Метод проектов на уроках иностранного языка.
методическая разработка по английскому языку по теме

Порхаева Кристина Викторовна

 

Огромную   популярность   в   последнее   время   приобретает   метод проектов.   Каждый      учебный   предмет   имеет    свою    специфику   и, соответственно,   специфику   использования    тех    или    иных    методов,  технологий  обучения.

 

       Целью  обучения  иностранным   языкам   является   не система  языка,  а  иноязычная  речевая  деятельность,  причем   не   сама по   себе,   а   как   средство   межкультурного    взаимодействия.    Метод проектов  позволяет  творчески  применить  языковой   материал,   превратить уроки  иностранного  языка  в  дискуссию,  исследование. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №20

Абакан, Республика Хакасия

Метод проектов на уроках иностранного языка.

разработала

преподаватель английского языка

Самсонова Кристина Викторовна

Абакан 2013

  МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННГО ЯЗЫКА.

   Огромную   популярность   в   последнее   время   приобретает   метод проектов.   Каждый      учебный   предмет   имеет    свою    специфику   и, соответственно,   специфику   использования    тех    или    иных    методов,  технологий  обучения.

       Целью  обучения  иностранным   языкам   является   не система  языка,  а  иноязычная  речевая  деятельность,  причем   не   сама по   себе,   а   как   средство   межкультурного    взаимодействия.    Метод проектов  позволяет  творчески  применить  языковой   материал,   превратить уроки  иностранного  языка  в  дискуссию,  исследование.

       Выполнение разнообразных учебных проектов позволяет реализовывать не только образовательные задачи, стоящие перед учителем иностранного языка, но и воспитательные. Учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны и, конечно, узнать многое из того, что их интересует о жизни в стране изучаемого языка. А междисциплинарные связи, прослеживающиеся в каждой изучаемой теме, способствует развитию более широкого взгляда на проблемы природы, истории, современного общества и жизни, способствуют более глубокому пониманию роли России во все более изменяющемся мире, формированию активной гражданской позиции учащихся и максимального развития индивидуальных способностей и талантов каждого . Все это, в конечном счете, призвано интегрировать совокупность самых современных подходов к обучению. Задача учителя – с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, их интересов, потребностей, планов на будущее – создать такую рабочую атмосферу, которая бы стимулировала их мыслительную, коммуникативную и творческую деятельность.  На уроках английского языка с использованием проектного обучения  создаются такие условия, при которых учащиеся:

-- самостоятельно и с охотой получают знания из разных источников;

-- учатся пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

-- приобретают коммуникативные умения, работая в разных группах;

-- развивают свои исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации из литературы, документов и т.д.)

-- развивают аналитическое мышление.

      Роль учителя на разных этапах выполнения проекта меняется. На подготовительном этапе она состоит в том, чтобы инициировать идеи проекта или создать условия для появления идеи проекта, а также оказать помощь в первоначальном планировании. На этапе реализации проекта учитель выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации. Существенная роль отводится координации действий между отдельными микрогруппами и участниками проекта. На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, так мне как учителю следует принять участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта.

       Зачем нужен метод проектов в преподавании английского языка и как он может быть использован с учетом специфики предмета? Какие проблемы можно решать доступными учащимся языковыми средствами?

       Необходимо говорить о коммуникативной компетенции как одной из основных целей обучения английскому языку. Целью обучения во всех типах школ является не система английского языка, а иноязычная речевая деятельность.

       Английский язык - элемент культуры. Он функционирует в рамках определенной культуры, следовательно, мы должны быть знакомы с особенностями этой культуры, с особенностями функционирования английского языка в этой культуре, то есть речь идет о необходимости формирования страноведческой компетенции.

       Предметом речевой деятельности является мысль. Язык же - средство формирования и формулирования мысли. Отсюда следуют методические выводы:

       1. Чтобы сформировать у учащихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, сформировать лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика группы английского языка.

       2.Чтобы сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок английского языка  условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить им возможность мыслить, решать какие-то проблемы, которые порождают мысли, рассуждать на английском языке над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а английский язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей.

        3. Чтобы учащиеся воспринимали английский язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой. Необходимо искать способы  включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования английского языка в новой для них культуре.

     Основная идея подобного подхода к обучению английского языка, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.

     Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить уроки английского языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. На таких уроках английского языка всегда должен присутствовать предмет обсуждения.

     Выполнение заданий проекта часто выходит за рамки урока и требует достаточно много времени, но часто эти усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач:

    1. Занятия выходят на практические действия обучаемых, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся.

    2. Учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывать необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. Они должны владеть интеллектуальными, творческими умениями.

    3. В ходе работы над проектом осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, роль которого меняется: вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом.

    4. В проектной работе весь учебный процесс ориентирован на учащегося. Здесь, прежде всего, учитывают его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности.

    5. Усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая индивидуально или в микрогруппах, должен представить всей группе результаты своей деятельности.

В основе проекта лежит проблема. Для ее решения обучающимся требуется не только знание языка, но и владение достаточным объемом разнообразных предметных знаний. Также они должны владеть определенными интеллектуальными (работа с информацией, ее анализ, обобщение и выводы), творческими (выработка идеи, вариантов решения проблемы, прогноз последствия предложенного решения), коммуникативными (ведение дискуссии, умение слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, излагать свою мысль) умениями. Защита проекта осуществляется на одном из последних занятий по теме. Презентации проекта осуществляется, как правило, в устной форме, при этом учитываются: содержательная сторона выступления, умение реагировать на вопросы оппонентов защиты, оформление работы. При рассмотрении оформления принимается во внимание: 1) грамотность, 2) логичность изложения материала, 3) аккуратность, 4) наличие наглядной, иллюстративной части. Форму презентации студенты выбирают сами. Оценка результатов осуществляется с точки зрения уровня креативности и инди видуального вклада.

Таким образом, работа над проектом позволяет сделать следующие выводы:

1. Благодаря проекту повышается самооценка учащихся, обогащается их социальный и духовный опыт, ученики приобщаются к творчеству, развивая свою личность.

2. Проектная работа помогает решить проблему мотивации, формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом.

3. Проектная работа приобщает учеников к практическому владению иностранным языком, способствует развитию устно-речевых и лексические навыков, совершенствованию умений и навыков письменной речи, позволяет реально оценивать свои языковые возможности.

4. Выполнение проекта позволяет повысить успеваемость за счет обобщения, закрепления и повторения учебного материала, организации его практического применения, устранения пробелов в образовании.

    Необходимо стремиться к тому, чтобы проект:

       · действительно вносил вклад в цели обучения;

       · имел реальный смысл;

       · был разумным в части стоимости, доступности материальных средств, затрачиваемого времени и прилагаемых усилий.

.     Отдельно следует сказать о координации проектов и организации внешней оценки, поскольку хорошо известно, что лучшая импровизация та, которая хорошо подготовлена. Поэтому, если учитель решил использовать при изучении какого-то раздела, темы метод проектов, он должен все тщательно продумать, разработать, просчитать.

    Учитель должен четко определить учебные задачи для учащихся, дать рекомендации по подбору материала. Желательно спланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов.

Список литературы:

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат . — М.: Издательский центр «Академия», 1999—2005.

Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, — М.: Издательский центр «Академия», 2007.

Коптюг Н.М. Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся // Иностранные языки в школе. - 2003. - №3.



 

Комментарии

Чичкань Владимир Михайлович

Если бы Вы знали, какое мучение эти ПРОЕКТЫ для родителей. У детей не хватает сил и времени его полностью изваять. Когда дитя, загруженное и перегруженное, в том числе, и американоподобными чужестранными изысками в виде проектов, угомонится далеко за полночь, набросав кое-как основное в этих пресловутых проектах, наступает родительская или репетиторская вахта. Исправить ошибки (если можешь), выполнить графический дизайн этой штуковины и т.д. Часов до двух ночи, как правило. И дай Бог, чтобы цветной картридж не закончился в самую неподходящую минуту. Так что СПАСИБО! СПАСИБО! СПАСИБО! И нашим суперинтеллектуальным старшим братьям - американосам за их новшества в нашей педагогике и нам скудоумным, которые с радостью это "хавают"!

Марденская Светлана Фёдоровна

Метод проектов позволяет подготовить ребёнка к жизни в социуме. Посмотрите на нашу действительность- без проекта, бизнес-плана - никуда!. Так что пусть дети лучше в школе учатся терпеть неудобства, чем потом во взрослой жизни терпеть неудачи.