Ментальные карты как приём обучения иностранному языку в общеобразовательной школе.
статья по английскому языку на тему

Потапова А.В.
В современном мире программы общеобразовательной школы имеют большую информативную насыщенность. Родители обеспокоены большой нагрузкой на школьников. Перед учителем встает вопрос компановки знаний, интенсификации учебно-познавательного процесса.Сегодня на уроке должно быть главенство мышления учащихся над памятью, самостоятельной деятельности над монологическим способом информирования школьников. Важным моментом в деятельности учителя в этих условиях становится применение эффективной педагогической технологии. Эффективность той или иной технологии учитель определяет для себя сам. Среди многих достойных педагогических технологий для меня оказалась наиболее приемлемой: «Использование ментальных карт».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ментальные карты как приём обучения иностранному языку в общеобразовательной школе.

                                                                                                  Автор: Потапова А.В.

                                                                                                 ГБОУ Школа №1748

                                                                             г. Москва

Содержание:

  1. Пояснительная записка
  2. Что такое ментальная карта
  3. Значение ментальных карт в образовательном процессе
  4. Создание интеллект-карт
  5. Литература

Пояснительная записка

В основе ФГОС второго поколения лежит системно-деятельностный подход, целью которого является развитие личности. Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей. Любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации.

Cовременные программы общеобразовательной школы имеют большую информативную насыщенность. Родители обеспокоены большой нагрузкой на школьников. Перед учителем встает вопрос компановки знаний, интенсификации учебно-познавательного процесса.

Сегодня на уроке должно быть главенство мышления учащихся над памятью, самостоятельной деятельности над монологическим способом информирования школьников. Важным моментом в деятельности учителя в этих условиях становится применение эффективной педагогической технологии. Эффективность той или иной технологии учитель определяет для себя сам.

Среди многих достойных педагогических технологий для меня оказалась наиболее приемлемой: «Использование ментальных карт».

2. Что такое ментальная карта?

Интеллект-карта, или ментальная карта - это технология изображения информации в графическом виде; инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию, мыслить, используя весь свой творческий потенциал. Суть метода состоит в выделении главного понятия, от которого ответвляются задачи, мысли, идеи, шаги в реализации проекта. Каждая ветка может содержать несколько более мелких ветвей-подпунктов. Ко всем записям можно оставлять комментарии, которые помогут не запутаться в сложном проекте.

3. Значение ментальных карт в образовательном процессе

Ментальная карта даёт возможность ученику структурировать учебный материал, увидеть связи и отношения между изучаемыми объектами, связать отдельное в единое целое. Таким образом, происходит «сжатие» информации. Под «сжатием» нужно понимать, прежде всего, ее обобщение, укрупнение, систематизация. Сокращается время и силы школьников, направленные на усвоение учебного материала, повышается качество усвоения материала.

Автором этого метода является британский психолог Тони Бьюзен. Исследования Тони Бьюзена подтверждают, что в современном обществе доминирует левое полушарие в ущерб правому. Левое полушарие отвечает за логику, а правое – за творчество, анализирует информацию через краски и ритмы. При создании ментальных карт работают оба полушария. Ментальная карта объединяет текст с изображениями.

Визуально ментальная карта может выглядеть следующим образом:  

C:\Users\MasteR\Documents\Ментальная карта.jpg

Благодаря использованию цветов, рисунков и пространственных связей любая информация начинает восприниматься, анализироваться и запоминаться гораздо быстрее и эффективнее, чем при ее обычном линейном представлении в виде цифр и букв.

Оценив значение рисунка и ассоциаций для оформления мыслей, Бьюзен создал технологию картирования идей при помощи ветвящихся диаграмм.  

Вместо линейной записи Тони Бьюзен предложил использовать радиальную, отражающую природные склонности нашего мозга мыслить ассоциативно.  Ведь никому не надо доказывать, что рисунки и символы мы запоминаем гораздо легче, и намного дольше данную информацию помним.

Прием использования ментальных карт помогает оптимизировать такие образовательные процессы, как:

- актуализация знаний обучающихся,

- организация поиска решений задач проблемной учебной ситуации,

- анализ и систематизация информации,

- создание презентаций, написание реферата, доклада, статьи.

Можно сказать, что по сути своей, ментальная карта является упрощенным графическим отображением течения наших мыслей.  

