Программа "Диагностика речевого развития детей младшего школьного возраста"
рабочая программа по теме

Логопедическая диагностика является важнейшим компонентом логопедической работы. Программа направлена на определение актуального уровня речевого развития ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа61.5 КБ
Microsoft Office document icon Приложение41 КБ

Предварительный просмотр:

бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Вологодской области

«Тотемский центр психолого-медико-социального сопровождения»

          Диагностическая психолого-педагогическая программа

«Диагностика речевого развития младших школьников»

Автор-составитель:

учитель-логопед

Дурова Елена Николаевна

Теоретическое обоснование программы

В  последние годы мы отмечаем значительный рост количества детей с различными трудностями обучения. Причины вызывающие эти трудности многозначны, решить их быстро невозможно.

Как показало многолетнее изучение, одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.

Установлено, что 1/3 учащихся с дефектами речи являются неуспевающими или слабоуспевающими по родному языку. Это, прежде всего дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования. При этом наблюдаются не только нарушения внятности речи, но и аномальное овладение звуковым составом слова.  Эти отклонения в речевом развитии носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребёнка, однако отставание в учёбе неизбежно, если логопату своевременно не оказать логопедическую помощь.[10]

   Дети-логопаты страдают пониженной способностью анализировать явления языка. Они не всегда умеют подмечать и выделять звуковые, морфологические и синтаксические элементы речи и наблюдается недостаточная сформированность слухоречевой памяти и внимания, навыков самоконтроля. Перечисленные особенности препятствуют полноценной учебной деятельности и ведут к стойкой неуспеваемости. Поэтому необходимо своевременно выявлять таких детей и как можно раньше оказывать им соответствующую помощь, которая должна быть направлена на устранение у учащихся имеющихся пробелов в развитии устной и письменной речи и обусловленных ими затруднений в овладении программным материалом. Основным здесь является развитие и совершенствование устной речи детей и, прежде всего, формирование у них правильного произношения, фонематических обобщений, на базе которых осуществляется коррекция письма и чтения.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

  Проблема нарушений чтения и письма рассматривается уже более 100 лет, но до сих пор является одной из наиболее актуальных и сложнейших в логопедии, так как является весьма распространённым явлением (Бельгия-5%, Британия-4%, Греция-5%, Финляндия-10%).

  Современные знания о дисграфии и дислексии (нарушения письма и чтения) в нашей стране связаны, главным образом с идеями В.И. Лурия, Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, В.Н. Винарской, Н.А. Никашиной, которые более чем полвека лежат в основе отечественной теории и практики изучения нарушений письма и чтения у детей и взрослых, сохраняя своё значение и теперь.

В настоящее время проблемой нарушения чтения и письма занимаются Р.И. Лалаева, В.И. Городилова, М. З. Кудрявцева, А.Н. Корнев, продолжается дальнейшая разработка и интенсивное накопление сведений и экспериментальных данных, позволяющих определить причины и патогенез возникновения дисграфий и дислексий, совершенствовать систему коррекционной работы.[12]

Логопедическая диагностика является важнейшим компонентом системы логопедической работы. В процессе диагностики выявляются симптомы отклонений в развитии речи, механизм нарушения, его причины.

Основу логопедической диагностики составляют симптомологический и патогенетический подходы. Учитель-логопед должен максимально подробно и объективно составить картину развития речи ребёнка и определить факторы, оказывающие отрицательное и положительное влияние на эту картину.[9]

Пояснительная записка

Настоящая диагностическая психолого-педагогическая программа учитывает образовательные потребности и запросы обучающихся и их родителей (законных представителей). Эта  программа направлена на постановку правильного логопедического заключения на основе результатов экспресс-диагностики и выдачу своевременных логопедических рекомендаций в соответствии с актуальным уровнем речевого развития ребёнка. На основании диагностического обследования выявляются дети, имеющие дефекты звукопроизношения, нарушения в формировании навыка чтения и письма и нуждающиеся в получении дальнейшей логопедической помощи.

Диагностическая психолого-педагогическая программа содержит следующие разделы:

  1. теоретическое обоснование программы;
  2. пояснительная записка;
  3. содержание программы.

