Развитие коммуникативной компетенции
учебно-методический материал по английскому языку на тему

Быкова Елена Михайловна

обобщение опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon obobshchenie_opyta_raboty.zip58.73 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ханты-Мансийский Автономный  округ-Югра, Берёзовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

Кооперативная ул., д.15, 628146

Тел.: (34674)3-18-22 Факс: (34674)3-18-72

Обобщение опыта работы

Тема опыта: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности»

Автор опыта: Быкова Е. М.

учитель английского языка

 первой категории

Игрим

2013

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.

Л. Н. Толстой

Условия формирования опыта.

 За последние годы требования к иностранному языку возросли. Современный выпускник школы должен быть готов к эффективной коммуникации, что позволяет ему проявить себя не только квалифицированным специалистом в своей области, но и обладать рядом совершенно новых социальных навыков: уметь общаться с разными категориями людей, быть способным работать в команде, мотивировать окружающих. Отличительные для нашего времени изменения в характере образования - в его направленности, целях, содержании - все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов.

Изучение английского языка в школе направлено на достижение следующих целей:  развитие иноязычной  коммуникативной компетенции в совокупности всех ее составляющих и развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка. (ФГОС ООО). Существование успешного человека в конкурентном мире невозможно представить без знания английского языка – языка международного общения. Сегодня ценится свободная, развитая и образованная личность, способная творить в условиях постоянно меняющегося мира, что в свою очередь, требует полного развития личности ее коммуникативных способностей, позволяющих войти в мировое сообщество и успешно функционировать в нем.         

Как известно, в настоящее время успешная профессиональная и социальная карьера невозможна без готовности осваивать новые технологии, адаптироваться к иным условиям труда, решать новые профессиональные задачи.  Чтобы привить детям интерес  необходимо на каждом уроке нужно вводить что-то новое, делать уроки разнообразными и непохожими друг на друга. В 2010 году прошла дистанционное обучение по теме: «Современные образовательные технологии: технология критического мышления», в 2011 году – курсы повышения квалификации по теме: «Современные образовательные технологии профильного обучения». В этом же году прошла повышение квалификации по теме «Методические особенности подготовки учащихся к олимпиадам» (Приложение 1), особо интересным был представлен опыт работы с интерактивной доской. В связи с этим появилась проблема, какие технологии могут стать наиболее успешными и  позволят ученикам достичь уровня знаний, соответствующего требованиям государственного образовательного стандарта? Каким образом я, учитель могу научить ребенка быть не единицей общества, а его активной составляющей, умеющей жить и работать в социуме?

 Гипотеза: если систематически на уроках и во внеурочной деятельности вести работу над формированием коммуникативных компетенций учащихся, то повысится уровень владения учениками общеучебными умениями и навыками, повысится качество знаний по предмету.

Цель: повышение уровня владения учащимися коммуникативными компетенциями, используя комплекс эффективных технологий, методов и приёмов работы.

Задачи:

1. Проанализировать психологическую и методическую литературу по проблеме формирования коммуникативных умений и навыков.

 2. Изучить передовой педагогический опыт по изучаемой теме, отобрать приёмы и методы формирования и развития коммуникативных компетенций учащихся.

 3. Проверить на практике действенность отобранных приёмов и методов, выбрать наиболее эффективные и приемлемые для учащихся нашей школы.

 4. Формировать мотивацию учащихся на уроках и во внеурочной деятельности через участие обучающихся в творческих конкурсах, олимпиадах и исследовательской деятельности.

Ожидаемые результаты  работы над данной темой:

 1.Повышение качества знаний учащихся по предмету.

 2.Позитивная динамика уровня овладения учащимися устной и письменной речью.

 3.Участие учеников в олимпиадах и творческих конкурсах разного уровня.

Теоретическая база опыта.

