Влияние уровня речевого развития детей младшего школьного возраста на обучение
материал по теме

Кондрашова Александра Анатольевна

краткая характеристика речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста, их причины возникновения.

Роль педагога и родителей в подготовке детей к школе

Диагностика готовности детей к школьному обучению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikaciya.docx47.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Влияние уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста на обучение»

  1. Влияние нарушений развития речи детей старшего дошкольного возраста на обучение в  школе.

У детей часто наблюдаются различные речевые нарушения. Наиболее распространено среди них нарушение звукопроизношения. Это нарушение может быть самостоятельным речевым дефектом, но оно и может входить и в состав других, более сложных речевых расстройств, и тогда, зачастую, оно бывает самым заметным их проявлением.

Но даже самое простое  нарушение звукопроизношения нельзя считать безобидным дефектом, поскольку, оно может повлечь за собой серьезные негативные последствия для развития ребенка в целом.

Нарушенное звукопроизношение затрудняет у школьников обучение русскому языку. При этом ребенок с трудом обучается читать и писать, и в дальнейшем допускает в письменной речи большое количество на первый взгляд совершенно ничем необъяснимых и немотивированных ошибок (это называется дислексией и дисграфией). Уже в первом классе на этом фоне у ребенка очень быстро формируется отрицательное отношение к занятиям в школе, страх перед учителем, нежелание учиться, а это приводит к снижению успеваемости и по другим школьным предметам, а иногда и к нервным расстройствам.

Нарушение чтения и письма также приводит к неуспеваемости ребенка по математике. Это связано с тем, что математические уравнения и формулы фактически имеют вид предложения (они являются, он выглядит предложениями и по своему смыслу). А математические символы – это, в сущности, разновидности букв.

Когда у ребенка нарушено произношение большого числа звуков, он выглядит инфантильным, кажется младше своих лет. С таким ребенком взрослые часто излишне «сюсюкаются». Видимо, он и сам ощущает себя маленьким, а потому держит себя ребячливо и часто стремится к общению с детьми по возрасту младше себя. Это задерживает его развитие и делает его дисгармоничным. К школе такой ребенок внутренне не готов. В результате – в первом классе, а может быть. И в последующих ему будет психологически трудно учиться. Ребенка, неправильно выговаривающего звуки, в детском коллективе часто передразнивают, что создает дополнительные психологические проблемы, которых можно избежать, вовремя поставив ему правильное  произношение.

В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослому и в первую очередь это родители. Именно речь родителей является образцом подражания. Ведь дети перенимают от родителей не только новые слова и понимание их значения, но и интонацию речи, темп и т.д.

Тем самым, речь родителей должна соответствовать нормам литературного языка, литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (произнесение звуков и слов, дикция и т.д.), и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности, связности.

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, мы должны решать следующие задачи:

  1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: слуховое внимание (умение определять на слух то или иное звучание и его направление), фонематический слух, способность воспринимать данный темп и ритм.
  2. Развивать артикуляционный аппарат.
  3. Работать над речевым дыханием, т.е. воспитывать умение проводить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами.
  4. Воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения.
  5. Формировать правильное произношение всех звуков родного языка.
  6. Вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т.е. хорошую дикцию.
  7. Формировать нормальный темп речи, т.е. умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым, создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать её.
  8.  Воспитывать интонационную выразительность речи, т.е. умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодий, темпа, ритма и тембра.

Одной из задач дошкольного учреждения является подготовка детей к школе. Переход ребенка в школу – качественно новый этап в его развитии. Этот этап связан с изменением «социальной ситуации развития», с личностными новообразованиями, которые Л.С.Выготский назвал «Кризисом 7 лет». Результатом подготовки является готовность к школе. Эти два термина связаны между собой причинно-следственными отношениями: готовность к школе непосредственно зависит от качества подготовки.

Психологи и педагоги выделяю общую и специальную готовность к обучению в школе. Следовательно, в дошкольном учреждении должна осуществляться общая и специальная подготовка.

