Мониторинг ИКК
методическая разработка по английскому языку на тему

Роднова Марина Владимировна

Доклад по теме "Мониторинг иноязычной коммуникативной компетенции"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon doklad.zip72.97 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг сформированности иноязычной коммуникативной компетенции как способ повышения качества обученности и формирования индивидуального образовательного маршрута развития личности учащихся

Школьное образование в настоящее время работает в новых условиях и адаптируется к новой системе требований, а «новые условия требуют новых путей решения» (Н.Рерих). Рутина цифр и отчетности мало дает практического результата как для  учителя так и для ребенка, если не пытаться эту информацию выстроить в логическую систему с практическим выходом. По Закону РФ «Об образовании» образовательные учреждения обязаны обеспечить оптимальное функционирование образовательного процесса и качественное достижение результатов образования, соответствующих образовательному стандарту. Для этого любое образовательное учреждение стремится обеспечить необходимый уровень учебной мотивации, уровень здоровья и уровень развития личности обучающихся. Каждый педагог решает данные задачи по-своему. Мы сегодня рассмотрим модель, которая не только давала бы возможность по цифрам отчетности быстро, наглядно и объективно получать информацию об уровне сформированности иноязычной коммуникативной  компетенции, но и повышать успеваемость и качество обучения, а также способствовать развитию индивидуальных способностей наших учащихся. Латинское «monitor» произошло от «moneo» путем добавления «- or», что приобрело смысл действующего лица, т.е. учителя, наставника, советника и т.д.
Термин «monitoring» принадлежит англоязычному словарному аппарату. Об этом свидетельствуют «ing», типичное для его современного применения.
Из изложенного следуют два важных факта:
во-первых, рассматриваемые термины имеют давнее и интернациональное лексическое происхождение. В начале были латинское, далее - английское и затем - русско - язычное смысловое наполнение;
во - вторых установлено, что в большей степени составляющая присутствует в термине «monitoring». Это произошло за счет синтеза:
Глагол «to monitor» + «ing» = «Процесс»
Отсюда следует, что мониторинг позволяет отслеживать, управлять, контролировать, увещевать, учить и воздействовать на личность и в целом, и обучаемого (-ых) в частности, способом не одноразового воздействия, а в течение необходимого интервала времени, т.е. в режиме динамичного процесса. Мониторинг
 - это постоянное организованное наблюдение за каким-либо процессом с целью сопоставления наличного состояния (точнее, постоянно сменяющих друг друга состояний) с ожидаемыми результатами, постоянное отслеживание хода каких-либо процессов по четко определенным показателям. Естественно, приоритетным для нас является педагогический мониторинг. Педагогический мониторинг играет важную роль в эффективности управления процессом формирования иноязычной коммуникативной компетенции, создает необходимое информационное обеспечение образовательного процесса. Это новое, современное средство контроля с целью диагностики, которое позволяет по-другому взглянуть на весь учебно-воспитательный процесс.

Компоненты мониторинга - это условия, процесс и результат мониторинга.

Условиями педагогического мониторинга являются:
• системность, продолжительность по времени;
• сравнимость результатов;
• объективность результатов;
•  комфортность всех объектов мониторинга.

 

Этапы работы

Постоянными ежегодными этапами работы на весь период мониторинга являются:

I этап - нормативно-установочный

Основные действия педагога на этом этапе осуществления мониторинга будут следующие:

1)        Разработка локальных актов, сопровождающих мониторинговые исследования:

        функциональные обязанности участников мониторинговых исследований.

2)        Приказ по введению мониторинговых исследований в учебную деятельность.

3)        Определение целей и задач педагогического мониторинга.

4)        Определение основных показателей и критериев.

5)        Выбор способа установления реальных достижений (реального уровня) обследуемого объекта, выбор инструментария.

II этап - аналитико-диагностический.

Включает в себя следующие элементы:

1)        Сбор информации с помощью подобранных методик.

2)        Количественная и качественная обработка полученных результатов.

3)        Выработка педагогического диагноза.

III этап – прогностический.

Целью данного этапа являются прогнозирование дальнейших тенденций и возможностей развития обследуемого объекта. В соответствии с поставленным диагнозом и причинно-следственным анализом состояния объекта педагогического мониторинга происходит разработка плана педагогических коррекционных мер.

Содержание и методика коррекционной работы с педагогами определяется, исходя из профессионального уровня педагогов.

IV этап - деятельностно-технологический.

На данном этапе в соответствии с выработанным планом осуществляется коррекция педагогического процесса. При этом следует помнить, что данная работа не сводится только к развитию отдельных психических процессов, к тренировке тех или иных умений и навыков, она должна быть направлена на коррекцию всей личности.

