Практика организации прикладного творчества слабовидящих детей младшего школьного возраста
учебно-методический материал по теме

Они есть в каждом городе, в каждом селе. Принадлежат к разным национальностям. У них общая беда – они очень плохо видят. Находиться им в обществе трудно. И очень важно, чтобы рядом с ними был грамотный наставник.

Для слабовидящих детей одним из способов самовыражения является прикладное творчество. Детям с дефектом зрения оно подвластно. Художественно-ручной труд – увлекательное занятие для детей. Для того, чтобы дети испытали радость творчества, научились создавать красоту своими руками, было организовано объединение «Прикладной дизайн».

Занятия в объединении «Прикладной дизайн» - эффективная форма обучения детей работе с разными материалами, умению создавать красивые и полезные поделки. Немаловажную роль эти занятия играют в социальной адаптации слабовидящих детей, в развитии мелкой моторики рук, помогают формировать эмоционально-эстетическое отношение к реальной действительности.

Данная методическая разработка – опыт создания программы объединения «Прикладной дизайн», которая бы могла успешно решать выше перечисленные задачи.

Темы, предлагаемые в программе, могут быть использованы не только в работе со слабовидящими детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     Государственное специальное коррекционное образовательное учреждение обучающихся

воспитанников с ограниченными возможностями

здоровья специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат № 1 им. К.К.Грота

Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга

Практика организации прикладного творчества

слабовидящих детей младшего школьного возраста

Методическая разработка

педагога дополнительного

образования Уховой В.Н.

г. Санкт-Петербург

2015г.

Актуальный – очень важный для настоящего момента, существующий, проявляющийся в действии; назревший, требующий своего разрешения.

Адаптация – приспособление организма к изменяющимся условиям среды, труда, жизни.

Основная цель объединения «Прикладной дизайн» - создание поделок, которыми можно украсить интерьер, использовать в качестве сувенира, экспоната и др.

В объединении используются традиционные приемы в работе с бумагой, волокнистыми и другими материалами: это разного вида аппликации, оригами, конструирование, бумажная пластика и др.

Традиционные приемы прикладного искусства – это вековой культурный опыт народа, основанный на преемственности поколений. Поэтому так важно рассказать детям об истории появления бумаги, аппликаций, мозаики, оригами и др. Это способствует формированию интереса к ручному труду, к создаваемым изделиям.

Интерес – познавательная направленность человека, активируемая положительным эмоциональным переживанием, создающим комфортные условия для развития мышления, памяти, воображения. Это фактор, стимулирующий активность ребенка на занятии.

Художественно-ручной труд для детей с нарушениями зрения кроме эстетических, нравственных, развивающих задач решает и коррекционные задачи познания окружающего мира. Реализация этих задач наглядно проявляется в творческой деятельности, в том числе и на занятиях объединения «Прикладной дизайн». Чаще всего учащиеся выполняют наиболее сложный вид творческой деятельности – работы по представлению.

С точки зрения психологии, представления – это образы, запечатленные в памяти в результате восприятия предметов и явлений и возникающие в мозгу при отсутствии их непосредственного воздействия на органы чувств. Восприятие основывается на ощущениях и прошлом опыте, знаниях.

Таким образом, различная степень дефекта зрительного анализатора (нарушения поля зрения, сужения остроты зрения) ведет к серьезным нарушениям представлений слабовидящих. Характерными особенностями их представлений являются фрагментарность, схематизм, низкий уровень обобщенности. Все эти недостатки наиболее ярко проявляются при выполнении работ по ручному труду. Кроме того, данные современных тифлологических исследований свидетельствуют о наличии определенных трудностей в протекании мыслительных процессов: анализа, синтеза, сравнения и т.д.

При работе с детьми в данной области следует соблюдать ряд методических особенностей. Сначала надо воспроизводить то, что хорошо изучено с натуры. Это могут быть различные предметы быта, овощи, фрукты и т.д. Затем – повторение. Оно заключается в усложнении задания, это может быть, например, многодетальная аппликация.

Повторение – одно из наиболее существенных условий прочного запоминания – основывается на понимании. В этом случае важно выделить основные пропорции, цвет, форму, величину, расположение, деталировку и т.д. изображаемого в работе, отработать это в различного рода упражнениях, играх–заданиях:

- «Подбери по цвету детали к фону»;

- «Составить изображения, узор и т.д.»;

- «Цветы в вазе» - подбор по цвету, величине, композиции.