Под специальной подготовкой понимается приобретение ребенком знаний и умений, которые обеспечат ему успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам (математика, чтение, письмо, окружающий мир).

В содержании понятия общая педагогика (и готовность) входит психологическая, нравственно-волевая, физическая подготовка.

Изучение программы первого класса школы показывает, что успешно овладеть ею сможет тот ребенок, который уже располагает определенным запасом знаний по школьным предметам, научился читать. Учитель будет опираться на эти познания ученика и развивать их, обогащать. Знания, таким образом, составляют основу для начала обучения по специальным предметам.

Готовность к учению логично формировать путем сближения дошкольных и школьных форм организации и методов обучения. Конечно, не следует превращать детский сад в школу, но должно быть общее: обязательность, систематичность проведения занятий. Это вырабатывает стереотип поведения, создает психологическую установку на обязательность обучения; аналогичными могут быть и отдельные методы, приемы (игровые); могут совпадать и отдельные требования к детям: отвечать по одному, не мешать товарищам, слушать их ответы, выполнять задание воспитателя (учителя) и других. Однако еще раз подчеркнем, что превращать занятие в урок недопустимо.

С точки зрения нравственно-волевой подготовки к школе важно обратить внимание на интерес ребенка к занятиям, на то, что рождает желание заниматься. Р.С.Буре отмечает, что желанию заниматься способствуют такие факторы: возможность удовлетворения потребности в познании; наличие трудностей, связанных с содержанием, объемом, способами выполнения задания; возможность эти трудности преодолевать и получать положительную оценку взрослого. Оценку, а не отметку, как это будет в школе. Ш.А.Амонашвили не рекомендует ставить отметки даже первоклассникам. «Отметка представляет собой педагогическую Бабу Ягу, переодетую в Добрую Фею», - так образно выразил свое отношение к отметке ученый.

  1. Комплект диагностических методик, определяющих готовность детей к школьному обучению.

1 этап. Фронтальное обследование.

Задание 1.

Цель: выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме этого, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать прямолинейные отрезки, рисовать углы, не округляя их.

Текст задания: «Посмотрите сюда» (указывается рисунок к заданию). «Здесь вы будете выполнять задание. Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру в большой рамочке» (педагог обводит указкой большую рамочку)

Оценка выполнения задания

3 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены.

2 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не все углы прямые. Не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если: общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена.

1 балл – существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо.

0 баллов – не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-то замкнутая линия.

В случае если фигура изображена нетвердой рукой, ставится значок «-» в дополнение к баллу.

Задание 2.

Цель: выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Вместе с тем проверяется умение пересчитывать клеточки.

Текст задания: «Задание будете выполнять на клетчатой бумаге / указывается место для выполнения задания/

  1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо  клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.
  2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз через две клеточки и третью закрасьте, синим карандашом.
  3. Возьмите зеленый карандаш и найдите клеточку, расположенную слева от синей, отступите одну клеточку от нее вниз и закрасьте зеленым карандашом.
  4. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клеточки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом».

Оценка выполнения задания:

3 балла – все выполнено верно.

2 балла – выполнено верно 2-3 пункта задания

1 балл – выполнено верно только 1 пункт задания (допущены ошибки в направлении, счете. Начале отсчета)

0 баллов – задание не выполнено

В случае если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится «-».

Задание 3.

Цель: выявление умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; соответственно правильному пониманию текста задачи, перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов)

Текст задания: «Здесь вы будете выполнять третье задание» (указывается место для выполнения задания№3). «Посмотрите на свои листики. Послушайте задание».

  1. «На полянке играют 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей играют на полянке? Нарисуйте столько кружков, сколько детей играют на полянке».
  2. «В машине ехало 6 человек. Двое вышло из машины. Рядом с кругами нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине» (текст задачи можно повторить)

Оценка выполнения задания:

З балла – выполнены верно обе задачи

2 балла – одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное

1 балл – выполнено верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет

0 баллов – есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное.

Задание 4.