V этап - промежуточно-диагностический (уточняющий).

Основная задача данного этапа - проанализировать результаты проведенной работы, уточнить уровень реальных достижений объекта мониторинга, сопоставить его с нормативными показателями, установить причины отклонений на основе логического анализа, разработать стратегию коррекционно-развивающей работы.

Промежуточный анализ результатов педагогического мониторинга создаст основу для более эффективного осуществления дальнейшей коррекционной работы, поможет педагогу, руководителю уточнить выбор средств и методов этой работы, исправить возможные недостатки.

VI этап - итогово-диагностический (завершающий).

Этот этап является завершающим в цикле педагогического мониторинга. Его задача - получение информации о результатах организации и проведения мониторинга, степени его эффективности.

При этом руководитель или педагог, осуществляющий педагогический мониторинг, должен выполнить следующие действия:

        оценить состояние объекта мониторинга с помощью разнообразных диагностических приемов;

        сопоставить полученные результаты с первоначальными данными;

        сделать выводы, умозаключения о соответствии избранных целей и задач педагогического мониторинга полученным результатам педагогической деятельности;

        определить эффективность проведенной работы на основе  логического анализа.

Мониторинг качества обучения позволяет:

  • сравнивать объективные оценки уровня усвоения учебного материала и субъективные оценки преподавателя по результатам ЕГЭ,
  • вносить изменения в организацию и содержание контроля знаний и в сам учебный процесс,
  • выявлять учащихся с низким уровнем подготовки и разрабатывать систему мер для поддержки их обучения с целью сохранения контингента.

Система контроля знаний в форме мониторинга имеет ряд преимуществ перед другими, так как:

  • учитывает все виды работ учащихся в течение четверти или полугодия;
  • обеспечивает единство требований по отношению к каждому учащемуся;
  • обеспечивает гласность и наглядность результатов;
  • обеспечивает развитие самостоятельных навыков при выполнении практических работ и качественного изучения теоретического материала не в конце четверти или триместра, а в течение четверти на всех видах занятий,
  • является мощным стимулом к получению досрочной оценки по предмету.

Инструментом измерения достижений учащегося является правильно построенный и хорошо составленный тест, который соответствует не только предмету обучения, но и его задачам. Именно тест, проводимый регулярно в течение всего учебного года, показывает степень усвоения учащимся материала по конкретным темам изучаемой дисциплины. По результатам текущего тестирования создаётся протокол на весь класс с ответами каждого обучаемого на вопросы теста и автоматически формируется база данных, содержащая информацию за весь период обучения с момента начала мониторинга. Максимально объективная процедура тестирования позволяет сравнивать результаты обучаемых как по отдельным темам, так и по предметам для учащихся различных классов на протяжении ряда лет.

Самостоятельный труд во время тестирования развивает у учащихся такие качества, как: организованность,  дисциплинированность, умение анализировать факты и явления, самостоятельность мышления, что способствует творческому развитию каждого и формированию собственного мнения и убеждения.

Учащиеся, подвергающиеся регулярному тестированию, показывают более высокие результаты итоговой аттестации, чем школьники, обучающиеся по традиционной методике. Правильно организованный системный мониторинг позволяет судить о готовности обучаемого к осуществлению того или иного вида профессиональной деятельности.

Информацию лучше всего накапливать в форме таблиц, диаграмм.
Сопоставление данных мониторинга с запланированными показателями дает нам возможность увидеть, насколько верными были наши действия, поможет скорректировать, пересмотреть методы, формы, способы действия или утвердиться в их правильности.
Очень важно сделать мониторинг приемлемым, личностно значимым для каждого участника образовательного процесса. Необходимо сообщать мониторинговую информацию ученику и его родителям для адекватной самооценки, определения направлений самообразования, для адекватной оценки способностей ребенка.
Разработанная учителем или взятая из литературы форма анализа “Итоги контроля” показывает умение учителя делать самоанализ своей деятельности не только по определению путей устранения пробелов в знаниях учащихся, но и путей совершенствования методики преподавания предмета. Заполняемая учителем форма “Динамика результатов уровня обученности” позволяет учителю не только определить динамику изменений в учебном росте каждого учащегося, но сделать самоанализ, и в целом осуществлять рефлексию собственной деятельности в системе контрольных точек.
Информация, полученная в результате проведения поэтапного мониторинга, является для учителя базой при составлении индивидуального образовательного маршрута развития  личности обучающихся. В работе применяется следующая схема:

Этап

Рефлексия

Психолого-педагогическая поддержка, кураторство

Диагностика, анализ

Знаю, умею, достиг

Куратор составляет ИТМ с учетом интересов ребенка, семьи; обеспечивает вариативность деятельности; проводит отбор материала для совершенствования интеллектуального и творческого потенциала

Проектирование

Хочу знать, научиться, достичь

Выбираются конкретные виды деятельности.

