ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ
статья по английскому языку на тему

Рябова Татьяна Владимировна

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ

                                                                                               

                                                                                                            Учитель английского языка

                                                                                                      Рябова Татьяна Владимировна        

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

                                                                                        «Без здоровья невозможно и счастье».

                                                                                                                                 Белинский В. Г.

Современный урок (занятие) английского языка характеризуется большой интенсивностью и требует от детей концентрации внимания, напряжения сил. Хорошо известно, что внимание детей в дошкольном и младшем школьном возрасте неустойчиво. Быстрая утомляемость на уроках (занятиях) иностранного языка вызвана спецификой предмета: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений, поэтому, учитель должен уделять особое внимание построению и организации урока (занятия), используя валеологические моменты.

Включение здоровьесберегающих технологий (образовательных технологий, отвечающих на вопрос «как учить?» не нанося вреда здоровью субъектам образовательного процесса в ходе уроков (занятий), в частности и английского языка) становится необходимым.

Чтобы достигнуть высокой эффективности урока (занятия) следует учитывать физиологические и психологические особенности детей, необходимо предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость. В классе должен быть соответствующий микроклимат (нормальная температура, свежий воздух, рациональное освещение, отсутствие неприятных звуковых раздражителей), урок (занятие) не должен быть однообразным и монотонным, методы и приёмы должны способствовать активизации инициативы и творческого самовыражения, должны иметь место оздоровительные моменты (физкультминутки-релаксации, юмор, похвала). Урок (занятие)  следует заканчивать спокойно, не задерживать учащихся, не перегружать домашним заданием.

Цель релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.

Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Следует отметить, что при проведении релаксации не нужно ставить перед детьми цель запомнить языковой материал. Релаксация должна освобождать ученика на какое-то время от умственного напряжения.

Необходимым условием здоровьесбережения является творческий характер педпроцесса. Включение ребенка в творческую деятельность способствует реализации поисковой деятельности.

Виды релаксации на уроках (занятиях) английского языка

1. В целях профилактики утомления, нарушения осанки и зрения проводятся физминутки, т.е. разрядка с использованием различного рода движений.

Использование физминуток на английском языке ведет к повышению творческого потенциала детей, к осмысленному и быстрому освоению лексического, грамматического, фонетического материала (согласно программе) и позволяет компенсировать негативные последствия переутомления. Они обеспечивают активный отдых детей, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, способствуют повышению внимания и работоспособности, развитию мелкой моторики.

Физминутки проводятся в сопровождении легко запоминающихся считалок, рифмовок, стихотворений. Музыкальное оформление физминуток делает их насыщеннее и интереснее.

Структура проведения физминуток.

1. Все упражнения построены по принципу “от простого к сложному”.

2. На последующих уроках (занятиях)  ребята могут повторять полюбившиеся упражнения, совершенствовать их, видоизменять, придумывать свои элементы в выполнении упражнений.

3. В ходе каждой двигательной минутки ребята могут выучить новое упражнение.

4. Никаких отметок за выполнение упражнений учителем не ставится.

При выборе видов разрядки выбираются упражнения, которые не приводят к нарушению дисциплины в классе. Необходимо следить за тем, чтобы движения выполнялись четко, красиво.

Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока (занятия)  гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. После физкультминутки ребята становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.

2. Выполнение команд

Самые простые команды можно давать несколько раз на протяжении урока (занятия), если учащиеся устали. При выборе команды используется лексика, которая уже изучена, что способствует ее повторению и закреплению.

1. Учитель просит детей выполнить различные команды (Run! Jump! Sleep! Wake up! Play football! Shut your eyes! Open your eyes! Show me your nose, your ears, your eyes, your mouth, your right/left hand! Wash your face, your hands, your ears, your neck!   и т.д.). Можно усложнить: дети выполняют, услышав вежливое слово “please”. Учитель использует в своей речи изученные глаголы движения. Так же команды могут давать сами дети (Let’s play football, Let’s play tennis, Let’s run. и т.д.). Дети говорят хором и показывают движение (I can swim.)    

                         

2. Учитель произносит слово-команду, а выполняет другое движение. Ученики должны выполнить нужную команду.

Hands down! – Руки вниз!

Hands on hips! – Руки на бедра!

Sit down! – Садись!

Stand up! – Встань!

И т.д

3. Одной из форм релаксации является игра. Она используется для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности.

Игры с мячом.

Игры с мячом могут быть на разнообразные темы и содержать ту лексику, которую необходимо закрепить, отработать, повторить.