Как уже отмечалось, для современной общеобразовательной школы характерна буквально катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко не случайное. Причины его уходят своими корнями в дошкольный возраст.

Задолго до изучения грамматических правил ребёнок должен овладеть грамотой, то есть хорошо разобраться в звуках и буквах, из которых состоят слова, и научиться точно «фотографировать» устную речь в условиях полного совпадения написания с произношением, когда «пишется так, как слышится». К сожалению, даже это удаётся далеко не всем детям, а у многих из них уже в первые дни пребывания в школе возникают специфические трудности письма, которые свидетельствуют о наличии у ребёнка так  называемой дисграфии.

Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

В отечественной литературе термины «дисгафия» и « дизорфография» противопостав-

ляются, то есть разграничиваются.

Для дифференциальной диагностики этих нарушений необходимо уточнить те критерии, на основе которых выделяются ошибки при дисграфии и дизорфографии. Таким основным критерием является тот принцип правописания, который преимущественно нарушается. Известно, что в русской орфографии выделяются следующие основные принципы: фонетический (фонематический), морфологический, традиционный.

В основе фонетического (фонематического) принципа правописания лежит звуковой (фонематический) анализ речи. Слова записываются, так как они слышаться и произносятся  (ДОМ, ТРАВА, КАНАВА). Пишущий анализирует звуковой состав слова и обозначает звуки определёнными буквами. Таким образом, для реализации фонематического принципа письма необходима сформированность дифференциации фонем и фонематического анализа.

Морфологический принцип состоит в том, что морфемы слова (корень, приставка, суффикс, окончание) с одинаковым значением имеют и одинаковое написание, хотя их произнесение в слабой и сильной позиции может быть различным ( ДОМ – ДО(а)МА, СТОЛ – СТО(а)ЛЫ, СОЙТИ – С(з)БЕЖАТЬ). Использование морфологического принципа предполагает умение определять значащие морфемы слова, определять морфологическую структуру слова, выделять морфемы с одинаковым значением, произношение которых может отличаться в различных фонетических условиях. Уровень морфологического анализа тесно связан с развитием словаря и грамматического строя речи.

И, наконец, традиционный принцип предполагает такое написание слова, которое сложилось в истории письменности и не может быть объяснено фонетическим или морфологическим принципом правописания.

С учётом принципов орфографии можно сделать вывод, что дисграфия преимущественно связана, с нарушением реализации фонетического принципа, а при дизорфографии нарушается использование морфологического и традиционного принципов правописания.[6]

По результатам диагностики родители получают квалифицированную логопедическую консультацию, которая позволяет им правильно определить образовательный маршрут ребёнка и активно участвовать в процессе коррекции, воспитания и образования.

Цели программы:

Своевременное прогнозирование нарушений речевого развития ребёнка.

        Предупреждение возникновения нарушений письма и чтения.

Задачи:

  1. Получить информацию об уровне интеллектуального и речевого развития ребёнка, выявить особенности его поведения, черт характера, способности.
  2. Определить причины  трудностей в обучении русскому языку у  учеников начальных классов  и  оказать помощь в их преодолении.
  3. Сформулировать логопедическое заключение и формировать рекомендации по выбору образовательного маршрута в устранении выявленных проблем.
  4. Оказать квалифицированную логопедическую консультацию педагогам, родителям ребёнка с прогнозом его речевого развития в случае устранения речевого дефекта, либо при отсутствии помощи.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  1. Удовлетворение запроса родителя.
  2. Постановка правильного логопедического заключения на основе результатов экспресс-диагностики.
  3. Выдача своевременных логопедических рекомендаций в соответствии с актуальным уровнем речевого развития ребёнка.

Данная диагностика учитывает возрастные и индивидуальные особенности речевого развития детей.

Результаты диагностики являются точкой отсчёта для прогнозирования особенностей развития ребёнка и подбора оптимального содержания обучения и воспитания, средств и приёмов адекватного педагогического и коррекционного воздействия.

Содержание программы

  1.  Программа состоит из пяти модулей, которые могут использоваться как все вместе, так и автономно.

Модуль 1: ориентировочный.

Логопедической экспресс-диагностике предшествует ознакомление учителя-логопеда с представленной документацией.

