Влияние классического танца на развитие детей младшего школьного возраста
методическая разработка

Классическая хореография является основой всех сценических танцев, она способна выражать самые различные мысли и чувства человека, способен передавать всю сложность взаимоотношений человека с окружающим его миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние классического танца на развитие детей школьного возраста

Ситуация в области здоровья детей, сложившаяся в Российской Федерации в настоящее время, крайне непроста. Более 50% школьников имеют функциональные отклонения в состоянии организма: 30-40% детей - со стороны опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз). В то же время существует принципиальный момент: реальный уровень нарушения осанки у школьников выше, чем данные официальной статистики. При более тщательном обследовании нарушения осанки диагностируются у 40-45% школьников.

Между тем общеизвестно, насколько важна правильная осанка в жизнедеятельности школьника. Любые ее нарушения приводят к хроническим заболеваниям или нарушениям функционирования систем и органов. Именно на данном возрастном этапе, когда происходит формирование опорно-двигательного аппарата, закладываются основы функциональных возможностей организма, актуальной является задача формирования правильной осанки, поиска эффективных средств и технологий для ее решения.

Основными средствами формирования правильной осанки традиционно принято считать лечебную физическую культуру (ЛФК), плавание и массаж. Все перечисленные средства, как и все в медицине, многократно исследованы и признаны эффективными. В то же время необходимо подчеркнуть, что появление рекомендаций по коррекции осанки у школьников вышеуказанными средствами не снижает остроты ситуации, так как на протяжении последних десятилетий наблюдается устойчивая тенденция увеличения числа детей, страдающих тем или иным видом нарушения осанки.

Справедливости ради следует отметить и тот факт, что внедрение плавания и массажа в массовом порядке в школьные учреждения очень проблематично в условиях социально - экономических изменений, произошедших в нашем обществе в последнее время.

Помимо этого, исследованиями установлено, что на занятиях лечебной физической культурой, проводимых в школьных образовательных учреждениях, наблюдается отсутствие интереса у детей к двигательной деятельности в связи с однообразием.

Данные обстоятельства заставляют искать новые подходы, расставлять другие акценты, определять такие средства физического воспитания, которые, действуя на мотивационно - эмоциональную сферу, создают стойкий интерес у детей к двигательной деятельности и положительно влияют на формирование правильной осанки. Мы убеждены, что к таким средствам целесообразно отнести упражнения хореографии и танца, которые имеют достаточно широкий спектр воздействия на личность ребенка в целом.

Более двух с половиной тысяч лет тому назад Платон сказал: «Танцы назначены для образования тела». И сегодня эти слова звучит актуально.

Опыт современных мастеров танца, педагогов-практиков, специалистов в области физической культуры свидетельствует, что занятия танцем оказывают серьезнейшее воздействие на формирование правильной осанки, способствуют исправлению функциональных нарушений осанки, укреплению «мышечного корсета» и связочно-мышечного аппарата стопы и голени, развитию чувства равновесия, ловкости, координации, двигательной памяти.

Тем не менее, вопрос о степени влияния упражнений хореографии на опорно-двигательный аппарат школьника остается открытым. Анализ научных источников свидетельствует о недостаточности исследований эффективности хореографии как средства формирования правильной осанки.

Использование упражнений хореографии и танца на уроках физкультурой рекомендуется в методических пособиях и реализуется на практике, но на основе узкого понимания места «хореографии и танца» в процессе физического и эстетического развития ребенка. Методические разработки по детскому хореографическому творчеству, как правило, рассчитаны на профессионалов-хореографов, имеющих специальное образование, а не на специалиста по физическому воспитанию.

По признанию учителей физической культуры, методистов школьных учреждений, хореографические упражнения не используются ими из-за трудности подбора музыкального сопровождения, отсутствия методического материала, слабой хореографической подготовки, незнания хореографической терминологии.

Как правило, занятия с элементами хореографии во многом представляют слепок с профессиональной хореографической системы для образования взрослых, как по методическим принципам обучения, так и по овладению технологией танцевального искусства.

Сложность применения упражнений классического танца в образовательном процессе школьников заключается в том, что, помимо знаний своей определенной предметной области с присущей ей методикой обучения, требует от педагога знаний в области биомеханики хореографических движений, методики преподавания хореографических упражнений.

