Подробная программа и содержание урока на основе технологии модерации
методическая разработка по технологии (10 класс) по теме

Подробная программа и содержание урока русского язык на основе технологии модерации по теме "Правописание чередующихся гласных в корнях слов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobrininaln.doc.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДРОБНАЯ ПРОГРАММА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА на основе технологии модерации

Предмет, по которому проводится урок

Русский язык

Класс

1 курс (10 класс)

Этап

Время, продолжительность этапа

Активный метод обучения (прием, способ, техника)

Подробное описание АМО (приема, способа, техники)

Инициация

2 минуты

АМО «Привет, друг»

Цель: создать эмоциональный настрой.

Проведение

После того, как модератор поздоровался сгруппой, он предлагает обучающимся поздороваться друг с другом локтями.

Каждый обучающийся кладет руки за голову и локтями здоровается с соседом по парте, с соседом по ряду, с соседом другой парты, произнося слова: «Привет, друг»

Вхождение или погружение в тему

3 минуты

10 минут

Модератор делит группу  на 3 подгруппы (по счету 1-й, 2-й, 3-й)

АМО «Знаю – не знаю»

Цель:  сориентировать обучающихся по теме.

Материал: 

Презентация «Правописание чередующихся гласных в корнях слов».

Проведение:

Работа в подгруппах.

На слайдах размещены слова с чередованием в корнях. Обучающиеся должны распределить слова в два столбика: «Знаю правописание корней» – «Не знаю правописание корней».

Студенты рассчитываются на 1-й, 2-й, 3-й и рассаживаются по подгруппам на указанные места.

Участники подгруппы в тетрадь выписывают слова, размещенные на слайде, и распределяют из на две группы: «Знаю правописание корней», «Не знаю правописание корней»

Формирование ожиданий обучающихся

6 минут

АМО «Воздушные шарики»

Цель: определить ожидания и опасения обучающихся.

Материалы: вырезанные из цветной бумаги шаблоны шариков и тучек, плакат, клей.

Проведение

На заранее подготовленном ватмане нарисовано небо. Каждому обучающему раздается по одному шарику и тучке. На шарике студенты должны написать свои ожидания от урока, на тучке – чего опасаются. Затем по согласованию выбираются три самых основных ожидания и опасения и прикрепляются при помощи клея к нарисованному на ватмане небу.

Модератор называет тему урока, а обучающиеся на шаблонах «тучек» пишут  свои опасения, а на шаблонах  «шариков» – ожидание. Затем по согласованию выбирают три основных ожидания и три опасения. Два участника из подгруппы прикрепляют по шарику и по тучке  на нарисованное на ватмане небо.

Интерактивная лекция

Эмоциональная разрядка (разминка)

10 минут

5 минут

4 минуты

АМО «Лингвистическая лаборатория»

Цель:   развить исследовательские умения; 

Материалы: слайды презентации.

Проведение: работа в подгруппах

Из слов, размещенных на слайде, выписать корень, определить закономерность написания этих корней.

АМО «Солнышко»

Цель: сформировать знания о правописании корней с чередованием

Материал: 

На листе ватмана с нарисованным небом крепится солнышко с 10 лучиками. На двух лучиках уже приклеены корни: лаг-лож, раст-ращ-рос.

Проведение:

Каждая подгруппа прикрепляет листочки, на которых написаны корни с чередованием гласных,  на оставшиеся лучи солнца. В середину солнышка клеится суффикс а.

АМО «Переполох на заднем дворе»

Цель: встряхнуться, весело расслабиться.

Проведение

Каждой команде (подгруппе) модератор раздает роли (гуси, поросята, коровы) и предлагает озвучить их.

Модератор читает текст:

«Поздним, поздним вечером волк пробрался на задний двор. Осмотрелся. Гуси о чем-то беседовали друг с другом. Поросята лежали в углу и громко похрюкивали. Коровы жевали сено и обсуждали события прошедшего дня, и волку так захотелось присоединиться к их разговору, что он не выдержал и завыл. Гуси, куры и коровы громко, громко закричали. Волк испугался и убежал».