Обычно перечень необходимых документов обговаривается заранее с родителями при записи на обследование и его объём может зависеть от характера трудностей, которые испытывает ребёнок. По ходу изучения медицинской документации логопед составляет представление о возможной этиологии речевой патологии, и её патогенезе. Особое внимание необходимо обратить на данные о протекании беременности и родов, о раннем развитии ребёнка, на наличие тяжёлых и/или хронических заболеваний. Однако необходимо учитывать, что в медицинской документации не всегда указываются достоверные сведения. Поэтому в процессе знакомства  с медицинской документацией логопед намечает те вопросы, которые он будет обсуждать в личной беседе с родителями.[3]

  1. Выяснение запроса родителей.
  2. Ознакомление с педагогической документацией.
  3. Выяснение акушерского анамнеза и анамнеза развития ребёнка.

Затем учитель-логопед приступает непосредственно к логопедическому обследованию ребёнка.

 Модуль 2: проверка уровня сформированности устной речи.

Для обследования устной речи используется диагностический материал О.Б. Иншаковой «Альбом для логопеда».

Процедура модуля 2 начинается с установления контакта  специалиста с ребёнком, через беседу исследуются представления об окружающем мире, выясняются интересы и занятия ребёнка. Учитель-логопед, в беседе с ребёнком, уже с первых моментов обследования может отметить следующее:

-качество звукопроизношения;

-уровень речевой активности в целом (адекватная, слабая, чрезмерная);

-развёрнутость высказываний.

При предъявлении картин с недостающими элементами, контурным, пунктирным, зашумлённым изображением отмечается сформированность предметного гнозиса, буквенного гнозиса и праксиса..

При исследовании сформированности представлений о пространственных, временных, пространственно-временных и квазипространственных отношениях, анализируются знания ребёнка о взаиморасположении  объектов в пространстве, правильное употребление предлогов и слов, обозначающих пространственные отношения ( в, на, под, за, перед - спереди, сзади - позади, сверху, снизу, сбоку, слева, справа, внутри, снаружи, между и т.д.) на конкретных предметах. Здесь же оценивается и их вербализация, возможность пассивной ориентации в пространственных отношениях. Анализируется сформированность представлений ребёнка о временных соотношениях (дальше, короче, быстрее, медленнее), возможность актуализации серийных рядов ( времена года, месяцы, дни недели, время суток, в том числе и  в варианте «что перед…?», «что после…?»). А также оценивается умение создания сравнительных степеней прилагательных (близко - ближе, темно - темнее). Оценивается правильность показа по инструкции взрослого с употреблением предлогов и слов, обозначающих пространственные отношения, называние ребёнком наиболее частотных (чаще употребляемых) предлогов, сформированность представлений ребёнка о некоторых временных соотношениях.

По результатам анализа качества различных сторон речи, посредством наблюдения, логопед намечает направления  дальнейшего логопедического обследования. Обследование фонематического восприятия является обязательным направлением в процедуре обследования учащихся начальных классов при наличии у них специфических ошибок, выражающихся в виде смешений и замен оппозиционных согласных в сильной позиции, пропусков гласных и других проявлений, обусловленных недостаточностью фонематического восприятия и звуко-буквенного анализа.[3]

Модуль 3: проверка уровня сформированности навыка письма. Приложение 1

Если в процессе анализа письменных работ были обнаружены ошибки, обусловленные несформированность языковых средств, необходимо провести углублённое обследование письменной речи. В качестве дополнительных тестов можно использовать различные виды записи, способствующие выявлению ведущего звена в структуре дефекта: письмо под диктовку, списывание и другое.[3]

Модуль 4: проверка уровня сформированности навыка чтения. Приложение 1

Как правило, нарушения письма и чтения выступают в комплексе. Поэтому  после выполнения небольших по объёму письменных работ можно предложить для чтения текст. В ходе чтения логопед обращает внимание на:

  1. умение правильно показать печатные и прописные буквы;
  2. способность правильно называть буквы;
  3. способность чтения слогов, слов, предложений, текста и отмечается характер допускаемых ошибок (замены, искажения, пропуски, перестановки букв);
  4. характер чтения (побуквенное, по слоговое, слитное, выразительное);
  5. понимание прочитанного;
  6. отношение ребёнка к чтению.

Модуль 5: информирование родителей.

По результатам экспресс-диагностики учитель-логопед формулирует логопедическое заключение. Даются рекомендации родителям.

        Информирование родителей – деликатный и сложный этап обследования ребёнка. Он проводится в виде беседы с родителями в отсутствие ребёнка. Во-первых, беседу с родителями следует строить на доступном для них уровне использования терминологии, чётко структурируя материал по результатам обследования. Во-вторых, беседа должна учитывать родительское чувство любви к ребёнку: Необходимо подчёркивать достоинства и достижения даже самых тяжёлых детей, подробно разъяснять сущность дефекта и тут же давать конструктивные предложения по их преодолению. В-третьих, беседа должна быть построена в конструктивном направлении, так как коррекционная работа будет недостаточно эффективной, если мы не найдём активных союзников в лице родителей.[3]

Результаты диагностики являются точкой отсчёта для прогнозирования особенностей развития ребёнка и подбора оптимального содержания обучения и воспитания, средств и приёмов адекватного педагогического и коррекционного воздействия.

Результаты индивидуальной диагностики (модуль 2-4) заносятся в  протокол, в случае, если экспресс-диагностика проводится в группе (модуль 3-4), то это отражается в справке для администрации образовательного учреждения. Производится количественный  анализ, показывающий,   как ученики класса справились наиболее и наименее успешно.  Сравниваются результаты диагностики письма  данного года и предыдущего или с началом учебного года,  делается вывод о динамике развития письменной речи учащихся. Качественный анализ  позволяет выявить  причины трудностей в выполнении заданий, определить характер ошибок:

  1. неспецифические, т.е. нехарактерные, нестойкие, случайные, допущенные по невнимательности или забывчивости;
  2. специфические – замены, пропуски, перестановки букв, слогов и слов; не  часто повторяющиеся грамматические и лексические ошибки;
  3. дисграфические ошибки – часто повторяющиеся специфические ошибки.

Выводы, сделанные после качественного анализа результатов диагностики позволяют учителю-логопеду дать аргументированные рекомендации участникам образовательного процесса: администрации школы, педагогу, родителям,

        Таким образом,   данная  программа  помогает: учителю-логопеду  своевременно прогнозировать нарушения речевого развития ребёнка,  разработать или подобрать коррекционные программы с учетом полученных результатов; педагогу определить причины  трудностей в обучении русскому языку у  учеников начальных классов и оказать  индивидуальную помощь; администрации  отслеживать динамику учебных способностей учащихся начальной школы и принимать административные решения по подбору программы обучения, соответствующей возможностям ребенка; родителям  понять проблемы и трудности ребенка, помочь их преодолеть.

Литература:

  1. Ахутина Т.В.,  Иншакова О.Б. «Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников». - Изд. Сфера, Москва,  2008 г.
  2. Волкова Г. А.  «Методика обследования нарушений речи у детей». - Спб, РГПУ, 1993 г.
  3. Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». -  Айрис-Пресс  Москва 2005г.
  4. Иншакова О.Б. «Альбом для логопеда». - Москва, Владос, 1998 г.
  5. Ковшиков В.А. «Материалы для выявления и коррекции нарушения произношения звуков». - СПБ, 1994 г.
  6. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников». - Спб., Союз, 200 1г.
  7. «Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья». Методическое пособие/ авт.-сост.: Л. И. Загляда, Г. А. Спирина, А. Н. Климова, А. В. Толкачёва – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2007 г.
  8. Садовникова И. Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников».- Москва, 1995 г.
  9. Смирнова И.А «Диагностика нарушений развития речи». - Спб.Детство-Пресс, 2007 г.
  10. Шипицина Л.М. «Психолого-медико-педагогическая консультация». - СПб. «Детство-Пресс» 2002г.
  11. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. «Как помочь детям с недостатками речевого развития» Пособие для учителя. - Москва. Аркти 1999 г.
  12. Интернет-ресурсы.

Дурова Е.Н. 103-785-701



Предварительный просмотр:

Дурова Е.Н. 103-785-701

Приложение 1

Письменные задания по классам

1 класс

 1. Определение умения копировать предложение, написанное разным шрифтом, умение концентрировать и переключать внимание

Инструкция

Задание

Прочитать текст

В полях лежат глубокие снега. Трудно птицам и зверям найти корм в снегу.

Списать предложение с рукописного текста.

В полях лежат глубокие снега.

Списать предложение с печатного текста.

Трудно птицам и зверям найти корм в снегу.

2. Определение знания букв русского алфавита.

Инструкция

Задание

Написать под диктовку строчные буквы (в случае забывания обозначить букву точкой)

п,и,ш,т,ц,е,ж,д,у,б,ч

Напиши прописные буквы

Г,Д,Ч,З,У,Е,Ж,Н,К

3. Определение умения обозначать буквами русского языка фонемы.

Инструкция

Задание

Диктант слогов

але, лери, ац, бапо, дожу, ашу, зню, глор, астка, щац, вздро ,щус, айка.

4.Определение способности к мгновенному кратковременному удерживанию

 в памяти предложения.

Инструкция

Задание

Записать после однократного прослушивания

У ёлки пушистый зайчик.

Слуховой диктант «Клён».

У дома рос клён. На ветки клёна сели птицы. Это галки. Сережа дал им крошки хлеба и зёрен.[6]

2 класс

1. Определение умения копировать предложение, написанное разным шрифтом, умение концентрировать и переключать внимание.

Инструкция

Задание

Прочитать текст «Лягушка.»

Жила-была на свете лягушка. Она сидела в болоте и ловила комаров и мошек. Однажды она сидела на сучке, высунувшись из воды. Лягушка наслаждалась тёплым мелким дождиком. Дождик моросил по её лакированной спинке Вдруг тонкий звук раздался в воздухе. Это были утки. Они спустились в болото. Лягушка спряталась.[1]

Списать предложения с рукописного текста

Жила-была на свете лягушка. Она сидела в болоте и ловила комаров и мошек. Однажды она сидела на сучке, высунувшись из воды.

Списать предложения с печатного текста

Жила-была на свете лягушка. Она сидела в болоте и ловила комаров и мошек. Однажды она сидела на сучке, высунувшись из воды.

2. Определение знания букв русского алфавита.

Инструкция

Задание

Напиши строчные буквы

п,и,ш,т,ц,ш,ж,д,у,б,ч, х

Напиши прописные буквы

Г,Д,Ч,З, Ц, У, Е, В, Ж,Щ

3. Определение умения обозначать буквами русского языка фонемы,

Инструкция

Задание

Диктант слогов

але, лери, ац, бапо, дожу, ашу, зню, глор, аст, арк, сми, астка, ижбо, щац, вздро ,вач, крет

4.Определение способности к мгновенному кратковременному удерживанию в памяти

    предложения.

Инструкция

Задание

Записать после однократного прослушивания

У зелёной ёлки пушистый зайчик.

Слуховой диктант

Птицы.

Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замёрзла река. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зёрен. Летом посевам нужна защита. Птицы спасут урожай.

3 класс

1. Определить умения копировать предложение, написанное разным шрифтом, умение концентрировать и переключать внимание.

Инструкция

Задание

Прочитать текст

Лето.

   Коротка летняя ночь. Заиграл первый луч солнца. Подул ветерок. Зашелестели листики. Всюду проснулась жизнь. На зелёный лужок прилетели пчёлы. Жужжат, торопятся к цветам мохнатые шмели.

  К лесной опушке слетаются птицы. Звенят в воздухе их радостные песенки. Прибегают на полянку лесные зверьки. Слышны разные звуки, шорохи, голоса. Вот белочка в рыжей шубке сделала лёгкий прыжок и оказалась на вершине сосенки. Ёжик пробежал в своё жилище. Хлопочут усердные воробьи.[1]

Списать предложения с рукописного текста

Коротка летняя ночь. Заиграл первый луч солнца. Подул ветерок. Зашелестели листики. Всюду проснулась жизнь.

Списать предложения с печатного текста

Коротка летняя ночь. Заиграл первый луч солнца. Подул ветерок. Зашелестели листики. Всюду проснулась жизнь.

                2. Определение знания букв русского алфавита.

