Статья на тему"Проблема творческой готовности обучающихся в учебной деятельности"
статья по английскому языку на тему

Сиразетдинова Гульназ Тимеряновна

Статья предназначается для учителей анлийского языка.В статье рассматривается творческое взаимодействие между участниками учебного процесса.Цель:вызвать устойчивую мотивацию и обеспечить деятельность обучаемых в познании знаний. а также развить творческий потенциал личночти.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему

 «ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ обучающихся 

В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Проблема раскрытия творческих способностей личности обучающегося, его творческих потенциалов и по сей день не утрачивает своей актуальности. Ведь человек с творческой готовностью обладает высоким уровнем творческого потенциала, творческим мышлением и способен к саморазвитию.

В рамках указанной проблемы важно изучение особенностей и факторов, регулирующих творческое сотрудничество между участниками учебного процесса. Важно указать на основную функцию учебной деятельности – развивающую. У многих преподавателей существует установка на то, что в начале у обучающих необходимо сформировать глубокие и прочные фундаментальные знания. Однако богатый багаж знаний не обязательно способствует становлению обучаемого в качестве гармоничной развитой личностью. В связи с этим важно подчеркнуть, что на этом этапе осмысления учебного материала необходимо широко применять творческие задания. Творческое мышление шире и глубже отражает объективную действительность, чем теоретическое.

Творческое взаимодействие заключается в создании условий для свободы выбора элементов образовательной деятельности самими обучаемыми. Преподаватель обеспечивает учащимся право выбора целей занятия, способов их достижения, тем творческих работ, формы их выполнения и защиты, поощряет наличие собственного взгляда обучаемого на проблему. То есть преподаватель выступает в качестве консультанта, эксперта и даже соавтора обучаемых.

С целью выявления общих закономерностей и специфики организации в процессе развития творческой готовности обучающихся к учебной деятельности эффективно использовать следующие типы творческих занятий.

Занятия креативного типа: занятие – диалог, дискуссия, диспут, эвристическая беседа, занятие – противоречие, парадокс, фантазия, поисковое занятие, занятие изобретательства, моделирования, технического творчества, занятие открытий, сочинение, деловая игра, телемост, занятие наоборот (ученик в роли учителя).    

Занятие когнитивного типа: занятие – концепт, занятие – наблюдение, эксперимент, исследование объекта, лабораторное занятие, метапредметное занятие.

Занятие оргдеятельного типа: занятие – проект, занятие рецензирования, взаимоконтроля, занятие – выставка, занятие – конференция, занятие – зачёт, творческий отчёт.

Наряду с внешними формами организации обучения необходимо обратить внимание и на общие формы, разработанные с учётом особенностей коммуникативного взаимодействия как между педагогом и обучаемым, так и между самими обучаемыми. Среди общих форм организации обучения выделены индивидуальная, парная, групповая, коллективная и фронтальная, каждая из которых обладает своими достоинствами и недостатками. В связи с этим перечисленные формы, как правило, гибко варьируются и используются в сочетании.

Основу системы развития творческой готовности составляют  активные методы обучения: дискуссия, игра, тренинг.

Дискуссия позволяет развивать критическое мышление обучаемых, формирует у них коммуникативную и дискуссионную культуру, развивает рефлексивное мышление. Кроме этого, дискуссия создает благоприятную обстановку для воспроизведения имеющихся у обучаемых знаний, эмоционально насыщенную атмосферу, психологическое напряжение, что способствует глубокому проникновению обучаемых в суть проблемы, прочному её усвоению. Благодаря дискуссии происходит активное взаимодействие всех участников, которые занимают позицию субъекта познавательной деятельности.

В ходе дискуссии происходит целенаправленный и упорядоченный обмен мнениями, идеями в конкретной группе с целью поиска какой-то истины. Дискуссия высокоэффективна для творческого осмысления изученного материала.

Важной особенностью дискуссии является диалогическая позиция преподавателя. При проведении в процессе учебной деятельности первой дискуссии преподаватель особое внимание должен уделять формированию дискуссионных процедур, впоследствии он акцентирует своё внимание на мнениях обучаемых, на способах аргументации их позиций, на поиске личных смыслов. Дискуссия позволяет преподавателю определить культурный кругозор обучаемых, оценить умение слушать других, соблюдать правила спора, а также их способность воздействовать на своих товарищей.

В обучении необходимо применять следующие формы дискуссии:

- круглый стол – беседа, в которой на равных участвует небольшая группа обучаемых (около пяти человек), обсуждающих поставленную проблему. Участники обмениваются своими мнениями, идеями как между собой, так и с аудиторией;

- «панельная дискуссия» (участвуют 4 – 6 человек с заранее назначенным председателем). Дискуссия проводится по конкретным вопросам, вызывающим общий интерес. Обсуждение проводится в группах, а затем каждый участник кратко высказывает свою позицию всему классу. Затем председатель подводит итоги дискуссии;

- «форум» - это свободная дискуссия, проводящаяся в вопросно – ответной форме. Участникам разрешается выступать почти неограниченное время, если при этом удаётся удержать заинтересованность аудитории.

Игровой метод полифункционален и может быть использован для формирования разных психологических свойств и качеств человека: умственной самостоятельности, знаний, умений, навыков в той или иной сфере деятельности, творческого решения познавательных задач, творческих способностей и так далее. Особое внимание следует обратить на ролевые, сюжетные игры, предоставляющие участникам свободу воображения и творчества, а также на упражнения тренингового характера.

