Модернизация обучения иностранному языку в общеобразовательной школе (в гимназии)
статья по английскому языку (8 класс) на тему

Милкова Ирина Норбертовна

Данная статья посвящена анализу содержания ФГОС второго поколения, классификации результатов современного образования, экспериментальному поиску ответов на вопросы о роли учебных предметов в формировании личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Российская гимназия при Государственном Русском музее

Статья: «Модернизация обучения иностранному языку в общеобразовательной школе (в гимназии)»


Выполнила:
Милкова Ирина Норбертовна
Учитель английского языка
высшей категории

Аннотация: Данная статья посвящена анализу содержания ФГОС второго поколения, классификации результатов современного образования, экспериментальному поиску ответов на вопросы о роли учебных предметов в формировании личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

Санкт–Петербург
2014

Модернизация обучения иностранному языку в общеобразовательной школе (в гимназии)

     Современный учитель иностранного языка в основной школе должен быть готов к модернизации всей методической системы обучения иностранному языку и к обновлению всех компонентов этой системы. «Учитель должен понимать, что модернизировать необходимо научно-теоретический подход к обучению иностранному языку».(1;с.8)  

     Модернизация современного образования ориентирована на изменение целей изучения иностранного языка, их вкладу в решение основных педагогических задач, а также на раскрытие результатов освоения обучаемыми программы по иностранному языку, и как следствие - изменение результатов образования. Целью обучения становится не только освоение учебной деятельности, но и генерация, продуцирование образовательного  результата, представляющего ценность как для ученика так и для окружающего его социума.

     Иностранный язык как учебный предмет входит в образовательную область «Филология», закладывая основы филологического образования и формируя коммуникативную культуру ученика.        

     Примерная программа по иностранному языку для основной школы предусматривает дальнейшее развитие всех основных видов деятельности обучаемых.

     Содержание примерной программы обусловлено некоторыми особенностями: «во-первых, задачами развития, обучения и воспитания учащихся, заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств; во-вторых, предметным содержанием системы общего среднего образования; в-третьих, психологическими возрастными особенностями обучаемых».(2; с 3)    

В программе также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования.

     Программа федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) определяет требования к результатам обучения на уровне конкретных личностных, метапредметных и предметных действий, которыми  должен овладеть ученик. Данные требования учитывают возрастные и индивидуальные особенности учащихся на каждой ступени образования.

Личностные результаты – это продукт деятельности личности. А что такое метапредметные образовательные результаты? Как учитель должен обеспечить достижение метапредметных результатов при изучении иностранного языка?

     Метапредметный подход получил развитие в отечественной педагогике в конце XX века. Термин «метапредметность» имеет глубокие исторические корни. Ещё Аристотель вёл речь об этом понятии. В словарях «мета» означает «после». Действительно, приобретая на уроках иностранного языка умения анализировать, сравнивать, классифицировать исходный материал, ученик переносит приобретённую способность на решение разных жизненных ситуаций, требующих аналогичных действий. Приобретаемые умения на уроках иностранного языка  - писать без ошибок, грамотно выстраивать предложения, умело пользоваться разными видами речевой деятельности помогают ученику стать конкурентоспособным в современном мире.

     Некоторые учёные отмечают, что противопоставление личностных результатов метапредметным и предметным результатам является необоснованным. Доктор педагогических наук, академик Хуторской А.В. считает, что «метапредметные и предметные образовательные результаты являются продуктами деятельности личности ученика. В противном случае это противоречит самой концепции личностно-ориентированного образования».(8)

     В примерной программе по иностранному языку определены пять групп метапредметных результатов: регулятивные, познавательные, коммуникативные, работа с текстом, ИКТ -компетентность.                                                       К метапредметным результатам на нынешнем этапе добавляется овладение учащимися навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

     Для эффективного внедрения и реализации федеральных государственных стандартов общего образования коллективом гимназии, в том числе и учителями иностранного языка, проводится экспериментальная работа. Разработан Проект положения о навигаторе школьной успешности ученика Гимназии при Русском музее под руководством кандидата педагогических наук Гутник И.Ю (доцента кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена).      В основу проекта входят труды Блума-Кларина, немецкого учёного К.Ингенкампа, И.Ю. Гутник и других.