Участники группы выписывают и называют корень, а модератор кладет им на парту листок прямоугольной формы, на котором написан этот корень.

Один из участников команды крепит лучиком к солнышку полученные от  модератора листки с корнями: бер-бир, пер-пир, дер-дир, тер-тир, мер-мир, стел-стил, жег-жиг. А модератор прикрепляет в центр солнышка суффикс а - основное условие написания  корней с чередованием.

Каждая команда (подгруппа) на время становится «жителями заднего двора»: 1 подгруппа - гусями, 2 - поросятами, 3 - коровами.

После слов модератора: «Волк не выдержал и завыл», все участники начинают гоготать, хрюкать и мычать одновременно.

Проработка содержания темы

4 минуты

3 минуты

10 минут

60 минут

АМО «Соседушка, послушай!»

Цель: закрепить правило  «Правописание чередующихся гласных в корнях слов». Проведение:

Обучающиеся проговаривают сначала соседу справа, а затем - соседу слева корни с чередованием и правило «Правописание чередующихся гласных в корнях слов».

 АМО «На линии огня»

Цель: закрепить правило «Правописание чередующихся гласных в корнях слов». Проведение:

Команды (подгруппы) выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу и одновременно, все сразу, начинают рассказывать правило «Правописание чередующихся гласных в корнях слов».

Студенты в подгруппах выполняют упражнение (распечатанное индивидуально на каждого студента), выделяют орфограммы и сверяют работу над упражнением со слайдом.

Создание подгруппами собственных презентаций на тему «Правописание чередующихся гласных в корнях слов».

Обучающиеся рассказывают своим соседям справа и слева орфограмму

Команды (подгруппы) выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу и одновременно, все сразу, начинают проговаривать правило

«Правописание чередующихся гласных в корнях слов».

Участники команды (подгруппы), помогая друг другу,  выполняют упражнение и сверяют свои результаты со слайдом презентации.

Модератор следит за ходом работы, выявляет ошибки, интересуется, были ли затруднения. Так как это самостоятельная работа и преподавателю необходимо проверить уровень усвоения материала, АМО не используется.

Участники подгрупп получают в своё распоряжение компьютеры для создания собственных презентаций на тему «Правописание чередующихся гласных в корнях слов».

Подведение итогов

5 минут

АМО «Светофор»

Цель оценить собственный вклад в работу подгруппы, найти пути улучшения взаимодействия в подгруппе, создать ситуации успеха;.

Материал: лист бумаги с нарисованным светофором и кружочки красного, зеленого и желтого цвета

Проведение: каждый оценивает свой вклад в работу подгруппы: красный – «Я научился»; желтый – «Могу научить других»; зеленый – «Я не понял». Листочки наклеиваются на плакат с изображением светофора.

Обучающиеся выбирают кружочек красного, синего или зеленого цвета в зависимости от полученного результата на уроке и наклеивают на кружок светофора соответствующего цвета, сдвигая следующий чуть правее.

В зависимости от количества красных или зеленых кружочков модератор убирает тучки с нарисованного неба.

Ключевые процессы

Вопросы организации

Ответ

эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса

Каким образом будет обеспечена интеракция  участников в процессе постановки целей урока, выяснения ожиданий, лекции, выполнения практического задания в малых группах, при подведении итогов урока?

Для формирования мини-команд преподаватель просит студентов рассчитаться на первый-второй-третий и затем сесть на три ряда соответственно номерам при счёте. Так обучающиеся делятся на 3 подгруппы (команды). Цель каждой подгруппы на уроке: обсуждение конкретного вопроса по изучаемой теме, выполнение упражнения, взаимопомощь при выполнении самостоятельной работы, прочное усвоение темы урока каждым членом подгруппы.

упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса

Как Вы будете учитывать разные каналы восприятия информации учащимися?

Что может помешать свободным коммуникациям в процессе урока и как это можно предупредить?

Активно включиться в процесс обсуждения материалов урока визуалам поможет презентация к уроку, использование шаблонов-заготовок из разноцветной бумаги; музыкальное сопровождение презентации, многократное проговаривание правил вслух – аудиалам; кинестетикам – возможность активно двигаться во время приветствия и разминки и проработки материала.

Помешать свободным коммуникациям в процессе урока может неумение педагога создать позитивный эмоциональный фон урока. Для предупреждения этого педагогу необходимо учиться педагогическому мастерству, учиться владеть своими эмоциями.

обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация)

Как будет обеспечиваться визуализация целей урока, ожидаемых эффектов урока, материалов Вашей интерактивной лекции, практического задания и результатов его выполнения учащимися, итог урока? Какие материалы, заготовки, оборудование Вам потребуются для этого?

Для обеспечения визуализации целей урока, ожидаемых эффектов урока, материалов интерактивной лекции используется подготовленная педагогом Презентация с музыкальным сопровождением «Правописание чередующихся гласных в корнях слов»; материалы практического задания распечатываются для каждого студента индивидуально, а проверка результатов осуществляется по слайду презентации; для закрепления усвоенного материала каждая подгруппа создаёт собственную презентацию по теме урока;

итог урока позволяет отследить соответствие результатов  с намеченными ожиданиями в начале урока.

мотивацию всех участников образовательного процесса

Какие мотивирующие факторы, как и когда, будут использованы для создания и поддержания высокого уровня мотивации учащихся на всем протяжении урока? Что Вы используете для мотивированного выполнения домашнего задания? Что Вы используете для обеспечения искреннего желания учащихся придти на следующий Ваш урок?

На моменте вхождения в тему в Презентацию включены цели урока, работа в подгруппах, выяснение ожиданий обучающихся, использование игровых методов для эмоциональной разминки, использование в Презентации красочных слайдов, постоянная поддержка-подбадривание педагогом-модератором ребят – всё это позволяет поддерживать высокий уровень мотивации обучающихся на всём протяжении урока.

В колледже не предусмотрено выполнение домашнего задания как такового, поэтому я использую задания творческого или поискового характера.

Для обеспечения искреннего желания обучающихся придти на мой следующий урок использую доброжелательное отношение к ребятам, улыбку, юмор и, самое главное, искреннее уважение к Личности.

мониторинг образовательного процесса

Что Вы сделаете для определения: достижения результатов образовательного процесса, соответствия графика урока, стадий групповой динамики?

Для определения результатов достижения образовательного процесса провожу сверку получаемых результатов с запланированными, тщательно формулирую критерии мониторинга урока; для определения соответствия графика урока – отслеживаю время выполнения каждого этапа урока; для определения стадий групповой динамики – внимательно отслеживаю групповую динамику, оказываю поддержку, вношу коррективы в работу подгруппы или отдельных студентов.

рефлексию педагога и обучающихся

Какие приемы Вы используете для запуска и эффективного протекания рефлексии обучающихся на каждом этапе урока?

Проговаривание правил вслух, визуализация во время просмотра Презентации,  выполнение упражнения и его самопроверка, создание собственной Презентации, осознание каждым обучающимся  своей значимости для достижения подгруппой поставленных целей, перспектив обучения – и всё это при правильном использовании методов АМО – залог успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа и содержание урока на основе технологии модерации

Материалы электронного курса "Технологии интерактивного обучения". Методическая разработка....

Программа и содержание урока на основе технологии модерации "Что ты хочешь изменить в себе?" (7 класс)

Программа и содержание урока на основе технологии модерации "Что ты хочешь изменить в себе" (7 класс)...

Методическая разработка по технологии (5 класс) по теме: Подробная программа и содержание урока на основе технологии модерации

Подробная программа и содержание урока русского язык на основе технологии модерации по теме «Правописание -Ы-И- после –Ц-»...

ПОДРОБНАЯ ПРОГРАММА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА на основе технологии модерации (АМО активный метод обучения)

Технология модерации направлена на   активизацию аналитической и рефлексивной  деятельности;  развитие исследовательских и   проектировочных ум...

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА на основе технологии модерации

Практическая работа по курсу " Технология интерактивного обучения"...