Значение использования пластилина на уроках художественного труда для эстетического и интеллектуального развития детей младшего школьного возраста ( 1 – 3 классы )
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Попова Галина Владимировна

  Одной из важнейших задач сегодняшнего времени является улучшение подготовки детей к жизни, к труду, воспитание личности творческой, интеллектуально развитой. Для решения этих задач прекрасно подходит курс «Изобразительное искусство и художественный труд», объединяющий эстетическое воспитание и интеллектуальное развитие младших школьников.Этот курс способствует развитию творческих и конструкторских способностей детей, их сообразительности и координации движений, пространственного и математического мышления, формирует практические навыки художественной деятельности в работе с бумагой, пластическими и другими материалами. Через овладение разнообразными ремесленными процессами не только формируется уважение к любой трудовой деятельности, но и развивается интеллект посредством развития мелкой мускулатуры рук, так как доказано, что чем больше у пальцев рук степеней свободы, тем большие участки мозга задействованы.

  В статье показано,что пластилин открывает богатейшие возможности в развитии младших школьников и эстетически,и интеллектуально.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_ispolzovaniya_plastilina.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Значение использования пластилина на уроках художественного труда для эстетического и интеллектуального развития детей младшего школьного возраста ( 1 – 3 классы  )

  Одной из важнейших задач сегодняшнего времени является улучшение подготовки детей к жизни, к труду, воспитание личности творческой, интеллектуально развитой. Для решения этих задач прекрасно подходит курс «Изобразительное искусство и художественный труд», объединяющий эстетическое воспитание и интеллектуальное развитие младших школьников, так как эстетическое  воспитание направлено не только на формирование у детей эстетических чувств и эмоционального отношения к окружающему миру, оно активизирует мысль, развивает способности к творчеству. Этот курс способствует развитию творческих и конструкторских способностей детей, их сообразительности и координации движений, пространственного и математического мышления, формирует практические навыки художественной деятельности в работе с бумагой, пластическими и другими материалами. Через овладение разнообразными ремесленными процессами не только формируется уважение к любой трудовой деятельности, но и развивается интеллект посредством развития мелкой мускулатуры рук, так как доказано, что чем больше у пальцев рук степеней свободы, тем большие участки мозга задействованы.

  Курс «Изобразительное искусство и художественный труд» рассчитан на младший школьный возраст. И это очень хорошо. Оказывается, возможность развиваться не остается неизменной. Количественный показатель мозга, то есть число нервных клеток и их размеры, сравнительно мало зависит от характера деятельности ребёнка. Качественные же различия, а отсюда и разница в продуктивности умственной работы развитых и отставших в развитии детей, бывает огромно. Это можно объяснить тем, какое количество связей задействовано между клетками мозга. Каждый ребёнок имеет при рождении богатейшую волокнистую сеть, соединяющую клетки мозга, но это только потенциальные, возможные связи. Реальными, действующими они становятся только тогда, когда начинают функционировать те или иные способности, и по «линиям связи» начинают проходить биотоки. С возрастом образование этих связей происходит труднее и труднее. Эксперименты на молекулярном уровне говорят о том, что мозг требует для своего развития, особенно на ранних стадиях, не только соответствующего питания, но и стимуляции. Нейроны, лишённые любого из этих факторов, особенно стимулирующей «учебной» нагрузки, не могут формировать богатую сеть волокнистых соединений, которая, в конечном счёте, атрофируется. Отсюда следует вывод: чем моложе ребёнок, тем образование связей проходит  легче.

  В программе «Изобразительное искусство и художественный труд» запланирована работа с пластическими материалами, и в частности, с пластилином. Пластилин открывает богатейшие возможности: это и круглая скульптура, и посуда, и рельеф, и мозаика, и «пластилиновая живопись». Можно сочетать индивидуальные и коллективные формы работы.

  Младший школьник не может создать оригинальный продукт творчества, не имея необходимых для этого знаний, умений и навыков. Следовательно, часть времени отводится на их приобретение, а творческие задания даются такие, которые опирались бы на уже имеющиеся у ребёнка знания и умения. Занятия идут по пути развития творческой фантазии в грамотном воплощении. Это лучше делать постепенно, то есть выполнять сначала работы с элементами творчества: при  единой для всех теме или задании ребёнок создаёт оригинальную работу с соблюдением изученных правил и приёмов. Здесь творчество, индивидуальность проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца.

  Ребёнок должен быть творчески активен, потому перед ним надо ставить посильные, ясные цели. Если задачи будут слишком сложны для исполнения, то интерес может угаснуть. Интерес может быть потерян и при слишком простой работе или неинтересной, по мнению ребёнка. Если же преподаватель считает, что какой-то простой навык необходимо привить, надо ввести его в какую-либо занимательную игру.

  Лучше всего чередовать виды работ, периодически возвращаясь к ним на более высоком уровне. Этим соблюдается логика обучения, и учитываются особенности младших школьников.

  Не следует оставлять учеников без помощи и руководства. Они должны чувствовать, что им помогут верно направить работу на любом этапе, но это вмешательство должно быть уместным, своевременным и убедительным. Очень важно, чтобы сложность возрастала, опережая развитие ребёнка, то есть цель должна быть впереди, но обязательно видна.

  Хочу пояснить вышесказанное на примере плоскостных работ с пластилином.

