Деловое общение на уроках английского языка
статья по английскому языку (9 класс) на тему

Рощупкина Алла Алексеевна

В статье рассматривается необходимость и важность элективного  курса экономического профиля, направленного на отрабатывание практических умений и навыко,в необходимых для успешного взаимодействия с иностранными деловыми партнерами в будущей профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_roshchupkinoy_-_kopiya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рощупкина А.А., учитель

Английского языка

ГБОУ СОШ №507

Деловое  общение на уроках английского языка

в социально-экономическом профиле  школы

В последние годы в российском обществе неуклонно возрастает интерес к высшему образованию. Все больше абитуриентов выбирают языковые или экономические  специальности вузов, стремясь получить востребованное в современном обществе образование. Однако адаптация вчерашних старшеклассников к условиям обучения на лингвистических и экономических факультетах вузов, где необходимо знание иностранного языка, не всегда проходит успешно.

Учебная деятельность студентов-первокурсников существенно отличается по своему характеру и содержанию от учебной деятельности в школе: значительно увеличивается объем знаний, скорость, стиль и способы их презентации, расширяется спектр изучаемых дисциплин, требующих расширения кругозора в профильной области для успешного их усвоения. Психологическая атмосфера в вузе также значительно отличается от школьной за счет относительно высокой мотивации студентов на избранную специальность, малой комплектации групп на языковых факультетах, и сравнительно высокого уровня самостоятельности студентов в учебном процессе. При этом такие личностные качества студента как низкая самооценка, отсутствие коммуникативных качеств, неумение строить отношения в коллективе, брать на себя ответственность могут препятствовать его успешному функционированию в вузовском образовательном пространстве.

В этой связи школьников в старших профильных классах необходимо целенаправленно готовить к вузовскому образованию, используя при этом дидактические возможности профильного обучения. Предмет «Иностранный язык», обладает в этой связи особенно большими возможностями, принимая во внимание его гуманистический и интегративный потенциал. [№1]

Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования для экономических специальностей по дисциплине «Иностранный язык», экономист должен обладать коммуникационной готовностью, определяемой умением опосредованного и непосредственного общения на одном из наиболее распространенных иностранных языков.  В примерной программе по иностранным языкам по специальности «Мировая экономика», конкретизированы задачи, вытекающие  из общих требований к уровню владения иностранным языком студентами экономических факультетов.

Однако более углубленное изучение иностранного языка как средства делового общения и межкультурной коммуникации в рамках школьного времени не представляется возможным. Выбор профессионально-ориентированного спецкурса обеспечивает реальную возможность для организации и осуществления самостоятельной творческой деятельности по овладению актуальными знаниями в области межкультурной коммуникации в сфере экономики, бизнеса и предпринимательства.[№2]

У обучающихся появляется возможность овладеть необходимыми лексическими, грамматическими и фонетическими знаниями, практическими умениями устного и письменного общения на иностранном языке, познакомиться со спецификой работы с текстами по специальности, которые, как правило, заключают в себе не только профессионально-ориентированную информацию, но и культуроведческую.

В качестве эксперимента по созданию индивидуального маршрута ученика в профильном обучении на основе сетевого взаимодействия нами разработана программа элективного курса по английскому языку «Коммуникация делового общения», которая позволяет решить задачу создания системы специальной подготовки старшеклассников к ситуации их успешной социализации за стенами школы.  

Элективные  курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников. [№3]

В рамках программы учащиеся  знакомятся как с теоретическими основами общеэкономических знаний, так и отрабатывают практические умения и навыки, необходимые для успешного взаимодействия с иностранными деловыми партнерами в будущей профессиональной деятельности, что, в свою очередь, способствует совершенствованию речевой, языковой и социокультурной иноязычной компетенции.

        Из всего многообразия учебных пособий, одобренных министерством образования и реализующих данные цели, мы выбрали УМК  «Бизнес Английский» [номер из списка лит-ры].

         Учебник состоит из трех частей (УКАЗАТЬ ИХ). На каждую часть отводится от 22 до 34 академических часов. Возраст обучающихся  15-17 лет (в зависимости от этапа обучения ученика и специфики образовательного учреждения). Срок реализации 2-3 года, включая предпрофильную подготовку в 9-м классе. Тематика уроков распределена от простых базовых принципов организации работы в офисе до более сложных ситуационных задач решения финансовых и маркетинговых проблем.

Каждый урок учебника содержит задания по всем видам деятельности: разминка и чтение, работа с лексикой, аудирование, говорение, письмо. Занятия подразумевают творческие формы работы: диспуты, дискуссии, обсуждение проблем в группе, подготовку проектных работ, в том числе  связанными с навыками оформления деловой корреспонденции и электронных сообщений, основными методами ведения переговоров и стилем делового разговора,  переводом специальных документов.

