Тезисы доклада на городских педчтениях 2014 года
учебно-методический материал по английскому языку (5 класс) на тему

Карлова Наталия Евгеньевна

Формирование базовой культуры личности обучающихся на уроках английского языка с использованием опорных конспектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_ped.chtenie.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

      « Формирование базовой культуры личности обучающихся на уроках английского языка»

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников. Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т.е. на природу, общество и мышление). Воплощая в себе достижения мировой цивилизации, научное мировоззрение вооружает человека научной картиной мира как системным отражением наиболее существенных сторон бытия и мышления, природы и общества.                                                                                                                                                                                   Но окружающая человека действительность чрезвычайно многообразна, как многообразны и те отношения, в которых человек находится с миром. В своей практической познавательной деятельности человек соотносит себя.                                                                                                                                                                               Актуальная потребность подросткового возраста — стремление к самоутверждению, поиск своего места в мире. Удовлетворение этой потребности расширяет круг общения подростка, выводит его за пределы своего индивидуального опыта, с какой-то определенной стороной действительности,

 Для того чтобы знания переросли в убеждения, органически вошли в общую систему взглядов, доминирующих потребностей, социальных ожиданий и ценностных ориентации личности, они должны проникнуть в сферу ее чувств и переживаний. Положительное эмоциональное состояние учащихся побуждает их обращаться к ко всему тому, что создает и поддерживает благоприятный социально-психологический фон школы.

Сфера практических действий учащихся может быть достаточно широкой, нужно,  чтобы она удовлетворяла самого ученика. Целостный процесс формирования у учащихся научного мировоззрения обеспечивается преемственностью в обучении, взаимопроникающими связями между учебными предметами. Успех формирования мировоззрения основывается во многом на доверии учащихся к учителю.

В гражданском становлении личности важное место занимает патриотическое воспитание. В толковом словаре В.И Даля слово "патриот" означает "любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник"'. Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей Родине. . Оно противопоставлено национализму и шовинизму.  В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; в интернационализме — уважение и солидарность с другими народами и странами.

 Формирование эстетической культуры — это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Человек по натуре своей — художник. Он всюду так или иначе стремится вносить в свою жизнь красоту. Эта мысль М.Горького представляется нам чрезвычайно важной.
На уроках иностранного языка учащиеся учатся воспринимать культуру другой страны, воспроизводить образы художественного произведения в своем воображении, тонко подмечать свойства и характеристики действующих лиц, анализировать и мотивировать их поступки. Дети особенно эмоционально отзываются на песни, в которых воспеты мужественные, беззаветно преданные своему делу люди, раскрывается романтика борьбы и подвигов.


Системой процесса обучения выступают цель обучения, деятельность учителя (преподавание), деятельность учащихся (учение) и результат. Средства управления  включают в себя: содержание учебного материала, методы обучения, материальные средства обучения (наглядные, технические, учебные пособия и др.).

Важную роль на этапе осуществления педагогического процесса играют обратные связи. Обратная связь – основа качественного управления процессом, только опираясь на нее, удается найти рациональное соотношение педагогического управления и самоуправления своей деятельностью со стороны воспитуемых.

Каждый поступок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм. Усвоенные и принятые личностью нравственные нормы, принципы, категории, идеалы в то же время выражают ее определенные отношения к другим людям, к себе, к своему труду, к природе. Эти свойства проявляются и формируются в сфере человеческих взаимоотношений, которые могут быть гуманными и негуманными. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми. Она раскрывается в проявлении доброжелательности и дружелюбия; в готовности прийти на помощь другому человеку, внимательности к нему; в рефлексии — умении понять другого человека, поставить себя на его место.

Школьная дисциплина — одна из форм проявления дисциплины общественной. Это принятый порядок в стенах учебного заведения, соблюдение учащимися правил взаимоотношений с учащимися и учителями, принятых правил и предписаний. Являясь составной частью нравственности, дисциплина учащихся основана на личной ответственности и сознательности, она готовит ребенка к социальной деятельности.

Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культура поведения. Оно включает в себя различные стороны нравственного поведения личности; в ней органически слиты культура общения, культура внешности, культура речи и бытовая культура. Культура речи — это умение вести дискуссию, понимать юмор, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка.

Актуальность темы « Основы формирования базовой культуры личности»  заключается в том, что гуманистическая школа осуществляет решительный поворот к личности школьника, он становится   действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчужденные  от данного  индивида абстрактные планы и программы. 

          Нельзя не учесть и такой субъективный фактор, как желание и
готовность самих учащихся развивать свои дарования и способности. Этот фактор
формируется, конечно, в сумме результатов школьного и семейного воспитания. Но
в первую очередь он является результатом воздействия общественной культуры. Она
же, как известно, развивается десятилетиями, если не веками.
          Поскольку, все сказанное выше показывает, что разработка
темы в нашей стране началась не так давно, то и серьезных исследований в
отечественной психолого-педагогической литературе по данной проблеме не так
много, а зарубежные исследования, к сожалению, так малодоступны.

 Концепция ненасилия в педагогике тесно связана с понятием «свобода». Понятие свободы является центральным в гуманистически ориентированной педагогике, однако понималось и  понимается свобода в различных педагогических течениях по-разному: свобода как обращенность ребенка к собственному опыту.

На современном этапе в отечественной теории и практике такое понимание свободы можно найти у педагогов-наваторов (Ш.А.Амонашвили, И.П.Волкова, Е.Н.Ильина, С.И.Лысенкова, В.Ф.Шаталова и других). Практика их работы показала, что достичь высоких результатов в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения можно только в том случае, если максимально учитывать интересы детей, предоставлять им право свободного выбора, любить их и принимать их такими, какие они есть.

Помочь обучающимся раскрыть свои возможности, часто скрытые – цель данной методики. Использование опорных конспектов при обучении монологической речи на уроках английского языка помогает избежать трудностей при запоминании последовательности высказывания: не нужно напряженно думать, что говорить, зрительная опора содействует логическому высказыванию, учащийся думает лишь о том как сказать. Исчезает страх сделать ошибку и появляется осознание успеха и интерес к предмету.  Использовать опорные конспекты можно не только при обучении монологической речи, но и при работе с грамматикой – разнообразные таблицы и конспекты. Это концентрирует внимание обучающихся и экономит время при объяснении нового материала и повторении пройденного.

Базовая культура – это необходимый минимум общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможна как социализация, так и оптимальное развитие генетически задуманных дарований личности».

 Демократическое воспитание – это сотрудничество поколений, совместная выработка ценностей, норм, задач, социальной деятельности, то есть духовное творчество старших и младших, продуктом которого является жизненная позиция.


Прошло время, когда в системе целей воспитания  провозглашались только те задачи, которые отражают непосредственно государственные нужды. В современных условиях в социальном заказе необходимо достаточно четко сформировать требования по
формированию индивидуального стиля жизни, обеспечению условий для полноценной
жизнедеятельности граждан детского возраста, формированию способности к
культурному самоопределению как к стержневому свойству личности. Точнее, речь
здесь идет о формировании культуры отношения человека не только к обществу, но
и к себе, к своему здоровью, образу жизни, к своим талантам, притязаниям и
привязанностям, к режиму физических и интеллектуальных отдач, к свободному
времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт о 8-ой Открытой Городской выставке оригами «Четыре времени года» 24 марта - 05 апреля 2014 года г.Санкт_Петербург

С 24 марта по 5 апреля 2014 года в Центре Детского и юношеского Творчества Кировского района (ЦДЮТТ) проходила 8-я ежегодная Открытая Городская выставка по Оригами  "Четыре времени года". Выставк...

Тезисы научно-практических конференций 2013-2014 учебного года

Районная научно-практическая конференция "Лабиринты науки" - 4 февраля 2014 года...

Тезисы научно-практических конференций 2013-2014 учебного года

Районная научно-практическая конференция "Лабиринты науки" - 4 февраля 2014 года...

Презентация к докладу на педчтениях 2014 года

Презентация к докладу на педчтениях 2014 года...

материалы к городским педчтениям

Самооценка - это форма самовыражения....

материалы к городским педчтениям

сначала воспитать читателя!...

Выступление "Развитие алгоритмического мышления в урочной и внеурочной деятельности" Городские Педчтения май 2017 Маслова О.Г.

Материал содержит    основные положения  и принципы, которые положены в основу развития алгоритмического мышления  школьников, вопрос рассматривается с учетом  опыта...