  В первом классе выполняется творческая работа-рельеф «Зима в лесу», где ребёнок опирается на собственные карандашные зарисовки зимних деревьев. Перед учеником стоит задача грамотно построить простейшую композицию, применяя полученные ранее знания: «горизонт», «ближе-дальше», «равновесие». Творческий потенциал ребёнка реализуется в выборе формата, какие деревья, в каком количестве и на каком месте он располагает на своей работе.

  Для семилетнего человека – это не такая уж маленькая задача, как нам может показаться с высоты своего жизненного опыта. Учитель может в свою очередь подсказать ребёнку возможность применения ваты и фольги для изображения снега, луны, звёзд, напомнить, что кора деревьев не гладкая и с помощью чего это можно сделать (стеком). В данном задании используются различные способы работы с пластилином: размазывание, скатывание, вытягивание, процарапывание и так далее, что очень развивает детские ручки.

  Во втором классе есть задание «Рыбка», выполняемое в технике «пластилиновой мозаики». В отличие от предыдущей работы, для «Рыбки» выполняется предварительный рисунок на приготовленной картонке. Общее строение рыбки обсуждается с детьми перед  началом работы, но задание выполняется не по шаблону, не с образца, а по представлению. Толчок детской фантазии дают крупные цветные фотографии аквариумных рыбок. Ребёнок уже  знает основные правила композиции и поэтому без труда справляется с размещением своей придуманной рыбки на листе.

  Мы повторяем понятие стилизации, и у ребёнка появляется возможность понять на примере своей работы: материал диктует степень обобщения и мелкие детали, которые так любят рисовать маленькие дети, не получается выложить даже из самых маленьких кусочков пластилина. В процессе выполнения мелкие детали отбрасываются.

  Для выкладывания мозаики дети берут небольшие кусочки пластилина и укладывают их по рисунку, прижимая к картону.

  Здесь нужно обратить внимание ребят на то, что красивая работа получается тогда, когда в ней присутствуют различные оттенки, для этого следует брать разные цвета пластилина(смешение можно получить только оптически, если смешивать сам пластилин, то получается серый цвет). Для изображения воды, например, применяется не только голубой и синий, но и серый, зелёный, в некоторых местах – чёрный. Можно посоветовать детям  обменяться кусочками пластилина, так как в различных наборах гамма цветов иная. В результате детские работы получаются разные. В процессе творческого поиска ребёнок выбирает не только нужный цвет, но и размер кусочков пластилина, которые он скатывает в шарик или колбаску, потом укладывает на нужное место на рисунке и расплющивает. Польза от такой работы для развития ребёнка несомненна.

  В третьем классе я применяю «пластилиновую живопись» в задании «тематический натюрморт по представлению». Эту тему лучше брать после рисования отдельных предметов и натюрморта с натуры, то есть она служит для повторения и закрепления материала. Дети уже имеют опыт рисования объёмных предметов цилиндрической, конической и шаровидной формы, передачи их объёма с помощью светотени, композиционного расположения нескольких предметов на листе. Для этого задания ребята сначала делают поиски лучшей композиции на маленьких листках бумаги. Затем выполняется рисунок в натуральную величину. Потом работа ведётся размазыванием нужного цвета. Идёт работа пальцами, получаются «мазки», как при работе масляными красками, но существенное  отличие в том, что пластилин практически нельзя смешивать, чтобы не получилась грязь. Этим работа обедняется. Удобство пластилиновой живописи в том, что всегда можно положить сверху новый «мазок» другого цвета или даже соскоблить определённый участок работы и выполнить его заново.

  При выполнении работ в технике «пластилиновой живописи» задействованы сразу все пальцы правой руки, а иногда и левой, что на общее развитие ребёнка действует гораздо более эффективно, чем живопись красками.

  Следовательно, можно сделать вывод: работа детей с пластическими материалами открывает большие возможности в области эстетического воспитания, потому что включает в себя и исполнительский, и творческий компоненты. Эти занятия способствуют развитию мелкой мускулатуры рук ребёнка и как следствие: развитию интеллекта.

                                     Попова Г.В. (Гимназия №1)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика умственного развития детей младшего школьного возраста.

Представлена диагностика уровня умственного развития детей младшего школьного возраста.Диагностические тетради для 1-2классов (Амтхауэра, Антипенко). Есть ещё диагностические тетради для 3-5 кла...

Влияние уровня речевого развития детей младшего школьного возраста на обучение

краткая характеристика речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста, их причины возникновения. Роль педагога и родителей в подготовке детей к школе Диагностика готовности детей к школьном...

Использование средств музыкального воспитания для коррекции произноси-тельной стороны речи у детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями

Наличие у большинства детей нарушений речи различной степени тяжести, остро ставит вопрос о поиске новых форм обучения. Одной из таких форм может стать внесение в содержание уроков музыки специфически...

Организация коррекционной работы по речевому развитию детей младшего школьного возраста с дизартрией, средствами художественной литературы.

Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос коррекции речевого развития детей младшего школьного возраст с дизартрией. Для реализации поставленной цели используются средства художественной литер...

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ

Методическая разработка по вопросам оценивания творческих способностей детей, их развития и заинтересованности музыкой на занятиях ансамблевого музицирования по классу фортепиано....

ИНТЕЛЛЕКТ И ФАКТОРЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Развитие общих способностей человека предполагает развитие его познавательных процессов: памяти, восприятия, мышления, воображения.Для учащихся младшего школьного возраста характерны определённые уров...