В настоящее время в силу недостаточной исследованности средства хореографии и танца узко и пассивно используются на уроках физкультуры со школьниками и практически совсем не применяются с целью формирования правильной осанки.

Рассматривая хореографические упражнения не только как вид танцевального искусства, но и как средство формирования правильной осанки и развития физических качеств, ряд авторов предлагают использовать все упражнения хореографии.

Такой подход кажется неоправданным при работе со школьниками. Недостаточная изученность этой проблемы проявляется в практике появлением научно необоснованных программ и набором случайных средств, используемых на занятиях с детьми школьного возраста. Занятия с детьми должны обеспечивать целостность педагогического процесса, соответствие физических нагрузок анатомо-физиологическим особенностям занимающихся, быть планомерными, а это невозможно сделать без научно обоснованной системы обучения.

Учитывая возросшую интеллектуальную нагрузку на школьников в настоящее время, можно предположить «загрузку» левого, вербально знакового полушария при пассивной функции правого. Для того чтобы восполнить этот пробел, исследователи рекомендуют проводить занятия с применением эмоциональной и воспитывающей вкус музыки и уделять большое внимание развитию у детей творчества и воображения. Следует отметить, что в этом отношении может быть использована хореография, относящаяся к невербальной знаковой системе и связанная с эмоциональной стороной жизни ребенка.

Обращение к данному виду искусства позволяет открыть широкие возможности не только педагогическому творчеству, но и желанию ребенка проявить себя креативно, раскрепоститься, снять с себя психологические «зажимы», которые, как известно, влияют на формирование правильной осанки.

Между тем анализ научной литературы показал, что сегодня задача формирования правильной осанки у школьников средствами хореографии и танца в разделах физической культуры фактически не обсуждается.

За последнее время в системе школьного воспитания по ряду направлений расширились и углубились исследования и методические разработки, в которых рассматриваются актуальные вопросы, связанные с формированием осанки у школьников. К сожалению, почти не уделяется внимания роли и значению хореографии в формировании правильной осанки у детей школьного возраста.

Таким образом, на современном этапе выявилась необходимость переосмысления положения хореографии и танца в физической культуре школьников.

Сегодня на возможности хореографии и танца все более и более обращают внимание и пытаются использовать западные хореографы и врачи, в частности хирурги-ортопеды. Была разработана методика коррекции классическим танцем позвоночника у детей, больных сколиозом. Методика основана на предположении, что классический танец естественен для человека. Практическое применение этой методики на двух группах детей с признаками сколиоза нетравматического характера принесло исправление и стабилизацию позвоночника в 100% случаев.

Очевидным становится, что хореографии и танцу необходимо отводить особую роль в формировании осанки у школьников. Однако на сегодняшний день единая точка зрения на преподавание хореографии и танца в школьном учреждении отсутствует. В специальной научной литературе не разработан вопрос методики применения средств хореографии и танца с целью формирования правильной осанки у детей школьного возраста.

Как отмечает С. Л. Слуцкая, существующие программы музыкально-ритмического воспитания не имеют прямого отношения к хореографии.

Изучение танца становится особенно актуальным в настоящее время, когда к нему наметился активный интерес как к средству многофункционального воздействия на человека, в том числе на детей первого десятилетия жизни.

В специальной литературе вопросам методики преподавания классического танца посвящен ряд работ как российских, так и зарубежных авторов. Основополагающим трудом является книга А. Я. Вагановой «Основы классического танца».

За последнее время в свет выпущены учебно-методические пособия, в которых совершенствуются методы А. Я. Вагановой, однако эти работы посвящены общим вопросам преподавания хореографии и танца, они не ставили своей целью исследовать влияние занятий танцем на формирование осанки детей школьного возраста. До сих пор нет методических разработок по частным вопросам, а именно разработок, в которых описывались бы подходы к традиционному методу обучения классическому экзерсису с учетом возрастных и индивидуальных возможностей школьников.

На сегодняшний день имеется небольшое количество работ, в которых хореография и танец проанализированы как фактор модернизации содержания физкультурного воспитания детей, как метод развития координационных способностей и реабилитации детей, больных бронхиальной астмой.