«Считай правильно»

Дети встают в круг. Учитель бросает мяч и называет число по-английски. Дети должны придумать движение (хлопать в ладоши, топать ногами, подпрыгнуть, покачать головой, выполнить поворот или наклон туловища), показать его и выполнить его столько раз, сколько сказал учитель. Выполняя упражнение, дети считают хором вслух.

Дети встают полукругом, учитель бросает мяч, называя слово, (по-английски/по-русски), ребята соответственно переводят (на русский, английский), так же дети могут друг другу бросать мяч, задавать вопросы и отвечать на них.

«Цвета»

Учитель или ребенок называет цвет по-английски, а дети должны найти у себя этот цвет (на одежде, игрушках, пишущих принадлежностях или в кабинете).

«Угадайка»

Дети задумывают животное (игрушку) и показывают остальным учащимся, а те должны отгадать, задавая вопросы по-английски, ведущий при этом отвечая да или нет (Are you a cat? – Yes, I am. I am a cat/No, I am not).

"Кошки мышки"

Дети делятся на две команды: Cats and Mice.

Водящий или учитель дает команды:

— Cats go home!

— Mice walk!

Дети-коты идут в домики, дети- мыши гуляют по залу или комнате.

— Cats come out and catch mice!

— Mice, run away!

Дети-коты выбегают из домиков и ловят мышей. Дети-мыши убегают.

 “Маленький серый мышенок”
          Дети: Little grey mouse,

          Little grey mouse,

          Hop! Hop! Hop!

Мышонок в кругу начинает прыгать.

Дети: Little grey mouse,

          Little grey mouse,

          Stop! Stop! Stop!

Мышонок в кругу останавливается.

"Съедобное/несъедобное"

Ребенок-ведущий или учитель кидает детям мяч и называет съедобные или несъедобные предметы на английском языке. Если ведущий называет съедобный предмет, ребенок ловит мяч. Если ведущий называет несъедобную вещь, ребенок отбрасывает мяч ведущему.

“Принеси мне игрушки”

В классе или комнате раскладываются разные предметы и вещи. Учитель просит детей принести ему какую-либо вещь, называя ее на английском языке. Кто первым из детей ее найдет и принесет - выигрывает.

Учитель:

— Bring me a pen. (Give me a book.)

“Лексические стулья”

В центре комнаты поставьте стулья. Количество стульев должно быть на 1 меньше, чем игроков. Игроки ходят вокруг стульев, а ведущий называет слова на определенную тему, например, фрукты (apple, banana, orange, pear...).  Когда ведущий называет слово, не по теме, например, train, игроки должны занять ближайший стул. Игрок, оставшийся без стула, выбывает из игры. Затем, ведущий убирает один стул. И снова игроки ходят вокруг стульев. А ведущий называет слова, но уже по другой теме. Снова, услышав лишнее слово, игроки должны занять стулья. Игрок, не успевший занять стул, выбывает из игры. И так повторяется до тех пор, пока не останется 1 стул и 2 игрока. Игрок, занявший последний стул - победитель.

4. Хорошим видом релаксации является песня, которая предоставляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Она снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.

Разновидностью музыкальной разрядки является исполнение учащимися только припева песни. Целесообразно для отдыха выбирать песни задорные, веселые, шуточные. (“Say Hello!”, “Clap Your Hands Together”,“Touch Your Ears” и т.д.)

5. Шутливые истории на уроке

Необычным раздражителем, вызывающим непроизвольную реакцию учащихся и способствующим снятию усталости напряжения, является смех. Для этого рассказывается что-нибудь забавное, остроумное. Используются также рассказы в картинках, смешные игрушки. (Отработка глагола to ride a bike, a car (a crocodile, a mouse и т.д.).

6. Новизна и нетрадиционность учебного материала

Ожидание необычного, особая заинтересованность так же служит релаксации учащихся, т. к. затрагивают эмоциональную сферу. Интерес вызывает знакомство с новыми иллюстрированными журналами на английском языке, газетами, рассказами (беседами) на интересную тему (содержащими изученный материал),  с показом фотографий, картинок, фильма, мультфильма и т. д. Все это способствует снятию усталости напряжения, созданию расслабленной обстановки, он не носит учебного характера. Внимание учащихся основано на интересе к новому материалу. Такое сообщение рассчитывается на 2-3 минуты.

Таким образом, особую роль релаксации на уроке (занятии) английского языка определяется тем, что она позволяет без труда переключаться с одного вида речевой деятельности на другой. Для снятия напряжения во время урока (занятия) необходимо, чтобы всегда весь урок (занятие) проходил непринужденно, чтобы тон учителя был бодрым и дружелюбным, а для детей создавалась бы располагающая к занятиям обстановка.

Рифмовки для физкультминуток

1.

Stand up! Сlap! Сlap!

Arms up! Сlap! Сlap!

Step! Step! Arms down!

Сlap! Сlap! Please sit down!

2.  

Hands up,

Hands down,

We stand up,

And we sit down.

3.  

Hands up! Hop, hop!

Hands down! Hop, hop!

Hands on the head! Hop, hop!

Sit down.

4.

Little grey mouse,

Little grey mouse,

Hop! Hop! Hop!

Little grey mouse,

Little grey mouse,

Stop! Stop! Stop!

5.

One – a cat.

Two – a bat.

Three – a dog.

Four – a frog.

Five – a hare.

Six – a bear.

One, two, three,

four, five, six.

6.  

Hands up! Сlap! Сlap! Сlap!

Hands down! Shake! Shake! Shake!

Hands on hips! Jump! Jump! Jump!

Hop! Hop! Hop! Stop! Stand still!

(Run! Go! Swim! Stand up!)

7.  

Hands up! Hands down!  Shake! Shake!

Stand up! On the tiptoes!

Turn around. Step aside?

Step left! Step right!

 

8.

Hands up! Hands down!

Hands on hips! Sit down!

Hands up! To the sides!

Bend left! Bend right!

One, two, three … Hop!

One, two, three … Stop!      

Stand still!

9.  

Hands up! Turn around!

Hop! Hop! Hop!

Hands up! Turn around!

Hop! Hop! Hop!

Hands on the head!

Hands on the hips!

Nod your head!

And steep your feet!

10.  

Hands up! Children! Turn around!

Сlap, clap, children, clap!

Hands down! Turn around!

Step, children, step, step!

Bend left!

Children! Bend right!

Hop! Hop! Hop!

Children! Nod your head!

Children, step your feet!

Stop!

11.  

Hands on the head,

Hands on the hips,

Hands on the table,

Hands like this! (Любое движение)

Hands on the shoulders,

Hands up and down!

Hands behind the head

And sit down!

12.  

Hands up! Сlap! Сlap! Сlap!

Turn around! Step, step, step!

Hop! Hop! Hop!

Turn around!

Nod your head!

And step your feet!

Stop!

13.  

Stand up! Сlap! Сlap!

Butterfly, butterfly.

Arms up! Сlap! Сlap!

Butterfly, butterfly.

Step! Step! Arms down!

Where do you fly?

Clap! Clap! Please, sit down!

 So quickly and high,

 In the blue, blue sky!

14.

Head, shoulders,

Knees and toes,

Knees and toes,

Knees and toes,

Head, shoulders,

Knees and toes,

And eyes and ears

And mouth and nose!

15.

Stand up! Step! Step!

Arms up! Сlap! Сlap!

Arms down!

Turn around!

Hop! Hop! Hop! Stop!

Turn left! Сlap! Сlap!

Turn right! Сlap! Сlap!

Nod your head!

And turn around!

And clap, clap, clap! Stop!

16.

Nod your head!

And turn around!

Сlap! Сlap! Сlap!

Feet apart! Feet together!

Turn left! Turn right! Stop!

Bend left! Bend right! Stop!

17.

Arms up! Arms down!

Сlap! Сlap! Сlap!

Arms up! Arms down!

Step! Step! Step!

Bend left! Bend right!

Straighten your back!

And sit down!

18.

Arms up! Сlap! Сlap!

Arms down! Сlap! Сlap!

Feet apart! Feet together!

Turn left! Hop! Hop!

Turn right! Hop! Hop!

Nod your head! Hop! Hop!

Stamp your feet! Hop! Stop!

19.

Зарядка для пальчиков

Three little monkeys jumping on the bed,

(Дети постукивают кончиками трех пальцев по ладони правой руки.)

One fell off and bumped his bed.

(Дети прижимают один палец к ладони, «убирают» его прикладывают к голове, показывая, что ушибли ее.)

Mama called the doctor and the doctor said:

(Дети набирают номер телефона и прикладывают трубку к уху.)

“No more little monkeys jumping on that bed”

(Дети делают ритмичные движения указательным пальцем из стороны в сторону.)

20.

Can you hop like a rabbit?

Can you jump like a frog?

Can you walk like a duck?

Can you run like a dog?

Can you fly like a bird?

Can you swim like a fish?

Can you be like a good child

As still as you wish?

21.

One, one, one:

Little dog, run!

Two, two, two:

Cat sees you.

Three, three, three:

Birds in the tree.

Four, four, four:

Frogs on the floor.

22.

It’s fun to be this,

It’s fun to be that:

To leap like lamb,

To climb like a cat;

To swim like a fish,

To hop like a frog,

To trot like a horse,

To jump like a dog.

23.

Two little feet go tap, tap, tap.

Two little hands go clap, clap, clap.

Two little feet go jump, jump, jump.

Two little hands go thump, thump, thump.

24.  

I’ve got ten fingers.

I’ve got ten toes.

I’ve got two eyes.

And only one nose.

 I touch with my fingers.

I dance on my toes.

I see with my eyes.

And everyone knows,

I smell with my nose.

25.   

It’s fun to be this,

It’s fun to be that:

To leap like lamb,

To climb like a cat;

To swim like a fish,

To hop like a frog,

To trot like a horse,

To jump like a dog.

26.  

Ten little fingers,

Ten little toes,

Two little ears

And one little nose.

Two little eyes,

They shine so bright.

One little mouth.

 To say “Goodnight!”

27.

Up, down, up, down,

(Поднимаем руки вверх и вниз.)

Which is the way

(Разводим руки в стороны.)

 to London town?

 Where? Where?

(Поворачиваемся в сторону.)

Up in the air,

(Смотрим по сторонам.)

Close your eyes -

(Закрываем глаза.)

And you are there!

(Открываем глаза.)

28.

Red, red, touch your head,

Black, black, touch your back,

Blue, blue, touch your shoe.

Green, green, touch your chin.

Brown, brown, touch the ground.

29. 

Ten little fingers,

Ten little toes,

Two little ears

And one little nose.

Two little eyes,

They shine so bright.

One little mouth.

 To say “Goodnight!”

30.

Cars are running in the town

Up and down, up and down.

Now and then a three-eyed cop

Tell them straightly “go” and “stop”.

31.

Сlap, clap, clap your hands!

Clap your hands together.

We are clapping,

We are clapping,

We are clapping our hands!

Stamp, stamp, stamp your feet!

Stamp your feet together.

We are stamping, we are stamping,

We are stamping our feet.

And now let’s go to the Zoo.

 

32.

Hands up! Hands down!

Hands on hips, sit down.

Stand up! Hands up!

Bend left, bend right.

33.

Hands on your hips,

Hands on your hips,

Put them behind you

If you please.

Touch your shoulders,

Touch your nose,

Touch your ears,

Touch your toes.

34.

Ten little fingers,

Ten little toes,

Two little ears

And one little nose.

Two little eyes,

They shine so bright.

One little mouth

To say “Good night!”

35.

“I can hop”, says the hear.

“I can jump”, says the bear.

“I can run”, says the dog.

“I can swim”, says the frog.

36.

Little grey mouse,

Little grey mouse,

Hop! Hop! Hop!

Little grey mouse,

Little grey mouse,

Stop! Stop! Stop!

37.

Teddy Bear turn around,

Teddy Bear touch the ground,

Teddy Bear, nod your head,

Close your ease and go to bed.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Ритмическая гимнастика, как средство развития гибкости у детей младшего школьного возраста в условиях Федерального государственного образовательного стандарта"

Младший школьный возраст является весьма важным периодом в развитии человека. В эти годы продолжается процесс формирования гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка, его ...

Партерная гимнастика или игровой стретчинг, как элемент здорового образа жизни наших детей. Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста

Тренинг для родителей и детей.«За здоровый образ жизни»ТЕМА: «Партерная гимнастика или  игровой   стретчинг, как  элемент здорового образа жизни наших детей. Воспитание гибкости у ...

Развитие социальной и коммуникативной одаренности у детей младшего школьного возраста в условиях ОУ

Мой опыт работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы....

Практика организации прикладного творчества слабовидящих детей младшего школьного возраста

Они есть в каждом городе, в каждом селе. Принадлежат к разным национальностям. У них общая беда – они очень плохо видят. Находиться им в обществе трудно. И очень важно, чтобы рядом с ними был грамотны...

Теория и методика воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста

Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею...

Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности с детьми младшего школьного возраста в условиях коррекционной школы.

В статье предоставлен опыт работы  по организации   проектной деятельности  младших школьников  с нарушением интеллекта где,  каждый ученик может выбрать для себя занятие...