Понятие «коммуникативной компетенции» в отечественной литературе было введено  И.А. Зимней и изначально использовалось в сфере обучения иностранным языкам, где в настоящее время ИКК (иноязычная коммуникативная компетенция) рассматривается как цель и планируемый результат обучения (И.Л. Бим, Е.Н. Гром, В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова). Л.К. Гейхман даёт следующее определение ИКК: «Способность и готовность осуществлять иноязычное общение в определенных программой требованиях, которые, в свою очередь, опираются на комплекс специфических для иностранного языка знаний, умений и навыков, таких, как владение языковыми средствами и процессами порождения и распознавания речи; грамматические знания, умения, навыки, лексические знания, умения, навыки (с учетом социокультурного лексического минимума); орфографические знания, умения, навыки; произносительные умения и распознавание речи на слух, а так же, как дополнительный элемент – умение добиться взаимопонимания, выйти из затруднительного в языковом отношении положения и т.д.».

Предложенное В. В. Сафоновой определение коммуникативной компетенции как совокупности языковой, речевой и социокультурной составляющих прочно закрепились в отечественной методике и действующих федеральных программ по иностранным языкам.  Принципиально важным для понимания целей современного образования, по мнению Е. Н. Солововой, является то, что любой специалист должен иметь достаточно высокий уровень данной компетенции в устной и письменной речи.

Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности в совокупности всех ее составляющих:

  • речевой компетенции - совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме); умение планировать свое речевое и неречевое поведение;
  • языковой компетенции — систематизации ранее изученного материала; овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых   единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;
  • социокультурной компетенции — увеличения объема знаний о социокультурной специфике англоговорящих стран, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;
  • компенсаторной компетенции — дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;
  • учебно-познавательной компетенции — развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению АЯ, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.

Для развития коммуникативной компетенции необходимо:

- определить ее понятие и структуру, а также содержание на разных возрастных этапах;

- применить системный подход, обеспечить взаимодействие различных субъектов, направлений и технологий в целях достижения полноценного результата;

- выбрать метод, разработать программы, направления, технологию и техники развития коммуникативной компетентности учащихся.

Актуальность опыта.

Инновационные изменения, произошедшие за последнее время в образовании: модернизация, профилизация, введение государственных стандартов второго поколения, Единый государственный экзамен по иностранному языку заставили каждого из нас, а так же меня задуматься над тем, что «вечные» ценности и цели образования в новых условиях видоизменяются, и задачи учителя в настоящее время изменились по сравнению с прошлым. Современный выпускник должен быть не просто учеником знающим, а учеником «умеющим». Таким образом, развитие коммуникативной компетенции, культуры речи выходит на первый план при изучении иностранного языка.

Актуальность моего опыта работы состоит в том, что традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей коммуникативных компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе.

Новизна опыта.

Инновационность опыта прослеживается на уровне целеполагания – формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся предполагает, прежде всего, развитие их личности, положительной мотивации к изучению иностранного языка. Технология его реализации предполагает разнообразие видов деятельности всех его участников. Все мероприятия носят длительный характер, практико–ориентированы и связаны с интересами учащихся. Мною разработана и систематизирована серия игровых упражнений для работы по развитию коммуникативной компетенции учащихся на начальном этапе обучения английскому языку; разработан и систематизирован дидактический материал, который можно  использовать на уроках, а также  серия игр с использованием интерактивной доски.

Адресность опыта.

Данный опыт может быть использован учителями английского языка при обучении школьников в любой общеобразовательной школе с детьми разного уровня обучаемости и обученности.

Разработанные дидактические материалы, программы факультативного и элективного курсов, программа внеурочной деятельности  могут быть полезны для учителей английского языка, работающих над проблемой развития коммуникативной компетенции учащихся.

Основное содержание опыта.

Методический комплекс  состоит из пяти взаимосвязанных компонентов: цели, содержания, методов, форм и средств обучения. При конструировании методического комплекса  в связи с постановкой цели – формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения английскому языку  учителю необходимо:

  1. Выбрать ряд известных педагогических технологий, методов, направленных на развитие коммуникативной компетенции учащихся.
  2. Определить те формы организации учебного процесса, которые будут способствовать  развитию коммуникативной компетенции.
  3. Выбрать методы и средства активизации учебного  процесса, в связи с постановкой новой цели обучения.

