Обучение неподготовленной диалогической речи на иностранном языке.
материал по английскому языку на тему

Сафина Анастасия Сергеевна

 

В последнее время все большую популярность получает компетентностный подход в обучении иностранным языкам. В соответствие с данным подходом обучение ориентировано на овладение рядом компетенций. Одной из основных является иноязычная коммуникативная компетенция, которая включает в себя речевую компетенцию. Речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме). Наиболее сложным аспектом является обучение говорению. Особую трудность у учащихся составляет неподготовленная речь, которая является основным показателем сформированности умения общаться на иностранном языке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nepodgotovlennaya_rech_na_angliyskom_yazyke.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Неподготовленная речь на английском языке

Целью обучения говорению на иностранном языке является обучение неподготовленной речи.

Неподготовленная речь – это такой уровень владения иностранным языком, при котором обучающийся в состоянии без подготовки во времени и прямых побуждений к говорению использовать усвоенный языковой материал в ранее не встречавшихся комбинациях [22, с. 13].

Основными признаками  неподготовленной речи с психологической точки зрения являются следующие: «1. Ее оформление, как в отношении содержания, так и в отношении языка, происходит практически одновременно с моментом высказывания. 2. Высказываемые в процессе неподготовленной речевой деятельности суждения всегда являются мыслями говорящего или собственными интерпретациями мыслей других лиц». Первое положение представляется особенно важным, так как это соответственно отличает неподготовленную речь от подготовленной. Второе положение не учитывает того обстоятельства, что суждения и на родном и на иностранном языке могут быть выражены двумя способами. В одном случае содержание высказывания образуется при помощи мыслей-воспоминаний, которые в процессе речи воспроизводятся без особого труда, почти автоматически. В другом случае имеется напряженная работа сознания, так как здесь совершаются разнообразные умственные операции: сравнения, обобщения, выведение следствий и другие логические операции. Качество речи в обоих случаях будет различным.

При определении правильности неподготовленной речи следует считать, что она должна быть не абсолютно, а практически безошибочной. Ошибки типа «оговорок» допустимы в иноязычной речи, так же как и небольшие паузы, особенно если высказывание строится на основе определенных умственных операций.

Итак, основным отличием неподготовленной речи от подготовленной  является то, что при неподготовленной речи мышление сосредоточивается на содержании высказывания, а языковое оформление носит подсознательный характер благодаря тому, что достигнута высокая автоматизация речевых навыков. Поскольку существует два способа выражения собственных мыслей, то система упражнений для развития неподготовленной речи должна строиться с учетом этих двух способов.

Известно, что специфика обучения иностранному языку делает чрезмерной нагрузку на механическую память учащегося в сравнении с другими предметами. Поэтому в учебном процессе обучения иностранному языку должен быть резко увеличен удельный вес таких видов работы, которые требуют от учащегося одновременно с говорением на иностранном языке решения посильных мыслительных задач, так как цель обучения - дальнейшее развитие умственных способностей учащегося, умения вести дискуссию и аргументировать свою точку зрения.

Нельзя рассматривать неподготовленную речь только в плане говорения. Она имеет и другую очень важную сторону - аудирование. Говорение невозможно без слушания. Для развития навыков аудирования необходима система упражнений. Запись полного текста с плёнки или пластинки - один из важнейших видов работа по развитию навыков аудирования. В плане обучения неподготовленной речи необходимы упражнения, развивающие умение инициативно начать разговор и реагировать на речь собеседника. Должны быть правильно интонационно усвоены и отработаны определенные речевые образцы, чтобы учащийся мог прервать разговор, высказать согласие, несогласие, задать встречный или уточняющий вопрос.

Огромное значение имеет правильное соотношение между упражнениями в неподготовленней и подготовленной речи на уроке. Проводить урок целиком неподготовленной речи очень трудно. Но в старших классах неподготовленная речь на уроках разговорной практики должна преобладать, занимая большую часть времени. Однако проблема соотношения упражнений в подготовленной и неподготовленной речи требует специального экспериментального исследования. Решение этой проблемы будет способствовать интенсификации учебного процесса.

Учитывая реальную ситуацию общеобразовательной школы, когда класс неравномерно делится на подгруппы и приходится работать с учащимися разного уровня языковой и общекультурной подготовки,  необходимо сделать содержание уроков привлекательным и интересным для всех учеников и обеспечить посильность восприятия учебного материала для учащихся. Для этого в своей работе использую следующие методы.

  • Ролевая игра
  • Дискуссия(дебаты)
  • Мозговой штурм
  • Интервью
  • Метод проектов
  • Видеоурок
  • Синквейн
  • Кейс – технологии

Хочется отметить, что после внедрения данных методов и приемов в процесс обучения английскому языку, у детей появился интерес к изучению иностранного языка, они стали стремится разговаривать на уроке. Наметилась положительная тенденция развития неподготовленной устной речи: реплики учащихся стали более развернутыми,  информативными по содержанию и более правильными. Учащиеся стали с желанием участвовать во внеклассных мероприятиях, а также в конкурсах и олимпиадах различного уровня.