     Навигатор школьной успешности ученика (НШУ) – это методика сопровождения развития ученика, которая позволяет отслеживать наличие  его достижений и проблем. НШУ вводится для повышения качества образования в школе и для системного отслеживания достижений учащихся. Он также позволяет корректировать пробелы в знаниях и умениях учеников. «НШУ дополняет традиционные контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах познавательной деятельности и самообразовании–и является важнейшим элементом личностно–ориентированного подхода к образованию».(4)Опытно–экспериментальная работа проводится по нескольким учебным предметам и позволяет осуществлять контроль знаний учащихся в течение всего учебного года. Контроль знаний учащихся происходит 5 раз в год (промежуточный контроль) и рубежный контроль осуществляется 1 раз, в конце года. Администрация школы применяет его как инструмент внутришкольного мониторинга.

     Цели и задачи НШУ:

  • Представление процесса становления школьной успешности ученика, значимых предметных и метапредметных результатов в целом.
  • Отслеживание индивидуального прогресса учащегося в ходе исследования
  • Демонстрация способности учащегося системно и планомерно осваивать необходимые знания и компетенции по всем учебным

предметам.

     Педагогические задачи:

  • Поддерживать и стимулировать мотивацию школьников
  • Сопровождать их умение отслеживать свои достижения.
  • Развивать навыки рефлексивной и самодиагностической деятельности.

     Методологические требования к программно-дидактическим тестовым материалам и технологиям компьютерного тестирования созданы на основе Стандарта Министерства образования РФ, М, 2003г.

     Методическое объединение учителей иностранного языка создали необходимый материал и тестовые задания по английскому языку для учащихся 8 класса (учебник «Starlight-8») с учётом спецификации заданий по 6-ти уровням Б.Блума:

  • знание
  • понимание
  • применение
  • анализ
  • синтез
  • оценка

      Мною созданы следующие тесты, которые позволяют сделать выбор ответа (закрытого типа) и свободной формы ответа (открытого типа), которые я представляю вашему вниманию:

Опытно-экспериментальная площадка

8 класс «Starlight 8» (1 модуль)

    Тема: «Ошеломительные новости»

I.Знание (Чтение)

Выберите 1 верный вариант в утверждениях на основе текста «In the Heat of the Moment»:

1 вариант

1. Martin Rietze is a (free, freelance, spare) photographer.

2. The Eyjafjallajokull volcano in Iceland erupted in (2010, 2014, 2011).

3. Martin is a (German, English, Spanish) engineer.

  1. вариант

1.Martin Rietze took photos of (parks, lava, house).

2.Martin didn’t sleep (five, three, two) nights.

3. (Flowers, gloves, people) are important because fresh lava can be as sharp as a knife.

II. Понимание (Чтение)

На базе текста «Yuri Gagarin» определите верны ли данные утверждения, используйте слова «true», «false», « not stated»:

1 вариант

1. Yuri had already been famous in Russia before achieving his flight. _________.

2. Gagarin made the announcement about his flight on Moscow Radio._________.

3. Yuri Gagarin was the only person in the spacecraft.                           _________.

2 вариант

1. Before Gagarin’s flight it was feared that people could not travel in space._____.

2. There is a 25-meter sculpture of Yuri Gagarin at Engels.                             _____

3. Yuri received many awards for his achievement.                                         _____

III. Применение (Чтение)

1 вариант

Заполните пропуски в отрывке из текста «Trapped» соответствующими словами: (canyon, penknife, first aid kit)

1 .Aron Ralston went on a trip into the remote Blue John ……

2. He was going and he only had a knife, a small ……

3. He struggled to get free, using his …..

2 вариант

Заполните пропуски в отрывке из текста «Trapped» соответствующими словами: (prosthetic, video camera, helicopter)

  1. Aron Ralston  used his………….. to keep a video diary.
  2. A rescue ……….........................   crew finally spotted him.
  3. With his………………………….arm, he has become a better climber.