Цель: выявление интуитивных топологических представлений, понимания терминов «внутри», «вне»; выявление способности правильно понимать высказывание, например: «Отметьте точку внутри квадрата, но вне круга».

Текст задания: «Посмотрите на доску» (педагог чертит на доске треугольник). «Я начертила треугольник» (отмечает точку внутри треугольника). «Я отметила точку внутри треугольника» (отмечает точку вне треугольника). «Я  отметила точку вне треугольника». «Теперь посмотрите на этот чертеж (указывает чертеж к заданию 4)». На своих листках найдите круг, найдите квадрат»

  1. Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата
  2. Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга
  3. Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга и внутри квадрата
  4. Возьмите простой карандаш и отметьте точку, которая расположена и вне круга и вне квадрата

Оценка выполнения задания:

3 балла – все выполнено верно

2 балла – выполнено верно 2-3 пункта задания

3 балла – выполнен верно только 1 пункт задания

0 баллов – задание не выполнено

Задание 5.

Цель: выявление умения сравнивать множества по числу элементов; выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов (вне зависимости от навыка счета)

Текст задания: «Найдите у себя на листах рисунок, на котором изображены круги и треугольники» (указывается рисунок к заданию 5). «Чего больше: кругов или треугольников? Если кругов больше, то нарисуйте рядом еще один круг. Если треугольников больше, то нарисуйте еще один треугольник».

Оценка выполнения задания:

3 балла – сравнение проведено верно

0 балла – сравнение проведено неверно.

Задание 6.

Цель: выявление умение классифицировать; умения находить признаки, по которым произведена классификация.

Текст задания: «Рассмотрите эти два рисунка» (указываются рисунки к заданию 6). «На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы ее нарисовали. От белочки к этому рисунку проведите карандашом линию».

Оценка выполнения задания:

3 балла – линия проведена правильно (к зверям)

2 балла – линия проведена к птицам

0 балл – задание не выполнено

Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия

Текст задания: «Посмотрите на расположенные на листе картинки, видите, под ними есть небольшие кружочки. Вам нужно будет самостоятельно назвать каждую картинку. Если в названии картинки есть звук [с], то нужно зачеркнуть кружок под ней. Первая картинка «солнце», в слове «солнце» есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок. А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания».

Оценка выполнения задания:

3 балла – правильное выполнения задания

2 балла – выделен звук из позиции начала слова. Ошибочного выделения других звуков нет

1 балл – наличие ошибок  (отсутствует дифференциация звуков [с]-[з]).

0 баллов – отсутствие дифференциации звуков [с]-[з], [с]-[ц], [с]-[ш] или полное неприятие задания.

Задание 8.

Цель: выявление степени овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.

Текст задания: «Вы видите домик с тремя окошками и рядом с ним картинки. Каждое окошко – звук в слове. Назовите тихонько все картинки и подумайте, в каком слове три звука. Эту картинку соедините линией с домиком».

Оценка выполнения:

3 балла – правильное выполнение задания

2 балла – наличие ошибок в один звук

0 баллов – непринятие задачи, полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества «окошечек».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Диагностика речевого развития детей младшего школьного возраста"

Логопедическая диагностика является важнейшим компонентом логопедической работы. Программа направлена на определение актуального уровня речевого развития ребёнка....

Организация коррекционной работы по речевому развитию детей младшего школьного возраста с дизартрией, средствами художественной литературы.

Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос коррекции речевого развития детей младшего школьного возраст с дизартрией. Для реализации поставленной цели используются средства художественной литер...

Презентация. Родительское собрание: "Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста".

Презентация предназначена для родителей детей 2-  4 лет. Цель: профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста....

Загадка, как средство речевого развития детей младшего школьного возраста с ОВЗ.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – на...

Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Консультация для родителей и педагогов "Особенности речевого развития детей 3 лет"...

Влияние классического танца на развитие детей младшего школьного возраста

Классическая хореография является основой всех сценических танцев, она способна выражать самые различные мысли и чувства человека, способен передавать всю сложность взаимоотношений человека с окружающ...