Одними их базовых технологий, рассматриваемые в данной работе  являются:    

  • Технология развития критического мышления;
  • Информационно-коммуникационная технология;
  • Технология модульного обучения

Процесс формирования коммуникативных компетенций  охватывает несколько направлений:

  • использование игровых методов при обучении в начальной школе;
  • использование проектного метода;
  • реализация рабочих программ учебных курсов и внеурочной деятельности;
  • организация и проведение  предметной декады;
  • участие в предметных олимпиадах  и конкурсах различного уровня;
  • осуществление диагностики сформированности  компетенций  учащихся.

Работа по формированию коммуникативных  компетенций осуществляется:

на уроках различных типов:

  • изучения нового материала,
  • закрепления знаний,
  • комплексного применения знаний,
  • обобщения и систематизации знаний,
  • оценки и коррекции знаний.

Использование указанных технологий, выбранных методов и средств, форм обучения необходимо рассматривать в неразрывном единстве составляющих образовательного процесса. 

         

 Информационно-коммуникационные технологии стремительно внедряются в процесс обучения иностранному языку в нашей школе.

Практика показывает их преимущества перед традиционными методами обучения. Среди них можно авторитетно выделить индивидуализацию обучения, интенсификацию самостоятельной работы учащихся и повышение познавательной активности. Становится очевидным, что компьютер в организации деятельности школьников – это не самоцель, а средство для их общего развития, инструмент, позволяющий решать задачи развития языковых, познавательных и коммуникативных способностей учащихся. Применение ИКТ в учебной и внеурочной деятельности повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка путем развития внутренней мотивации. А позитивная мотивация-это ключ к успешному изучению языка.

 Для  преподавателей английского языка такая технология открывает безграничное поле деятельности для организации работы над самыми разнообразными темами, на разных шагах обучения, с детьми разного возраста.  С помощью программы составления презентаций Power Point  можно создать анимационную поддержку уроков: конспекты слайды и тесты. С помощью сканера внести в компьютер фрагменты текстов, фотографии, иллюстрации, рисунки и таблицы по грамматике. Презентация - целенаправленный информационный процесс, решающий свои задачи, в котором компьютер выступает не только как средство, дающее большую свободу для творчества, но и как своего рода генератор новой эстетики. Это способствует повышению эффективности восприятия и запоминания подаваемого в презентации материала.

 Более полно можно применять информационные технологии при проектной деятельности. Использование ИКТ придает проекту больший динамизм, меняет его временные рамки. Кроме того, в ходе работы над проектом учащиеся расширяют свои языковые знания, получают обширную страноведческую информацию. Использование информационных технологий, например, в сочетании с методом проекта позволяет школьникам практически применять свои знания, умения и навыки. В рамках программного материала проектная методика может использоваться практически по любой теме, так как отбор тематики может проводиться с учетом практической значимости для школьника. Работу над организацией самоопределения учащихся следует проводить на всех ступенях (начальной, средней, старшей). Первые 2-3 года изучения английского языка они выполняют микропроекты, составляют тематические альбомы, коллажи, рисуют постеры и открытки.

 В старших классах я работаю по УМК К. И. Кауфман «Счастливый английский», в котором завершающие уроки каждого раздела содержат творческие задания и разработки индивидуальных и групповых проектов. В рамках декады английского языка провожу конкурсы проектов-презентаций. Особый интерес у учащихся вызвала тема «Мой лучший друг». В качестве примера предлагаю урок-проект по теме «Защита окружающей среды», основными вопросами которого были: экологические проблемы нашей планеты, нашего поселка и что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды. (Приложение 2).  При  создании  программы  элективного курса  была предусмотрена  работа над проектами. Итогом работы стал «Блокнот туриста», которым учащиеся могут воспользоваться в своих заграничных поездках.