Инструкция

Задание

Напиши строчные буквы

п,и,ш,т,ц,ш,ж,д,у,б,ч, х

Напиши прописные буквы

Г,Д,Ч,З, Ц, У, Е, В, Ж,Щ

3. Определение умения обозначать буквами русского языка фонемы,

Инструкция

Задание

Диктант слогов

але, лери, ац, бапо, дожу, ашу, зню, глор, аст, арк, сми, астка, ижбо, щац, вздро ,вач, крет, айка.

4.Определение способности к мгновенному кратковременному удерживанию в памяти

предложения.

Инструкция

Задание

Записать после однократного прослушивания

У зелёной ёлки сидит пушистый заяц

Слуховой диктант

Ночью в лесу.

Ночь. Жители леса спешат на добычу. Волк вышел из чащи и побрёл к деревне. Из норы вылезла лисица. В глубине леса собрались зайцы. Кругом тишина. Только лёгкий ветер качает вершины сосен. Вот снежный ком упал с еловой ветки. Зайцы испугались и умчались в чащу.

4 класс

1. Определенте умения копировать предложение, написанное разным шрифтом, умение концентрировать и переключать внимание.

Инструкция

Задание

Прочитать текст

Бабочки на дорожке.

  Кусты и травы сгибаются от воды, а узкую тропинку солнце уже высушило. Идёшь – и только разноцветные камешки под ногами звенят. На тёплую дорожку вылетели белые, жёлтые, голубые бабочки. Крылья у бабочек в горошек, в крапинку, в полоску.

  Я иду, а они порхают над головой. Жёлтая пёстрая лента кружится волной и опускается на тропу. И только четыре бабочки с яркими крылышками взлетают вверх.

Обратно я иду после обеда. Трава просохла, раскрылись цветы. И бабочки прочь с нагретой солнцем тропинки.

Списать предложения с рукописного текста

Кусты и травы сгибаются от воды, а узкую тропинку солнце уже высушило. На тёплую дорожку вылетели белые, жёлтые, голубые бабочки.

Списать предложения с печатного текста

Кусты и травы сгибаются от воды, а узкую тропинку солнце уже высушило. Идёшь – и только разноцветные камешки под ногами звенят.

2. Определение умения обозначать буквами русского языка фонемы,

Инструкция

Задание

Диктант слогов

але, лери, ац, бапо, дожу, ашу, зню, глор, аст, арк, сми, астка, ижбо, щац, вздро ,вач, крет, айка, шос, чит, гро, кра, шази, пла.

3.Определение способности к мгновенному кратковременному удерживанию в

памяти предложения.

Инструкция

Задание

Записать после однократного прослушивания

У зелёной ёлки сидит белый пушистый заяц.

Слуховой диктант

Кабаны.

  Шум надвигался с угрожающей быстротой. Хрустели и трещали сучья. Слышался частый топот. Это мчалось большое стада баранов. Оно вырвалось из чащи на поляну. Кабаны спешили спастись от хищного тигра. Закачались деревья от их мощного бега.

Задания по чтению  

Инструкция

Класс

Задание

Прочитать и ответить

на вопросы

1 класс

«Козлята и волк» Русская народная сказка  

Ушинский «Мышки»              

2 класс

«Муравей и голубка»[1]

3 класс

«Петух и наседка»[1]

4 класс

«Лежачий камень»[1]

Дурова Е.Н. 103-785-701


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика умственного развития детей младшего школьного возраста.

Представлена диагностика уровня умственного развития детей младшего школьного возраста.Диагностические тетради для 1-2классов (Амтхауэра, Антипенко). Есть ещё диагностические тетради для 3-5 кла...

Влияние уровня речевого развития детей младшего школьного возраста на обучение

краткая характеристика речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста, их причины возникновения. Роль педагога и родителей в подготовке детей к школе Диагностика готовности детей к школьном...

Организация коррекционной работы по речевому развитию детей младшего школьного возраста с дизартрией, средствами художественной литературы.

Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос коррекции речевого развития детей младшего школьного возраст с дизартрией. Для реализации поставленной цели используются средства художественной литер...

Презентация. Родительское собрание: "Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста".

Презентация предназначена для родителей детей 2-  4 лет. Цель: профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста....

Загадка, как средство речевого развития детей младшего школьного возраста с ОВЗ.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – на...

Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Консультация для родителей и педагогов "Особенности речевого развития детей 3 лет"...