Таким образом, материал курса позволяет учащимся создавать свой банк деловой лексики и образцов корреспонденции, впоследствии модернизировав его и адаптировав к реальным условиям. Именно в этих целях нами создан методический инструментарий с применением компьютерных технологий, что позволяет реализовать как задачу сетевого взаимодействия всех участников учебного процесса, так и дополнить  выбранный УМК блоком рефлексирующих заданий, ориентированных на самоконтроль и формирующе-оценивающий контроль, где учитель выступает в качестве фасилитатора и координатора.

Давайте посмотрим, как данная программа работает в нашей системе

Индивидуального образовательного маршрута ученика в профильном обучении на основе сетевого взаимодействия. У нас есть ученик социально-экономического профиля. Для развития его коммуникативной и социокультурной коммуникации, для обогащения его речевого запаса дополнительной деловой лексикой необходим материал, способный реализовать эти потребности учащихся. В данном случае – это учебник. Для совершенствования коммуникативной компетенции необходимой для успешного взаимодействия с деловыми партнерами в будущей профессии требуется круг учащихся экономического профиля, с целью создания речевых ситуаций, а также организации рефлексии. Для формирования умения и навыков работы с деловыми документами используются компьютерные технологии. Компьютер также используется в качестве рефлексии, самоконтроля и контроля учителя, который в данном проекте выступает в качестве координатора учебного процесса. Богатый материал учебника способствует самостоятельной деятельности одного ученика или целой группы. Так учениками создаются проекты по различным темам учебника, презентации и клипы для обсуждения в классе.

        Важно отметить, что у этого учебника также есть и несколько недостатков. Авторами не разработаны дидактические материалы к нему, что позволило нам самостоятельно предложить систему упражнений в виде тестов к каждым пяти модулям учебника на закрепление лексического материала, предоставленного в книге. Сказывается на учебном процессе и отсутствие рабочей тетради для более глубокой отработки употребления лексических единиц, идиом и фразеологизмов, важных по своему значению для учеников социально-экономического профиля.

Таким образом, с нашей точки зрения,  профильное образование в старших классах способствует осознанному погружению в основы будущей  профессии, с тем, чтобы убедиться в правильности или ошибочности своего выбора и целенаправленно подготовиться к поступлению в выбранный ВУЗ.

Предлагаемый нами методико-дидактический инструментарий способствует формированию таких качеств и умений человека 21  века.

Список использованной литературы:

№1 Вопросы профильного обучения в старшей школе, нормативные документы, статьи на сайте «Профильное обучение в старшей школе»

http://www.profile-edu.ru

№2 Идилова Ирина Сергеевна «ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФАКТОР ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К ПРОДОЛЖЕНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ» (на примере предмета «Иностранный язык»). Автореферат, Рязань2007г.

http://library.rsu.edu.ru/blog/wp-content/uploads/e-library4/Idilova

№3 С.В. Самарская «МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ ОБУЧЕНИЯ

ДЕЛОВОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

Вестник Ставропольского государственного университета,№53, 2007г

www.vestnik.stavsu.ru

№4 John Taylor, Jeff Zeter «Business English» - Express Publishing, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок английского языка в 4 классе по учебнику Forward 3 (авторы М.В.Вербицкая, О.В. Оралова, Б. Эббс, Э.Уорелл, Э.Уорд), раздел 9. «Снег идёт». Урок 25 «Dora\'s Trip» учителя английского языка Н.А. Гордеевой.

Урок английского языка  в 4 классе  по учебнику Forward 3 (авторы М.В.Вербицкая, О.В. Оралова, Б. Эббс, Э.Уорелл, Э.Уорд), раздел 9. «Снег идёт».  Урок 25 «Dora\'s Trip» учите...

Разработка урока английского языка в ПО SmartNotebook:"XC и игровые приемы на уроке английского языка"

Разработка для урока английского языка по теме:"Earth Day" в ПО Smart Notebook с использованием дополнения к ПО SMART NOTEBOOK 11-  Extreme Collaboration, которое дает возможность учащимся  ...

Разработка урока английского языка к УМК "Форвард" 6 класс автор Вербицкая М. Цикл 2, урок 1.по теме "Daily routines" учитель английского языка МБОУ "Лицей № 1 им.А.П.Гужвина г.Камызяк" Егорова В.С.

Данная разработка урока представляет собой  в соответствии  с ФГОС для проведения урока в 6 классе по теме " Распорядок дня" и грамматической теме " Настоящее простое время"...

Презентация к уроку английского языка по теме: "УУД на уроке английского языка. Развитие лексико-грамматических навыков по теме «Моя комната»"

Презентация к уроку английского языка по теме: "УУД на уроке английского языка. Развитие лексико-грамматических  навыков по теме «Моя комната»"...