В рамках выполнения самостоятельной работы особое внимание уделяется методу проекта. Проект предполагает особую форму организации самостоятельной деятельности на занятии.

Сегодня нельзя представить процесс обучения иностранным языкам без учебно-методических комплектов(УМК). Только используя технические и нетехнические дополнительные средства обучения, можно достичь хороших результатов. К данным средствам мы относим компьютерные программы,  схемы, музыку, контрольно-измерительные материалы, интерактивные программы. В учебно-методических комплектах, как правило, содержится большой объём информации о культуре страны изучаемого языка. С помощью этих материалов обучаемые могут найти ответы на следующие вопросы: Как живут их зарубежные сверстники? Какие проблемы их волнуют? Что они читают, чем они интересуются?

Концептуальной основой для определения содержания обучения и стратегий развития творческих способностей учащихся послужили следующие образцы дидактических приёмов организации работы.

Образцы заданий проблемного характера:

1. Проанализируйте систему образования в Англии, выявите положительные и отрицательные стороны. Представьте свой проект всей группе.

2. Сравните государственное устройство двух стран (например Англии и России). В чём их различия и сходства? Обсудите результаты в группе.

3. Ответьте на вопрос: «В чём причина изменения климата на планете Земля?».

Образцы заданий дискуссионного характера:

1. Темы: «Мода вчера и сегодня», «Как мода влияет на молодёжь и общество?». Проанализируйте предложенный текст и выскажите своё мнение.

2. Охарактеризуйте все существующие стили одежды. Обсудите правила выбора людьми того или иного стиля в жизненных ситуациях.

3. Реклама и средства массовой информации. Как вы относитесь к рекламе? Положительные и отрицательные стороны рекламы. Обсудите условия выбора рекламы. Аргументируйте ваши ответы.

4. Сравните национальные праздники Англии и России. В чём их сходство и различие? Обсудите результаты в группе.

Образцы заданий с элементами исследования:

1. Проанализируйте предложенный текст и напишите на него рецензию на немецком языке.

2. Подумайте о том, что бы вы хотели узнать о своих товарищах. Составьте анкету, дайте вашим товарищам ответить на неё и подведите итог вашего исследования.

В связи с этим важным является творческое взаимодействие между участниками учебного процесса, цель которого – вызвать устойчивую мотивацию и обеспечить деятельность обучаемых в познании фундаментальных знаний, а также развить творческие потенциалы личности. Каждое занятие должно быть направлено в первую очередь на творческое развитие личности.

Список использованной литературы

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань: Издательство Казанского университета, 2000.

2. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М.: Педагогика, 1990.

3. Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. – М.: Издательство МГУ, 1984.

4. Креативная педагогика: Сборник научных трудов / Под редакцией М.М.Зиновкиной. – М.: Педагогика, 1998.

5. Кузьмина (Головко-Гаршина) Н.В. Предмет акмеологии. – СПб.: Политехника, 2002.

6. Новейшие методы преподавания иностранных языков. – М.: Издательство МГУ, 1991.

7. Ожиганова Г.В. Играем, рисуем, фантазируем, сочиняем на уроках иностранного языка: Учебное пособие – М.; Воронеж: Издательство НПО «Модэк», 2002.

8. Попов Л.М. Психология самодеятельного творчества студентов. – Казань: Издательство Казанского университета, 1990.

9. Трофимова Г.С. Организация самостоятельной работы студентов. – Ижевск: Издательство Удмуртского университета, 2002.

10. Хуторской А.В. Школа творчества. – М.: Педагогика, 1996.

11. Перминов Л.М., Федоров Б.И. Наука обучать: Учебное пособие для студентов. – СПб.: СМИО Пресс, 2000.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Проблема организации поисковой деятельности учащихся на уроках математики"

Проблема организации поисковой деятельности учащихся на уроках математики...

: «Педагогические средства обеспечения личностно-смыслового включения обучающихся в учебную деятельность (проблемы мотивации в режиме ФГОС)».

В течение последних десятилетий происходит ускорение темпов развития общества, которое повлияло на изменение целей школьной географии. Учебный предмет стал главным ориентиром, определяющим формирован...

Сообщение на педагогическом совете на тему: «Определение уровня готовности к коррекционной образовательной деятельности по результатам диагностического обследования обучающихся 1А класса , с целью выстраивания дальнейшего сопровождения по предмету психом

Рассуждения на тему: "Определение уровня готовности к коррекционной образовательной деятельности по результатам диагностического обследования обучающихся 1А класса , с целью выстраивания дальнейшего с...

Статья на тему: "Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время".

Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время...

Доклад на педагогическом совете образовательной организации на тему «Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности»

Доклад на педагогическом совете образовательной организации на тему «Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности». Описывает педагогическую кружковую  рабо...

Статья на тему: «Развитие творческих способностей обучающихся средствами компьютерной графики»

Использование на занятиях по пошиву одежды средств компьютерной графики позволяет развивать детям свой творческий потенциал и способности, независимо от владения навыками рисования. Работая в гр...

Статья по теме: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ

Ни для кого не секрет, что в России с каждым годом увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). И перед всем обществом стоит задача если не в снижении этой тенденции, ...