Применение компьютерных образовательных программ на уроках английского языка повышает эффективность решения коммуникативных задач, развивает разные виды речевой деятельности учащихся, формирует устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке. На своих уроках я использую следующие цифровые образовательные ресурсы: обучающие компьютерные программы «Enjoy English. Enjoy the ABC», «Enjoy English2. Listening and playing», «Enjoy English3. Listening and playing» к учебникам «Английский с удовольствием» М. З. Биболетовой, которые обеспечивают эффективное формирование навыков аудирования и способствуют развитию слуха и памяти учащихся начальной школы. Во внеурочной деятельности, при проведении занятий элективного курса - видеокурс «Easy English».  

 Использование средств интерактивной доски SMART Board позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, делает занятия интересными и является мощным инструментом для развития мотивации к обучению, предоставляет больше возможностей для активного участия учащихся в учебном процессе. Использование SMART Board на уроках дает огромную возможность варьировать выполнение «монотонных» заданий по грамматике, использовать красочные, современные иллюстрации, показывать актуальные сюжеты, взятые из Интернета, а также прослушивать «живые» записи носителей языка.  Данная программа позволяет не только самим создавать свои уроки (строить таблицы, размещать иллюстрации, печатать грамматические правила, которые в дальнейшем будут сохранены в памяти компьютера, что позволит избежать многократного написания этих правил на обычной доске), но и содержат набор интерактивных заданий, которые можно использовать на уроках. Преимущество этих заданий состоит в том, что учителю не нужно придумывать различные упражнения, а просто один раз изучить возможности SMART Board и ввести в задания нужный для урока материал. В своей работе использую следующие приемы: анаграмма, соединение, группировка, классификация, сортировка, упорядочивание, выбор соответствия изображениям, заполнение пропусков.

Технология развития критического мышления.  Для вовлечения учащихся в процессы осмысленного обсуждения целесообразно, по моему мнению, использовать на уроках некоторые приемы технологии развития критического мышления (ТРКМ). К таким приемам относятся: "Кластер", "Дерево предсказаний", "Корзина идей", таблицы "Знаю - Хочу знать - Узнал", разработанные американским педагогом Донной Огл, таблицы "Плюс - Минус - Интересно". Основы технологии критического мышления включают три стадии, три этапа урока: вызов, осмысление, рефлексия. Ориентация учащихся на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. При этом однозначно понимается, что критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Каждому ученику предоставляется возможность вырабатывать свое мнение, в контексте учебной программы, по широкому кругу вопросов. Конечная цель ТРКМ - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. Обобщая собственный опыт, можно отметить, что при использовании ТРКМ на уроках английского языка у учащихся повысилась активность в восприятии учебного материала, появился более осмысленный интерес к изучаемым темам. На уроках создается атмосфера сотрудничества, уважения любого мнения, возможность выслушать других и быть услышанным. Дети учатся выделять главное в материале и отсеивать лишнее.

Технология модульного обучения. Изучение грамматики является одним из наиболее важных аспектов изучения иностранного языка, одной из основ развития ключевых компетенций. Формирование грамматического навыка идет в параллели с формированием лексического навыка, которые в совокупности способствуют формированию коммуникативных навыков: навыков речевой деятельности – говорения и письма. Составление модулей является трудоемким процессом для учителя, но преимуществ гораздо больше. Работая максимум времени самостоятельно, учащиеся учатся самоорганизации, самоконтролю и самооценке, это дает возможность самим определить уровень усвоения знаний, увидеть пробелы и исправить их. (Приложение 3)

Игровой метод. В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения иностранному языку как коммуникации непременно в коллективной деятельности с учетом личностно-межличностных связей: преподаватель - группа, преподаватель - ученик, ученик - группа, ученик – ученик и т.д. Положительное влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность. Урок иностранного языка рассматривается как социальное явление, где классная аудитория – это определенная социальная среда, в которой учитель и учащиеся вступают в определенные социальные отношения друг с другом, где учебный процесс - это взаимодействие всех присутствующих. Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование игр. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом  и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем  и учеником. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер  неуверенности. Игра – вид деятельности, который присущ и детям, и взрослым, поэтому использование данного вида деятельности с целью формирования компетенций является целесообразным. Применение игр в процессе обучения способствует появлению непроизвольного интереса к познанию. Использование разных типов игр – деловых, имитационных, ролевых для разрешения учебных проблем вносит разнообразие в течение образовательного процесса, вызывает формирование положительной мотивации изучения английского языка. Игра стимулирует активное участие обучающихся в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных. Применение игровых методик на завершающем этапе -  по завершению изучения темы, раздела, курса, является наиболее эффективным. При этом происходит освоение участниками игры нового опыта, новых ролей, формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность. Для обучения школьников приемам и методам игровой деятельности  мною была разработана и систематизирована серия игровых форм обучения в начальной школе, а так же собран дидактический материал для их проведения.               (Приложение 4. Методическая копилка  «Funny English»). Каждый из учебников серии «Enjoy English» имеет свой сюжет. Согласно сюжету «Enjoy English 1» учащиеся являются актерами странствующего театра, что позволяет им многократно проигрывать розные типичные ситуации общения, такие как «Знакомство», «Приветствие», «Проведение свободного времени с семьёй и друзьями» и т.д. Завершается обучение по данному учебнику постановкой одного из спектаклей, сценарии которых даны в Книге для учителя. «Enjoy English 2» приглашает учащихся в увлекательный мир английских сказок, где они встречаются с новыми и уже известными героями.

        При прохождении любой темы, учащиеся планируют результат своей деятельности и разрабатывают алгоритм своей деятельности. Учащиеся принимают активное участие в обсуждении темы, выполняют целый ряд упражнений, помогающих, с одной стороны, сформировать лексические и грамматические навыки, с другой стороны, навыки аудирования, чтения, говорения и письма. Учащиеся делают выводы, принимают осознанное решение на каждом этапе обсуждения темы на основе критически осмысленной информации. Ниже я привожу алгоритм работы над отдельно взятой темой:

1-й этап – беседа на тему (фронтальная работа),

2-й этап – знакомство с новой лексикой, семантизация новых лексических единиц,

3-й этап – активизация новой лексики в устной речи,

4-й этап – работа над аудиотекстом (аудирование на общее понимание),

5-й этап – работа над аудиотекстом (аудирование на детальное понимание),

6-й этап – работа над аудиотекстом (аудирование на глубокое понимание),

7-й этап – чтение предложенного текста на нахождение общей информации,

8-й этап – чтение предложенного текста на нахождение конкретной информации,

9-й этап – знакомство с написанием письма – запроса,

10-й этап – составление своего письма – запроса как части “языкового портфолио”

Внеурочная деятельность учащихся по сравнению с учебным процессом имеет больше разнообразных форм, способствующих развитию и формированию ключевых образовательных компетенций. Выбор тематики элективных, факультативных  курсов зависит от возрастных особенностей, уровня познавательных возможностей учащихся, их интересов, профиля класса.

Стремясь активизировать мыслительную и речевую деятельность каждого ученика, воспитать думающую и творчески действующую личность, большое внимание уделяю организации внеклассной работы по предмету. Различные массовые формы внеклассной работы дают учащимся возможность на практике применить знание английского языка. Приведу перечень некоторых из них, проводимых большей частью во время декады:

  • Игры «Звездный час», «Своя игра», викторины по страноведению
  • Конкурсы английской песни; драматизация сказок на английском языке
  • Конкурсы-выставки поздравительных открыток, тематических газет
  • Конкурсы чтецов, переводчиков
  • Видеосалон

Такая внеклассная работа становится важным дополнением к учебной, способствуя качеству изучения иностранного языка, расширяя общий кругозор учащихся и стремление к приобретению новых знаний. (Приложение 5).

Программа элективного курса «Особенности речевого поведения в англоязычной среде»  предполагает формирование культуры общения с представителями другой страны, а так же способствует развитию коммуникативной  компетенции старшеклассников, созданию новых жизненных установок их личности. Все это сопутствует идее более осмысленного и успешного самоопределения учащихся. (Приложение 6). Программа факультативного курса. (Приложение 7). Программа внеурочной деятельности. (Приложение 8)

План работы по формированию коммуникативных компетенций учащихся.

этапы

мероприятия

сроки

Проблемно-поисковый

Изучение и анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме формирования ключевых компетенций школьников  и интерактивных методов обучения.

2010, сентябрь-ноябрь

Формирование понятийного аппарата

Ноябрь 2010

Определение общего направления исследования.

Декабрь 2010

Изучение возможностей интерактивной доски SMART Board серия 600. Экспериментальная  работа по внедрению новых технологий и методов обучения  

С 2011 по 2013гг

Изучение диагностических методик оценивания уровня компетентности учащихся. Определение исходного уровня ключевых компетенций учащихся.

С 2011 по 2013 гг

опытно-экспериментальный

Внедрение в процесс обучения современных педагогических технологий и интерактивных методов обучения.

2011-2013 гг.

Реализация рабочих программ учебных предметов и программ внеурочной деятельности.

2011-2013 гг.

Разработка цифровых образовательных ресурсов и дидактических материалов.

2012

Мониторинг формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

2013

заключительно-обобщающий

Мониторинг качества обучения учащихся.

2013

Систематизация и обобщение полученных результатов. Определение целей и задач последующего развития данного направления.

2013

      Результативность реализации педагогического опыта.

             Чтобы идти в ногу со временем, не отставая от жизни, учитель иностранного языка просто обязан применять в своей работе новые методы преподавания. Я считаю, что прийти на урок просто с учебником - это заведомо обречь свой урок на провал. Менторский подход к работе не интересен даже для самого учителя, не говоря уже о детях. Зажечь огонек в их глазах - вот благородная цель учителя, но как? Разумеется, я в своей работе использую множество современных подходов к обучению, но не объять необъятное! Что-то получается лучше, что-то хуже.

         Результатом педагогического опыта является стабильно позитивная динамика образовательных достижений обучающихся по английскому языку, что иллюстрирует приведенный ниже мониторинг.

Мониторинг позитивной динамики образовательных достижений обучающихся по английскому языку.

Временные рамки мониторинга:  2010 -2013 гг.  

Принципы, лежащие в основе диагностики:

1.Периодичность – диагностика проводится ежегодно, в течение всего учебного года.

2.Объективность – в диагностике участвуют не только учащиеся, но и администрация школы, родители учащихся.

3.Системность -  для изучения мотивации учащихся к изучению предмета разработаны критерии, по которым определяется рост мотивации учащихся к изучению предмета.

4.Принцип «Обратной связи» -  проведение диагностики позволяет более грамотно и эффективно реагировать на изменения отношения учащихся к предмету.

Показателями мониторинга является позитивная динамика:

  • уровня рефлексии в учебной деятельности;
  • мотивации к деятельности;
  • сформированности мыслительных операций;
  • степень удовлетворенности уровнем преподавания предмета родителями учащихся;
  • позитивная динамика учебных достижений учащихся;
  • охват учащихся внеурочной деятельностью, ее результативность;
  • участия обучающихся в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Методы диагностики:

  • опросы (анкетирование, беседа);
  • диагностические методики «Сформированность коммуникативных компетенций», «Мотивация к познавательной деятельности, интерес к предмету», «Уровень развития рефлексии в учебной деятельности»;
  • наблюдение за деятельностью и отношениями;
  • количественный и качественный анализ продуктов деятельности;
  • мониторинг занятости и достижений  учащихся в различных видах познавательной (проектной) деятельности;
  • анализ успеваемости, качества знаний и степени обученности учащихся;
  • анализ результатов внешней экспертизы.

Анкета   «Мотивации учащихся к изучению английского языка»

Цель: выявить уровень  мотивации к изучению английского языка на начало и конец учебного года

Анкетирование проводилось среди учащихся 2 – 4 классов, в нем принимали участие 38 человек.

Начало учебного года

Конец учебного года

  1. Как ты охарактеризуешь предметное содержание урока?

Легко – 45%

Легко -39%

Достаточно – 37%

Достаточно - 43%

Трудно – 18%

Трудно – 18%

  1. Твоё мнение об объеме материала

Хороший объем - 86%

Хороший объем – 92%

Недостаточно – 10%

Недостаточно – 6%

Мало – 4%

Мало – 2%

  1. Как часто ты говоришь на английском языке на занятии?

Часто – 37%

Часто – 63 %

Достаточно – 47%

Достаточно – 31%

Редко – 16%

Редко – 6%

  1. Много ли приходится писать по-английски?

Много – 5%

Много – 16%

Достаточно – 73%

Достаточно – 73%

Мало – 22%

Мало – 11%

  1. Как часто ты не понимаешь учителя?

Всегда понимаю – 41%

Всегда понимаю – 71%

Иногда не понимаю – 57%

Иногда не понимаю – 24%

Часто не понимаю – 2%

Часто не понимаю - 4%

  1. Учитель объясняет новый материал

Всегда понятно – 59%

Всегда понятно – 88%

Не всегда понятно – 41%

Не всегда понятно – 12%

Не доступно – 0%

Не доступно – 0%

  1. Применяет ли учитель современные технологии и наглядный материал?

Регулярно – 41%

Регулярно – 55%

Иногда – 39%

Иногда -39%

Редко – 20%

Редко – 6%

  1. Атмосфера на уроке

Доброжелательная – 92%

Доброжелательная – 96%

Строгая – 4%

Строгая – 4%

Некомфортная – 4%

Некомфортная – 0%

Степень удовлетворенности уровнем преподавания английского языка родителями учащихся

Вопросы

Количество положительных ответов

          2010-2011

     2011-2012

Общее количество опрощенных родителей

26

34

Удовлетворены ли вы уровнем преподавания английского языка  в классе вашего ребенка?

100%

99%

Ваш ребенок с интересом изучает предметы?

88%

90%

Как вы думаете, знание английского языка является важными в образовании вашего ребенка?

100%

100%

Важно ли изучение  английского языка  для будущего вашего ребенка?

100%

100%

Позитивная динамика достижений обучения английскому языку

                                                     

УЧИТЕЛЬ

2010-2011

2011-2012

2012-2013

%СОУ

%КАЧ

%СОУ

%КАЧ

%СОУ

%КАЧ

БЫКОВА Е. М.

62

60

60

62

60

62

Динамика успеваемости показывает стабильные результаты

Позитивная динамика числа учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах различных уровней

Показатели и индикаторы

учебный год

 школьный уровень

Всероссийской предметной олимпиады

участники / призеры

муниципальный уровень

Всероссийской предметной олимпиады

участники / призеры

региональный

УРФО

участники / средний балл

Федеральный

Британский бульдог

Участники/призеры,

2010 -2011

3/1

4/1

44

7/1

2011 - 2012

3/2

3/1

60

5/2

2012-2013

3/2

3/2

67

8/2

(Приложение 9)

Охват  обучающихся  в  кружках, факультативах, элективных курсах

Учебный год

Предмет, курс, факультатив, кружок, секция  и т.д.

Класс

Кол-во детей

2010-2011

Элективный курс «Особенности речевого поведения в англоязычной среде»

9

8

2010-2011

Факультативный курс «Страноведение. Великобритания»

7

15

2011-2012

Элективный курс «Особенности речевого поведения в англоязычной среде»

9

11

2012-2013

Элективный курс «Особенности речевого поведения в англоязычной среде»

9

16

2012-2013

«Забавный английский» (внеурочная деятельность)

1

32

2012-2013

«Веселый английский» (внеурочная деятельность)

2

24

Таким образом, выстроенная система мониторинга формирования педагогического опыта позволяет объективно судить о результативности, основная цель которой успешность при прохождении итоговой аттестации и возможность продолжения обучения в ВУЗе.