Вместе с тем следует отметить, что исследования носят разрозненный характер изучения отдельных сторон хореографии в образовании, но не охватывают процесс формирования правильной осанки у школьников средствами хореографии и танца.

Таким образом, с одной стороны, существует необходимость в научном обосновании методики, где ведущим звеном является формирование правильной осанки у школьников средствами хореографии и классического танца, которые для этой цели имеют широкие возможности, с другой стороны, проблема разработки такой методики остается малоизученной, что и определяет актуальность нашего исследования.

Хореография как одно из эстетических средств воспитания детей

Эстетическая культура человека связана с его мировоззрением. Поэтому проблема формирования гармоничной личности тесно переплетается с вопросами эстетического восприятия.

Одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания является хореография, она обладает большой силой эмоционального воздействия и поэтому является важным средством формирования идейных убеждений, нравственных и эстетических идеалов. Хореографическое искусство, наряду с музыкой и изобразительным искусством, формирует потребность к творческой преобразовательной деятельности.

Приобщая ребёнка в детском коллективе к хореографии, необходимо в первую очередь иметь в виду эмоциональное активное восприятие. Важно научить ребёнка понимать язык танца, пользоваться им для самовыражения.

Роль хореографии в развитии ребёнка важна и многогранна:

-в укреплении здоровья, физических сил.

Если сопоставить хореографию с различными видами спорта, то преимущество хореографии значительно развивает какую-то определённую группу мышц, с большой степенью травмирования.

Хореография же очень гармонично, равномерно и с одинаковой степенью активности развивает все группы мышц, даже лицевых (мимика). При занятиях хореографией проще и быстрее можно урегулировать дыхание (меняя упражнения, движения). Да и внешне человек, в целом, отличается от других людей, если он с детства занимается хореографией - походка, осанка и повороты головы, манера поведения, жесты.

И стоит заметить, что новые формы гимнастики, появившиеся сравнительно недавно - аэробика, шейпинг и др., ничто иное, как ритмика, - в развитии логического мышления, памяти, инициативы.

Занятия хореографией носят целенаправленный характер для развития основных видов памяти: наглядно-образную, эмоциональную и двигательную.

Память ребёнка сохраняет мышечно-двигательные образцы заученных движений. Наглядно-образная память создает у ребёнка представления о форме движения, т.е. об их направлении (вправо, влево), о скорости (в каком темпе), последовательности, ритме, характере;

- в развитии воображения и привычки к самостоятельным движениям;

в развитии психического состояния ребёнка и положительных эмоций;

в развитии музыкального ритма и координации.

Занятия хореографией немыслимы без сопровождения музыки. От характера движения меняется и характер музыкального сопровождения (возможно и наоборот). Ребёнок быстрее усваивает различные жанры музыки (вальс, полька, марш), если это подкрепляется движениями, комбинациями.

Если сопоставить хореографию с физической культурой в развитии координации ребёнка, то и здесь роль хореографии значительней. Она более движима и в хореографии есть понятие рисунок танца- другими словами, это перемещение по сценической площадке по заданному рисунку. Что даёт возможность на развитие у ребёнка чувства ориентации и размещении в пространства;

- в формировании у детей социального поведения в духе гуманных ценностей и норм.

Чувство коллектива, как единой исполнительной группы. Отношение к девочке (девушке, женщине), к партнеру. Чувство взаимовыручки, взаимопомощи, Ответственность за правильность исполнения.

Особенности обучения детей школьного возраста искусству хореографии

На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остается искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человечества.

Школьное образовательное учреждение должно создать такие условия обучения и воспитания каждого индивида, при которых исчезла бы самая возможность диспропорции между интеллектуально-теоретическим, художественно-эстетическим, нравственным, физическим и эмоциональным развитием личности.

Хореографии обучают в школьных образовательных учреждениях крайне редко, в основном ограничиваясь введением занятий музыкально-ритмических движений, являющихся составной частью хореографического обучения. Ограниченно представлено и программно-методическое обеспечение этого предмета для школьного образования. Основной недостаток современных программ по музыкально-ритмическому воспитанию состоит в том, что занятия построены практически на бальной хореографии, не используя возможности народного и классического танцев. Хореография - средство умственного, эстетического, нравственного и физического воспитания широкого профиля, ее специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов.