Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка
статья по английскому языку по теме

Шманатова Светлана Валерьевна

Материал из опыта работы будет интересен тому, кто не желает мириться со скукой на уроках, даны приемы и методы работы по развитию творческих способностей учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей учащихся на уроке английского языка.                      Шманатова С.В. МБОУ «Комсомольская СОШ №3», Мордовия

Одним из самых неприятных и трудно устранимых недостатков учительского труда является скука на уроке. На начальном этапе иностранный язык берутся учить с огромным энтузиазмом все учащиеся, а затем появляется усталость и скука. Но, несмотря на это, цель образовательного процесса остаётся неизменной – формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции.                         Творческая деятельность на уроке английского языка как нельзя лучше способствует достижению желаемого результата, устраняя  скуку на уроке и положительно влияя на развитие  речевых умений школьника. Чтобы овладеть иностранным языком, недостаточно только воспроизвести материал учебника. Развитие изобретательных и творческих способностей многократно увеличивает эффективность самого урока, создавая условия для раскрытия личности учащегося                Созданию творческой атмосферы на уроке помогают  мне специальныеприемы. Так, например,  элементы неожиданности  или сюрпризы на уроке  могут развивать творческую активность обучающихся. Все экспромты  на уроке должны быть заранее подготовлены и продуманы. Может появиться почтальон-ученица с письмом, если речь идет о младших школьниках, или можно пригласить на урок сказочного персонажа.-фею  Или вдруг заходит заранее подготовленный «anEnglishstudent»или студенты, которые учатся на ин язе или бывшие студенты , побывавшие заграницей и начинается разговор о школе и любимых предметах ит д. Важным приемом творческой деятельности является чувство удивления, неожиданности,  новизны.        

Я использую в своей практике  следующие формы работы над развитием творческих способностей:

  • фонетическая зарядка
  • игровые технологии
  • практические задания с применением пословиц и поговорок
  • защита рефератов и проектов
  • использование песен и стихов
  • домашние задания с творческой направленностью
  • применение  компьютерных технологий
  • внеклассная работа
  • участие в творческих конкурсах

Урок начинается с фонетической зарядки, можно провести её в занимательной форме: устроить так называемый фонетический конкурс среди школьников.

Ролевые игры успешно пробуждают и  развивают  фантазию школьников, выполняя важную роль в развитии творческих способностей детей. На различных этапах урока можно использовать ролевые игры.        Игра формирует устойчивый интерес к дальнейшему изучению английского языка, позволяет преодолеть скуку, развивают сообразительность и внимание, обогащают язык и закрепляют запас слов учащихся. Так при изучении  темы «Одежда» можно выбрать продавцов и покупателей с диалогами ”Покупки”. Играя, школьники легко и с удовольствием усваивают  новую лексику по теме. Для активизации лексического материала при изучении, например, темы «Моя квартира» на уроке можно разыгрывать различные  ситуации:  "Youhaveanewflat. Your friends help you to arrange all the furniture in the living-room".

Еще одним  эффективным приёмом является использование пословиц, поговорок и рифмовок.Их можно использовать в фонетической зарядке, при предъявлении лексических единиц, при изучении грамматики, поскольку эта форма наиболее удобна для запоминания и фонетической отработки материала. Заучивание и сочинение небольших по объёму поговорок  и рифмовок не требует от детей больших усилий для усвоения  языкового  материала. Учащиеся с удовольствием изменяют или дополнят известными  поговорками или высказываниями свои сочинения.        

Другим распространенным приемом развития творческих способностей школьников может быть проектная деятельность. В процессе работы над проектом происходит развитие всех видов речевой деятельности. Итогом работы  могут  быть как сформированные знания, так и  творческий отчёт: страноведческий коллаж,альбом, туристический проспект по изучаемому страноведческому материалу,  письма зарубежному сверстнику, рекламный проспект, презентация. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества. Следует отметить, что в создании проектов нередко принимают участие родители, работа над общим делом служит сближению и взаимному общению.         

Использование песен и стихов

С самого начала обучения я начинаю знакомство с песенками на английском языке.Когда я включаю ту или иную песенку, глаза у детей загораются. Исполнение песен под фонограмму благоприятно сказывается на произношении, говорении, аудировании.  Слова песен ксерокопирую, раздаю на уроке, делаем перевод, отвечаем на вопросы по содержанию. На каждый праздник, случай, тему мы разучиваем  подходящую песенку.

Подбираю несложные в языковом исполнении песни по темам , чтобы  их было легко понять. Разученные песни исполняем на уроках, внеклассных мероприятиях, Неделях иностранного языка.

Работа над стихотворением – прием обучения, позволяющий заинтересовать  ребят творческой деятельностью, позволяет увеличить словарный запас учащихся, развивает коммуникативные умения. Начинаю с простых рифмовок, стишков в сопровождении движений. Этот прием был продемонстрирован на уроке.

Домашние задания с творческой направленностью

Кроме того, уделяю большое внимание практике письменной речи. Составляем свои высказывания по разным темам, пишем письма разного характера зарубежным друзьям, делаем переводы английских стихотворений, заполняем анкеты, поздравительные открытки к праздникам, и т.д. Включаю в итоговый контроль по изученным разделам одно задание творческого характера.

Применение  компьютерных технологий

 Именно информационные технологии способны сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность.

Внеклассная работа по предмету - развитие творческих, коммуникативных способностей учащихся.

Внеклассная работа тесно связана с урочной деятельностью. Предварительно проводится огромная подготовительная работа. На уроках отрабатывается необходимая лексика, разучиваются песни и стихи. При подготовке таких уроков-праздников, как День Святого Валентина, Рождество или День Всех Святых, требуется детальная проработка соответствующих тем. Также мы проводили ежегодные открытые мероприятия совместно с учителем немецкого языка, например «Мы живем на одной планете», «Возьмемся  за руки, друзья», «Loveisneverending», где принималиучастие как младшие, так и старшие школьники. В будущем  году планируем провести «Шоу талантов», так как желающих поучаствовать увеличивается. Изготавливаем своими руками наглядный материал для этих мероприятий, костюмы к сценкам, украшаем сцену, приглашаем гостей.   Ко многим  праздникам готовим открытки, поздравления, читаем, обсуждаем темы, делаем стенгазеты, газеты и рекламные буклеты.

      Например, интересно проходил «Праздник английской поэзии», где ученики и учителя читали английские стишки, знакомые всем нам с детства в  переводе С.Я. Маршака. Здесь подчеркивалась мысль, что на наших книжных полках находятся много книг зарубежных авторов, а задумывались вы когда-нибудь об искусстве наших переводчиков! «Робин Бобин Барабек» перевод Маршака или ЧуковскогоПроведение уроков и внеклассных мероприятий в оригинальной, нетрадиционной форме направлено не только на развитие основных видов речевой деятельности, но и на формирование творческой инициативы школьников.

Участие в творческих конкурсах

Творческий характер заданий, предлагаемых в ходе различных конкурсов, игр и соревнований, способствует лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических явлений, расширению лексического запаса,  открывает широкие возможности для индивидуальной работы школьников.

В течение 5 лет мои воспитанники с удовольствием участвуют в Интернет-олимпиадах  по английскому языку. Это интересный вид работы над языком, оригинальный способ самооценки и объективного взгляда на свои знания.

Ежегодно мои ученики становятся победителями и  занимают призовые места как на муниципальных олимпиадах, так и во всероссийских заочных конкурсах «Познание и творчество», «Интеллект Экспресс»,кроме того участвовали в региональном конкурсе  творческих работ учащихся школ «Моя Мордовия» в 2011г. Учащиеся с большим желанием участвуют в конкурсах Бритиш Бульдог(г.Санкт-Петербург), Олимпус, Мультитест (г.Калининград), а также во Всероссийской олимпиаде «Вот Задачка», Международной Олимпиаде “The British NationalCorpus” совместно с Британской языковой школой “Seven Lions’,участвовали в олимпиаде по страноведению США и Великобритании (морд университет), во 2 Открытой олимпиаде школьников при МГПИ.

Очень часто на уроке солирует учитель. Давайте позволим и ученику спеть хотя бы одну арию. И давайте петь с ним в унисон. И тогда нам, учителям, все реже и реже придется словами известной английской песенки “Areyousleeping, areyousleeping, brotherJames?” будить ученика, заснувшего от тоски на уроке.

Давайте  искать новые пути  совершенствования  уровня владения английским языком: ведь он открывает и для обучающихся, и для нас, педагогов,  доступ к мировой информации , к различным языкам и культурам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка"

Предлагаемая система позволяет организовать обучение уже с первых дней знакомства ребенка с данным предметом, причем без ущерба в усвоении содержательной стороны урока....

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка и во внеурочное деятельности.»

Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют. Автор: Чехов Антон Павлович  1.   Творчество - это созидание. Оно порождает новые ...

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка»

Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам школы, исходя из которых, учитель должен строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности учащ...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка

Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка

Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.

В с.воей статье рассматриваю влияние  нестандартных уроков, внеклассной учебной деятельности на развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка...