Организация коррекционной работы по речевому развитию детей младшего школьного возраста с дизартрией, средствами художественной литературы.
статья по теме
Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос коррекции речевого развития детей младшего школьного возраст с дизартрией. Для реализации поставленной цели используются средства художественной литературы.
Ключевые слова: дизартрия, речевое развитие, младший школьный возраст, художественно-речевая деятельность, коррекционная работа, коррекционно-развивающей логопедической деятельность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация коррекционной работы по речевому развитию детей младшего школьного возраста с дизартрией,
средствами художественной литературы
Левченко Галина Викторовна
учитель-логопед МБОУ ВСОШ № 2 п. Веселый
Веселовского района Ростовской области
Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос коррекции речевого развития детей младшего школьного возраст с дизартрией. Для реализации поставленной цели используются средства художественной литературы.
Ключевые слова: дизартрия, речевое развитие, младший школьный возраст, художественно-речевая деятельность, коррекционная работа, коррекционно-развивающей логопедической деятельность.
Нарушения речи препятствуют свободной коммуникации и социализации ребенка. По ряду причин число детей, страдающих речевыми нарушениями возрaстает. В настоящее время большой процент речевых нарушений относится к детям младшего школьного возраста страдающим дизартрией [7].
Проблемой развития речи детей младшего школьного возрaста страдающих дизартрией зaнимались такие исследователи как Е.М. Мaстюкова, М.С. Мaргулис, О.В. Прaвдина, И.И. Панченко, Е.А. Флерина и С.А. Мирoнова, Р.А. Вульф и Г.Б. Мухина, В.И. Селиверстов, А.А. Малышко, Л.Г. Парамоновой, Е.Я. Савчук, О.С. Ушаковой и другие [5,9,4,6].
Многие авторы, занимающиеся проблемой развития речи при дизартирии обращают внимание, что у большинства детей с данной симптоматикой отмечaется соматическaя ослабленность и замедленное рaзвитие локомоторных функций, им присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы – плохая координация движений, снижение скорости и лoвкости их выполнения.
В своих исследованиях авторы говорят, что для коррекции речевого развития детей с дизартрией необходимо применять в работе художественное слово, использование русских народных сказок, потешек, поговорок, загадок и других фольклорных форм, а также художественной литературы.
Так, Е.А. Флерина акцентирует внимание на то, что средствами художественного слова ребенок практически начинает oвладеваеть еще до школы, до усвоения грамматических правил и продолжает в начальной школе.
При этом, Р.А. Вульф и Г.Б. Мухина [1,2] особое значение отводят рабoте, направленной на формирование творческой художественно-речевoй деятельности, используя материал русских народных сказок.
А С.А. Мирoнова и В.И. Селиверстов [3] предлагают использoвать для развития речи детей младшего школьного возраста малые фольклoрные формы и особое значение придают использованию детских загадок, так как они требуют от детей повышенного внимания к речевым оттенкам и решению умственных задач.
Коррекции речи средствами художественной литературы уделяется огромное внимание в исследованиях А.А. Малышко, Л.Г. Парамоновой, Е.Я. Савчук, О.С. Ушаковой [3,4,8,10]. Ими разработаны отдельные приемы использования различных литературных форм в работе с детьми с дизартрией.
С целью разработать и апробировать основные направления работы по коррекции речевого недоразвития у детей младшего школьного возраста с дизартрией нами был проведен эксперимент на базе МБОУ СОШ №2 п. Веселый Веселовского района Ростовской области. В нем приняли участие 10 детей младшего школьного возраста, страдающих дизартрией. Логопедическая работа была представлена фронтальными, подгрупповыми и индивидуальными занятиями, которые проводились по разработанной нами тематике.
В своей работе, в качестве средства речевого развития детей экспериментальной группы мы использовали художественную литературу.
Содержанием коррекционного направления нашей деятельности являлась логопедическая работа, которая строилась по трем направлениям: обогащение предметного словаря; словаря действий; словаря признаков.
Нами использовались упражнения, игры, в которых ребенок приобретал навыки в подборе синонимов глаголов, образование прилагательных от существительных, образование существительных, обозначающих профессии, образование синонимов прилагательных, образование наречий от прилагательных, образование анонимов глаголов; велась работа над проблемами лексического развития, характерных для всех детей.
В системе коррекционной работы было предусмотрено взаимодействие логопеда, психолога и воспитателя по решению поставленной цели. С целью достижения наилучшего результата была изменена пространственно-предметная развивающая среда. Совместная деятельность проходила в форме литературных вечеров, праздников, развлечений, в созданной литературной гостиной. В ней, с помощью аудио и видео техники, литературное произведение дети могли прослушать и увидеть. Также, в среде дети могли подобрать выразительные слова, обозначенные знаками и символами к предметам, которые их окружали.
Результаты проведенного эксперимента показали, что использование литературных произведений, загадок, потешек, песенок в работе с детьми с дизартрией, дало положительные результаты, что потвердило эффективность проведенной нами работы по коррекции речевого недоразвития у детей с дизартрией младшего школьного возраста.
Значительно увеличился процент детей с высоким уровнем развития так на начало нашей работы он составлял 12,5, тогда как после проведения эксперимента составил уже 25%. При этом, значительно уменьшился процент детей, чье лексического развитие соответствовало уровню развития «ниже среднего» с 30% до 5%.
Таким образом, мы можем считать, что использование художественной литературы в коррекционно-развивающей логопедической работе с детьми с дизартрией способствует успешному речевому развитию детей, что подтвердило выдвинутую нами гипотезу.
Список литературы
- Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. М., 2006.
- Колодяжная Т.П., Маркарян И.А. Речевое развитие детей дошкольного возраста. // М., Перспектива, 2008
- Миронова С. Основные требования к отбору и построению содержания обучения детей с речевым недоразвитием. // Дошкольное воспитание.2005, № 7.
- Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., Просвещение, 2007.
- Поваляева М.А. Педагогическая диагностика и коррекция речи. Ростов-на-Дону. Изд. РГПУ. 2007.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Сохина А.В. М., Просвещение, 2009.
- Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников. // Дефектология. 2005. № 4.
- Юдина Н. Художественная литература в работе с детьми логопедических групп. // Дошкольное воспитание. 2004. № 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/21/picture-105439-1608523839.jpg)
Влияние уровня речевого развития детей младшего школьного возраста на обучение
краткая характеристика речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста, их причины возникновения. Роль педагога и родителей в подготовке детей к школе Диагностика готовности детей к школьном...
Программа "Диагностика речевого развития детей младшего школьного возраста"
Логопедическая диагностика является важнейшим компонентом логопедической работы. Программа направлена на определение актуального уровня речевого развития ребёнка....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/20/picture-183549-1358626706.jpg)
Значение использования пластилина на уроках художественного труда для эстетического и интеллектуального развития детей младшего школьного возраста ( 1 – 3 классы )
Одной из важнейших задач сегодняшнего времени является улучшение подготовки детей к жизни, к труду, воспитание личности творческой, интеллектуально развитой. Для решения этих задач прекрасно по...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/10/picture-731019-1452427722.jpg)
Конспект занятия к рабочей программе «Коррекция речевого развития детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (I уровень речевого развития)»
Конспект занятия...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/24/picture-284217-1377328146.jpg)
РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ
Методическая разработка по вопросам оценивания творческих способностей детей, их развития и заинтересованности музыкой на занятиях ансамблевого музицирования по классу фортепиано....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/24/picture-1085772-1543057155.jpg)
Загадка, как средство речевого развития детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – на...
Особенности организации коррекционно-воспитательной работы в период адаптации детей младшего школьного возраста с ОВЗ (ТНР) в условиях ГБОУ ЛО «Павловский центр «Логос»
В статье представлен опыт работы по адаптации детей младшего школьного возраста с ОВЗ (ТНР). Обозначена структура основных компонентов диагностического обследования навыков поведения и воспитанности о...