Организация

Мои шаги в достижении цели

Проводит консультации; помогает в анализе конкурсных заданий и работе над ошибками.

Мониторинг

Узнал, научился, достиг

Определение эффективности проведенной работы

Итак, основные функции куратора сводятся к тому, чтобы

  • создать условия для организации исследовательской, проектной и творческой  деятельности обучающегося в рамках ИТМ;
  • расширить образовательное пространство обучающегося как пространство пробы себя и своих возможностей;
  • способствовать участию обучающихся в различных формах публичных презентаций (конкурсы, олимпиады, научно-практические конференции);
  • информировать обучающегося и родителей о достижениях.

Проводится анализ мониторинговых наблюдений, результаты которого используется при:

•  выборе адекватной методики обучения учителем;

•  формировании учебных мотивов обучающихся;

•  коррекции учебного процесса.

Результат  проведения мониторинга в моих классах:

  • сохранение успеваемости на оптимальном уровне - 100% (по результатам года);
  •  поддержание качества успеваемости  до 80 % и выше;
  • участники, призеры и победители конкурсов и олимпиад различного уровня.

Для проявления и стимулирования личностного потенциала учащихся я прибегаю к составлению рейтингов учащихся на основе их учебных достижений.

Рейтинговая система оценки знаний особенно хорошо работает в средних и старших классах средней школы, когда школьники начинают рассматривать учебу как способ проявить себя, выделиться, обратить на себя внимание. С помощью рейтинга всегда виден «статус-кво» данного ученика на фоне всего класса, и легко определить, как «близко» или «далеко» в данный момент времени до оценки в четверти или в году, на которую ученик рассчитывает. Такая система оценки стимулирует соревновательность в учебном процессе.
Ожидаемые результаты

  1. Получение достаточно полной информации о результатах учебной деятельности учащихся.
  2. Получение полной картины пробелов в знаниях и умениях учащихся по проверяемым учебным элементам.
  3. Оперативная коррекция деятельности учителя с целью формирования у них положительной мотивации к профессиональной деятельности.
  4. Возможность формирования краткосрочного или долгосрочного индивидуального образовательного маршрута учащихся.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». Мониторинг

Материал  включает в себя тесты на проверку внимания, воображения, речи, различные задания на изучение степени готовности  ребенка к процессу обучения в школе....

Мастер-класс «Мониторинг как инструмент управления качеством образования. Организация внутришкольного мониторинга в процессе внедрения ФГОС ООО"

Представлен опыт по организации  системного внутришкольного мониторинга предметных и метапредметных достижений обучающихся....

Мониторинг «Степень удовлетворенности обучающихся деятельностью арт-студии «Позитив» Мониторинг определения отношений между педагогом и обучающимся. Методика «Наш педагог» (О.И. Мотков)

Мониторинг «Степень удовлетворенности обучающихся деятельностью арт-студии «Позитив»Мониторинг определения отношений между педагогом  и обучающимся.Методика «Наш...

Мониторинг «Степень удовлетворенности обучающихся деятельностью творческого объединения «Автомоделирование» Мониторинг определения отношений между педагогом и обучающимся. Методика «Наш педагог» (О.И. Мотков)

Мониторинг «Степень удовлетворенности обучающихся деятельностью творческого объединения «Автомоделирование»Мониторинг определения отношений  между педагогом  и обучающимся....

Мониторинг "«Степень удовлетворенности обучающихся деятельностью творческого объединения «Цветы из ткани» Мониторинг определения отношений между педагогом и обучающимся. Методика «Наш педагог» (О.И. Мотков)"

laquo;Степень удовлетворенности обучающихся деятельностью творческого объединения «Цветы из ткани»Мониторинг определения отношений между педагогом  и обучающимся.Методика «...

Мониторинг физической подготовленности и соревновательной активности учащихся. Мониторинг спортивных достижений учащихся МБОУ «СШ №3» г. Нижневартовск

В данной работе представлена часть мониторинга и его анализ, который проводится по предметной области «Физическая культура» в МБОУ  СШ№3 г. Нижневартовска...

Отчеты, мониторинги, анализы. Участие в мониторинге ИКП РАО

Отчеты, мониторинги, анализы, информационные справки...