ПОДРОБНАЯ ПРОГРАММА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА на основе технологии модерации (АМО активный метод обучения)
методическая разработка по английскому языку по теме

Левина Ирина Михайловна

  Технология модерации направлена на   активизацию аналитической и рефлексивной  деятельности;  развитие исследовательских и   проектировочных умений;   развитие коммуникативных  способностей;  навыков работы в команде.   

Moderare (латинское) –приводить в равновесие, управлять, регулировать. Образовательная технология  разработана в Германиив  60-е - 70-е годы прошлого века.  

Образовательная технология    – управляемая система взаимосвязанных целенаправленных действий, осуществляемых всеми участниками образовательного процесса   для достижения запланированных результатов обучения, воспитания и    развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologiya_moderatsii._amo_levina_i.m.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И. О. ______Левина Ирина Михайловна__________________________________________________________________

ПОДРОБНАЯ ПРОГРАММА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА на основе технологии модерации

Предмет, по которому проводится урок

Английский язык

Класс

5

Тема:

Хобби - Театр

Цели урока:

Активация ранее введенной лексики по теме «Хобби» в речевых образцах и в монологических высказываниях, тренировка употребления в речи лексики по подтеме «Театр»,

Развитие грамматических навыков на материале предлогов. 

Основная цель: обучение иноязычному говорению в рамках подтемы «Театр».

Воспитательные задачи урока:

 -воспитывать уважительное отношение друг к другу;

- воспитание любви к театру, формирование представления о театре, как составной части культурного общества;

-формирование навыков группового взаимодействия и сотрудничества.

- воспитывать толерантность, выявляя театралов;

Развивающие задачи:

-развитие навыков монологической речи с опорой по теме «Театр»;

-развитие навыков самооценки и оценки работы партнеров в группе;

-развитие творческих способностей, творческое мышление;

Образовательные:

- активизировать лексико-грамматические единицы по теме;

- тренировать обучающихся в употреблении грам. формы предлоги со словами по теме;

- совершенствовать навыки монологической и диалогической речи, изучающего чтения.

Этап

Время, продолжительность этапа

Активный метод обучения (прием, способ, техника)

Подробное описание АМО (приема, способа, техники)

Инициация

2 мин. Учитель-класс

Метод «Поздороваться локтями»

Цель метода: Встреча  друг с другом, приветствие, создание комфортной среды обучения.

Численность: вся группа -13 человек.

Проведение: Дети встают в круг, рассчитываются на 1,2,3. Затем каждый «номер 1» складывает руки за головой, чтобы локти были направлены в стороны. «Второй номер» упирается руками в бёдра так, чтобы локти тоже были направлены вправо и влево. «Третий»- нагибается вперед, кладёт ладони на колени и выставляет локти в стороны. Учитель говорит, что даёт время 2 минуты. За это время они должны по-английски поздороваться с одноклассниками, назвав своё имя и коснуться друг друга локтями. Через 1 минуту собираются в 3 группы. После этого приветствуют друг друга внутри своей группы.

Итог: Этот метод позволяет весело начать урок, размяться перед выполнением серьёзных упражнений.

Вхождение или погружение в тему

2 мин. Учитель-класс

5 минут. В парах, ученик-класс

Метод «Инфо-угадайка»

Компьютерная презентация (готовит учитель)

 Презентация новых слов по теме «Театр» на экране

(звучит музыка из балета «Щелкунчик»).

Метод «Сортировка» Составление списка ключевых слов по теме с предлогами.

Это может быть вопрос, цитата, притча, проблемная ситуация, небольшое задание, разминка.

Цель метода: сфокусировать внимание учащихся на проблеме и вызвать интерес к обсуждаемой теме, иметь представление чем будут заняты учащиеся на уроке: представление  нового материала, структурирование материала, оживление внимания учащихся,

заинтересовать учащихся, показать значение театра в жизни, связать данный урок с предыдущими по теме «Хобби».

Численность: вся группа -13 человек, разделенная на три мини-группы.

Материал: доска, цветные мелки.

Проведение: учащимся предлагаются новые слова по теме «Театр» в два столбца с транскрипцией. Ученики по очереди читают слова. Одна группа находят сначала слова существительные, вторая-  глаголы, третья - слова с одинаковыми звуками в произношении, пытаются догадаться о значении новых слов.

Итог: собраны, отработаны в произношении новые слова по теме «Театр».

Цель: научить и рассортировать новый материал  в виде списка ключевых слов с предлогами – тренировка в употреблении новых слов с предлогами. 

Проведение: в парах составить  список слов с предлогами по теме, чтобы рассказать о театре. Каждый  ученик выходит к доске и записывает ключевые слова по теме, выделяя предлоги цветовой гаммой (или прикрепляя карточку с нужным предлогом на доске перед конкретным словом).

Итог: список ключевых слов по теме «Театр» на доске с предлогами.

Формирование ожиданий учеников

3 мин. Учитель-класс, ученик-ученик, группа

1 мин. Учитель-класс

Метод «Автобусная остановка»

2 метод Приём «Кусочек пластилина» (используется в качестве психологической поддержки урока)

Цель метода: сосредоточение на своих ожиданиях и определение собственных способов получения знаний.

Материал: самоклеющиеся листы, маркеры.

Численность: вся группа

Проведение: класс делится на 3 мини-группы, каждая находится на своей остановке – их тоже три. На листах учащиеся по очереди пишут – на 1 остановке - Что я ожидаю от новой темы? На второй - Чего я опасаюсь? , на 3 остановке – Чем я могу быть полезен другим участникам? Что я принесу в группу? Пишут и приклеивают на доп.доску. Каждая мини-группа должна побывать на всех 3-х остановках.

Итог: организуется общегрупповое обсуждение с подведением итогов о характере опасений, ожиданий и возможностей учашихся.

Цель: преодоление своих страхов.

Численность: все учащиеся.

Материалы: кусочек пластилина для каждого ученика, коробочка.

Проведение:

Ребёнок получает задание:

- Вылепи свой страх, который мешает тебе на занятии.

- А теперь сломайте его, выбросите в коробочку.

Интерактивная лекция Изучение нового материала.

10  мин.  Ученик-ученик

Метод «Каждый учит каждого».

Цель: обучить  учащиеся работать друг с другом в парах сменного состава. Обучение друг друга – это один из самых эффективных способов усвоить информацию по предмету и применить  на практике важные  навыки и умения  объяснять трудный материал, задавать вопросы, слушать, общаться и др.. Учащиеся также  смогут с помощью своих товарищей  обозреть общую картину понятий и фактов, которые необходимо  изучить во время занятия, урока, которые в свою очередь вызовут вопросы и повысят интерес. Т.о., данный метод инициирует  интерес, побуждает задавать дополнительные вопросы, дает возможность ученикам принимать активное участие в процессе обучения и обмениваться своими знаниями с одноклассниками.

Численность:  работа в парах.

Порядок проведения:

Предварительно:

Приготовьте карточки по количеству участников (можно приготовить карточки с запасом). На карточках можно написать  определения понятий,  ту информацию, которая является предметом изучения. Информации должно быть  немного, до 3-4 предложений. Не страшно, если карточки будут повторяться.

При  проведении:

1.Раздайте по одной карточке каждому участнику.

2. Попросите их внимательно прочитать текст. Обойдите аудиторию и посмотрите, понимают ли учащиеся смысл текста. Спросите их, все ли понятно.

3. Объясните правила работы.

Принцип этого метода – каждый попеременно является учеником и учителем.

Каждый участник должен объяснить другому ту информацию, которая содержится в его карточке, а также убедиться, что собеседник понял и запомнил новый материал.

Каждый участник свободно перемещается по аудитории.

Встретив другого участника, он спрашивает, известно  ли собеседнику то понятие, которое записано в карточке первого  участника. Если известно, то первый участник просит второго объяснить это понятие и сравнивает с объяснением в своей карточке.

Если ответа нет или ответ требует уточнений, первый участник сам сообщает определение из карточки и просит  второго своими словами повторить новую информацию.

Затем участники меняются  ролями. Теперь первый участник  выступает в качестве ученика, а второй - опрашивает или объясняет ему новый материал из своей карточки.

Беседа каждой пары продолжается 2-3 минуты

Затем участники расходятся и встречаются с другими учащимися, образуя новые пары.

Задача участника – обучить как можно больше  людей и самому усвоить как можно больше информации.

4.Объявите начало упражнения. Следите, чтобы никто не оставался без пары. Если число учащихся  нечетное, то  сами тоже участвуйте  в игре. Как всегда, не забывайте следить за временем.

Выясните, кто смог обучить большее количество участников и узнать больше информации сам. Опросите нескольких учащихся. Можно предложить  кому-нибудь обобщить всю информацию или ее часть в форме связного рассказа. Целесообразно записать  ответы на доске в форме  плана усвоения нового материала (опорного конспекта) с последующим  перенесением в тетрадь.

Эмоциональная разрядка (разминка)

2 мин. Учитель-класс

Метод «Земля, воздух, огонь, вода»

Цель: повысить уровень энергии в классе.

Численность: весь класс – группа

Проведение:

Учитель просит по команде изобразить одно из состояний – воздух, земля, огонь, вода. 1- Воздух – дышат глубже, чем обычно. Учащиеся встают, делают глубокий вдох, затем выдох. 2 – Земля – дети давят на пол, стоя на одном месте, подпрыгивают вверх, крутятся на месте – устанавливают контакт с Землёй. 3 – Огонь – активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени.4. – Вода – Представляют, что в бассейне и делают мягкие, свободные движения «в воде». Учитель выполняет задания вместе с детьми.

Проработка содержания темы

10 мин. Группа-класс

Конкурс 1 (мотивационный) Игровой метод «Приобрети билет в театр»

Цель: создать условия для возникновения у обучающихся  внутренней потребности включения в деятельность.

Численность: 3 группы, в каждой по 4 человек.

Материалы: карточки с текстом о театре..

Проведение:

Учитель предлагает командам проблемное задание: Прочитать диалог о театре и ответить на вопросы.

 Это будет вашим билетом в театр.

Подведение итогов  

(рефлексия, оценка занятия)

5 мин. Ученик-класс, группа-группа

Учитель обращает внимание на листы и доски, где размещены материалы, наработанные за занятие, и предлагает в режиме самостоятельной работы обозначить степень своего вхождения в тему.

Метод  «ХИМС». Эта методика получила название по первым буквам вопросов: Хорошо? Интересно? Мешало? Взял бы с Собой?

Домашнее задание.

Учитель предлагает на выбор несколько вариантов д/з:

- продумать и представить на следующий урок 1 или 2 ярких примера из собственной жизни, когда вы ходили в театр: на балет, оперу или спектакль, мюзикл. Обучающиеся должны написать  монолог  про себя , или ответить на предложенные  вопросы из данного урока.

Учитель просит ребят на выходе проставить своё местоположение на «барометре настроения».

 (см. выше: этап формирования ожиданий учеников)

Цель: выяснить насколько оправдались ожидания учащихся.

Проведение:

В конце урока снимаются листочки с исполнившимися ожиданиями.


Ф.И.О. _______Левина Ирина Михайловна_______________________________________________

Ключевые процессы

Вопросы организации

Ответ

эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса

Каким образом будет обеспечена интеракция  участников в процессе постановки целей урока, выяснения ожиданий, лекции, выполнения практического задания в малых группах, при подведении итогов урока?

Интеракция обеспечивается работой в группах, в процессе решения проблемных задач, на практических примерах через совместную деятельность. С помощью общих и интересных для данного возраста тем и проблем для обсуждения, обращения к личному опыту обучающихся.

Это могут быть дискуссии, «круглые столы», деловые игры,  проектирование, индивидуальная работа, мастерские,  деловые экскурсии, небольшие информационные сообщения (инпуты). Направляемый структурированный процесс интеракции в группах создаётся с помощью вербализации и визуализации;

при активном участии всей команды в достижении конкретного результата.

упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса

Как Вы будете учитывать разные каналы восприятия информации учащимися?

Что может помешать свободным коммуникациям в процессе урока и как это можно предупредить?

Визуалы лучше воспринимают новый материал, когда он написан в книге, на доске, представлен схематически. Необходимо использовать схемы, слайды.

Аудиалы лучше воспринимают тексты на слух, с большей охотой слушают лекции, они разыгрывают диалоги, участвуют в дискуссиях, пересказывают текст в форме интервью, можно использовать цитаты, афоризмы.

Кинестетики лучше усваивают материал, когда могут использовать его в ролевой игре, в игре со словами, написанными на карточках.

Необходимо использовать разные способы презентации одного и того же учебного материала, сочетая их в различных   комбинациях.

Задействовать  все каналы восприятия учебного материала.

Могут помешать межличностные отношения, нежелание работать с какими-либо людьми. Это нужно обязательно учитывать при делении на группы. По своему опыту знаю, если начинать работать в группах со второго  класса, делать это систематически, менять участников диалогов и состав групп, то ребята прекрасно ладят и не испытывают дискомфорт при работе друг с другом.

В каждой группе возникает своя собственная динамика, устанавливаются свои правила и нормы относительно того, как должна протекать совместная работа. Решение становится для ребёнка «своим», осмысленным тогда, когда он может высказывать собственное мнение, активно участвует в обсуждении, предлагает свои варианты решения, идеи, вместе с другими  предлагает пути решения проблем.

Обязательно создать психологически комфортные условия.

Необходимо также учитывать распределение социальных ролей в классе, понимать групповую динамику, управлять процессом межличностного взаимодействия.

обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация)

Как будет обеспечиваться визуализация целей урока, ожидаемых эффектов урока, материалов Вашей интерактивной лекции, практического задания и результатов его выполнения учащимися, итог урока? Какие материалы, заготовки, оборудование Вам потребуются для этого?

Помощники здесь – карточки, плакаты, компьютеры, видеокамеры, магнитофоны. Все, что сделает работу визуальной,  красивой. И, конечно, опыт и знания обучающихся.

Необходимо владение ИКТ, это  поможет на любом этапе урока.

Нужен скотч, цветная бумага, маркеры, ножницы, две рабочие доски (настенная, переносная), медиапроектор.

мотивацию всех участников образовательного процесса

Какие мотивирующие факторы, как и когда, будут использованы для создания и поддержания высокого уровня мотивации учащихся на всем протяжении урока? Что Вы используете для мотивированного выполнения домашнего задания? Что Вы используете для обеспечения искреннего желания учащихся придти на следующий Ваш урок?

Мотивация – это самое главное! Использую на уроках эмоциональные разрядки, технологию групповой работы, метод сотрудничества, кейс-метод и технологию развития критического мышления. Теперь буду активно применять технологию модерации.

Я обязательно провожу рефлексию в конце урока, используя разнообразные приёмы: аукцион, драматизация, коллаж, мини-проекты, мозговой штурм, «углы», незаконченные предложения, Mind Map, карикатуры, видеофильмы, ассоциограммы, аргументы за и против, синквейны и многое другое.

Активно использую ИКТ, авторские презентации, Копы, программы-шаблоны, создаю авторские учебные материалы на основе инструментальных и прикладных программ: Power-Point игры «крестики-нолики», «Кто хочет стать миллионером», «Самый умный». Разрабатываю задания Интернет-поиска по учебным темам. Для мотивированного выполнения домашнего задания предлагаю ребятам всегда несколько заданий на выбор. Иногда прошу их самих придумать и выполнить домашнее задание по теме, предлагаю задания Интернет-поиска. Домашнее задание может быть ориентировано на 2 группы учащихся: слабые+средние и средние+сильные. Должен быть определен обязательный минимум выполнения + выделено пространство для инициативных.

Стараюсь формулировать домашние задания так, чтобы при их выполнении оценка засчитывалась по нескольким предметам. Пример:

Напишите рецензию на любимую книгу. «Вспомним, что рецензией называется… и за ваши рецензии вы получите отметку по литературе» за приготовленную по желанию презентацию оценка по информатике и по английскому языку.

мониторинг образовательного процесса

Что Вы сделаете для определения: достижения результатов образовательного процесса, соответствия графика урока, стадий групповой динамики?

В своей работе использую вопросы для оценки собственного учебного прогресса. Эти карточки помогают мне в работе. Постоянно отслеживаю уровни обучаемости и обученности, мои обучающиеся ведут портфолио своих достижений. Провожу контрольные срезы, самостоятельные работы и т.д.

Рефлексия учащихся, которая подчеркнула значимость таких занятий, где с детьми общаются, где они могут допускать ошибки, где любой, даже незначительный успех будет всегда замечен и отмечен.

рефлексию педагога и обучающихся

Какие приемы Вы используете для запуска и эффективного протекания рефлексии обучающихся на каждом этапе урока?

Карточки опроса разного цвета

(Два полюса: важно-нет, нравится-нет)

«Яблоня», «Ресторан»

Мишень:

Поделить мишень на отдельные сегменты:

-Важность темы

-мой личный прогресс

- урок

-психологический климат

-условия

-моё состояние и т.д.

Метод ХИМС

 На данном уроке был использован этот метод, который позволил увидеть результат своей деятельности на уроке, увидеть вклад этого результата в достижение поставленных целей обучения, увидеть рост личностных достижений.

Метод «Зал ожидания».

Метод «Чемодан наших успехов и достижений».

Приём оценивания «Чемоданчик настроения» Метод «Лист пожеланий»,

Метод «Земля, воздух, вода, огонь»

Это самоанализ в конце урока своих ожиданий и опасений;

оценка различных этапов урока самим учителем;

самоанализ учащихся в конце урока о работе в группе;

анализ работы всей группы;

создание на уроке атмосферы толерантности, уверенности в своих силах, позитивного настроя на работу. Анализирую деятельность учащихся и их результаты на уроке. Привлекаю учащихся делать самооценку. Учитываю их понимания. Сейчас буду использовать АМО при подведении итогов урока.

Использую смайлики трёх видов:                              

которыми учащиеся  говорят насколько интересно им было на уроке.

     

В заключении урока вывешиваю плакат с нарисованным окном и предлагаю детям принести заготовки картинок дождя, солнца или радуги. Дождь обозначает, что урок не понравился, солнце – понравился, а радуга – не совсем понравился, но что-то было интересное. И по ситуации стараюсь закончить урок на позитиве. Даже, если все принесут дождь – постараюсь с юмором закончить урок с предложением, что если за окном дождь, гулять не пойдём и на следующем уроке

Создание ситуации успеха, придерживаюсь принципа в работе с детьми, что у нас на занятиях нет плохих или хороших, правильных или неправильных ответов, у нас все ответы верны и принимаются.

На каждом этапе сообщаю обучающимся, какой результат от них ожидается и предлагаю самим оценить свою работу и работу товарищей, а также поставить себе дальнейшую задачу.