Для преподавателя совершенно необходимым условием того, чтобы информация была воспринята, является посыл к тем органам чувств, которые соответствуют особенностям человеческого восприятия. По способу восприятия информации люди делятся на такие группы:

- аудиалы;

- визуалы;

- кинестетики;

- дискреты (только среди взрослых).

Ментальные карты удивительным образом позволяют отлично воспринимать и усваивать учебный материал ученикам с любым типом восприятия информации. Визуалы прекрасно запоминают материал, если видят его в виде схем, графиков, картинок. Аудиалы умеют слушать и хорошо воспринимают информацию на слух. Для кинестетика при восприятии новой информации важна двигательная активность.

Предложенная Тони  Бьюзеном  радиальная система  записи непривычна, но именно ее основной принцип визуальности и ассоциативности имеет продуктивность. Опять же переход на деятельность данного типа должен осуществляться постепенно, с сохранением идеи приема.  

Использование данного приема показывает преимущества интеллект-карт:            

Пишем:

- с удовольствием

- быстро

- мало

Видим:

- взаимосвязи

- структуру изложения материала

Развиваем:

- мышление

- память

- воображение

- логику

Задействуем:

- весь потенциал

- творчество

Запоминаем:

- сразу

- много

- качественно

4. Создание интеллект-карт

При создании ментальных карт Тони Бьюзен предлагает руководствоваться следующими правилами при составлении ментальной карты:

  1. Главная тема помещается в центре листа.
  2. Записывать только ключевые слова (выбирать самые яркие, запоминаемые, «говорящие» слова).
  3. Ключевые слова располагаются на ветках, расходящихся от центральной темы, можно подкреплять символическими рисунками.
  4. На каждой линии только одно ключевое слово.
  5. Записывать печатными буквами.
  6. Длина линии равна длине слова.
  7. Использовать разные цвета для основных ветвей.
  8. Лист нужно располагать горизонтально. Такую карту удобнее читать.

Таким образом, работа с ментальными картами позволяет ученикам воспринимать достаточно большой объем учебного материала в его целостности, облегчает осмысление и запоминание.

Создание ментальной карты помогает «навести порядок» в голове, получить целостную картину явления или процесса, отыскать новые ассоциации. Интеллект-карты дают большую свободу мысли, это инструмент визуального представления и записи информации,

Технология ментальной карты направлена на формирование навыков самостоятельной, творческой, исследовательской деятельности, которую с удовольствием выполняют все ученики на уроках

При составлении ментальных карт ученик проделывает большую мыслительную работу: усваивает информацию, анализирует её, делает обобщения, выделяет главное, существенное. В результате формируются способности пространственного мышления, изложения кратких и точных выводов, прочные знания, развиваются умения работы с различными источниками информации.

5.Литература

1.Мюллер Хорст. Составление ментальных карт: метод генерации и структуирования идей. М.: Издательство «Омега – Л», 2007.

2.Бершадский М.Е. Метод интеллект-карт http://bershadskiy.ru

3.Т.Бьюзен, «Супермышление», справочник

4.http://start-for.ru/mentalnaya-karta-primery-sostavleniya/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диалогическая речь как форма обучения иностранному языку в общеобразовательной школе.

Основной и ведущей целью в преподавании иностранных языков в общеобразовательной школе является коммуникативная цель, которая и определяет весь учебный процесс. Одной из основных форм речевого общения...

Приёмы и методы обучения иностранному языку в начальной школе

Описаны приёмы и методы обучения иностранному языку в начальной школе....

Модернизация обучения иностранному языку в общеобразовательной школе (в гимназии)

Данная статья посвящена анализу содержания ФГОС второго поколения, классификации результатов современного образования, экспериментальному поиску ответов на вопросы о роли учебных предметов в формирова...

Реферат на тему: "Социокультурный подход к обучению иностранному языку в общеобразовательной школе"

Материал реферата на тему: "Социокультурный подход к обучению иностранному языку в общеобразовательной школе" может быть использован для подготовки к экзамену по предмету история и философия науки....

Актуальные проблемы обучения иностранному языку в общеобразовательных школах

Статья о проблемах возникающих в процессе обучения иностранным языкам на современном этапе. Приемы, помогающие их решать из практики учителя....