У многих детей еще плохо развита мелкая моторика пальцев рук, таким образом, им трудно держать ножницы, карандаш, манипулировать с бумагой и другими материалами. Здесь целесообразно проводить упражнения, направленные на развитие ручных умений: нарезать бумагу ножницами по прямой, по четко очерченному контуру; смять, скомкать кусочки бумаги, скатать в шарик, порвать на кусочки, распустить кусочки трикотажного полотна и т.д.

Для более эффективного решения задач объединения следует понять, что работа эта сложная, многогранная, трудоемкая, состоящая из нескольких этапов действий.

Учащиеся приходят в объединение с настроением поработать. Поэтому, когда руководитель начинает объяснения, знакомит их с правилами и приемами работы, т.е. проводит вводный инструктаж, их терпения хватает ненадолго. Они становятся невнимательными, нетерпеливыми, желая поскорее приступить к работе. Все это объяснимо с психологической точки зрения. От руководителя требуется учитывать это и проводить инструктаж кратко, целенаправленно, соединяя различные сведения в общую систему. Однако, хотя знания должны носить в основном практический характер, в начальный период обучения должен соблюдаться принцип решающей роли теоретических занятий. На теоретические сведения выделяется в среднем 20% учебного времени.

Теоретические сведения могут быть переданы школьникам в форме тематических бесед. При проведении инструктажа и бесед необходимо применять различные варианты сочетаний слова с демонстрацией наглядных пособий. Очень много зависит от первого задания, которое руководитель предложит учащимся. Оно должно быть доступным для выполнения, интересным по декоративным результатам. Желательно, чтобы первое задание было небольшим по объему и его можно было бы выполнить за одно-два занятия. При объяснении первого задания педагог акцентирует внимание школьников не только на конечном результате работы. Не менее важно ясно и четко осветить все этапы, а также цели и задачи, которые стоят перед школьниками в процессе исполнения первоначальных приемов художественной обработки материалов.

Вот так строится традиционное занятие объединения:

1. Планирование работы: выбор темы работы, назначения, материалов для исполнения, инструментов, приспособлений, способов выполнения в зависимости от темы работы.

2. Повторение правил безопасной работы с инструментами, приспособлениями.

3. Определение алгоритма выполнения работы в зависимости от техники, приемов исполнения.

4. Организация рабочего места.

5. Практическое выполнение работы.

6. Анализ проведенной работы.

7. Уборка рабочего места.

Одна из особенностей занятий в объединении «Прикладной дизайн» состоит в том, что для выполнения некоторых заданий требуется длительное время. Чтобы учащиеся не потеряли интереса к работе над одной и той же вещью, конечный результат которой бывает весьма далек, чтобы, ожидая завтрашнюю перспективу, ощущали радость и красоту сегодняшней работы, чтобы в процессе работы над длительным заданием получили эмоциональную опору, рекомендуется проводить итоги за каждый день работы. Здесь же можно высказать знаки одобрения в тех случаях, когда есть первые удачи. Это поднимет эмоциональный настрой учащихся, будет стимулировать их дальнейшую работу, даст прилив новых сил.

Зримо ощущая результаты своего труда, наглядно убеждаясь в своих достижениях, ученики работают с большим эмоциональным подъемом.

Литература:

  1. «Возвращение к истокам»:Учебно-методическое пособие под редакцией Т.А. Шпикаловой – 2000г.
  2. Ермаков В.П., Якунин Г.А. «Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения» - М. Гуманит. Издательский центр ВЛАДОС – 2000г.
  3. Земцова М.И. «Трудовое обучение в школе слепых и слабовидящих» Издание «Просвещение» - 1989г.
  4. Козлова С.А. «Нравственное и трудовое воспитание младших школьников», М. – 2001г.
  5. Литвак А.Г. «Воспитание слепых и слабовидящих». Общая психология. М. – 1985г.
  6. Лосева Л.П. «Трудовое воспитание школьников с нарушениями зрения», М. «Просвещение» - 1980г.
  7. Лурье Н.Б. «Коррекционно-воспитательная работа со слабовидящими школьниками», М. «Просвещение» - 1979г.
  8. Чебышева В.В. «Психология трудового обучения», М. – 1983г.