IV. Анализ (Лексика/ Грамматика)

Проанализируйте следующие слова и найдите синонимы:

                                              1 вариант

     1.  Airman                                          5.Spacecraft

     2. Spaceship                                       6. Return

     3. Land at                                           7. Ship

     4. Space                                              8. Cosmonaut

                                    2 вариант

  1. Major                                         5.Break into

2. Astonish                                      6. Orbit

3. Interrupt                                      7. Army officer

4. Flight                                          8. Surprise

V. Синтез (Лексика/ Грамматика /Письмо)

Составьте рассказ, используя синонимы из задания №4                         (5-6 предложений)

                        VI. Оценка (Лексика/Грамматика)

Оцените, правильно ли выполнен перевод следующих предложений из текста «Ladies And Gentlemen, We Interrupt Our Programme…». Используйте слова «True», «False»:

1вариант

  1. Suddenly, a voice interrupted a radio programme with some breaking news. –Неожиданно, голос прервал радиопередачу ошеломительной новостью.______________.
  2. It was the night before Halloween,1938. –Это была ночь перед Рождеством,1938 года.______________.
  3. Something was climbing out of the smoke–filled crater. – Что-то вылетало из огненного кратера._____________.

2 вариант

  1. Some people ran onto the streets using wet towels as gas masks.- Некоторые люди выбегали на улицы используя газовые маски.____________.
  2. People didn’t realize that they were listening to radio play of the science fiction classic.-Люди не понимали фантастическую радио передачу.___________.
  3. How were people fooled so easily? – Как люди были так легко одурачены?___________.

     Представленный в статье подход к сопровождению школьной успешности позволит действительно модернизировать процесс обучения иностранным языками и сделать его более эффективным.

Литература:

  1. Алесюк О.С., Балуевский А.В., Гутник И.Ю. Навигатор индивидуального образовательного маршрута ученика.          Учебно-методические рекомендации, из практики ОЭР.

СПб., Из-во. «Своё издательство», 2013

         2.Баранова К.М., Дули Д.    УМК «Звёздный английский - 8»  Москва Express Publishing. «Просвещение» 2014

3. Гутник И.Ю. Гуманитарные технологии педагогической диагностики в междисциплинарном контексте, Санкт-Петербург. Издательство РГПУ им. А.И. Герцена.2008

4. Гутник И.Ю. Организация педагогической диагностики в профильном обучении. СПб. КАРО. 2005

5. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика.- М.,1991

6. Колкова М.К. Методики обучения иностранным языкам в средней школе. – СПб.: КАРО, 2006

7. Кузнецов А.А. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5 – 9 классы. – М. : Просвещение, 2010

8. Хуторской А.В. http://www.eidos.ru/journal/2005/0212 htm Дата обращения 18.11.2014

Составлено: Милкова Ирина Норбертовна

Гимназия при Государственном Русском музее,

Учитель английского языка высшей категории.

Телефон: 8-906-270 -03 -41

m.irisha2 @rambler.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание обучения и психолого-педагогические предпосылки включения в него социокультурного компонента в целях повышения мотивации изучения иностранных языков в общеобразовательной школе.

Проблема содержания в методике обучения иностранным языкам (ИЯ) остаётся одной из самых актуальных. Особо важное значение имеет взаимосвязь содержания обучения (СО) с социальными требованиями ...

Диалогическая речь как форма обучения иностранному языку в общеобразовательной школе.

Основной и ведущей целью в преподавании иностранных языков в общеобразовательной школе является коммуникативная цель, которая и определяет весь учебный процесс. Одной из основных форм речевого общения...

Реферат на тему: "Социокультурный подход к обучению иностранному языку в общеобразовательной школе"

Материал реферата на тему: "Социокультурный подход к обучению иностранному языку в общеобразовательной школе" может быть использован для подготовки к экзамену по предмету история и философия науки....

Ментальные карты как приём обучения иностранному языку в общеобразовательной школе.

В современном мире программы общеобразовательной школы имеют большую информативную насыщенность. Родители обеспокоены большой нагрузкой на школьников. Перед учителем встает вопрос компановки знаний, и...

Актуальные проблемы обучения иностранному языку в общеобразовательных школах

Статья о проблемах возникающих в процессе обучения иностранным языкам на современном этапе. Приемы, помогающие их решать из практики учителя....