются коммуникативные, исследовательские, презентационные умения, мышление, навыки работы в сотрудничестве, закрепляется опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, что обеспечивает комфортный переход на следующий этап обучения английского языка в средней школе.

Кроме того, метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным , а поэтому — более эффективным. Ребята с различными способностями становятся успешными и востребованными в проектной деятельности. Без принуждения учащиеся многократно повторяют лексический и грамматический материал, воспринимая проектную работу не как учебное задание, а как поощрение.

Развитие  навыков поиска и сбора информации, работа с первоисточниками происходит во время подготовки мультимедийного сопровождения при изучении определённых разделов УМК  «Spotlight». Учащиеся готовят презентации совместно с учителем, родителями и защищают свои работы. Совместная деятельность на общем информационном поле позволяет реализовать идеи педагогики сотрудничества, эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии.

Сформировать умение оценивать самому результаты работы помогает карточка самооценки, которую ученик получает после завершения изучения каждого модуля. Он самостоятельно решает, насколько хорошо он запомнил структуры модуля и может ли он читать, писать и употреблять их в устной речи.

 Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Для самопроверки учащихся предлагаю тесты, которые позволяют им самостоятельно оценивать степень освоения пройденного материала при подведении итогов четверти до проведения контрольной работы. Для написания текущих проверочных работ заведены особые тетради, которые мы называем «Книжками-Малышками». Это может быть блокнот, выбранный самим ребёнком, или  тетрадь, выполненная своими руками.

  Система оценки личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио, которое я использую в своей практике, как способ фиксирования достижений учащихся, копилку полезной информации, наглядное доказательство образовательной деятельности ученика.

Основным результатом следует считать отработку механизма деятельности учителя иностранного языка по формированию и оценке личностных, метапредметных и предметных результатов младших школьников в процессе обучения иностранному языку   в условиях перехода на образовательные стандарты второго поколения. Опыт ориентирован на самореализацию и формирование личности младшего школьника. Внешним результатом работы является успешное участие педагога и учащихся в творческих конкурсах и конференциях.

 А завершить свое выступление  мне хотелось бы цитатой немецкого философа и социолога XIX века Георга Зиммеля: «Человек образованный — тот, кто знает, где найти то, чего он не знает».