Эффективность опыта: развивающие формы обучения обеспечивают разнообразие языковых тем, качество языковой практики повышается, так как обучающиеся используют языковую форму не механически, а осмысленно. Это обеспечивает широкие возможности для интенсификации и оптимизации учебного процесса и является важным средством организации парной и групповой работы. На протяжении последних лет наблюдается позитивная динамика качества знаний учащихся по английскому языку. Учащиеся принимают участие в языковых Олимпиадах, международных конкурсах.

В результате отмечается позитивный рост коммуникативных способностей учащихся:

  • возросла активность и достижения в учёбе;
  • дети легко и непринуждённо ведут диалог;
  • быстро и легко могут договориться, организоваться в группы;
  • учащиеся активно принимают участие в конкурсах по английскому языку на     школьном уровне
  • учащиеся занимают  призовые места во всероссийской олимпиаде  и международных конкурсах.

             Работа по развитию коммуникативных компетенций должна проходить постоянно в урочной и внеурочной деятельности. Необходимо использовать материал уроков и внеклассных мероприятий с целью формирования навыка общения и выражения мыслей. Применять на уроках разнообразные методы и приёмы формирования и развития потребности в общении и обмене информацией по заданной теме.

Опыт является перспективным, так как способствует созданию условий практического овладения языком для каждого учащегося, выбору таких методов обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Современные педагогические технологии, такие как: обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсов, помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.  Формируют у учащихся потребность изучения иностранных языков и овладения ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения. Коммуникативная компетенция выступает как интегративная деятельность, ориентированная на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника.

Литература

1.        Конышева А.  В. Английский язык. Современные методы обучения. – Минск: ТетраСистеме, 2007

2.        Стронин  М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. – М.: Просвещение, 1981

3.        Соловова Е. Н., Апальков В. Г. Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы. – М.: ПУ «Первое сентября», 2006

4.        Захарьина О. В. Английский язык. Современные образовательные технологии. – Волгоград: Учитель, 2009

5.        Кулинич Г. Г. Предметные недели и открытые уроки английского языка. – М.: Вако, 2011

6.        Сафонова В. В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях   –  М., 2004.

7.        Сафонова В. В., Соловова Е. Н., Биболетова М. З. Концепция 12-летней школы по иностранным языкам. -  М.: Иностранные языки в школе, 2000. - №6

8.         Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе  в общеобразовательных учреждениях. – М.: Просвещение, 1998

9.        Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. – М.: Педагогика, 2003.

10.         Е.И. Пассов. Коммуникативное иноязычное образование. – Минск: Лексис, 2003

11.        Хуторской А.В.  Ключевые компетенции и образовательные стандарты. - М., 2002.

12.         Ячменев В. Д. Проект содержания ФГОС на предметном уровне. – Институт развития образования и социальных технологий. (учебные материалы дистанционных курсов)

13.        http://petrova.21416s01.edusite.ru/p20aa1.html

14.        http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-1295

15.        http://www.imc-new.com/index.php/teaching-potential

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игры баскетбол.

«Использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игры баскетбол»  В настоящее время баскетбол и связанн...

использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игры баскетбол.

«Использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игры баскетбол»  В настоящее время баскетбол и связанн...

ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.

Я решил представить этот проект, так как у этого подхода масса преимуществ перед другими подходами и методиками, во всяком случае, в преподавании иностранного языка. Этот подход наиболее эффекти...

ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.

ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рам...

Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно – диалоговой деятельности (опыт работы)

Включение коммуникативно-диалоговых технологий в систему наиболее значимых для формирования коммуникативных компетенций обучающихся определяется тем, что в процессе их использования  в образовате...

Методические рекомендации по развитию коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно-диалоговой деятельности

В методических рекомендациях рассмотрены основные приемы технологий коммуникативно-диалоговой деятельности, используемые для развития коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии.К техн...